Меню

Жар солнца жар чувств

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Когда слово употребляется в переносном значении»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока по теме: «Когда слово употребляется в переносном значении», по учебнику М.М.Разумовской

Скачать:

Вложение Размер
rya_5_kl.docx 33.68 КБ
prez_5_kl.ppt 2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

«Когда слово употребляется в переносном значении»

Тема урока: «Когда слово употребляется в переносном значении»

Тип урока: урок введения новых знаний

Предметные: понимать термины «Лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение», определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём; формировать представление о способах определения прямого и переносного значения слова.

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности.

— осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности; уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе; развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели.

Технологии: Развивающего обучения, личностно-ориентированная, обучения в сотрудничестве, проблемно-диалогическая, проектная, развития исследовательских навыков, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационная, здоровьесбережения.

Формы работы : коллективная, работа в паре, творческая, индивидуальная.

Межпредметные связи: литература (работа с художественным текстом).

Внутрипредметные связи: лексика (работа с толковыми словарями), синтаксис (составить предложение).

Методы обучения : проблемно-поисковый, анализ, метод поискового обобщения.

Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая

Виды используемых ИКТ : компьютер, мультимедийная установка, презентация

Материалы и оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, презентация, раздаточный материал

Источник

«Мне не все равно»: Дава заговорил о чувствах к Бузовой после ее рыданий в прямом эфире

Минувшие выходные ознаменовались очередным громким скандалом с участием Ольги Бузовой . Телеведущая после успеха на сцене МХАТа имени Горького решила повторить свой триумф и на спортивном поприще и появилась в программе «Матч ТВ». Однако на этот раз блеснуть в эфире у певицы не получилось — ее в грубой форме осадил известный комментатор Дмитрий Губерниев .

Началось все с того, что ведущий, связавшийся со студией по видеосвязи, принялся засыпать Бузову профессиональными вопросами на тему футбола, ответить на которые Ольга не смогла. Певица попыталась уйти от темы, но Дмитрий с неоправданной настойчивостью принялся требовать от нее внятно озвучить свое экспертное мнение.

Когда же артистка совсем стушевалась, Губерниев еще больше распалился и процитировал известную фразу из произведения «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», спросив у Ольги, перестала ли она пить коньяк по утрам. Комментатор хотел таким образом подшутить над Бузовой, однако она его юмор не поняла и решила, что Дмитрий намекает на ее проблемы с алкоголем.

Как известно, в окружении артистки давно сплетничают, что она злоупотребляет спиртным, но звезда это всегда с жаром опровергает. Но слова Губерниева застали Ольгу врасплох, и она ударилась в истерику. Певица начала рыдать в прямом эфире и обвинять коллегу в оскорблении и издевательстве. Позже у себя в Инстаграме телеведущая так отреагировала на случившееся:

«Я все могу понять, пережить, простить, но мужское хамство в прямом эфире – мое сердце, воспитание, религия не принимает! Для меня это дно!».

Неожиданная реакция Давида Манукяна

На этот раз в публичном скандале многие коллеги и рядовая общественность встали на сторону Бузовой. Поддержал Ольгу даже ее бывший возлюбленный Давид Манукян , что стало настоящей неожиданностью, ведь знаменитости разошлись не лучшим образом. Они, как известно, встречались полтора года, а этой зимой певица внезапно объявила, что разорвала отношения с блогером, потому что он поднимал на нее руку и изменял.

Однако Дава конфликтовать с Бузовой тогда не стал, а теперь наглядно продемонстрировал, что зла на Ольгу не держит. Манукян выступил в защиту звезды «Дома-2», заявив, что Губерниев повел себя недостойно и неприлично, начав унижать девушку в прямом эфире.

«Человек, который нуждается в помощи, всегда ее получит. Просто дайте знать. Мне не все равно на людей, даже на тех, которые ушли из моей жизни. А вам, Губерниев, стоит поучиться такту. Мерзкий поступок в прямом эфире достать девушку. Жаль вас»,

— написал Дава у себя в сторис.

Поддержка Димы Билана и Яны Рудковской

Осудил поведение спортивного комментатора и Дима Билан . Певец подчеркнул, что он не является большим поклонником творчества Бузовой, однако не смог спокойно смотреть, как Ольгу травят в Сети. Победитель «Евровидения» отметил, что считает несправедливым и критику игры артистки во МХАТе, и шутки над ней Губерниева.

«Еще с момента премьеры в театре наблюдаю, как толпы не вникающих в колоссальный труд людей не хотят делиться местом под солнцем. Всегда хочется просить: «Люди, вы звери?! Человек не имеет права расти?!» Я ненавижу, когда все на одного! Это подло! Она одна против всех и девушка! И неважно, какую музыку ты поешь, вкусы — дело тонкое, но ты пропагандируешь рост личности — это главное!» — заявил Билан у себя в Инстаграме.

Одобрила слова певца и его продюсер Яна Рудковская . Она призналась, что всегда хорошо относилась к Губерниеву, но на этот раз, посмотрев его разговор с Бузовой, изменила свое мнение.

«Люблю Диму Губерниева, но в этот раз он не прав! Скажу ему лично, а не только тут!»

Комментарий Губерниева после эфира с Бузовой

Однако вряд ли наставнице Димы Билана удастся вразумить комментатора, потому что он себя виноватым не считает и продолжает активно высмеивать Ольгу у себя в Инстаграме. Губерниев поспешил опубликовать скандальный эфир с певицей, а потом выложил отдельный пост по следам бурных обсуждений их конфликта.

