Презентация к уроку литературы «Особенности жанра сказки — были в «Кладовой солнца» М. Пришвина»
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца». На уроке учащиеся должны выяснить, каковы особенности сказки-были как жанра и почему «Кладовую солнца» можно отнести к этому жанру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Особенности жанра сказки — были в «Кладовой солнца» М. Пришвина» | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности жанра сказки-были в «Кладовой солнца» М.М. Пришвина Выполнила: Сухинина Л.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара
Что такое сказка и что такое быль? БЫЛЬ – это… СКАЗКА – это…
Что такое сказка и что такое быль? Быль — это то, что было в действительности. Сказка — это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. ( Из словаря С. П. Белокуровой )
Жанровые признаки произведений Признаки жанра Сказка Быль «Кладовая солнца» 1. Время действия 2. Место действия 3. События, которые лежат в основе произведения. 4. Герои 5. Какие это герои? 6. Рассказчик — свидетель событий? 7. Финал произведения
Жанровые признаки произведений Признаки жанра Сказка Быль «Кладовая солнца» 1. Время действия В далёкие времена В конкретное время Во время Великой Отечественной войны. 2. Место действия В тридевятом царстве В конкретном реальном месте «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского …» 3. События, которые лежат в основе произведения. Фантастические Реальные Те, которые происходили на самом деле 4. Герои Люди, животные, сказочные персонажи Люди, животные Настя и Митраша , брат и сестра 5. Какие это герои? Положительные и отрицательные герои Обычные люди со своими достоинствами и недостатками Это обычные дети. 6. Рассказчик — свидетель событий? Нет Да Рассказчик жил рядом с детьми, хорошо их знал 7. Финал произведения Добро побеждает зло Финал разный, но всегда происходит осмысление героем своих поступков Дети осознали свои ошибки и сделали правильные выводы.
Быль или сказка? ( вывод по таблице ) Жизнь Насти и Митраши – это БЫЛЬ . ?
История сосны и ели Сросшиеся деревья Есть ли в этом эпизоде сказочные элементы? Зачем писатель вставляет этот эпизод в повествование о брате и сестре?
Сказочные образы в произведении Ели-старушки (худ. Светличная О.Г. «Старая ель») Серый помещик Как связаны поведение птиц, животных и поведение детей?
Эпизод с лосем Что сказочного в этом эпизоде? Что реального?
Правда антипыча Какую правду завещал Антипыч Травке? Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь. А в основе произведения– борьба добра и зла.
Жанр «Кладовой солнца» «Кладовая солнца» – это сказка-быль, потому что соединяет в себе реальные события и сказочные элементы .
Спасибо за урок!
Использованные материалы из интернета: http://www.literaturus.ru/2015/11/illjustracii-rasskaz-Kladovaja-solnca-Prishvin.html http://www.litfund.ru/auction/128/141/ https://ruslit.traumlibrary.net/book/prishvin-kladovaya/prishvin-kladovaya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс.
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч.
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста.
Тема урока «Главные герои сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца. Митраша и Настя».
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей.
Конспект урока по сказке — были «Кладовая солнца».
Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Источник
Жанровое своеобразие кладовая солнца пришвин
Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
А «Кладовую солнца» будут читать как новое и через сто лет.
М. М. Пришвин
«Кладовая солнца» Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особый жанр — сказка-быль. Казалось бы, автор соединил совершенно разные литературные формы: сказка — это нечто нереальное, фантастическое, а быль — то, что было на самом деле.
Произведение обладает конкретными реалистичными чертами. История, рассказанная Пришвиным, характеризуется очень точным временем и местом действия: первый послевоенный год, село возле Блудова болота. И, разумеется, происшествие с Настей и Митрашей могло случиться на самом деле. Почему же это сказка?
