Меню

Жанр сказки пришвина кладовая солнца

Жанр «Кладовая солнца» – произведения М. Пришвина

Россия дала миру просто невероятное количество изумительных писателей. Каждый из них либо находил свою тему, либо разрабатывал общемировые, которые затрагивают чувства, думы и души людей, говорящих на всех языках. Наши литературные гиганты XIX века заслонили собой тех писателей, которых другая страна поставила бы на первый план. Среди них Михаил Пришвин.

Знакомство с героями

Остались сиротами сестричка Настя и братик Митя, Митраша, как его все ласково называли, после войны. Такой зачин позволяет сказать, что у произведения сказочный жанр. «Кладовая солнца» постепенно обрастет бытовыми подробностями. У детей крепкая изба, большое хозяйство. Митраша маленький, но вполне мужичок, который по просьбе соседей бондарит. Дети живут дружно и мирно. Однажды весной они собрались за клюквой на Блудово болото.

Ссора

Дети вышли затемно. Дошли до болота и сели обогреться на камень под восходящим солнышком. А все живое торжествует под ним. Каждая птичка старается спеть ему свою звонкую песенку. Ведь солнышко – мать всякого существа от травинки, птички, мышки до торфа, которым наполнено Блудово болото. Потому-то оно и есть «кладовая солнца». Сестричке и братцу пора идти. Настя выбирает хорошо протоптанную тропу, по которой ходят все, а Митраша – тоненькую, которая ведет на север, и по которой наверняка дойдешь до палестинки со сладкой и крупной клюквой. Так рассорились брат с сестрой и разошлись в разные стороны. Деревья в это время жалобно застонали под злым ветром, предвещая недоброе. Ну чем это не сказка? Здесь точно она присутствует, без сомнения, это сказочный жанр. «Кладовая солнца» дальше будет наполнена приключениями Митраши.

Собака Травка, Настя и Митраша

Умер старый лесник Антипыч, и осиротела его умная гончая Травка. От большой тоски по хозяину, не зная, кому теперь служить, она выла, и к ее вою прислушивался волк Серый помещик, гроза всего края. А он выл от голода и злобы. Голодная Травка вышла на следы зайца и Митраши, которые вели на Слепую елань. А потом передумала и пошла по следу Насти, от которого пахло вкусным хлебом, а может быть, даже лаской. Это ль не быль? Пришвин («Кладовая солнца») жанр сказочный перемежал с былью и точностью описаний. Митраша шел все время по компасу, как учил отец, на север, и торф под его ногами становился все тоньше и тоньше. Все труднее становилось найти Митраше плотную надежную тропку. И по ошибке, не сумев рассчитать, попал мальчуган прямо в коварную Слепую елань. Охватило его по грудь, и услышал он отчаянный крик Насти: «Митраша. ». Он ей ответил, и, утопая, заплакал. А Настя случайно сбилась с тропинки, случайно обошла Слепую елань и нашла палестинку. Сколько клюквы она насобирала, не разгибаясь, и не сказать! Даже лось не понял, что она живой человек, а принял ее за камень. Ну и как, сказка это или быль – жанр произведения «Кладовая солнца»? Пришвин писал сказку. А к Насте подошла Травка. Только хлеб был глубоко под клюквой, не смогла девочка угостить собаку. Оглянулась: день клонится к вечеру, солнце садится. Страшно стало Насте за Митрашу.

Травка-спасительница

Она, голодная, с лаем бросилась к Слепой елани по следу зайца. На лай собаки откликнулся Серый помещик и бросился вдогонку за добычей. Он хотел поймать собаку и растерзать. Бежит Травка по зайцу и вдруг видит, что из болота человеческие глаза смотрят. И услышала она человеческие слова и поняла, что точно перед ней ее Антипыч, который попал в беду и позвал ее настоящим охотничьим именем: «Затравка». Она подползла и вытащила его на живот.

Что делали Травка и Митраша

Травка выгоняла зайца на мальчика, а он готовил патроны, чтобы потом, подстрелив зайца, запечь добычу. Они оба были голодные. В это время прямо на Митрашу вышел Серый помещик. Мальчик выстрелил в упор, и злодея, которого боялась вся округа, не стало.

Читайте также:  Как обогреть воду от солнца

Встреча трех друзей

Настя бросилась на звук выстрела, Травка принесла зайца своему новому молодому Антипычу, и все стали греться у костра и готовить еду.

Беспокойство односельчан

Утром все село бросилось их искать. Дети и веселая Травка столкнулись с соседями у выхода из леса. Никто не мог поверить, что мальчик в 11 лет убил матерого волка, а Настя набрела на палестинку. Но полные корзины клюквы их убедили в рассказе девочки, а на убитого волка все пошли смотреть. Когда привезли Серого помещика, то его прибежали рассматривать даже жители соседних деревень. А Настя всю клюкву отдала детям, которых привезли из Ленинграда.

Так как же написана «Кладовая солнца»? Какой жанр избрал писатель? Приходится прийти к выводу, что это получился совершенно новый жанр – сказка-быль.

Источник

Жанр сказки пришвина кладовая солнца

Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

А «Кладовую солнца» будут читать как новое и через сто лет.
М. М. Пришвин

«Кладовая солнца» Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особый жанр — сказка-быль. Казалось бы, автор соединил совершенно разные литературные формы: сказка — это нечто нереальное, фантастическое, а быль — то, что было на самом деле.
Произведение обладает конкретными реалистичными чертами. История, рассказанная Пришвиным, характеризуется очень точным временем и местом действия: первый послевоенный год, село возле Блудова болота. И, разумеется, происшествие с Настей и Митрашей могло случиться на самом деле. Почему же это сказка?
В «Кладовой солнца» автор использует традиционные сказочные мотивы и черты. Герои произведения — двое детей, оставшиеся без родителей, напоминают сказочных сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Сам Митраша назван «мужичком в мешочке». Это прозвище также несёт определённую фольклорную окраску.
Даже эпизодические герои, такие, как лесник Антипыч, представлены в произведении как носители народной мудрости. Не зря в своей речи он использует пословицы и поговорки («Не знавши броду, не лезьте в воду»). Кажется, что этот человек всё знает и всегда может помочь.
Компас, доставшийся Митраше от отца, похож на какую-то волшебную вещь из сказки, помогающую героям в их опасных приключениях. Компас назван «чудесной вещью».
В «Кладовой солнца» присутствуют сюжетные линии, характерные для сказок. Так, мотив запрета реализуется, когда Настя говорит, что нельзя ходить на Слепую елань. И Митраша, как герой сказки, конечно же, нарушает этот запрет.
Мотив выбора жизненного пути чувствуется в эпизоде у камня, где тропа расходилась на две. Дети не смогли договориться, по какой дороге идти, и каждый пошёл своим путём. На одной из тропинок притаилась опасность — Митраша чуть не утонул в болоте. Зловещее карканье вороны предупреждает детей о беде.
Пришвин рассказывает свою историю простым, понятным языком свидетеля событий. Кроме разговорных слов, в сказке-были встречаются эпитеты, характерные для произведений фольклора: петух «золотой», волк «серый и злой», болото Слепая елань — «погибельное место». А поэтический рассказ о переплетённых ели и сосне по своей стилистике напоминает старинную легенду, захватывающую и немного зловещую.
Сказочные элементы играют особую роль в произведении «Кладовая солнца». Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту, впитавшему в себя представления о добре и зле.

Источник

Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Просмотр содержимого документа
«Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».»

Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

«Кладовая солнца» Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особый жанр — сказка-быль. Казалось бы, автор соединил совершенно разные литературные формы: сказка — это нечто нереальное, фантастическое, а быль — то, что было на самом деле.

Произведение обладает конкретными реалистичными чертами. История, рассказанная Пришвиным, характеризуется очень точным временем и местом действия: первый послевоенный год, село возле Блудова болота. И, разумеется, происшествие с Настей и Митрашей могло случиться на самом деле. Почему же это сказка?

В «Кладовой солнца» автор использует традиционные сказочные мотивы и черты. Герои произведения — двое детей, оставшиеся без родителей, напоминают сказочных сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Сам Митраша назван «мужичком в мешочке». Это прозвище также несёт определённую фольклорную окраску.

Читайте также:  Схема движения тени солнца

Даже эпизодические герои, такие, как лесник Антипыч, представлены в произведении как носители народной мудрости. Не зря в своей речи он использует пословицы и поговорки («Не знавши броду, не лезьте в воду»). Кажется, что этот человек всё знает и всегда может помочь.

Компас, доставшийся Митраше от отца, похож на какую-то волшебную вещь из сказки, помогающую героям в их опасных приключениях. Компас назван «чудесной вещью».

В «Кладовой солнца» присутствуют сюжетные линии, характерные для сказок. Так, мотив запрета реализуется, когда Настя говорит, что нельзя ходить на Слепую елань. И Митраша, как герой сказки, конечно же, нарушает этот запрет.

Мотив выбора жизненного пути чувствуется в эпизоде у камня, где тропа расходилась на две. Дети не смогли договориться, по какой дороге идти, и каждый пошёл своим путём. На одной из тропинок притаилась опасность — Митраша чуть не утонул в болоте. Зловещее карканье вороны предупреждает детей о беде.

Пришвин рассказывает свою историю простым, понятным языком свидетеля событий. Кроме разговорных слов, в сказке-были встречаются эпитеты, характерные для произведений фольклора: петух «золотой», волк «серый и злой», болото Слепая елань — «погибельное место». А поэтический рассказ о переплетённых ели и сосне по своей стилистике напоминает старинную легенду, захватывающую и немного зловещую.

Сказочные элементы играют особую роль в произведении «Кладовая солнца». Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту, впитавшему в себя представления о добре и зле.

Источник

Элементы сказки и были в произведении М.М. Пришвина «Кладовой солнца»

Из истории создания

Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.

Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.

Жанровое своеобразие

В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».

Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.

Краткое содержание

Чтобы легче было написать сочинение в 5 классе по «Кладовой солнца», не помешает познакомиться с аннотацией книги. В повести говорится о сестре и брате, Насте и Митраше. Девочке было 12 лет, мальчику — 10. Когда их родители умерли, дети остались жить одни в сельском доме. Они научились вести хозяйство, ухаживать за козой.

Однажды брат с сестрой собрались за клюквой на Блудово болото. В лесу Настя и Митраша поспорили, какими тропинками нужно идти. После этого каждый пошёл своим путём.

Митраша решил сократить дорогу и отправился по непроторённой тропе. Такие действия привели к тому, что мальчик начал тонуть в болоте. Долго брат звал на помощь сестру, но та так и не услышала: она увлечённо собирала ягоды. Потом Настя вспомнила про Митрашу, стала звать его, но тот не отзывался.

Неподалёку от болота охотилась за зайцем собака Травка. Она увидела тонущего мальчика и подползла к нему. Митраша ухватился за собаку и выбрался из трясины. Неожиданно к болоту пробрался волк Серый помещик. Он гнался за Травкой, а оказался прямо перед мальчиком. Митраша выстрелил в него из ружья и убил.

Настя пошла на звук выстрела и отыскала брата. Дети с Травкой вернулись в родную деревню. Все жители встречали их, как героев. Никому не верилось, что маленькому Митраше было под силу убить злого волка. Травка стала жить с детьми. Настя чувствовала себя виноватой в том, что брат чуть не утонул, поэтому она отдала собранную клюкву для эвакуированных детей из Ленинграда.

Читайте также:  Солнце горит время летит

Элементы сказки

Чтобы понять, что сказочного в «Кладовой солнца», нужно в первую очередь обратить внимание на подзаголовок — сам автор назвал свое произведение сказкой-былью. Это говорит о том, что произведение наполнено фантастическими моментами. Помимо этого, есть и другие яркие признаки сказки:

  1. Необычный зачин, где автор рассказывает о месте, в котором проживают главные герои. У них, как и у многих сказочных персонажей, нет родителей.
  2. Присутствие мотива дороги (дети идут в лес за клюквой).
  3. Животные наделены человеческими чертами.
  4. Герои делятся на добрых (чудесная помощница Травка) и злых (волк, ворон, сорока, ядовитая змея).
  5. Природа выступает, как живая, деревья оповещают о надвигающейся беде.
  6. Перед братом и сестрой стоит выбор около камня, в какую сторону идти.
  7. Присутствует мотив запрета. Настя пугает Митрашу тем, что нельзя ходить в Слепую Елань. Брат не воспользовался её предупреждением и проходит много испытаний.
  8. Счастливый конец.

В итоге добро всё равно побеждает зло. В произведении автор постоянно чередует реальные факты с вымыслом. Выбрав жанр сказки-были Пришвин намекает на то, что жизнь намного интересней, нежели кажется на первый взгляд.

Моменты реальности

Анализ событий, происходящих в повести Пришвина, нужно начать с того, что некоторые из них вполне могли произойти в реальном мире. Дети остались сиротами после войны — это быль. Автор описывает правдоподобно огромное болото, где растёт вкусная клюква. Возможными могли быть приключения на болоте. У детей было хозяйство, что вполне допустимо для деревни.

В пришвинской сказке-были все события происходят в настоящем времени. Кроме того, автор предоставляет описание пейзажей, чего нет в сказках.

Композиционные особенности

Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:

  1. Экспозиция. В ней говорится о жизни двух осиротевших детей.
  2. Завязка. Настя и Митраша собираются весной за перезимовавшей под снегом клюквой.
  3. Выбор пути.
  4. Нарастание напряжения. Дети расходятся.
  5. Эпизод с собакой Травкой.
  6. Рассказ о Сером помещике.
  7. Кульминация. Митраша увяз в болоте.
  8. Собака спасает мальчика.
  9. Настя и Митраша сходятся.
  10. Развязка. Мальчик убивает старого волка.

Книга написана от первого лица множественного числа (мы). Такая форма повествования редко встречается. Этот приём означает превосходство коллективного над личным, что было присуще тому времени.

Секрет названия

Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.

Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.

Источник

Adblock
detector