СОЧИНЕНИЯ
Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!
Лесные страхи Стоял тёплый день. Медведица с медвежонком ходили по редкому лесу за оврагом. На крутом склоне лежал обломок дерева. Малыш схватился лапами за него. Со страшным грохотом обломок вместе с медвежонком полетел вниз. Поднялась пыль. Затрещали кусты. За-
стучали лесные камешки. Малыш от страха и от боли заревел. Медведица быстро бросилась к нему. А перепуганный мишка уже тянулся к матери. Он тихо скулил.
Усталое солнце село. Дневная жара стала спадать. Вот появился на опушке леса заяц. Посидел, осмотрелся и скрылся в кустах зайчишка. Трудна жизнь у него в любое время года. Вдруг послышался резкий гул. Жук пронёсся над головой. Он опасен. Листву многих деревьев объедают жуки. Особенно они любят молодые листочки берёзы, обгрызут начисто все деревья.
Спустилась ночь. Промелькнула тень. Ночные птицы выходят на охоту.
Слова для справок: у него, послышался, начисто.
По дороге разгуливают молоденькие цыплятки. Сестра и я кормили их. Вскоре они выросли и оказались все петушками.
Петушки весь день копались в земле. Там они находили червей. Любили петушки ловить кузнечиков. Ранним утром они пытались петь. Получалось у них очень смешно. Звук был хриплый. Петушки часто дрались. Гребешки и бородки были в крови. Раз одному петушку повредили глаз. Вот какие задиры!
Слова для справок: цыплятки, вскоре, кузнечиков, у них.
Прилетела синичка на реку. Всюду ручьи поют. Хрупкий лёд на реке посинел. У берегов вода выступила. По овражкам ручьи под снегом бегут к реке. Вот и лёд треснул. Закачались на воде льдины. Они наталкивались одна на другую и с треском ломались. К воде подлетели чайки и кулички. Птицы громко кричали. По небу пробежало лёгкое облачко. Показалось солнце. Потянулись в родные края перелётные птицы.
Слова для справок: наталкивались, на другую.
Сказка о весне Собралась весна в гости в северные края. Всю зиму она провела с перелётными птицами на юге. По небу бежало пушистое облачко. Весна взобралась на него и полетела. На земле все ждут весну. Весна спустилась на землю. В полях запестрели проталины. Треснул на реке лёд. Деревья и кусты покрылись крупными почками. А следом за весной потянулись в родные края перелётные птицы. Наступили тёплые весенние дни.
Источник
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1 по теме «Предложение»
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1 по теме «Предложение».
Осенью скворцы, грачи и ласточки улетают на юг. Там тепло и много корма. А звери встречают зиму.
Белка сушит на ветках деревьев грибы. В дупле у белки мягкое гнездо. Ёж много ест. Ловит жучков, червей. Из травы и листьев делает гнездо. И медведь много ест. Копит жир. Зимой он спит в берлоге. (53 слова)
Слова для справок: делает, сушит.
В третьем предложении подчеркните грамматическую основу. Разделите для переноса слова русский, листья. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 по теме «Слово в языке и речи».
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью дождь перестал идти. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.(50 слов)
Слова для справок: стало, подмёрзла.
В первом предложении подчеркните подлежащие и сказуемое, определите части речи. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова».
Утром Алёша пошёл в школу. Садовник дал мальчику большую корзину яблок.
Алёша принёс их в школу. Ребята осмотрели яблоки. На яблочном боку стояла цифра пять.
Яблоки висели на ветках. Садовник прикрепил на каждое яблоко бумажную цифру. Под лучами солнца яблоко румянилось.
Так солнышко поставило отметки на яблоках.(48 слов)
Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое. Подберите однокоренные слова к слову бумажную. Выпишите из текста два глагола с приставками, приставки выделите.
Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов».
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной корой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!(48 слов)
В первом предложении подчеркните грамматическую основу и укажите части речи. Разберите слова по составу: вариант 1 –зимний, морковки, вариант 2 – шубки, белые. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным и с удвоенными согласными.
Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова».
Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.
Вдруг донеслась весёлая песня. На берегу реки сидела взъерошенная птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей. (53 слова)
Слова для справок: оляпка, водяной (Следует проговаривать окончания в словах весёлая, пушистые, взъерошенная).
Подчеркните грамматическую основу в третьем предложении. Разберите по составу слова сапожок, коврик, переход. Выпишите слов, в котором звуков меньше, чем букв.
Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное».
Наш лагерь стоит на берегу речки. Как хорошо там летом! Вот выглянул луч солнца. Горнист заиграл побудку. Ребята бегут на зарядку. Звуки марша раздаются по окрестности. После вкусного завтрака ребята будут работать на поле. За ними подъехала машина. Остальные ребята пойдут работать на огород. Дети работали дружно. Вечером не линейке их похвалили за помощь.(55 слов)
Слова для справок: остальные.
1.Запишите по два имени существительных мужского, женского и среднего рода.
2. Выпишите из текста имена существительные с шипящим звуком на конце.
3. Разберите по составу слова речка, машина, вкусного.
Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное».
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить способность зверька находить догу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал. (63 слова)
Определите падеж имён существительных в последнем предложении. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи. Разберите по составу слова интересное, глазки, находить.
Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное».
Наступила ранняя весна. Яркое солнце рушит последние снежные крепости. Звонкая капель стучит по земле. В лесу пахнет душистыми почками. Зелёные ёлочки важно вытянули свои колючие ветки. С берёзки течет сладкий сок. Лучи солнца осветили всю окрестность. Ожил весенний лес. Над головой послышалась звонкая трель. За стволами деревьев мелькнула стайка птиц.
Весной много хлопот и забот у пернатого царства. (60 слов )
Слова для справок: крепости, послышалось.
Подчеркните грамматическую основу во втором предложении и выпишите словосочетания. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: ранняя весна, последние крепости, колючие ветки. Определите род, число и падеж имен прилагательных в словосочетаниях: у пернатого царства, звонкая трель, зелёные ёлочки.
Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол».
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима и мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили. Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый ручеёк. Под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ёще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.(76 слов)
(По Г. Скребицкому)
Разберите по членам седьмое предложение. Разберите слова по составу: вариант 1 – развесили, местечко, вариант 2 –засветило, берёзки. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.
Итоговый контрольный диктант № 10 по теме «Правописание значимых частей слов».
Усталое солнце село. Дневная жара стала спадать. Вот появился на опушке леса заяц. Посидел, осмотрелся и скрылся в кустах зайчишка. Трудна жизнь у него в любое время года. Вдруг послышался резки гул. Жук пронесся над головой. Он опасен. Листву многих деревьев объедают жуки. Особенно они любят молодые листочки берёзы, обгрызут начисто все деревья.
Спустилась ночь. Промелькнула тень. Ночные птицы выходят на охоту.(64 слова)
Слова для справок: у него, послышался, начисто.
Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне слова. Рядом запишите проверочные слова. Разберите по членам первое предложение. Определите род, число, падеж прилагательного и существительного в словосочетаниях: молодые листочки, усталое солнце. Определите время, число, лицо глаголов стала, объедают.
Источник
Лесные страхи
Стоял тёплый день. Медведица с медвежонком ходили по редкому лесу за оврагом. На крутом склоне лежал обломок дерева. Малыш схватился лапами за него. Со страшным грохотом обломок вместе с медвежонком полетел вниз. Поднялась пыль. Затрещали кусты. Застучали лесные камешки. Малыш от страха и от боли заревел. Медведица быстро бросилась к нему. А перепуганный мишка уже тянулся к матери. Он тихо скулил.
Жара спала
Усталое солнце село. Дневная жара стала спадать. Вот появился на опушке леса заяц. Посидел, осмотрелся и скрылся в кустах зайчишка. Трудна жизнь у него в любое время года. Вдруг послышался резкий гул. Жук пронёсся над головой. Он опасен. Листву многих деревьев объедают жуки. Особенно они любят молодые листочки берёзы, обгрызут начисто все деревья. Спустилась ночь. Промелькнула тень. Ночные птицы выходят на охоту.
Слова для справок: у него, послышался, начисто.
Петушки
По дороге разгуливают молоденькие цыплятки. Сестра и я кормили их. Вскоре они выросли и оказались все петушками. Петушки весь день копались в земле. Там они находили червей. Любили петушки ловить кузнечиков. Ранним утром они пытались петь. Получалось у них очень смешно. Звук был хриплый. Петушки часто дрались. Гребешки и бородки были в крови. Раз одному петушку повредили глаз. Вот какие задиры!
Слова для справок: цыплятки, вскоре, кузнечиков, у них.
На реке
Прилетела синичка на реку. Всюду ручьи поют. Хрупкий лёд на реке посинел. У берегов вода выступила. По овражкам ручьи под снегом бегут к реке. Вот и лёд треснул. Закачались на воде льдины. Они наталкивались одна на другую и с треском ломались. К воде подлетели чайки и кулички. Птицы громко кричали. По небу пробежало лёгкое облачко. Показалось солнце. Потянулись в родные края перелётные птицы.
Слова для справок: наталкивались, на другую.
Сказка о весне
Собралась весна в гости в северные края. Всю зиму она провела с перелётными птицами на юге. По небу бежало пушистое облачко. Весна взобралась на него и полетела. На земле все ждут весну. Весна спустилась на землю. В полях запестрели проталины. Треснул на реке лёд. Деревья и кусты покрылись крупными почками. А следом за весной потянулись в родные края перелётные птицы. Наступили тёплые весенние дни.
Слова для справок: взобрались.
Источник
Карточка по русскому языку
Выглянуло солнце. Вся местность ожила. Зазеленела травка. Солнечный луч упал на семена. Ростки потянулись к свету и теплу. В земле крепли их корешки. Над землёй показался маленький стебелёк. С каждым днём он становился выше и выше. Малыш хотел походить на свою мать. Высокая стройная сосна росла рядом.
1.Морф. разбор: к свету, в земле.
2.Фонет. разбор: местность.
3. Указать падежи существительных.
4. Синт. разбор: Над землёй показался маленький стебелёк.
Поезд в пути. Змейкой тянулись зелёные вагоны. Яркий луч пробивался сквозь занавеску. Поезд мчался мимо полей. Там красовалась спелая рожь. Молоденькие телята паслись на густой траве. Рядом сидел пастух. Шарики клевера сливались в один пушистый ковёр. Доносились звонкие голоса. Молодёжь подхватила песню. Поезд мчался к морю.
1. Морф. разбор: змейкой, песню.
2.Фонет. разбор: занавеска.
3. Указать падежи существительных, склонение.
4. Синт. разбор: Яркий луч пробивался сквозь занавеску.
Мы остановились на ночлег. Бледная луна освещала ночное озеро. Стояла тишь. Но вот пробежала маленькая мышь. Вдруг сверкнули два жёлтых огонька. Это старый филин проснулся на дереве.
Шло время. Похолодало. Я накинул плащ и продолжал наблюдать. Робко прорвался первый луч солнца, за ним появился другой. И вот уже вся местность залита светом. Пролетел стриж. Мы подошли ближе к озеру. По воде плыли большие красивые лебеди.
1. Морф. разбор: озеро, ночное (озеро).
2.Фонет. разбор: большие.
3. Указать падежи существительных, склонение.
4. Синт. разбор: Бледная луна освещала ночное озеро.
Наступают весенние дни. Из далёких тёплых стран летят журавли на родное болото. В самых недоступных местах строят они гнёзда. Спокойно им там жить. Не пройдёт по болоту волк. Не проползёт осторожная рысь. Скоро по кочкам будет прыгать молодняк. Шелестит на ветру сухая осока. Качается высокий камыш. Вечернее солнце заходит за облака. Наступает ночь. Кругом тишь.
1. Морф. разбор: на ветру, рысь.
2.Фонет. разбор: строят.
3. Указать падежи существительных, склонение.
4. Синт. разбор: Вечернее солнце заходит за облака.
Пришла ранняя весна. Солнце разбудило лес и растопило снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб и сухую траву. Появились проталины. Показались зелёные стрелы травы. А вот и первые подснежники.
Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулся ландыш. Он издаёт тонкий нежный запах. А как красивы его белые колокольчики! Цветы – подарки весны. Сохрани их.
1.Морф. разбор: траву, запах.
2.Фонет. разбор: зелёные.
3. Указать падежи существительных, склонение.
4. Синт. разбор: Солнце разбудило лес и растопило снежинки на верхушке сосны.
Женя жил в деревне Дубрава. У мальчика был любимый конь Лучик. Лучик ещё мал и слаб. Врач прописал коню лекарство. Женя стал приучать малыша к лекарству. Лучик слизывал сладкую глюкозу губами и язычком. Часто мальчик угощал любимца кусочками сахара. Летом Женя помогал пасти лошадей. Он водил их на речку. Лучик узнавал голос друга. На пастбище молодой конь окреп и вырос.
1.Морф. разбор: на речку, у мальчика.
2.Фонет. разбор: пастбище.
3. Указать падежи существительных, склонение.
4. Синт. разбор: Лучик слизывал сладкую глюкозу губами и язычком.
Ночью из леса уходил последний мороз. Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше. Я вышел во двор и прислушался. Шуршали кусты и ветки. На смену морозу пришла долгожданная оттепель. Я вытянул руку. Сыпалась мелкая водяная пыль. Мелкие капельки быстро мёрзли в ладошке. Стоял звонкий весенний день. Повалил мелкий сыпучий снег.
1.Морф. разбор: пыль, в ладошке.
2.Фонет. разбор: мороз.
3. Указать падежи существительных, склонение.
4. Синт. разбор: Мелкие капельки быстро мёрзли в ладошке.
Раз я увидел поляну, ещё затопленную водой. Она была покрыта тюльпанами. Они склонили свои нежные головки-колокольчики. Длинная хрупкая ножка держала их. Щедрое весеннее солнце их согревало. Но это не тюльпаны – это слёзки. Почему они названы так? Потому ли, что светятся на солнце, как слёзы? К этим цветам за сладкой добычей летит трудолюбивая пчела.
1.Морф. разбор: водой, солнце.
2.Фонет. разбор: слёзки.
3. Указать падежи существительных, склонение.
4. Синт. разбор: К этим цветам за сладкой добычей летит трудолюбивая пчела.
Деревья и кусты освободились от снежного плена. Показалось солнце. Ожила земля. Радует слух чудное пение птиц. Быстро кружат в воздухе ласточки. На лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этой птицы. Ласточка ловко лепит его из земли и глины. У иволги гнездо сделано из травки, гибких стебельков. Я люблю смотреть на птиц. Грустно жить без них.
1.Морф. разбор: воду, из земли.
2.Фонет. разбор: травка.
3. Указать падежи существительных, склонение.
4. Синт. разбор: Деревья и кусты освободились от снежного плена.
Усталое солнце село. Дневная жара стала спадать. Вот появился на опушке леса ворон. Посидел он, осмотрелся и скрылся в густой листве. Трудна жизнь у него в любое время года.
Послышался резкий гул. Жук пронёсся над головой. Он опасен. Листву многих деревьев объедают жуки. Особенно они любят молодые листочки берёз, обгрызают начисто всё дерево.
1.Морф. разбор: над головой, листву.
2.Фонет. разбор: резкий.
3. Указать падежи существительных, склонение.
4. Синт. разбор: Посидел он, осмотрелся и скрылся в густой листве.
Загадка лесного озера.
Однажды я отправился к лесному озеру. Стоял тёплый осенний день. Озеро блестело под лучами солнца. Стояла удивительная тишь. У озера я обнаружил склад дров. Это были осиновые поленья. Каждое полено на конце стёсано. Но кто догадался их под водой прятать? Одно полено лежало на траве. Я огляделся и заметил бобра. Теперь я знаю, чья это работа.
1.Морф. разбор: под лучами, под водой.
2.Фонет. разбор: поленья.
3. Указать падежи существительных, склонение.
4. Синт. разбор: Озеро блестело под лучами солнца.
Источник