Комментатор объяснил, что в разговоре с Бузовой упомянул известного тренера Анатолия Эфроса, которого стыдно не знать истинному болельщику футбола, каковой пытается себя выставить артистка.

«Я всегда был поклонником этого знаменитого тренера! Анатолий Эфрос! Как защищал ворота в его командах Джигарханян, как оборонялись Плятт и Вавилов, как здорово действовали в линии полузащиты Дуров и Миронов! И, конечно, легендарное нападение Эфроса, эти фамилии прозвучали в прямом эфире — Броневой, Даль, Волков!»

— написал Дмитрий и поблагодарил за поддержку всех, «кто читает книги».

Источник

Урок русского языка «Омонимы» в 6-м классе

Цели:

1. Знать омонимы. Познакомить учащихся с функциональными омонимами. Закрепить знания учащихся о прямом и переносном значении слова, о чередовании гласных а – о, е – и в корнях слов.

2. Развивать познавательный интерес при работе со словарями.

3. Воспитывать у учащихся умения правильно обращаться со словарями.

Опорные знания и умения:

Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Правописание глаголов.

Оборудование: Словари:

1. М.И. Махмутова “Толковый словарь русского языка”,

2. М.С. Лапатухин “Школьный толковый словарь русского языка”,

3. Д.Н. Ушаков “Толковый словарь русского языка”.

Демонстрационный материал: рисунки с изображением кисти, лука, косы, бора, ячменя, очков, крана.

Раздаточный материал: перфокарты.

Ход урока

I. Организационный момент

2. Поздравить учащихся с началом зимы.

3. Объявление целей урока.

II. Повторение пройденного материала на предыдущем уроке

1. Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)

жар солнца – жар чувства, (жар чувства),

тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),

гибкость ума — гибкость ветки, (гибкость ума),

строить планы – строить мост, (строить планы),

зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).

2. Как вы понимаете термин “переносное значение”?

(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)

III. Изучение новой темы

1. Сейчас мы с вами, ребята, окунемся в страну Лексикологию. Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.

Ребята, вот вам слова (показать на доску, где записаны слова: лук, коса, кран, бор, кисть) — это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно — безобразный, шаткий сарай. Составьте с данными словами по одному предложению.

(Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук.

В музее выставлены кисти, которыми работал художник. На картине мы видим кисть рябины. В народе говорят: “Коса – девичья краса”. Папа мне велел поточить косу. Учитель повел нас на экскурсию в сосновый бор. Вы знаете, что бор – это химический элемент?)

2. Кто составил предложение с этим словом?

(Учитель показывает рисунок, где изображен репчатый лук. Так проделывается с остальными словами).

3. Когда ты читаешь слово лук, то представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связанных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы.

Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами.

4. Учащиеся читают определение “омонимы” в учебнике.

5. Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими. На доске записаны примеры-предложения, словосочетания. Ребята, перед вами стоит такая задача: прочитайте предложения и попробуйте сами сделать вывод.

а) У нашей березы красивые сережки. Березы принакрылись снегом.

б) Больной ребенок заснул. Больной заснул.

в) Русская печь. Печь пироги.

(В первой группе предложений различаем разные формы одного и того же слова: березы – существительное., в форме ед. ч., родительного падежа. Во второй группе предложений – одно слово “больной” является определением, другое — подлежащим. В третьей группе словосочетаний – одно слово “печь” является существительным, а другое — глаголом.)

Итак, ребята, слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по грамматическому значению, называются омонимами.

IV. Закрепление

1. Ребята, продолжим игру “Построй предложение”. Я вам показываю рисунки, а вы устно составляете предложения.

а) Ячмень – хлебный злак.

(Это поле засеяно ячменем.)

б) Ячмень – гнойное воспаление сальной железы у волосяного мешочка ресницы.

(У меня выскочил ячмень.)

в) Очки – единица счета при игре.

(Мы набрали на три очка больше.)

г) Очки — оптический прибор.

(Ему в очках лучше.)

д) Кран – водопроводный кран.

(Не забудьте закрыть кран.)

е) Кран – подъемный кран.

(Мой папа работает на кране.)

2. Определите, в каком значении употребляются выделенные омонимы. В тетрадях записываете только ответы. За справками обращайтесь к толковым словарям. (Самостоятельная работа учащихся).

а) Лисичка легка на спину и играет, словно собачка.

б) Жареные лисички вкусны.

в) В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.

г) Я по свету немало хаживал.

(Земной шар, по миру хаживал).

д) В целом мире нет, нет красивее Уфы моей.

е) Мир победит войну.

(Спокойствие, отсутствие войны).

3. Ребята, попробуйте отгадать лингвистические загадки. (Устно)

а) Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке?

б) В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают?

в) Каким словом называют и птицу, и шест у колодца?

г) Каким ключом замок не откроешь?

4. Ребята, следует различать многозначные слова и омонимы. Для этого найдите в словаре толкование слова “ключ”. Сравните.

Ключ – металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.

Ключ – система нотного изображения музыкальных звуков.

Ключ – бьющий из земли источник, родник.

Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.

5. Выпишите из второй словарной статьи пример на употребление слова ключ в переносном значении. Обозначьте орфограммы.

V. Обобщение. Итог урока

  1. Вопрос к учащимся: “Что нового узнали сегодня на уроке?”
  2. Выставление оценок.
  3. Домашнее задание. (Объяснить).

Определите, какие одушевленные и неодушевленные предметы называются следующими одинаковыми словами. Обращайтесь к толковым словарям.

Такса, норка, испанка, пеночка, клуб, петрушка, шах, свинка, патрон, лавка.

Источник

Читайте также:  Цирк солнца все шоу
Adblock
detector