Амон – “бог богов” Древнего Египта
Поклонение солнцу встречается у многих народов древности, однако египтяне смогли превратить его культ в особенное направление, что отражено в мифах. Жители Древнего Египта изначально поклонялись светилу Ра, однако позднее “превратили” его в бога Амона, о котором и пойдёт речь.
Это божество имеет необычную историю – из покровителя тьмы небес Амон обратился в солнечное божество, отождествлявшееся с фараонами и их земной властью. Его почитали не только в Фивах, что были центром поклонения богу, но и по всему Египту, Амон был защитником многих правителей. Как выглядел самый сияющий из богов египтян? Почему поздние мифы используют имя “Амон-Ра”? Какие предания связаны с Амоном?
Внешность и предназначение Амона
Амон – бог поистине загадочный. Чего стоит одно только его имя, ведь в переводе оно значит “скрытый, незримый”. Но разве солнце мы не можем видеть? Нет, дело в том, что имя Амона было дано божеству ещё во времена зарождения его культа. Изначально Амон считался покровителем незримой (тёмной) части небес. На более ранних изображениях бог нередко имеет облик гуся или барана, что были его священными животными.
Зародившись в Фивах, почитание Амона стало распространяться по всей стране. Постепенно менялся и облик божества. В эпоху Среднего царства египтяне уже вполне ясно сложили в своём представлении человеческий облик бога. Чаще всего на древних фресках он предстаёт перед нами высоким стройным мужчиной, голову которого украшает корона из двух перьев, направленных вертикально.
Фреска с изображением Амона в Заупокоенном Храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, Луксор, Египет
© Olaf Tausch / ru.wikipedia.org
Амон как великий создатель
Немало тайн связано и с родословной Амона. Информации в мифах по этому поводу не так много, а порой она и вовсе противоречива. Одни предания называют его супругой богиню Мут, что воплощала силы материнства, другие легенды говорят о его браке с Усерет, покровительницей защиты и справедливости.
Но меня больше всего заинтересовали другие сказания. В некоторых древних текстах рассказывается, что Амон имел две ипостаси – как мужскую, так и женскую. Эта “вторая половинка” одного божества выступала и в качестве его жены, о чём говорит её имя – Амаунет.
Рамзес III, держащий за волосы своих врагов, и бог Амон.
Рельеф из Мединет-Абу, также известный как Погребальный храм Рамзеса III, Луксор, Египет
© Alyssa Bivins / ru.wikipedia.org
О том, что мифы, говорящие о двух разнополых образах Амона имеют основу, рассказывают и упоминания об этом боге. Уже в ранний период развития Египетского царства Амон показан как великий создатель. Я думаю, именно с появлением такой ипостаси бога он стал постепенно преобразовываться из невидимого небесного покровителя в солнечное божество, вершащее судьбы людей и всей земли.
Противостояние жрецов и фараонов
Довольно быстро Амон превратился в верховное божество, а имя его стало использоваться в форме бог Амон-Ра. Это говорило о непосредственной связи между главными творцами жизни, богами солнца, что были едины, хотя и имели разные облики.
Хочу заметить, что немалую роль в распространении культа Амона сыграли его жрецы. Титул “Божественной Супруги” носила главная жрица храмов Фив, где располагались святилища Амона. Поклоняясь своему божеству и укрепляя его влияние, жрецы сумели стать могущественными людьми, чья власть была практически безграничной – не меньше, чем у самих фараонов.
Один из древнеегипетских правителей, Эхнатон, решил изменить ситуацию, совершив религиозную революцию. Имя Амона стиралось, его почитатели преследовались, словно преступники. Несмотря на все старания, после смерти Эхнатона культ Амона вернулся к прежним масштабам – теперь уже с надписей и гробниц стирали имя фараона-“еретика”.
Амон — сокрытый бог небес / © Aisha Ullah / aishaullah.artstation.com
Почитание бога Амона-Ра
До нашего времени дошло совсем немного мифов об Амоне, но это не умаляет его значимости в жизни египтян. Порой его называли “богом богов”, что указывает на поклонение фараонов солнечному божеству (а ведь правители считались земным воплощением богов).
