Урок русского языка в 5 классе по теме: «Когда слово употребляется в переносном значении»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока по теме: «Когда слово употребляется в переносном значении», по учебнику М.М.Разумовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_5_kl.docx | 33.68 КБ |
prez_5_kl.ppt | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
«Когда слово употребляется в переносном значении»
Тема урока: «Когда слово употребляется в переносном значении»
Тип урока: урок введения новых знаний
Предметные: понимать термины «Лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение», определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём; формировать представление о способах определения прямого и переносного значения слова.
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности.
— осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности; уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе; развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели.
Технологии: Развивающего обучения, личностно-ориентированная, обучения в сотрудничестве, проблемно-диалогическая, проектная, развития исследовательских навыков, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационная, здоровьесбережения.
Формы работы : коллективная, работа в паре, творческая, индивидуальная.
Межпредметные связи: литература (работа с художественным текстом).
Внутрипредметные связи: лексика (работа с толковыми словарями), синтаксис (составить предложение).
Методы обучения : проблемно-поисковый, анализ, метод поискового обобщения.
Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая
Виды используемых ИКТ : компьютер, мультимедийная установка, презентация
Материалы и оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, презентация, раздаточный материал
Источник
«Мне не все равно»: Дава заговорил о чувствах к Бузовой после ее рыданий в прямом эфире
Минувшие выходные ознаменовались очередным громким скандалом с участием Ольги Бузовой . Телеведущая после успеха на сцене МХАТа имени Горького решила повторить свой триумф и на спортивном поприще и появилась в программе «Матч ТВ». Однако на этот раз блеснуть в эфире у певицы не получилось — ее в грубой форме осадил известный комментатор Дмитрий Губерниев .
Началось все с того, что ведущий, связавшийся со студией по видеосвязи, принялся засыпать Бузову профессиональными вопросами на тему футбола, ответить на которые Ольга не смогла. Певица попыталась уйти от темы, но Дмитрий с неоправданной настойчивостью принялся требовать от нее внятно озвучить свое экспертное мнение.
Когда же артистка совсем стушевалась, Губерниев еще больше распалился и процитировал известную фразу из произведения «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», спросив у Ольги, перестала ли она пить коньяк по утрам. Комментатор хотел таким образом подшутить над Бузовой, однако она его юмор не поняла и решила, что Дмитрий намекает на ее проблемы с алкоголем.
Как известно, в окружении артистки давно сплетничают, что она злоупотребляет спиртным, но звезда это всегда с жаром опровергает. Но слова Губерниева застали Ольгу врасплох, и она ударилась в истерику. Певица начала рыдать в прямом эфире и обвинять коллегу в оскорблении и издевательстве. Позже у себя в Инстаграме телеведущая так отреагировала на случившееся:
«Я все могу понять, пережить, простить, но мужское хамство в прямом эфире – мое сердце, воспитание, религия не принимает! Для меня это дно!».
Неожиданная реакция Давида Манукяна
На этот раз в публичном скандале многие коллеги и рядовая общественность встали на сторону Бузовой. Поддержал Ольгу даже ее бывший возлюбленный Давид Манукян , что стало настоящей неожиданностью, ведь знаменитости разошлись не лучшим образом. Они, как известно, встречались полтора года, а этой зимой певица внезапно объявила, что разорвала отношения с блогером, потому что он поднимал на нее руку и изменял.
Однако Дава конфликтовать с Бузовой тогда не стал, а теперь наглядно продемонстрировал, что зла на Ольгу не держит. Манукян выступил в защиту звезды «Дома-2», заявив, что Губерниев повел себя недостойно и неприлично, начав унижать девушку в прямом эфире.
«Человек, который нуждается в помощи, всегда ее получит. Просто дайте знать. Мне не все равно на людей, даже на тех, которые ушли из моей жизни. А вам, Губерниев, стоит поучиться такту. Мерзкий поступок в прямом эфире достать девушку. Жаль вас»,
— написал Дава у себя в сторис.
Поддержка Димы Билана и Яны Рудковской
Осудил поведение спортивного комментатора и Дима Билан . Певец подчеркнул, что он не является большим поклонником творчества Бузовой, однако не смог спокойно смотреть, как Ольгу травят в Сети. Победитель «Евровидения» отметил, что считает несправедливым и критику игры артистки во МХАТе, и шутки над ней Губерниева.
«Еще с момента премьеры в театре наблюдаю, как толпы не вникающих в колоссальный труд людей не хотят делиться местом под солнцем. Всегда хочется просить: «Люди, вы звери?! Человек не имеет права расти?!» Я ненавижу, когда все на одного! Это подло! Она одна против всех и девушка! И неважно, какую музыку ты поешь, вкусы — дело тонкое, но ты пропагандируешь рост личности — это главное!» — заявил Билан у себя в Инстаграме.
Одобрила слова певца и его продюсер Яна Рудковская . Она призналась, что всегда хорошо относилась к Губерниеву, но на этот раз, посмотрев его разговор с Бузовой, изменила свое мнение.
«Люблю Диму Губерниева, но в этот раз он не прав! Скажу ему лично, а не только тут!»
Комментарий Губерниева после эфира с Бузовой
Однако вряд ли наставнице Димы Билана удастся вразумить комментатора, потому что он себя виноватым не считает и продолжает активно высмеивать Ольгу у себя в Инстаграме. Губерниев поспешил опубликовать скандальный эфир с певицей, а потом выложил отдельный пост по следам бурных обсуждений их конфликта.
