Меню

Зимой солнце поздно встало

Зарисовка о весне

Вам нравится весна? А мне очень!
Больше всех времен года я люблю весну. И это не удивительно. Едва ли найдется такой человек, который равнодушен к возрождению природы.

Весна дарит всем чувство радости, грядущих перемен, особое весеннее настроение. Первые лучи весеннего солнца светят по-особому, как-то веселее, игривее.

Наконец ушла долгая и трудная зима, нет сильных морозов, метелей, настало новое удивительное и радостное время – таяние снега, и появление первых цветов. Дыхание весны ощущается во всем. Она пробуждает спящую природу к новой жизни.

В воздухе морозно-чистом
Пахнет новою весной.
Даль сыра и очень мглиста,
И волнует синевой.

Все теплее день весенний,
Даже ветки у сосны,
Зеленеют от волненья,
Пережив морозы, сны.

Ярче светит солнце с неба,
Греет землю от души,
Россыпь белую из снега,
Откидать ты поспеши.

Проснешься с первыми лучами солнца — такими чистыми, ярчайшими и бросаешь взгляд на улицу — что там? Смотришь, как сверкают свисающие с крыш сосульки, искрится снег, словно чьей-то щедрой рукой рассыпаны бриллианты. От этого вида на душе поднимается волна радости, весеннего настроения. Хочется сделать что-то особенное, интересное.

. Искрится снег под солнцем,
Сосульки опадают с крыш,
И воробей стучится в оконце,
А я, ему, проказник: «Кыш!».

И небо весной по-особенному голубое, как чистый осенний пруд. Изредка белоснежные облака, громадные, как корабли, важно проплывают, гонимые теплым весенним ветром. Взгляд невольно устремляется вдаль, к заснеженным горам, полям, уже освободившимся от снега, ручьям, сбегающим в Чумыш.

. Красота в ельцовском поле,
Озимь видится вдали.
Свищут птицы на приволье,
И облака, как корабли.

С каждым днём чувствуем весну всё сильнее. Солнце припекает, пригревает. С крыш падают последние сосульки, нарушая хрустальным звоном деревенскую тишину. Снег становится рассыпчатым, как крупная соль, искрится всеми цветами радуги.
На пригорках появляются проталины, украшенные первыми цветами.

. Испарился снежок в перелесках,
И подснежники,как голубки,
Показались из кустиков низких,
И невзрачны еще, и легки…

Ранняя весна непостоянна, так, что радоваться можно только ее мгновениям. Все еще будет: грязь, ветер, снег и дождь. Но все же это самое прекрасное время года!
Выйдешь ранним утром на улицу, пока еще солнце не обогрело землю, воздух и наслаждаешься пением скворцов, умиляешься дракам воробьев под застрехой.

. Воробьи под застрехой резвятся,
И щебечет какая-то птица,
А весною пора восхищаться,
Ведь она ни с чем не сравнится.

Все теплее становится в марте,
Хоть и солнце встает еще поздно.
А скворцы распевают в азарте,
Наполняют руладами воздух.

Ушел переменчивый март, наступает апрель — время окончательного пробуждения природы. Весна все больше вступает в свои права. Все меньше становится снега, остается лишь в глубоких логах и балках. Птицы поют и звонко щебечут, приветствуя весну. Деревья тоже просыпаются от зимнего сна. Вы видели, как на ветвях набухают почки, раскрывая свои чешуйки и готовы показаться первые листочки? Удивительная картина — рождение нового мира!

Весенний ветер совсем не похож на зимний. Он, хотя еще холодный, но ласковый и пахнет весной. Для всей природы наступает пора обновления.
Растаявший снег наполняет землю влагой, излишки ее стремительно скатываются в ручьи речки, наполняя водой Чумыш.

Читайте также:  Стоящий у солнца перевод

. Зима прошла и, как всегда,
Повсюду пахнет гарью.
Шумит чумышская вода,
Сверкает чистой сталью.

Река шумит на виражах,
Камыш засохший чахнет.
Водой наполнена, свежа,
Немного рыбой пахнет.

Над нею даль голубеет,
Вода отдает холодком.
Весенний ветер веет,
И пахнет холодным снежком…

Наступает не менее интересное время — ледоход. Едва ли кто равнодушен к этому природному явлению! С каким-то волнением в груди смотришь, как движутся по реке громадные поля льда, удивляешься и восхищаешься мощью реки, когда при заторах льдины начинают с шумом и треском ползти на берег, круша всё и вся на своем пути.

. Водой насытились ручьи,
И наш Чумыш несет,
Траву и сено, и сучки,
И вместе с ними лед.

Да, весна — самое удивительное время года. Она наступает так стремительно, что перемены в природе происходят буквально на глазах. Каждый весенний день приближает самое теплое и любимое время года — лето. Наступление весны создает ощущение прихода чего-то нового, удивительного и радостного, поэтому все люди рады весне.

Мир вокруг становится ярким и лучезарным. Дни становятся заметно длиннее. Количество пасмурных дней уменьшается. Почти каждый весенний день светлый и солнечный, даже облака становятся крупнее, гуще, иногда превращаются в кучевые, предрекая грозу и ливень. Пора бы! Давно не было!

…Синее стали небеса,
Позеленели ветви елей,
И первая весной гроза,
Прошла у нас в конце апреля.

Со старых крыш смывая пыль,
Пролился дождь и град потоком,
А ведь недавно был же штиль —
Опять стучит по окнам.

Шумит по улицам поток,
Со щепками волна играет,
Ручьи несутся вдоль дорог,
А дождь идет, не утихает.

И гром гремит над головой,
Дрожит мой дом и даже крыша.
Земля напитана водой,
Лежит, от солнца паром дышит…

И наконец, наступает месяц-май, последний весенний месяц — время плавного перехода в лето.

. Пришла в село весна шальная,
Цветет любимый, милый край.
Ельцовка, ты моя, родная,
Красива стала, словно рай.

Весна – хорошенькое время,
В березах сладкий, чистый сок,
И лед ушел в конце апреля —
Ему весной приходит срок.

Со снегом, вьюгой и ветрами,
Теперь зима ушла в былье.
Весна чудесная, с цветами,
Вошла с утра в село мое.

Источник

Изменение глаголов по временам (конспект урока по русскому языку в 4-м классе)

Цели:актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.

Формируемые УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование.
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания

Упр.145

— Назовите глаголы единственного числа, множественного числа.

— Объясните написание слов с орфограммами.

— Какие слова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах.

Читайте также:  Что больше нашей земли солнце юпитер луна

III. Актуализация знаний

Су..ота, ре..ька, кро..ка, чу..кие, ка..ир, завя..ка, шо..е, па..ажир, причё..ка, те..итория, про..ка, ба..ейн, шу..ка.

— На какие две группы их можно разделить? (Слова с парными согласными в корне и слова с удвоенными согласными.)

Как проверить слова первой группы? (Изменить их так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук.)

Как проверить слова второй группы? (Написание этих слов нужно запомнить.)

Запишите слова группами. Допишите в каждую группу ещё по два–три слова. (Фронтальная проверка, самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

Кассир продал пассажиру билет на поезд.

Кассир продаёт пассажиру билет на поезд.

Кассир продаст пассажиру билет на поезд.

— Чем похожи предложения? Чем они отличаются? (В предложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором — действие, которое происходит в данный момент, в третьемдействие, которое будет происходить.)

Форма какого слова изменяется при этом? (Глагола.)

Что изменяется у глагола? (Время.)

Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как глаголы из­меняются по временам, научиться определять время глаголов, употреблять временные формы глаголов.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 146 (с. 71).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Объясните значение слова навострили. (Приготовились к действию.)

(Далее работа по вопросам и заданиям учебника.)

— Сделайте вывод: на какие два признака нужно обращать внимание при определении времени глаголов? акое действие обозначает глагол и на какой вопрос отвечает глагол).

Выполните звуко-буквенный разбор слова вьюга.

VI. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

VII. Закрепление изученного материала (работа по карточкам)

1) Спишите текст.

Речушка замёрзла. На быстрине над полыньёй поднимается пар. Речка дышит. От её холодного дыхания вырастут на закраинах льда белые венчики цветов.

— Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

— Какой частью речи выражено подлежащее?

— Какой частью речи выражено сказуемое?

— Определите время глаголов.

— Какие два признака вы использовали для определения вре­мени глаголов?

2) Спишите, в каждом отрывке измените время глаголов: в первом отрывке поставьте глаголы в настоящем времени, во втором – в будущем, в третьем – в прошедшем времени.

1. Зимой солнце поздно вставало. Трещали морозы. На земле лежал снег. Дули сильные ветры.

2. Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Побежали по дорогам ручьи. Закричали на деревьях грачи.

3. Летом землю припекает солнце. Зреют плоды. Поспевает урожай.

VIII. Рефлексия

— Спишите сначала отрывок с глаголами настоящего времени, затем с глаголами прошедшего времени, наконец, с глаголами будущего времени. Подчеркните глаголы двумя чертами.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе…
(А.Пушкин)

Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет;
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А.Пушкин)

Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
(Н.Некрасов)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что мы повторили сегодня на уроке?

Читайте также:  Планета излучает значительно больше тепловой энергии чем получает ее от солнца

— Что нового вы узнали?

— Какое задание было интересно выполнять?

X. Домашнее задание

(Задание на карточках.)

— Выпишите глаголы из стихотворения, укажите их время.

Весна, весна! Как воздух чист!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист.
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
Е.Баратынский

Источник

Как объяснить ребенку, почему зимой темнеет раньше

Летом можно вволю играть на улице хоть до самого ужина или вовсе задержаться с друзьями вплоть до момента, когда «пора умываться и спать». Зимой же такой трюк не проходит: после обеда солнце стремительно клонится к горизонту, а к пяти часам наступает самая настоящая ночь. Особо любознательные и внимательные маленькие «почемучки» заметят такое явление и обязательно зададут вопрос – почему зимой темнеет раньше, чем летом? Это значит, что наступило время провести первый экскурс в удивительный мир астрономии.

Для обывателя сутки представляют собой условные день-ночь, вечер-утро. Наука же в этом плане строга. Существуют астрономические сутки, поделенные на два периода – 12 часов отведены под день, остальные 12 – под ночь. В целом получаются 24 часа, за которые Земля успевает обернуться вокруг собственной оси.

Но такая информация вряд ли успокоит обычного человека. Для него важен световой день, который стартует с восходом и кончается с закатом.

Самое любопытное, что продолжительность этого периода всегда разная, нет ни одного похожего денечка.

За 12 месяцев планета совершает полный оборот вокруг солнца. Движется она под определенным углом. В холодное время года наше полушарие значительно отклоняется от небесного светила, размер угла увеличивается, поэтому солнечные лучи проходят по поверхности земли по касательной и при этом радуют недолго. Вот почему зимой рано встречаем закат, и уже днем темно так, что кажется, он кончился, так и не успев начаться.

Особо наблюдательные заметят еще один момент: солнце не поднимается высоко, оно словно проходит по небу по незримой дуге.

Солнце летом поздно собирается на ночной покой, потому как полушарие обращается к нему, лучи падают практически прямо, хорошенько согревая поверхность. День увеличивается до максимума.

Ежегодно наступает самый короткий и самый длинный дни, известные как зимнее и летнее солнцестояние.

21 либо 22 декабря наклон земной оси к небесному светилу достигает наибольшего угла, день длится всего 8 часов. А летом 21 июня (в високосный год 20 июня) наступает переломный момент, когда дни начинают укорачиваться.

Наглядно объяснить ребенку принцип природного явления можно, вооружившись фонариком и глобусом.

Землю в миниатюре ставим на стол и перпендикулярно направляем луч света от фонаря, при этом крутим глобус вокруг оси. Если свет направить с другой стороны, участки земного шара станут освещаться по-другому.

Если у Вас есть свой интересный вариант объяснения ребенку, почему зимой темнеет раньше, смело делитесь им в комментариях.

Ставьте ПАЛЬЧИК ВВЕРХ👍 и подписывайтесь на наш канал , чтобы не пропустить важные инструкции для расширения кругозора Ваших детей.

Источник

Adblock
detector