В преданиях рассказывается о необыкновенных способностях Амона. Он родился из пустоты, создав себя сам. Египетские мифы говорят, что основой для сотворения стали четыре основных стихии, элементы которых незримый дух Амона использовал как творец.
Бронзовая статуэтка Амона – одного из богов египетского пантеона, 664-332 года до н.э.
Частная коллекция / © alexanderancientart.com
Первоначально Амон был богом ветра и воздуха, что вполне согласуется с легендой о способностях демиурга. Своим дыханием ветер сумел объединить разные стихии, превратив их в Амона.
Кроме этого, Амон стал ярким примером синкретизма в верованиях древних египтян. Его суть заключалась в объединении качеств разных богов, что находили слияние в определённом божестве. Так, например, нельзя не отметить сходства Амона и Мина, покровителя плодородия. Оба бога носят корону с перьями, оба отвечают за продление рода, возрождение сил земли, урожай.
Амон изображался с перьями шути на головном уборе
© Javier Cruz Domínguez / javiercruzdominguez.artstation.com
Не меньше общего у Амона с Птахом, что был особенно почитаем в Мемфисе, но наиболее выраженное родство у бога с великим Ра. Как и его солнечный собрат, Амон был создателем жизни, появившимся из хаоса и первоначальной пустоты.
Празднества, проводимые египтянами в честь этого бога, принадлежали к наиболее пышным и красочным торжествам. Одним из них был Опет, что приходился на пик разлива Нила. В этот день огромную сияющую статую Амона провозили на ладье через весь Египет. Простым людям (не жрецам или фараонам) можно было увидеть Амона лишь в этот день. Ещё одним торжеством в честь бога становился «Праздник Долины», когда проходило шествие через погребальные храмы прежних правителей.
Амон был одним из самых важных божеств в Древнем Египте
Статуэтка датируется примерно между 680 и 640 годами до нашей эры
Местонахождение: Художественный музей Уолтерс, Балтимор, США
© art.thewalters.org
Из-за Амона в Древнем Египте развернулось нешуточное противостояние между жрецами и царями, что не хотели уступать власть служителям божества. Но виноваты в этом только люди, а не бог. Предания об Амоне говорят о том, что он был верным защитником для людей, добрым покровителем и, в конце концов, солнечным светом, дающим жизнь всему на земле.
Источник
Бог солнца у египтян
Во всех странах и городах, государствах и поселениях, где поклонялись языческим богам, самым воспетым был культ солнца. Солнце для язычников было верховным и самым важным божеством. Это не удивительно, ведь солнце приносило тепло и свет, олицетворяло начало нового дня и согревало поля, давая хороший урожай. Боги солнца били самыми почитаемыми и уважаемыми у язычников, как правило, считались верховными богами, прародителями всех богов, но назывались во всех культурах по-разному. Ничем в этом плане не отличался от других древних народов и Древний Египет.
Бог солнца у египтян считался верховным богом, ему приносились жертвы и возносились молитвы. Богу солнца покланялись поголовно все, от простого народа до фараонов. Думаю, что ни для кого не является секретом то, как звали бога солнца в Древнем Египте. Конечно, это Амон Ра. Первоначально было два бога солнца Амон и Ра, потом произошло слияние этих двух богов и появилось единое божество – Амон Ра.
Боги солнца Древнего Египта.
Древнеегипетский бог солнца Ра
По легенде, днем Ра плывет на божественной солнечной ладье по небесному Нилу, освещая землю, а вечером плывет по подземному Нилу, где вынужден каждый раз одолевать могущественное чудовище змея Апопа, а на рассвете возвращаться снова на небо. Битва между Ра и Апопом начинается в двеннадцать часов ночи и заканчивается к рассвету. Культ бога Ра начинает сформировываться во время правлении фараонов четвертой династии и считается всеобщей религией. При правлении фараонов пятой династии, культ бога солнца еще больше закрепился, и данных царей считали детьми Ра. Ра в переводе означает солнце, отсюда и возникло имя главного божества египтян. Поскольку фараонов считали детьми солнца, то в их имена обязательно включали слог «ра».