Комментатор объяснил, что в разговоре с Бузовой упомянул известного тренера Анатолия Эфроса, которого стыдно не знать истинному болельщику футбола, каковой пытается себя выставить артистка.
«Я всегда был поклонником этого знаменитого тренера! Анатолий Эфрос! Как защищал ворота в его командах Джигарханян, как оборонялись Плятт и Вавилов, как здорово действовали в линии полузащиты Дуров и Миронов! И, конечно, легендарное нападение Эфроса, эти фамилии прозвучали в прямом эфире — Броневой, Даль, Волков!»
— написал Дмитрий и поблагодарил за поддержку всех, «кто читает книги».
Источник
Урок русского языка «Омонимы» в 6-м классе
Цели:
1. Знать омонимы. Познакомить учащихся с функциональными омонимами. Закрепить знания учащихся о прямом и переносном значении слова, о чередовании гласных а – о, е – и в корнях слов.
2. Развивать познавательный интерес при работе со словарями.
3. Воспитывать у учащихся умения правильно обращаться со словарями.
Опорные знания и умения:
Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Правописание глаголов.
Оборудование: Словари:
1. М.И. Махмутова “Толковый словарь русского языка”,
2. М.С. Лапатухин “Школьный толковый словарь русского языка”,
3. Д.Н. Ушаков “Толковый словарь русского языка”.
Демонстрационный материал: рисунки с изображением кисти, лука, косы, бора, ячменя, очков, крана.
Раздаточный материал: перфокарты.
Ход урока
I. Организационный момент
2. Поздравить учащихся с началом зимы.
3. Объявление целей урока.
II. Повторение пройденного материала на предыдущем уроке
1. Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)
жар солнца – жар чувства, (жар чувства),
тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),
гибкость ума — гибкость ветки, (гибкость ума),
строить планы – строить мост, (строить планы),
зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).
2. Как вы понимаете термин “переносное значение”?
(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)
III. Изучение новой темы
1. Сейчас мы с вами, ребята, окунемся в страну Лексикологию. Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.
Ребята, вот вам слова (показать на доску, где записаны слова: лук, коса, кран, бор, кисть) — это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно — безобразный, шаткий сарай. Составьте с данными словами по одному предложению.
(Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук.
В музее выставлены кисти, которыми работал художник. На картине мы видим кисть рябины. В народе говорят: “Коса – девичья краса”. Папа мне велел поточить косу. Учитель повел нас на экскурсию в сосновый бор. Вы знаете, что бор – это химический элемент?)
2. Кто составил предложение с этим словом?
(Учитель показывает рисунок, где изображен репчатый лук. Так проделывается с остальными словами).
3. Когда ты читаешь слово лук, то представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связанных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы.
Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами.
4. Учащиеся читают определение “омонимы” в учебнике.
5. Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими. На доске записаны примеры-предложения, словосочетания. Ребята, перед вами стоит такая задача: прочитайте предложения и попробуйте сами сделать вывод.
а) У нашей березы красивые сережки. Березы принакрылись снегом.
б) Больной ребенок заснул. Больной заснул.
в) Русская печь. Печь пироги.
(В первой группе предложений различаем разные формы одного и того же слова: березы – существительное., в форме ед. ч., родительного падежа. Во второй группе предложений – одно слово “больной” является определением, другое — подлежащим. В третьей группе словосочетаний – одно слово “печь” является существительным, а другое — глаголом.)
Итак, ребята, слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по грамматическому значению, называются омонимами.
IV. Закрепление
1. Ребята, продолжим игру “Построй предложение”. Я вам показываю рисунки, а вы устно составляете предложения.
а) Ячмень – хлебный злак.
(Это поле засеяно ячменем.)
б) Ячмень – гнойное воспаление сальной железы у волосяного мешочка ресницы.
(У меня выскочил ячмень.)
в) Очки – единица счета при игре.
(Мы набрали на три очка больше.)
г) Очки — оптический прибор.
(Ему в очках лучше.)
д) Кран – водопроводный кран.
(Не забудьте закрыть кран.)
е) Кран – подъемный кран.
(Мой папа работает на кране.)
2. Определите, в каком значении употребляются выделенные омонимы. В тетрадях записываете только ответы. За справками обращайтесь к толковым словарям. (Самостоятельная работа учащихся).
а) Лисичка легка на спину и играет, словно собачка.
б) Жареные лисички вкусны.
в) В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.
г) Я по свету немало хаживал.
(Земной шар, по миру хаживал).
д) В целом мире нет, нет красивее Уфы моей.
е) Мир победит войну.
(Спокойствие, отсутствие войны).
3. Ребята, попробуйте отгадать лингвистические загадки. (Устно)
а) Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке?
б) В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают?
в) Каким словом называют и птицу, и шест у колодца?
г) Каким ключом замок не откроешь?
4. Ребята, следует различать многозначные слова и омонимы. Для этого найдите в словаре толкование слова “ключ”. Сравните.
Ключ – металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.
Ключ – система нотного изображения музыкальных звуков.
Ключ – бьющий из земли источник, родник.
Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.
5. Выпишите из второй словарной статьи пример на употребление слова ключ в переносном значении. Обозначьте орфограммы.
V. Обобщение. Итог урока
- Вопрос к учащимся: “Что нового узнали сегодня на уроке?”
- Выставление оценок.
- Домашнее задание. (Объяснить).
Определите, какие одушевленные и неодушевленные предметы называются следующими одинаковыми словами. Обращайтесь к толковым словарям.
Такса, норка, испанка, пеночка, клуб, петрушка, шах, свинка, патрон, лавка.
Источник