Научные Чтения
памяти К.Э.Циолковского
г. Калуга
Россия
ЖИЗНЬ КАК КОСМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
© К.Х.Хайруллин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция «Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского»
2006 г.
К. Э. Циолковский неоднократно подчеркивал необходимость преодоления узкого геоцентрического взгляда на жизнь и утверждения космического подхода к ее пониманию. Но что означает тезис: жизнь есть космический феномен?
1. Жизнь есть не случайный, а закономерный результат космической эволюции, связанный с ростом организованной сложности материальных структур, овладевших через естественный отбор способностью к саморазмножению на основе генной информации. Жизнь есть многоуровневая системная иерархия, имеющая антиэнтропийную сущность и открытая для разнообразных взаимодействий.
2. Жизнь является космическим феноменом и потому, что существует и развивается под непрерывным воздействием космических сил и факторов как периодического, так и непериодического характера. Жизнь подчиняется космическим ритмам, синхронизируя фазы своей активности и пассивности с последними. Для земной жизни главным космическим детерминирующим фактором и источником энергии выступает Солнце.
3. Космичность жизни означает то, что она должна иметь множество мест обитания, то есть, существуют иные живые миры, а земная жизнь не является единственной. На вопрос: насколько жизнь распространена во Вселенной, у современной науки пока нет определенного ответа. Но открытие в последнее время так называемых экстермофилов, то есть форм микроскопической жизни, способных жить без солнечного света глубоко под землей и водой при высоких температурах и давлениях, дают основания полагать о весьма широком спектре условий, в которых жизнь может существовать. Космическая распространенность жизни зависит от следующих факторов: а) наличия благоприятных условий для живого во многих местах; б) частоты самозарождения жизни; в) сроков существования «очагов» жизни, их прочности при глобальных катастрофах и тенденциях к самоуничтожению; г) способности жизни к космическим путешествиям и освоению необитаемых миров.
4. Жизнь может существовать не только в нуклеиново-белковой форме. Строятся догадки о кремниевой, плазменно-полевой и иных экзотических формах жизни. Пусть это догадки, но игнорировать возможность существования таких форм жизни нельзя. Не исключено, что за наблюдаемыми порой в окружающем мире аномальными явлениями скрываются непонятные для нас формы жизни. На такую возможность указывал Циолковский.
5. Наконец, жизнь космична и потому, что на определенном этапе своей эволюции порождает разум, открывающий совершенно новые перспективы. Разум – это высшая надстройка в иерархии жизни, способная к активному преобразованию и выносу жизни за пределы планеты с помощью искусственных средств. Космизм рассматривает стремление жизни к завоеванию и основанию новых экологических ниш как закономерность ее развития.
Copyright © ФГБУК «ГМИК имени К.Э. Циолковского». Все права защищены.
Права на материалы тезисов докладов принадлежат авторам докладов.
Для перепечатки материалов необходимо письменное разрешение.
Источник
Раздел III.2 Жизнь как феномен28
Взаимосвязанность компонентов Вселенной, если исключить из нее «живое», имеет детерминированный характер. (Детерминизм29, т.е. определенность – признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества). Детерминированность Вселенной обусловлена существованием в ней бесчисленного множества разветвляющихся причинно-следственных связей (ПСС). Эти связи объединяют происходящие во Вселенной события в последовательные цепочки и тем самым определяют возможность её исследования человеком как целого. Наличие ПСС в исследуемом объекте означает, что каждое, происходящее в объекте событие, является следствием какого-либо другого события, предшествующего данному событию и его причиной.
Детерминированность Вселенной – это ее «нормальное»30 состояние, определяющее возникновение событий во Вселенной. Данная «норма» в настоящее время признается философами как общая для всех фрагментов Вселенной, несмотря на то, что никому и никогда не удавалось достаточно далеко проследить даже крохотную толику этих взаимосвязей. Жизнь, как феномен Вселенной, возникший в уже существующей Вселенной, нарушил существовавший дотоле порядок. Жизнь – это аномальность31 во Вселенной, с одной стороны подчиняющаяся физическим законам Вселенной, с другой – вводящая для всего живого (подчеркнем: существующего в составе Вселенной) дополнительные законы, относящиеся только к живому.
Уникальность феномена «жизнь» заключается в нарушении общей детерминированности Вселенной путем внесения в нее очагов неопределенности. Возникновение жизни в том или ином фрагменте Вселенной влечет за собой принципиальную невозможность детерминированного предсказания событий во фрагменте Вселенной, в котором находится живое. Это объясняется тем, что возникновение жизни – это возникновение активной материи — переход субстанции, на базе которой возникает жизнь, из пассивного состояния в активное: наличие жизни во фрагменте Вселенной означает наличие в нем фрагментов, находящихся в активном состоянии. Согласно СТЖ, появление элемента (фрагмента), обладающего внутренней активностью означает появление в нем жизни. Однако, не всё, проявляющее внешние (т.е. доступные для наблюдения) признаки активности, является живым. Сказанное относится только к внутренней, самопроизвольной активности элемента (фрагмента), т.е. возникающей и генерируемой в самом элементе (фрагменте). При внешнем наблюдении проявления истинной – внутренней – активности легко спутать с опосредованной активностью – псевдоактивностью, возникающей в пассивных элементах под воздействием активных (так летящий камень, брошенный рукой человека, не является внутреннеактивным элементом). При этом речь идет не просто об активности (например, броуновское движение, колебания, вызываемые генератором и т.п.), а о целенаправленной активности.