Почему бог солнца стал главным богом у египтян? Все очень логично. Считалось, что Ра сотворил мир, был праотцом всех богов и их царем, очень часто Ра изображался в обличии фараона, но с головой сокола. Сначала мир был огромным океаном, в котором правил бог Нун. Нун сотворил самого Ра. Ра создал бога ветра, бога земли и богиню неба. Он приказал богу ветра Шу поднять небеса и землю и разделить их на две части. От слов Ра родились люди и животные, и на земле, и в воде, позднее из глаз Ра вышли люди. Первоначально бог солнца жил со своими творениями на земле, приняв образ человека, позднее ушел на небеса.
Фото с сайта im2-tub-ru.yandex.net
Древние египтяне придавали огромное значение очам бога Ра. Глаза его изображались везде, где только можно и считались оберегающими амулетами. Очень часть очи Ра изображались не как глаза, а, например, в виде змеи или воина. Каждому глазу приписывались собственные магические свойства, казалось, что глаза бога Ра живут отдельной от него самостоятельной жизнью.
Бог Ра изображался в виде мужчины с головой сокола. В руках он держал посох и египетский крест с петлей – «анкх». Этот крест символизировал жизнь, бессмертие, вечность и мудрость, считался защитным знаком. Еще одним символом бога Ра считалась пирамида, чаще всего этот символ носили на теле в качестве амулета. Ра изображали не только в неодушевленных символах. Великого бога солнца отождествляли со священной птицей феникс, считалось, что подобно этой птице, Ра каждый вечер сгорает, а к рассвету восстает из пепла. Бог Ра в Древнем Египте (картинки позволяют в этом убедиться) был почитаемым и уважаемым Богом.
Древнеегипетский бог солнца Амон.
Величайший Ра был не единственным солнечным богом Древнего Египта. Первоначально бог солнца Амон считался богом только в одном из Египетских городов, а именно в Фивах. Со временем он приобрел статус общенародного бога солнца. Амон представлялся жителям Египта в виде человека, носившего корону с двумя золотыми перьями и закрученную тонкую бородку. В руках он держал скипетр и анкх. Подобно богу Ра, культ Амона тоже был велик, особенно после выхода его за пределы города Фивы. Амон в Фивах считался прародителем всех богов, началом всей вселенной.
Амон, так же как и Ра путешествовал на своей лодке по небу и подземному миру. Когда он плыл по небу, то освещал мир, когда спускался под землю, боролся с силами тьмы. Священным животным этого бога считались гусь и баран, которые являлись символами мудрости. Амон был самым почитаемым богом у фараонов, позднее ему стали приписывать покровительство войны и силы.
В эпоху Среднего царства культ Амона достигает своего апогея, он становиться верховным государственным богом, фараоны считаются его детьми, поэтому они поддерживают его культ всеми силами.
Древнеегипетский бог солнца Амон Ра.
А как зовут бога солнца в Египте сейчас? Конечно это сочетание двух имен великих богов Амона и Ра. В шестнадцатом – семнадцатом веках, во время Среднего царства культ бога солнца Амона настолько силен, что Амон становиться верховным государственным богом, правителем всех богов. Но другой бог солнца Ра прочно укрепился в умах и религии древних египтян. В связи с этим происходит слияние двух могущественнейших богов в одно божество – Амона Ра. Амон Ра обладал чертами обоих богов, их влиянием, силой и величием. Египтяне возвели в Фивах храм Амона Ра, куда ходили и фараоны, и простые люди.
Древние люди изображали Амона Ра, как правило, в виде мужчины, иногда в виде человека с головой барана или полностью в виде барана. Как и Амон, Амон Ра держал в руках крест с петлей, который являлся символом жизни и бессмертия.
Фото с сайта 1923.dm
Амон Ра, в отличие от своих половин по отдельности, был доброжелательным богом, способным и желающим протянуть свою божественную руку помощи любому нуждающемуся. Раньше загробным миром считалось царство мертвых, где царил вечный холод и тьма. Лишь избранные могли попасть на небо в царство Ра. Новый культ Амона Ра уравнял в религиозных правах все слои общества Египта, теперь в небесное царство после смерти мог попасть любой человек от фараона и жреца до человека самого низшего социального сословия. Новый бог солнца представлялся в роли заботливого и справедливого отца, создателя всего живого и покровителя всего сущего. Но несмотря ни на что, бог Амон Ра в Древнем Египте, первостепенно, оставался богом правителей, богом фараонов.
Ни для кого не будет секретом, почему египтяне почитали Амона Ра главным богом. Он воплотил в себе все важные и сильные черты обоих богов и был официально признан единственным государственным богом солнца.
Во время Нового царства почитание Амона Ра достигло максимального подъема, однако, в эпоху Позднего царства его превознесение начинает медленно сходить «на нет». Только в Фивах его будут всегда почитать, как и прежде.
Таким был бог солнца в египетской мифологии. Культ Амона Ра постоянно менял свою значимость, то поднимался, то падал. Несмотря на то, что он считался демократичным богом и уравнял всех людей в правах, хотя только и в загробном мире, он все равно оставался официально признанным богом фараонов и их покровителем, их отцом, их божественным воплощением после смерти. Бога солнца в Древнем Египте называли и называют Амон Ра, именно с этим именем он будет всегда ассоциироваться у людей.
Источник
Культ солнца. Солнцепоклонники в Древнем Египте.
В статье «Религия и государство Древнего Египта» (адрес на сайте) подробно рассказано, что в Древнем Египте существовало большое количество культов, еще большее количество богов и огромное количество храмов. Традиционный интерес любопытного читателя всегда вызывает культ солнца как самый древнейший человеческий культ.
Культ солнца в Древнем Египте (единство Ра, Гора и Атума)
Культа солнца не было разве что у самых темных в прямом и переносном смысле народов, правда, вряд ли можно сходу назвать такой народ. Солнце возникло раньше жизни на земле, и оно как творец всего сущего, поток жизненной силы всегда было предметом поклонения у древних цивилизаций, и, конечно же, Древний Египет не мог стать исключением.
Долгое время египтологи считали, что божество солнца мужского рода, впрочем, так долгое время думали и сами египтяне. Лишь в сравнительно поздний период в египетском пантеоне появилось солярное божество женского рода – богиня Ра-т или Ра-т Тауи. Однако каких-либо специфических функций данная богиня не выполняла. Таким образом, далее мы будем говорить о боге солнца «он».
Во многих текстах, статьях, телевизионных передачах и даже художественных фильмах бога солнца называют именем Ра. Однако религия древних египтян не была монотеистической («единобожной»), а потому и у солнечного божества было множество имен.
Дело в том, что египтяне были весьма наблюдательным народом и связывали природные и жизненные циклы с движением солнца. Восток, как и у многих других народов, у них считался стороной солнечного рождения, откуда появлялось новое молодое солнце, которое затем проходило свой жизненный путь через небосвод и каждый день «умирало» на Западе. Именно поэтому западное побережье Нила представляет собой громадное кладбище, где древние египтяне в течение тысячелетий хоронили своих умерших.
Так вот «восточное», молодое солнце чаще всего носило имя Гор, в зените оно превращалось в Ра, а к «старости», к вечеру становилось Атумом (Тумом или Темом) – старым, мудрым, усталым божеством.
Так как у каждой местности (нома) Древнего Египта было свое божество, соответственно, у каждого божества был свой дом. «Дом» солнечного бога был в Гелиополе (или Анну, ном Хек-ад). Иудеи называли это место Бет-Шемеш. Там был построен величественный храм Ра и большой дом Тума (Атума). Долгое время эти места были предметом интереса паломников и путешественников. Во времена арабов все еще сохранялись развалины храмов и лишь в IX веке фанатики уничтожили последние статуи, тогда же обрушился и величественный обелиск. Однако священный источник бога Ра, в котором он имел обыкновение совершать омовение своего божественного лика, просуществовал в Гелиополе намного дольше, чем его монументы. Арабы вплоть до нашего времени называли этот водоем Источником солнца, а мать Иисуса Мария стирала в нем пеленки своего сына, когда добралась до Египта, спасаясь от преследований Ирода, когда святое семейство бежало из Палестины.
Древние египтяне были убеждены, что, «умирая» вечером на Западе, солнце, а, значит, и солнечные божества, проходят особый путь через ночь, чтобы снова возродиться утром на Востоке. Этот путь проходит через Царство мертвых – Дуат и описывается в Книгах мертвых. Проходя двенадцатичасовой ночной путь через Дуат, солнечное божество выполняет ряд служебных обязанностей по отношению к умершим людям. Во-первых, оно инспектирует условия и состояние уже находящихся в Дуате мертвецов, во-вторых, ведет за собой вновь прибывающих.
Передвигался Ра на кораблях, которые называют «солнечными лодками». Согласно представлениям египтян о мироздании, их родина – Египет – был не просто куском суши, но отражением небес, а точнее небесных вод или первичных вод, из которых родилось все сущее, включая самого первого древнего бога.
Эти небесные воды были собраны величественную реку – Млечный путь, отражением которого на Земле стал, собственно говоря, Нил. И подобно мертвецу, переплывающему Нил с восточного берега на западный, к месту своего последнего упокоения, солнечное божество пересекало Млечный путь на своих кораблях. Хорошо известны два из них: корабль для утреннего путешествия «Мадет» и лодка для вечернего пути – «Секти». В середине корабля была комфортабельная каюта для самого бога, впереди и позади располагалась свита: Исида (богиня с рогами коровы, образец жены и волшебницы), Анубис (бог с головой шакала, проводник в Царство мертвых), Хатхор (священная корова), Сет (злобный бог) – в зависимости от комплектации и предпочтений того, кто записывал текст. Лодки были важным и мистическим предметом для египтян, недаром их захоронения были найдены у подножия пирамиды Хуфу (Хеопса) в Гизе и у подножия других пирамид.
Символы египетских богов солнца
Символов у Ра и других солнечных божеств было несколько. Первым и самым известным символом служит пирамида. Но не только привычная гигантская пирамида, а пирамиды всех размеров, включая совсем небольшие, которые было можно носить в качестве амулета на поясе.
Другим распространенным символом был обелиск с пирамидальной верхушкой или увенчанный солнечным диском, коих по всему Египту было настроено множество. Еще одним символом были персональные гробницы-склепы из сырцового кирпича в виде усеченных пирамид без вершины, так называемые, мастаба (мастава).
Также распространен был небольшой обелиск бен-бен, который хранился внутри храмов, посвященных культу солнца и считался воплощением самого Ра. И, наконец, одним из важнейших символов был сам солнечный диск, самое яростное поклонение которому случилось во времена фараона-еретика Эхнатона.
Что касается одушевленных символов, то довольно широко было распространено верование, согласно которому бог солнца являлся людям во втором своем воплощении – в виде птицы феникса, который каждый день сжигал сам себя вечером и возрождался и собственном пепла утром, с восходом солнца. При этом не стоит путать феникса с воробьиным ястребом (соколом), чья голова обычно украшала человеческое туловище бога Ра.
Почему именно феникс, а затем ястреб ассоциировался у египтян с солнцем, достоверных сведений нет. Однако есть гипотеза, согласно которой египтяне нередко наблюдали за стремительным полетом вниз ястреба, готовящегося нанести своей жертве смертельный удар, и олицетворяли полет этой птицы с посланцем солнца, стремительно несущимся вниз и дарующим как жизнь, так и смерть. Впоследствии греки и римляне развили эту теорию, утверждая, что ястреб состоит из крови и духа. Ну чем не сын божий и человеческий? Кстати, египтяне очень серьезно относились к божественному происхождению ястребов, выращивали их в священных рощах, а после гибели – бальзамировали.
Боги солнца Древнего Египта
Гор с головой ястреба и множество его ипостасей
Итак, Ра – это наиболее широко употребляемое имя бога солнца, представляемого в виде человека с головой ястреба. Но Ра – это далеко не единственное его имя.[1]
Именем Гор изначально назывались два разных бога – бог солнца и другой бог – сын Исиды. Впоследствии оба имени слились, а сам миф об Исиде трансформировался. Вообще Горов в Египте было великое множество, почти как Иванов в России. Приведем лишь наиболее распространенные и хорошо известные его ипостаси: Гор-Ур, сын священной коровы Хатхор; Гер-Мер-Ти, двуглазый бог одновременно и солнца, и луны; Гор-Кхент-Ан-Ма, слепой бог, символизирующий солнечное затмение; Гор-Эм-Кху-Ти или Гор Гармакис (Хармахес), владыка двух горизонтов – восточного и западного (поговаривают, что именно Гармакису был посвящен Великий Сфинкс); Гор-Нуб, Золотой Гор, бог восходящего солнца и золота зари. А еще были Гор-Хекенну, Гор-Бехутди, Гор-Дема, Гор-Ка и так далее. Так что весьма опрометчивым было бы говорить, что бога солнца зовут просто Гор. Как и у многочисленных Иванов или Джонов, у Горов были не только «фамилии», но и «профессии», и даже «прописка» в определенном доме или вид на жительство в каком-нибудь храме.
Есть еще Хепри (Кхепера) – тот, кто находится в процессе подъема, или бог восходящего солнца, которого обычно изображали в виде человека со скарабеем на голове или вместо головы. Кстати, скарабей – это весьма символичное животное для Древнего Египта. В иероглифическом древнеегипетском письме знак скарабея означает слово «остановиться», а также часто символизирует солнце, мудрость, вечность.
И, наконец, самый величественный из солнечных богов – Атум (Тум), у греков – Томос. Это бог заходящего, западного солнца, который уже прошел свой дневной путь, обрел мудрость и готовиться к путешествию в страну мертвых Дуат. Он Великий Создатель и Владыка Вселенной. Он произошел из первозданных вод Ну (Нут, Нун), сам оплодотворил себя и изрыгнул первую пару богов – Шу и Тефнут (по другим древнеегипетским источникам отцом Шу и Тефнут – богини с головой львицы – были Ра, а затем Амон).
Атум – это добрый бог, повелитель северного ветра, который спасал египтян от обжигающего жара пустыни и дарил свое «свежее дыхание» несчастным жителям Дуата. Атума обычно изображали в виде человека в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта на голове. Жрецы Атума (Тема) включили «в свой культ максимально возможное число обрядов и ритуалов, к которым люди привыкли, поклоняясь старым богам. Для египтянина не было ничего странного в поглощении одного божества другим, «поглощенный» бог в таком случае рассматривался им просто как фаза или черта бога-«поглотителя». Египтяне, как и многие другие восточные народы, были чрезвычайно терпимы к подобным вещам» (У. Бадж).
Шу также является солярным божеством. Он известен тем, что был близнецом богини-львицы Тефнут, а также своим неординарным поступком. По древней легенде детьми Шу и Тефнут была другая божественная пара – Геб (Себ) и Нут. Геб олицетворял землю, а Нут – небеса (ее часто изображали в виде священной коровы, по которой движутся солнце и звезды, а также в виде громадной женщины, опирающейся о землю руками и ногами). Геб и Нут не хотели разрывать свои объятия, однако людям в это время уже нужна была земля для обустройства и развития, поэтому «добрый» папаша Шу оторвал свою дочь Нут от Геба. Стоять в полусогнутом положении для крошки Нут было тяжеловато, поэтому папаша Шу теперь вынужден поддерживать дочь в полувисячем положением над землей. Кстати, древнеегипетский корень шу означает глагол «поднимать», «подниматься» (по другим версиям он означает «тепло»), в чем, собственно, и таится главная роль папаши Шу. Богиня же Тефнут – божественная супруга Шу и мама Геба и Нут – изображалась в образе человека с головой львицы и слыла весьма кровожадной особой.
Самый абстрактный из солярных богов – Атон, солнечный диск. Долгое время он был не самостоятельным божеством, а лишь одним из божественных атрибутов и символов. Однако в период правления Аменхотепа IV, которого мы больше знаем как Эхнатона, Атон стал самостоятельным, но весьма абстрактным божеством. Его не изображали в человеческом облике, он не держал жезлов и не имел лица, а способы доставки его благ на землю ограничивались использованием солнечных лучей, вытекающих из солнечного диска и оканчивающихся кистями рук. Гимны Атону сохранились в так называемых амарнских архивах – собрании надписей, уцелевших после того, как культ Атона был свергнут, а его храмы уничтожены. В этих гимнах Эхнатон весьма большую роль в мироздании отводил своему покровителю Атону:
Рыба в реке поднимается к поверхности, к твоему лику
И твои лучи проникают в толщу воды.
Они даруют женщинам плодовитость,
А мужчинам – способность стать отцами.
Они заставляют ребенка шевелиться во чреве матери
Ты даешь дыхание жизни во всех ее проявлениях.
Она исходит из тела матери… в день каждого рождения.
Ты открываешь ей рот, чтобы она могла говорить.
Цыпленок сидит в яйце и пищит в его скорлупе.
Ты даешь ему дыхание, чтобы он мог жить;
Ты завершаешь его развитие,
чтобы он мог проклюнуться из яйца!
И в таком же стиле еще несколько страниц. Нельзя не отметить справедливость и натуралистичность наблюдения относительно цыпленка, учитывая, что древние египтяне хорошо умели управлять процессом высиживания яиц в отсутствие их генетических мамаш, для чего вполне успешно пользовались инкубаторами, принцип действия которых был основан, вероятнее всего, именно на энергии солнечного диска, Атона.
Если внимательно вчитаться в гимны Атону, то становится очевидным весьма потребительское отношение египтян к солнечным божествам. У. Бадж писал: «Язык и стиль этих текстов весьма интересен. В них справедливо оцениваются выгоды, которые и люди, и звери получают от созидательного и оплодотворяющего влияния солнечного света и тепла. Но я не могу найти в них ни единого суждения, заключавшего какое-либо духовное начало или побуждавшего к чистой жизни, ни одного намека на сознание греха…».
Вообще же в отношении гимнов и восхвалений египтяне были щедры к солярным божествам, как ни к каким другим – столько гимнов и молитв, сколько их пелось по обращению к солнцу, не пелось ни одному другому богу. И этому есть простое психологическое объяснение. В самом деле, подумайте, как легко хвалить очевидного, зримого бога, который ежечасно, ежедневно и ежегодно демонстрирует свое доброе расположение, одаривает живительным теплом, позволяя расти растениям, рождать животным, жить людям? Легко ли убедить верующих в величии и могуществе такого бога, могуществе, которое доказывает самое себя и не требует никаких дополнительных ухищрений со стороны жрецов и правителей? Легко! И благодарные верующие в экстазе потащат в храмы свои богатые жертвенные дары! И такое поклонение будет приятно всем, так как доброго бога совершенно очевидно есть за что благодарить.
Совсем другое дело, когда благодарить бога приходится из страха, как, например, страшного и таинственного Себека – бога в образе крокодила. Но крокодилопоклонники не являются героями данной статьи, так как они традиционно пребывали (а возможно и пребывают) в антагонизме к солнцепоклонникам.
Литература:
- Видеман А. Религия древних египтян / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
- Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
- Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
- Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
- Бадж У. Египет времен Тутанхамона / Пер. с англ. Л.А Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
[1]Описание ключевых божеств приводится по версии Альфреда Видемана, немецкого историка, египтолога, жившего на рубеже XIX-XX веков. Есть множество других версий и толкований, однако в принципиальных моментах они сходятся, а в деталях объять религиозные верования древних египтян и по сей день нереально и не только потому, что данные слишком велики и разнородны, но и потому, что многое нам и поныне неизвестно.
Дизайн сайта – студия Stratomedia, г. Вашингтон
Источник