Жесткие тени от солнца
Свет формирует фотографию. И технически, и визуально. Жёсткий свет — это один из двух основных типов света (про другой — мягкий свет, статью можно найти здесь). Из этой статьи вы узнаете, когда использовать такой свет, а когда его лучше избегать.
Что такое жёсткий свет
Жёсткий свет (контрастный свет) создаёт контраст. Создаётся он за счёт мощных источников света: солнце, вспышки, прожектора и других — прямо на объект съёмки. В результате фотографии получаются контрастными, с ярко выраженными светлыми и тёмными участками. А переход между этими областями, очень резкий. Это делает снимок очень драматичным.
Примером такого света может служить солнце — наиболее распространённый источник контрастного света.
По своему характеру жёсткий свет ничего не прощает — он жёсток. Обратите внимание на портрете выше, на нём видно все недостатки лица. Свет подчёркивает морщины и все дефекты кожи. Поэтому для портретной фотографии он используется очень мало.
Жёсткий или мягкий свет
В первом абзаце уже упоминалось, что у жёсткого света есть «партнёр». Мягкий свет — полная противоположность и имеет множество достоинств и недостатков. Вам недостаточно понять только один вид света. Чтобы делать лучшие снимки, вам нужно знать оба типа. Я не буду вдаваться в объяснение мягкого света в этой статье, выше есть ссылка про него.
Преимущества и недостатки жёсткого света
У контрастного света есть ряд свойств. Некоторые могут рассматривать различные качества как преимущества в некоторых ситуациях, а некоторые как недостаток, поэтому я оставляю решение вам. Чтобы правильно его использовать, вам нужно как можно больше знать свойства света.
Контраст
Итак, начнём с первого свойства — контраст. Контрастность очень характерна для этого типа света. Обычно, когда вы снимаете при ярком свете, тени получатся от очень тёмных до чёрных. Взгляните на фотографии выше. В обоих случаях фотография была выставлена на освещённую часть, а тени недоэкспонированы.
Глубина
Крупные и сильные тени создают ощущение трёхмерности — глубины. Противоположный мягкий свет не создаёт много теней, поэтому фотографии, сделанные в облачную погоду, могут выглядеть плоскими.
Драматизм
Снимки, снятые в контрастном свете, выглядят драматично. Если вы хотите подчеркнуть драму, используйте жёсткий свет.
Что снимать при жёстком свете
Есть фотографии, которые были сняты при резком, жёстком свете. К сожалению, бывают ситуации, когда такой свет может уничтожить фотографию. А бывают моменты, когда он может пригодиться.
Уличную фотографию
Жёсткий свет занимает неотъемлемое место в уличной фотографии. Создаёт сцены, которые не выделялись бы при мягком освещении. Чтобы получить максимальную отдачу от резкого света, попробуйте использовать тени в своих интересах. Вы можете поймать длинные тени, когда солнце низко над горизонтом (вечером или утром). Именно тени создают сильную драматическую атмосферу.
Портреты
Для некоторых фотографов использование жёсткого света при фотографировании людей практически немыслимо. В фоторуководствах нас всех учат использовать мягкий свет при съёмке портретов. Это имеет смысл, потому что жёсткий свет имеет серьёзный недостаток при съёмке портретов (см. ниже). Тем не менее, вы никогда не должны считать эти правила святыми. Часто фотограф должен нарушить некоторые правила и создавать нечто новое. Поэтому не отказывайтесь от жёсткого света всегда и везде, иногда вы можете использовать его в своих интересах.
Чёрно-белое фото
Когда я снимаю чёрно-белое фото, я ищу жёсткий свет. Такие снимки прекрасно смотрятся при жёстком свете. Поэтому попробуйте полученные цветные снимки перевести в чёрно-белый режим. Иногда такая простая операция может дать испорченной фотографии вторую жизнь.
Когда не использовать
Бывают случаи, когда использование жёсткого света выглядит не лучшим образом. Фотографируя, вы обнаружите, что таких моментов много. Я не буду перечислять их все, их слишком много, рассмотрю только один основной случай.
Портреты — снова
Следует осторожно подходить к съёмке портретов при жёстком свете. В тот момент, когда вы бьёте прямым светом прямо в лицо человека, все его недостатки сразу выделяются — от морщин до высыпаний. Иногда вы можете использовать его и рассказать историю, но в большинстве случаев вы не сделаете модель счастливой.
Источники жёсткого света
Жёсткий свет обычно исходит от одного источника. Самый типичный источник — солнце. Солнечный свет наиболее контрастен в полдень, в остальное время он становится более «мягким». В золотой час солнце так низко, что создаёт почти мягкий свет. Именно поэтому в это время часто делают портреты.
Искусственные источники также могут быть источником контрастного света. Если вы хотите создать такой свет, отлично подойдёт вспышка или прожектор. Использование вспышки обычно делает фотографию особенной, потому что вы выделяете объект на переднем плане. Вспышка также позволяет выбрать меньшее время экспозиции.
Как смягчить жёсткий свет
Контрастность света можно «смягчить». Просто отодвиньте его. Можно использовать отражающую пластину, иногда вам поможет простая стена. Если у вас действительно сильный прожектор, можно попробовать направить его на стену — в остальной части комнаты будет создан мягкий свет. Вы можете использовать его, например, при съёмке портретов, а также при фотографировании еды. На фотографиях выше я сделал именно это. На первом фото я направил свет прямо на объект съёмки, на втором — на стену, чтобы свет отражался на объект. Как видите, вторая фотография намного менее контрастна и в тенях больше деталей.
Заключение
Жёсткий (контрастный) свет очень интересен, и про него важно знать. Он даёт отличный контраст на фотографиях. В то же время он придаёт глубину, а иногда и драматический эффект. Вы можете попробовать использовать его в уличной фотографии, и с большой осторожностью, даже при съёмке портретов. Помните, что контрастный свет лучше смотрится в чёрно-белом цвете.
Источник
Фотолайм
Творческие люди и их работы
Основные ссылки
Жёсткий солнечный свет
Опубликовано: 04.07.2013 Автор: Игорь Хорьков фотография автора
Разделы:
Освещение в середине дня
Давайте сразу определимся в терминологии. Жёстким солнечным светом называют освещение, возникающее, когда солнце находится в зените или близко к нему, то есть сверху или сверху и немного сбоку. На небе ни облачка. Тени короткие или вообще отсутствуют. Яркий свет создаёт высокий контраст и очень широкий динамический диапазон, который не всегда воспринимается матрицей фотоаппарата.
Многие фотографы считают данное время наименее удачным для фотосъёмки. И не без оснований. Разумеется, с данным типом освещения работать не просто. Свет жесткий, создает резкие тени, в которых полностью теряются детали. Поэтому приходится смириться с потерей либо в тенях, либо на ярко освещённых участках. Это приводит к появлению изображений с тёмными провалами и яркими светлыми пятнами. Фотография лишается такого преимущества, как моделирующий эффект, который помогает подчеркнуть неровности (тем самым придавая объём), когда солнце находится ниже и все тени отбрасываемые предметами удлиняются. Высокое положение солнца делает снимки блёклыми и невыразительными. Снимать людей при подобном освещении тоже не просто. Нос выглядит крупным. Яркий свет выбеливает кожу и подчёркивает её изъяны. Тень от головного убора падает на лицо, создавая значительный контраст. Глаза оказываются в тени образуемой либо лбом, либо бровями. В результате вместо глаз на фотографии отображаются два тёмных пятна. Разумеется, это так. Но, у всего есть свои преимущества.
Во-первых, жёсткие тени помогают в ряде случаев придать кадру дополнительный объем и разделить его визуально на слои.
Во-вторых, если снимать в чёрно-белом режиме (монохроме) с их помощью можно обыграть очень интересные эффекты. Как то – поместить объект съемки приблизительно в одной плоскости с фоном. Кадр выйдет подчеркнуто «плоским» и очень графичным, как-будто нарисованным на бумаге карандашом. Подобное освещение может помочь создать очень стильные, контрастные кадры.
В-третьих, съёмка при таком освещении, очень хороший тренинг. Это у себя в городе мы можем подождать подходящего освещения или погоды. А в поездке, где время жёстко регламентировано выбирать не приходится. Есть ряд стран, где подобный тип освещения преобладающий. И вот вы оказались в такой стране. Будете сидеть и ждать, когда солнце положение на небе изменит?
Зачастую встречаются рекомендации на этот период оставить камеру в покое и подождать более благоприятного освещения. И всё же это не повод откладывать в сторону фотоаппарат, чтобы дождаться подходящих условий. Мой вам совет – снимайте, снимайте и снимайте. В конце концов, мы ничего не теряем кроме места на карте памяти, да и то временно. А приобретаем две бесценные вещи – опыт и умение. Делайте снимки со всевозможных ракурсов, с различным светотеневым рисунком. Потом, просматривая отснятый материал на экране монитора, можно будет отобрать наилучшие фотографии и провести логический анализ. Какой была точка съёмки, где при этом располагалось солнце и т.д.
Главное достоинство полуденного освещения – это чёткие, резко очерченные изображения, особенно если воздух чист. Высоко стоящее солнце освещает косыми лучами стены и другие вертикальные поверхности. В результате они смотрятся более эффективно благодаря наличию наклонных теней, помогающих подчеркнуть их форму и фактуру. Предметы приобретают определённость, цвета передаются точно и выглядят яркими. Тени становятся очень густыми. Данный выразительный эффект сам по себе представляет визуальный интерес. Это явление может оказаться полезным при съёмке фигурных элементов. Можно заняться фотосъёмкой архитектуры. Особенно если она имеет вертикальное развитие (высокие шпили, колонны, памятные стелы и т.д.). Хорошо при таком свете прорабатываются различные детали – как то лепнина, орнамент, декоративное литьё и другие элементы.
Если возникла необходимость сфотографировать в середине дня кого-либо из друзей, поместите снимаемого в тени дерева, здания либо каком-то другом затенённом месте. Если же композиционные условия требуют произвести фотосъёмку под открытым небом, никогда не размещайте человека так, чтобы солнце светило у вас из-за спины. Поскольку яркий свет, попадающий в глаза, заставит его щуриться. Замеры производим по светам, конечно если вы не используете данный тип освещения в качестве контровой подсветки. Это позволит вам реалистично подчеркнуть тени и сохранить информацию в светлых участках. Резкие тени, например, очень хорошо выделяют скулы и линию подбородка в портретной съемке. Можно также спрятать в тени все лишние детали, правильно расположив объект съемки. Если вы снимаете портрет и хотите убрать тени под глазами, можно попросить фотографируемого поднять голову немного вверх. Данное правило применимо, кстати, не только в условиях жёсткого полуденного света. Даже при рассеянном освещении можно заметить, что если портретируемый опускает голову вниз, а поверхность под ней имеет низкую отражающую способность, под глазами появятся тени. Съемка в данном случае всегда ведется на коротких выдержках и максимально низких значениях ISO.
Можно заняться и пейзажной фотосъёмкой. Лучи солнца, проходя сквозь кроны высоких деревьев, обеспечивают интересный светотеневой орнамент. Однако при этом экспозицию необходимо замерять по пятнам света на земле. Правда должен заметить, что в тропических и экваториальных районах подобное освещение создаёт неудобства. Причина отчасти заключена в жаре, в характере дорог, пейзажей и строений белого или песочного цвета, отражающих и тепло и свет одновременно. Назойливый, невыразительный, ослепительный блеск палящего над головой солнца «съедает» окружающие виды. Густая синева неба не помогает, поскольку тени становятся синими. А открытые пространства, находящиеся в тени, приобретают ярко выраженные «холодные» отенки.
Рекомендовать «Жёсткий солнечный свет»
Источник
Секреты удачной портретной фотосъемки на ярком солнце
Ура, друзья! Лето буквально через пару дней, а это значит, что сезон красивых солнечных фотографий, которые будут скрашивать нам долгие зимние вечера, открыт. Сегодня мы поговорим о том, как можно сфотографировать красивый потрет в яркий солнечный день.
Я уже не раз говорила, что хорошее освещение – это залог удачной фотографии. И кажется – так вот же идеальные условия: яркий свет — отличные снимки. Но не все так просто.
К сожалению, не всегда правило «больше света – лучше фотографии» срабатывает. А в случае с портретной съемкой в яркий солнечный день мы вообще сталкиваемся с рядом серьезных проблем.
Например, съемка в солнечный полдень, когда солнце стоит в зените и свет падает прямо сверху на модель, зачастую приводит к тому, что у модели появляются глубокие тени на лице. При верхнем жестком свете на лице получается очень контрастный светотеневой рисунок – сильные тени под глазами, носом, подбородком. Такое освещение может испортить даже самую красивую девушку.Да и позировать под палящим солнцем– задача непростая. Попробуйте выйти в жаркий летний полдень на улицу без солнечных очков и при этом не щуриться и выглядеть расслабленно и естественно. Так что же теперь нам не фотографировать вообще в полдень? Конечно, лучше выбирать более благоприятное время дня для фотосессии, но иногда у нас нет выбора. Только помнить о небольших хитростях, которые существенно облегчат вам жизнь и улучшат качество фотографий.
1. Фотографируйте в тени
Если вы не снимаете в пустыне, то даже в самый жаркий полдень всегда можно найти открытую тень – от больших зданий, деревьев, навесов и т.п. В тени свет очень мягкий, и вы получите фотографии с равномерным освещением на лице модели. Съемка в тени позволит вам избежать сложностей работы с жёстким солнечным светом. Ключевой момент здесь найти не самое темное место, а скорее равномерно затемненный участок (большую равномерную тень), где свет хоть и в небольшом количестве, но ровно ложится на лицо. Фотографироваться под деревьями с редкой листвой – не самая удачная идея, так как из-за листвы на лице будет калейдоскоп из ярко освещенных и затемненных пятен.
Попробуйте использовать широкополую шляпу или зонтик для создания равномерно затененного участка. Или попросите ассистента подержать отражатель так, чтобы тень закрывала лицо модели. При перемещении с яркого света в тень не забудьте скорректировать баланс белого.
2. Используйте отражатель
В качестве отражателя может выступать любая поверхность, которая имеет свойство отражать свет по направлению к объекту съемки. Если вы планируете фотосессию и заранее готовитесь к съемке, обязательно прихватите с собой отражатель. Я обычно использую серебристый и белый на отражение, если вы хотите добавить тепла в ваши снимки, можно с осторожностью использовать золотой отражатель. Особенно удачно подходит для рыжеволосых или темнокожих моделей. Если отражателя у вас под рукой не оказалось, можно использовать подручные материалы. Любая белая или светлая поверхность способна служить отражателем. Светлая стена, белая футболка, алюминиевая фольга или отражатель света для лобового стекла в машине – все это можно использовать для съемки. Расположите рефлектор противоположно направлению падения света — так, чтобы отраженный свет падал на лицо модели немного снизу и сбоку. Это позволит заполнить и смягчить глубокие тени. Если дело происходит на песочном пляже, то все еще проще. Попросите модель прилечь на песок, и количества света, отраженного от светлого песка, будет достаточно для освещения лица модели.
3. Используйте рассеиватель (диффузор)
Рассеиватель смягчает прямой световой поток и уменьшает тем самым возможность пересветов. Он также увеличивает площадь поверхности источника света, и в результате тени от объекта фотосъемки становятся значительно мягче. 3-rasseivatel-hand-made1
Самый простой и, тем не менее, довольно эффективный рассеиватель на вспышку можно сделать вручную, используя белую плотную бумагу и резинку для фиксации бумаги на вспышке. В принципе для создания рассеивателя можно использовать любой белый полупрозрачный материал. Главное проявить немного фантазии, ну а для людей, не желающих заново изобретать велосипед существуют готовые серийные универсальные рассеиватели для вспышек.
4. Используйте вспышку
Возможно, звучит нелогично, но именно вспышка позволяет нам бороться с жесткими тенями на лице модели. Вспышка работает в качестве заполняющего источника света, и убирает излишне затемненные области. Если ваша камера позволяет менять интенсивность вспышки, то поэкспериментируйте c настройками коррекции мощности вспышки и найдите такое значение, которое будет убирать тени, но вместе с тем не будет излишне интенсивно и искусственно высветлять лицо. Для получения максимально удачного кадра, установите экспозицию на несколько ступеней в минус. Проверьте полученный результат и убедитесь, что изображение не было слишком засвеченным или наоборот темным. Вспышка слегка затемняет фон, что в этом случае играет нам только на руку. Легкий световой контраст между лицом и фоном придаст фотографии большую глубину. Использование вспышки позволит вам также снимать модель даже с солнцем за ее спиной. Свет, падающий сзади, будет красиво подсвечивать волосы, подсвечивать контур плеч, придавая фотографии определенный шарм.
Источник