Возникновение активности в том или ином фрагменте Вселенной – это появление у соответствующего фрагмента собственной цели. Каждый целостный фрагмент живого имеет свою цель, начиная с «Жизни» как целостной системы, имеющей Глобальную цель (ГЦ), и кончая минимальными фрагментами живого, обладающими внутренней целостностью вычлененными в соответствии с системными законами членения из системы жизнь на каком-то из уровней системной организации. При этом каждый из «вычлененных» из системы Жизнь целостных фрагментов имеет свою собственную цель, названную в СТЖ локальной, в подавляющем большинстве случаев не совпадающую не только с Глобальной Целью жизни в целом, но и с целями более крупных фрагментов, из которых он может быть последовательно выделен на разных уровнях «иерархии членений». Терминальный элемент такого членения назван в СТЖ особью. Сама особь также имеет сложную организацию, но другую, не являющуюся продолжением той иерархии, членом которой она является, образующую новый ярус (этаж) жизни, построенную по другим законам и заканчивающуюся своими терминальными элементами. Трудно ответить, как глубоко может продолжаться такое проникновение вглубь живого, ведь и в физике когда-то атом считался неделимым «кирпичиком», из которых построено «все» и «вся». И на каждом таком уровне существует своя системная иерархия, построенная по единым для всех ярусов (этажей) законам.
В СТЖ различается функциональное членение системы на составляющие ее подсистемы, подподсистемы, подподпод… и т. д. и морфологическое деление, при котором выделенный фрагмент рассматривается не как функциональное образование, а как выделенный по каким-то другим основаниям «кусок субстрата», который не может иметь собственной цели – «нога», «рука», «шея» и т. д. Соответственно термин «часть» будет пониматься в дальнейшем как обозначение именно таких «кусков».
Цель возникает как результат оценки целостным фрагментом живого (его подсистемой, в частном случае, особью) с одной стороны своего внутреннего состояния, с другой – оценки состояния окружающей среды (ОС), включающей всё внешнее по отношению к данному фрагменту – как живое, так и неживое. Для того чтобы целостный фрагмент живого мог существовать в окружающей среде, его внутренняя структура и организация происходящих в нем жизненных процессов должна быть адекватной условиям, существующим в ОС, т.е. должна существовать адекватность внутреннего (in) внешнему (out), находящемуся за пределами фрагмента. При этом достижение одномоментной адекватности не решает задачу до конца, поскольку и «внутреннее», и «внешнее», постоянно меняются. Изменения ОС – это изменение в окружении фрагмента, включающее как неживое, так и живое. Эти изменения происходят по законам Вселенной. Внутренние же изменения во фрагменте живого могут возникать в результате старения составляющих его частей, разрушающего структуру фрагмента, так и случайно, из-за сбоев и поломок, что нарушает их установившееся ранее функционирование. Поэтому для обеспечения своего существования в окружающем его, постоянно меняющемся мире фрагмент живого (живая особь или целостное в каком-то смысле объединение таких особей) должен постоянно обеспечивать адекватность своего внутреннего состояния состоянию внешней ОС.
Если говорить об особи, то главный закон жизни: для того, чтобы оставаться живым, организм особи должен постоянно поддерживать свою адекватность ОС, либо (и главным образом) изменяя свое внутреннее состояние, либо если это практически возможно, меняя состояние ОС, осуществляя на нее необходимые воздействия. Поддержка адекватности происходит в динамике, как непрерывный, управляемый организмом процесс.
Механизм динамической (!) поддержки адекватности внутреннего внешнему, принципиально отличен от механизма поддержки гомеостазиса, понятие о котором широко используется в кибернетической литературе. Гомеостазис – это один из очередных мифов, рожденных уже «новой» наукой – кибернетикой. Самое подвижное и динамичное по своей сути – жизнь – объявляется статичной и неподвижной!! Гомеостазис – это сохранение значений параметров внутреннего в какой-то постоянной зоне, не зависящей от внешнего. Некорректность понятия гомеостазиса состоит в том, что механизм гомеостазиса рассматривает фрагмент живого как закрытую (т.е. изолированную от ОС) систему, в то время как любое живое — это открытая система, которая (вынуждена быть открытой!), которая существует в постоянно меняющемся окружении, меняющемся независимо от ее желаний. Любой целостный фрагмент живого вынужден постоянно отслеживать адекватность своей внутренней организации состоянию окружающего мира, мира в котором он существует или намеревается существовать. И он постоянно ищет такую организацию, адаптируясь и неоднократно переадаптируясь к изменяющейся ОС, пробуя самые различные пути к достижению состояния адекватности. Непрерывный поиск состояния адекватности – это неотъемлемое свойство живого, в то время как неживое ничего не ищет – ему все равно, что его окружает. Тем самым подтверждается один из основных постулатов философии: «жизнь – это движение». Сохранение для обеспечения своего существования в том или ином мире адекватности окружающей среде является базовой задачей, которую решает любой целостный фрагмент живого для сохранения своего существования. При этом, как уже говорилось ранее, особь не является конечным (терминальным) целостным фрагментом живого, а состоит из аналогичных же, обладающих целостностью компонентов.
