Занятия в воскресной школе и на Библейско-богословских курсах
—>
Богослужения
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Поддержите создание крестильного храма!
Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео
Актуально
Свободна ли воля человека?
О прейскурантах и пожертвованиях
Как для святого может быть приемлемо убийство?
О правильном отношении к смерти
Жить по воле Божией
Бог-Любовь и существование зла в мире
Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности
Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
Благословляет ли Церковь войну?
Является ли грехом обращение к бабушке-целительнице, чтобы снять сглаз, если она снимает его молитвами?
Привороты
Как отличить ученого от лжеученого, научную работу от псевдонаучной?
Что такое святость и достижима ли она?
О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
Символика цвета богослужебных облачений
Имена Божии
Предстоящие события
Главная » Статьи » Как мы веруем
Солнце Правды (вторая неделя Великого Поста)
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Христос говорит, что никто не зажигает светильника, чтобы поставить его под сосудом, но на подсвечник, чтобы он светил в доме (Мф. 5, 15; Мк. 4, 21; Лк. 8, 16; 11, 33). Но говорит Он это не о свечах и лампах, а о Своих учениках, апостолах, и о нас, и о Самом Себе, потому что Он — Солнце Правды, Свет Истины. Конечно, Солнце Правды — это образ, говорящий об источнике истины и правды в мире, сотворенном Богом.
Во всех притчах и образах есть некий смысл первостепенной важности, его мы принимаем. А остальное, то есть то, что не относится к духовному смыслу притчи, так сказать, ее внешнюю оболочку, мы отбрасываем.
Мы говорим о Христе: Солнце Правды... Физическое солнце светит на землю, дает жизнь всему, что есть на земле. Так и Сын Божий является Источником Любви и правды, пробуждая в людях добрые чувства и светлые мысли, помогая совершать им праведные дела.
Вспомним Фавор, Преображение Господне. Христос молился. Рядом были ученики, они заснули той ночью, а когда внезапно пробудились, увидели яркий Свет, в этом Свете — Христа, Моисея, который был погребен за много веков до этого события, и Илию, который тоже жил давно, но смерти не видел, а был живым взят на Небо. Фаворский Свет светил так сильно, что одежды Христа казались ярче снега, который искрится на солнце и слепит глаза. Таким было все вокруг, и апостолов этот Свет как бы ослепил, но им было так хорошо в этом Свете, что они мечтали продлить этот миг. Вокруг была еще ночь, где-то внизу пастухи охраняли свои стада, воины стояли на страже, где-то там, под горой, остались остальные апостолы — здесь было только трое, но никто из апостолов, кроме этих троих, Света не видел.
Церковь воспевает Христу: Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный. Свет Божества присносущный. Это не свет чудесной звезды, это не солнечные лучи — Свет Христов неразрывен с Ним. Вместе с этим Светом нераздельно приходит Сам Христос. Свет есть Он Сам. Поэтому приятие благодати есть приятие Христа.
Мы все знаем молитву Царю Небесный... С этой молитвой мы обращаемся к Богу и тогда, когда начинаем какие-либо добрые или важные дела, и тогда, когда нуждаемся в помощи. Но на самом деле: о чем мы молимся? Какие там слова? Прииди и вселися в ны — то есть в меня, в нас. О чем мы просим? Помоги и иди дальше? Нет! Приди и будь со мной, чтобы я с Тобой мог делать все: устраивать свою жизнь, трудиться, что-то совершать, спасаться.
Григорий Палама, чью память мы празднуем в неделю вторую Великого Поста, защищал древнее воззрение Церкви, что благодать Божия — это Сам Бог.
Что для нас самое главное в жизни духовной? Это, конечно, то, что, молясь, постясь, делая добрые дела, участвуя в Церковных Таинствах, мы не только получаем от Бога некие богатства духовные, мы Его Самого принимаем и с Ним соединяемся. Чтобы быть с Ним всегда, нужна молитва. Не может любящий не говорить с любимым — это ему дорого, это ему важно, это ему нужно! Не может любящая Бога душа не говорить с Ним!
Конечно, когда мы имеем в виду беседу с Богом, мы подразумеваем сразу две вещи: молитву и чтение Божиего Слова.
Молитва нас с Ним соединяет, она раскрывает нас Ему, устремляет к Нему. А Он, Любящий, всегда открыт нам, всегда обращен к нам. И молитва, утренняя ли, вечерняя ли, каноны ли, правила, которые мы читаем, крайне важны для нас. Мы не всегда можем взять в руки молитвослов, не всегда есть для этого время и место, но молиться мы можем всегда. Есть прекрасная древняя молитва — Иисусова молитва, которая при всей своей краткости настолько глубока, что содействует единению со Христом.
Сейчас среди новообращенных в веру людей есть такая болезнь «неофитства»: они сразу хотят стать взрослыми. В этом они подобны малому ребенку, который говорит: «Я уже большой, я не маленький», — и очень обижается, если с ним по-прежнему обращаются, как с маленьким. Так и в духовной жизни. Походит человек в церковь год, два, три и сокрушается: «Почему у меня непрестанная молитва не идет?» Я думаю: «Ну что ты такое говоришь? Подвижники всю свою жизнь этому отдали, чтобы молитва доходила до Бога, а ты только начал и уже — непрестанная молитва. Ты только на первую ступеньку лесенки ступил и удивляешься: почему уже не на небе?»
Человеческие отношения развиваются не сразу, а отношения с Богом — тем более. Человек молится, а мысли разбегаются, разлетаются. Мешают соседи? Да нет! Грехи мешают. Это же какое громадное усилие необходимо, чтобы на молитве сосредоточиться! И не надо сокрушаться, что ребенок в первом классе читает по слогам. Если он сейчас читает по слогам со старанием, то через некоторое время научится читать лучше. Он сможет через некоторое время и бегло читать. Так и в духовной жизни, только все намного сложнее. В школе человек просто запоминает информацию, а здесь необходимо душу свою преображать, шаг за шагом продвигаясь к Богу. И молитва созревает вместе с созреванием души. Это, конечно, не означает, что человек не должен заставлять себя молиться, молиться с трудом, преодолевая искушения. Это не значит, что такая молитва не нужна, не важна. Очень даже важна и ценна. У человека не получается, но он старается. Как и у школьника: не получается задача, а он часами сидит и все же задачу решит. Пусть он потратит пять часов на задачу, которую отличник решит за две минуты, но он сам ее решил, и его труд очень важен. Так же и в духовной жизни.
Иисусова молитва звучит так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Правда, может она произноситься и несколько иначе: не помилуй мя, а милостив буди мне, грешному. Это очень короткая молитва. Ею сейчас многие пытаются молиться, рвутся в бой — и неудача. Почему? Потому что молиться надо с умом. Молитва — это путь к Богу. А любая дорога таит в себе опасности. И путь к Богу тоже таит в себе опасности, потому что на этом пути нас подстерегают злые силы: и наши грехи, и бесы, которые мешают нам молиться и пытаются нашу молитву ослабить, исказить, а то и еще хитрее — подменить.
Что значит «подменить»? Вроде бы ты читал те же молитвы, а молитва твоя к Богу не шла. Берется человек читать молитву — и ругает кого-то одновременно, обижается на ближнего своего. Такая молитва будет ползать по земле и к Небу не поднимется. К примеру, может ребенок взять лук и стрелу. Если легкую стрелу возьмет, она полетит. А если железный прут? Да сколько ни стреляй, такая «стрела» ввысь не поднимется. Так же и молитва. Когда она тяжела от греха, зла, обид, она к Богу не идет, сколько бы хороших слов ты ни говорил.
«Господи!» — это не просто Бог, это мой Бог! И когда я говорю «Господи!», я обращаюсь к Нему. Если я, не понимая этого, призываю Имя Его несколько раз просто так, значит, я не подумал, что Он будет каждый раз отзываться, когда я Его позову.
Есть такая старая притча: один пастух решил пошутить, бежит и кричит: «Волки, волки!» Ну, люди прибежали, спрашивают, где же волки? Пастух отвечает: я пошутил. Второй раз кричит: «Волки, волки!» Прибежали люди, а волков нет. А в третий раз волки на самом деле напали, но никто не пришел ему на помощь — ему не поверили. Так же несерьезно поступаем и мы, говоря: «Господи, Господи!» Нельзя говорить «Господи!» просто так. Мы обращаемся к Богу, к Божией Матери, к святым, и это не именительный падеж, это падеж звательный (был такой в древнерусском и славянском языках): «Отче!», «Мати Божия!», «Отче Николае!», «Богородице Дево!» и т. д. Мы не просто называем, но, обращаясь к Ним, призываем Их. Говоря: «Господи!», мы зовем Его. Мы зовем, зовем, а Он не идет к нам — потому что мы несерьезны, потому что не понимаем, что и зачем мы говорим. Ведь Кого мы зовем? Господа Иисуса Христа — Бога, Который пришел на землю с именем Иисус, пришел как Христос — Помазанник Божий, Спаситель. И о чем же мы просим: помилуй мя, грешного! Значит — не дай мне погибнуть. А какому мне, грешному? Мне, грешному, дай милость Твою, я не о других говорю, я о себе говорю: я грешен, я прошу у Господа отпущения своих грехов, милости Его прошу. И если человек молится так, о чужих грехах не думает, не видит их, видит только свои грехи, его молитва доходит до Бога.
Почва духовная в наше время скудная, поэтому и травка-то растет слабенькая, но она растет, понимаете?! И древние подвижники говорили примерно так: «Люди в последние времена не будут достигать тех духовных высот, как мы, но они будут чисты перед Богом, потому что они много стараний будут прилагать в своей духовной жизни и получат то, что будет для них драгоценно, что большим трудом и стараниями достигнуто».
Божия благодать уже действует в мире, нам надо много трудиться, чтобы быть достойными принять ее. Фаворский Свет, который был явлен ученикам, просвещает незримо и наши сердца. Ведь какие дивные слова священник произносит во время Литургии Преждеосвященных Даров, осеняя молящихся свечой: Свет Христов просвещает всех! А свеча эта взята с Престола, от Евангелия! Это символично: благодать Божия несет нам Самого Христа.
И мы просим: «Приди, Господи, ко мне. Будь в моей душе! Убереги меня от греха. Пойди к соседям и спаси их и ближних наших!» И это соединяет нас со Христом, потому что здесь, в Церкви, мы не просто совершаем некие обряды, не просто что-то от Бога получаем — мы получаем Его Самого. И Бог к нам всегда приходил, приходит и будет приходить, только бы наше сердце было готово Его принять.
Из книги протоиерея Бориса Балашова «На камне или на песке». «Христианская жизнь». Клин. 2009
Фото: Екатерина Шеко
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.