В «Кладовой солнца» автор использует традиционные сказочные мотивы и черты. Герои произведения — двое детей, оставшиеся без родителей, напоминают сказочных сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Сам Митраша назван «мужичком в мешочке». Это прозвище также несёт определённую фольклорную окраску.
Даже эпизодические герои, такие, как лесник Антипыч, представлены в произведении как носители народной мудрости. Не зря в своей речи он использует пословицы и поговорки («Не знавши броду, не лезьте в воду»). Кажется, что этот человек всё знает и всегда может помочь.
Компас, доставшийся Митраше от отца, похож на какую-то волшебную вещь из сказки, помогающую героям в их опасных приключениях. Компас назван «чудесной вещью».
В «Кладовой солнца» присутствуют сюжетные линии, характерные для сказок. Так, мотив запрета реализуется, когда Настя говорит, что нельзя ходить на Слепую елань. И Митраша, как герой сказки, конечно же, нарушает этот запрет.
Мотив выбора жизненного пути чувствуется в эпизоде у камня, где тропа расходилась на две. Дети не смогли договориться, по какой дороге идти, и каждый пошёл своим путём. На одной из тропинок притаилась опасность — Митраша чуть не утонул в болоте. Зловещее карканье вороны предупреждает детей о беде.
Пришвин рассказывает свою историю простым, понятным языком свидетеля событий. Кроме разговорных слов, в сказке-были встречаются эпитеты, характерные для произведений фольклора: петух «золотой», волк «серый и злой», болото Слепая елань — «погибельное место». А поэтический рассказ о переплетённых ели и сосне по своей стилистике напоминает старинную легенду, захватывающую и немного зловещую.
Сказочные элементы играют особую роль в произведении «Кладовая солнца». Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту, впитавшему в себя представления о добре и зле.
Источник
Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Просмотр содержимого документа
«Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».»
Особенности жанра сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
«Кладовая солнца» Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особый жанр — сказка-быль. Казалось бы, автор соединил совершенно разные литературные формы: сказка — это нечто нереальное, фантастическое, а быль — то, что было на самом деле.
Произведение обладает конкретными реалистичными чертами. История, рассказанная Пришвиным, характеризуется очень точным временем и местом действия: первый послевоенный год, село возле Блудова болота. И, разумеется, происшествие с Настей и Митрашей могло случиться на самом деле. Почему же это сказка?
В «Кладовой солнца» автор использует традиционные сказочные мотивы и черты. Герои произведения — двое детей, оставшиеся без родителей, напоминают сказочных сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Сам Митраша назван «мужичком в мешочке». Это прозвище также несёт определённую фольклорную окраску.
Даже эпизодические герои, такие, как лесник Антипыч, представлены в произведении как носители народной мудрости. Не зря в своей речи он использует пословицы и поговорки («Не знавши броду, не лезьте в воду»). Кажется, что этот человек всё знает и всегда может помочь.
Компас, доставшийся Митраше от отца, похож на какую-то волшебную вещь из сказки, помогающую героям в их опасных приключениях. Компас назван «чудесной вещью».
В «Кладовой солнца» присутствуют сюжетные линии, характерные для сказок. Так, мотив запрета реализуется, когда Настя говорит, что нельзя ходить на Слепую елань. И Митраша, как герой сказки, конечно же, нарушает этот запрет.
Мотив выбора жизненного пути чувствуется в эпизоде у камня, где тропа расходилась на две. Дети не смогли договориться, по какой дороге идти, и каждый пошёл своим путём. На одной из тропинок притаилась опасность — Митраша чуть не утонул в болоте. Зловещее карканье вороны предупреждает детей о беде.
Пришвин рассказывает свою историю простым, понятным языком свидетеля событий. Кроме разговорных слов, в сказке-были встречаются эпитеты, характерные для произведений фольклора: петух «золотой», волк «серый и злой», болото Слепая елань — «погибельное место». А поэтический рассказ о переплетённых ели и сосне по своей стилистике напоминает старинную легенду, захватывающую и немного зловещую.
Сказочные элементы играют особую роль в произведении «Кладовая солнца». Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту, впитавшему в себя представления о добре и зле.
Источник
Особенности жанра сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
А «Кладовую солнца» будут читать как новое и через сто лет.
«Кладовая солнца» Михаила Михайловича Пришвина определена писателем как особый жанр – сказка-быль. Казалось бы, автор соединил совершенно разные литературные формы: сказка – это нечто нереальное, фантастическое, а быль – то, что было на самом деле.
Произведение обладает конкретными реалистичными чертами. История, рассказанная Пришвиным, характеризуется очень точным временем и местом действия: первый послевоенный год, село возле Блудова болота. И, разумеется, происшествие с Настей и Митрашей могло случиться на самом деле. Почему же это сказка?
В «Кладовой солнца» автор использует традиционные сказочные мотивы и черты. Герои произведения – двое детей, оставшиеся без родителей, напоминают сказочных сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Сам Митраша назван «мужичком в мешочке». Это прозвище также несёт определённую фольклорную окраску.
Даже эпизодические герои, такие, как лесник Антипыч, представлены в произведении как носители народной мудрости. Не зря в своей речи он использует пословицы и поговорки («Не знавши броду, не лезьте в воду»). Кажется, что этот человек всё знает и всегда может помочь.
Компас, доставшийся Митраше от отца, похож на какую– то волшебную вещь из сказки, помогающую героям в их опасных приключениях. Компас назван «чудесной вещью».
В «Кладовой солнца» присутствуют сюжетные линии, характерные для сказок. Так, мотив запрета реализуется, когда Настя говорит, что нельзя ходить на Слепую елань. И Митраша, как герой сказки, конечно же, нарушает этот запрет.
Мотив выбора жизненного пути чувствуется в эпизоде у камня, где тропа расходилась на две. Дети не смогли договориться, по какой дороге идти, и каждый пошёл своим путём. На одной из тропинок притаилась опасность – Митраша чуть не утонул в болоте. Зловещее карканье вороны предупреждает детей о беде.
Пришвин рассказывает свою историю простым, понятным языком свидетеля событий. Кроме разговорных слов, в сказке-были встречаются эпитеты, характерные для произведений фольклора: петух «золотой», волк «серый и злой», болото Слепая елань – «погибельное место». А поэтический рассказ о переплетённых ели и сосне по своей стилистике напоминает старинную легенду, захватывающую и немного зловещую.
Сказочные элементы играют особую роль в произведении «Кладовая солнца». Благодаря им читатель не может забыть, что мир полон чудес, а человек должен обращаться к народной мудрости и опыту.
Источник
«Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра
«Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра
Содержимое разработки
Тема. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра.
познакомить учащихся с историей создания произведения; выявить жанровые особенности сказки-были;
формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками; развивать устную речь учащихся;
воспитывать бережное отношение к слову.
Оборудование: мультимедийная презентация.
I. Проверка домашнего задания.
1.Устный портрет М.М.Пришвина.
2. Выявление первоначального восприятия.
• Какие эпизоды сказки-были показались вам наиболее интересными?
• Какие эпизоды похожи на сказку?
• В каких эпизодах нашли отражение приметы времени?
II. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
2. История создания произведения. Слово учителя.
Все произведения Пришвина проникнуты верой в торжество добра, доверием и любовью к человеку, читателю-другу, которого он зовет к правде и красоте.
«Кладовая солнца» написана в 1945 г. на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, и вполне заслуженно получила первую премию. В библиотеке Пришвина имеются переводы ее на английский, немецкий, французский, чешский и на другие иностранные языки.
Автор дал детям имена своих друзей Коршуновых: Митраша и Настя; он сохранил их и в другом произведении —«Корабельная чаща». От Коршуновых Пришвин взял для своей сказки и некоторые черты их быта, а характер героев совсем иной.
Дмитрий Павлович Коршунов (Митраша) и его жена Анастасия Михайловна (Настя) жили в деревне Хмельники и еще детьми ходили за клюквой вместе с ватагой ребят через дремучий хвойный лес на страшное и тёмное Блудово болото. Митраша и Настя росли вместе как брат с сестрой и сохранили на всю жизнь чувство братской любви и дружбу.
В сказке Митраша и Настя — брат и сестра. Сказка написана после победы над фашизмом, полна веры в силы русского народа.
3. Выявление особенностей жанра. Слово учителя.
Пришвин определил особенности жанра: сказка-быль, правдивая сказка — и этому небольшому по объему произведению придавал большое значение, рассматривал его как образец новой сказки: «. я всю жизнь учился, очень трудился над тем, чтобы так легко, просто и свободно писать, как оно прежде сказывалось. »
Пришвин понимает, что создал этот жанр, и хотел быть достойным значения его родоначальника.
• Можно ли утверждать, что в сказке-были все события являются вымышленными?
• Чтение статьи учебника «Поговорим о прочитанном».
4. Анализ фрагмента сказки-были от начала до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».
• Назовите героев повести.
Митраша, Настя, Травка.
Мать и отец детей, Антипыч.
Живая природа — елочки, дикие животные (тетерев, лось, волк, вороны, лисичка) и т.д.
• На какие группы можно условно разделить героев произведения?
«Природа» и «человек». Природа является действующим лицом произведения наряду с людьми.
• Где и когда происходит действие сказки-были?
Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 г. Дети осиротели. Война заставила их стать совсем взрослыми.
• Сколько лет героям?
Насте двенадцать, а Митраше десять.
• Найдите в тексте слова, передающие авторское отношение к героям.
• Назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• Какой смысл вкладывает автор в слова «золотая курочка», «мужичок мешочке»?
«Мужичком» мальчика называли за упрямый характер. Кроме того, Митраша носил отцовские куртки, подпоясывая их ремнем. Со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок.
«Золотой курочкой» Настю называли потому, что она была домовита, хлопотлива, обаятельна: «веснушки золотые», «волосы отливают золотом».
• Почему можно утверждать, что, осиротев, дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане?
4.2. Выразительное чтение эпизода от слов «Точно так же, как и покойная мать. до слов «. и, наверное, что-то смекает».
После смерти родителей осталось большое хозяйство; односельчане всегда приходили на помощь. Кроме того, детям были свойственны умение и сноровка, серьезное отношение к жизни, трудолюбие, воспринятые от родителей. Настя во всем подражала матери, была прилежна и старательна. Митраша старался походить на отца: делал для людей деревянную посуду, бочонки и кадушки, старался принимать участие в общественной жизни.
■ Какими деталями Пришвин подчеркивает силу характера детей, умение жить в тяжелых условиях? Найдите в тексте цитаты, содержащие ответ на вопрос.
«Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха». «У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста».
■ Как относились дети друг к другу?
«И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы».
4.3. Выразительное чтение от слов «Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно. » до слов «Давай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать».
Митраша чувствует, что у Насти жизненного опыта больше, поэтому, несмотря на упрямство, прислушивается к ее словам.
IIІ. Подведение итогов урока.
• Как можно назвать эту часть произведения — сказкой или былью?
Мы узнаем о событиях военного времени, видим жизнь деревни той поры. В рассказе о реальном автор подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. Он говорит о непреходящей ценности народного жизненного опыта, о необходимости сохранения представлений о добре и зле, беде и счастье. Быль и сказка неразделимы в каждой детали текста.
1.Нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне. Подобрать из текста цитаты для надписи под рисунком.
Подготовить чтение по ролям эпизода от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах…» до слов «И терпеливо повторил ей уже на ходу всё, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растёт сладкая клюква».
3.Подготовить художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца…» до слов «Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».
Источник