Вторым, также достаточно часто применяемым (особенно человеком) методом сохранения адекватности состояния живого окружающей среде, является изменение окружающей среды путем направленных воздействий, осуществляемых особью на среду.
Функциональной системой (т.е. системой, выполняющей определенную функцию) обеспечивающей существование (выживание) особи в ОС является ее организм, объединяющей в единое целое все функциональные системы особи. Целостное объединение организмов отдельных особей, осуществляющих выполнение общей функции в ОС, названо в СТЖ «коллективным организмом». Коллективный организм обеспечивает существование (выживание) в окружающем мире целостной совокупности особей (например – сообщества термитов, муравьев и т.п.). Этот же термин применим и к социальным процессам и явлениям. Любое целостное социальное объединение (государство, партия, религиозная конфессия и т.п.) всегда борется за свое существование, добиваясь своей адекватности окружающей среде путем либо проведения внутренней реорганизации, либо (и главным образом) пытаясь изменить социальную систему, в которую она входит, путем осуществления направленных воздействий (победа на выборах, революция, путч) на ОС.
Самопроизвольный переход живого – (отдельной особи или какого-то другого целостного фрагмента живого) из одного состояния в какое-либо другое – это выбор, осуществляемый самой особью (фрагментом) и только ей в пространстве имеющихся у нее степеней свободы. Если даже делаемый выбор вынуждается внешними влияниями, окончательное решение принимает только сама особь или любой целостный живой фрагмент.
Живое отличается от неживого наличием у него целостной триады свойств, каждое из которых имеет смысл только при условии одновременного существования двух остальных, образующих триаду.
• Способность к целеполаганию, т.е. к постановке собственной цели;
• Наличие мотивации к достижению цели;
• Способность самостоятельного нахождения пути достижения цели.
Наличие всех этих свойств НЕОБХОДИМО для того, чтобы считать исследуемый фрагмент Вселенной живым, и ДОСТАТОЧНО, чтобы сделать данный вывод. Наличие жизни в том или ином фрагменте Вселенной не зависит от вида субстрата, на котором возникла и существует жизнь. Субстрат может быть любым и совершенно необязательно должен иметь органическую основу, на которой базируется Земная жизнь. Это может быть кремниевый, металлический и т. д. субстрат. При этом данные субстраты могут (в том числе постоянно) находиться в любом физическом состоянии: жидкость, газ, плазма и т. д. Главное, что он материален.
Цель (по Аристотелю – «конечная цель») – это конечный результат определенного этапа деятельности живой сущности – особи, который особь намеревается получить. О результате своей деятельности живое всегда имеет определенное представление, на которое и ориентируется при формировании своего поведения.
Такой результат может быть представлен в виде описания «целевой ситуации32 (Sц)» – нужной особи ситуации в соответствующем фрагменте Вселенной, которое хотела бы иметь особь. Описание Sц может содержать информацию, как о живом, так и неживом, в том числе и о самой живой сущности, осуществляющей целеполагание. Sц, как виртуальное представление, должна содержать как существенное все то, что желает иметь живое, формирующее представление о Sц.
Источником мотивации – силой, «толкающей» к движению к цели является движущая сила (ДС). Закон действия ДС – это избирательный закон, действию которого подвержено только живое, независимо от его местонахождения во Вселенной и свойств этого живого. Для исследователя Мироздания не важна природа ДС. Ему важно только то, что ДС существует, являясь источником динамики жизни, и, главное, определяет законы жизни в тех окрестностях нашего Земного мира, которые мы способны исследовать. Точно так же (как один из возможных примеров) не зная природы гравитации, мы строим свое поведение в мире, в котором существуем, исходя из факта существования силы гравитации, хотя (по крайней мере, пока) не можем объяснить ее природу.
Третий, образующий триаду, фактор – способность к нахождению пути достижения цели, т.е. к формированию той последовательности действий, осуществляемых в реальной среде (объективной действительности), которая, в конце концов, приводит к достижению цели. Наличие такой способности предполагает разумность, т.е. способность к мышлению.
Как итог сказанного: объединенные в триаду свойства являются необходимыми и достаточными свойствами жизни. Все, что обладает всей совокупностью входящих в триаду свойств – живое, все, что не обладает хотя бы одним из этих свойств – неживое.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник