Изменение глаголов по временам (конспект урока по русскому языку в 4-м классе)
Цели:актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.
Формируемые УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- постановка учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания
Упр.145
— Назовите глаголы единственного числа, множественного числа.
— Объясните написание слов с орфограммами.
— Какие слова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах.
III. Актуализация знаний
Су..ота, ре..ька, кро..ка, чу..кие, ка..ир, завя..ка, шо..е, па..ажир, причё..ка, те..итория, про..ка, ба..ейн, шу..ка.
— На какие две группы их можно разделить? (Слова с парными согласными в корне и слова с удвоенными согласными.)
— Как проверить слова первой группы? (Изменить их так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук.)
— Как проверить слова второй группы? (Написание этих слов нужно запомнить.)
— Запишите слова группами. Допишите в каждую группу ещё по два–три слова. (Фронтальная проверка, самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
Кассир продал пассажиру билет на поезд.
Кассир продаёт пассажиру билет на поезд.
Кассир продаст пассажиру билет на поезд.
— Чем похожи предложения? Чем они отличаются? (В предложениях говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором — действие, которое происходит в данный момент, в третьем — действие, которое будет происходить.)
— Форма какого слова изменяется при этом? (Глагола.)
— Что изменяется у глагола? (Время.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как глаголы изменяются по временам, научиться определять время глаголов, употреблять временные формы глаголов.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 146 (с. 71).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Объясните значение слова навострили. (Приготовились к действию.)
(Далее работа по вопросам и заданиям учебника.)
— Сделайте вывод: на какие два признака нужно обращать внимание при определении времени глаголов? (Какое действие обозначает глагол и на какой вопрос отвечает глагол).
— Выполните звуко-буквенный разбор слова вьюга.
VI. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
VII. Закрепление изученного материала (работа по карточкам)
1) Спишите текст.
Речушка замёрзла. На быстрине над полыньёй поднимается пар. Речка дышит. От её холодного дыхания вырастут на закраинах льда белые венчики цветов.
— Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
— Какой частью речи выражено подлежащее?
— Какой частью речи выражено сказуемое?
— Определите время глаголов.
— Какие два признака вы использовали для определения времени глаголов?
2) Спишите, в каждом отрывке измените время глаголов: в первом отрывке поставьте глаголы в настоящем времени, во втором – в будущем, в третьем – в прошедшем времени.
1. Зимой солнце поздно вставало. Трещали морозы. На земле лежал снег. Дули сильные ветры.
2. Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Побежали по дорогам ручьи. Закричали на деревьях грачи.
3. Летом землю припекает солнце. Зреют плоды. Поспевает урожай.
VIII. Рефлексия
— Спишите сначала отрывок с глаголами настоящего времени, затем с глаголами прошедшего времени, наконец, с глаголами будущего времени. Подчеркните глаголы двумя чертами.
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе…
(А.Пушкин)
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет;
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А.Пушкин)
Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
(Н.Некрасов)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Какое задание было интересно выполнять?
X. Домашнее задание
(Задание на карточках.)
— Выпишите глаголы из стихотворения, укажите их время.
Весна, весна! Как воздух чист!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист.
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
Е.Баратынский
Источник
Спешите, в каждом предложении измените время глаголов: в первом отрывке поставьте глаголы в настоящем времени. Во втором будущем, в третьем в прошедшем времени. 1) Зимой солнце поздно вставало. Трещали морозы. На земле лежал снег. Дули сильные ветры. 2) Весной лучи солнце солнце согрели землю. Подули тёплые ветры. Побежали по дорогам ручьи. Закричали на деревьях грачи. 3) летом землю припекают солнце. Зреют плоды. Поспевает урожай
Бабушка набросила на плечи платок.
Мальчик пошел по садовой дорожке.
Посылки посылают по почте.
Планер поднялся высоко под облака.
С гор уже снега сбежали быстрыми ручьями.
Повар мешал *неразборчиво* с мукой.
Когда снимаешь задание наводи фокус на текст.
Эта книга описывает все все чувства которые человек испытывает когда любит он готов на все ради любви и преодолевает все трудности чтобы дойти до любимой эта книга показывает все эти части и не книг подомной этой
С давних пор человек пытался уследить за временем, которое являлось волей Небес. Чем стремительнее развивалось общество, тем ценнее становилась каждая минута. Человек трудился там, где могло не быть солнца, воды, огня, песка. И на смену неспешным и громоздким моделям древних часов пришли механика, электроника, атомная энергия. Сегодня часы способны отмерить непостижимо малые отрезки времени, а человек стремится к познанию бесконечного.
Источник
Весна
Я находила в нашей группе подборку стихов о зиме. Вот хочу предложить подборку стихов о весне.
Встала Мышка на коньки,
Ни малы — ни велики.
На замёрзшей лужице
Фигуристка кружится.
Март
С. Маршак
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
Тает снег и тает лёд,
Мамин праздник настаёт.
Дарит маме Барсучок
Вербных веточек пучок.
Апрель
С. Маршак
Апрель, апрель!
на дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
По реке плывёт кораблик,
А на нём — весёлый зяблик.
Поднимает паруса,
Уплывает в небеса.
Май
С. Маршак
Распустился ландыш в мае
В самый праздник в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
Весна
Елена Благина
Ещё в домах пылают печки
И поздно солнышко встаёт
Ещё у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лёд;
Ещё к сараю за дровами
Не проберёшься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлет снеговик;
Ещё мы все тепло одеты —
В фуфайки, в ватные штаны.
А всё-таки весны приметы
Во всём, во всём уже видны.
И в том, как крыши потеплели
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Захлопотали, как в бреду.
И вдруг дорога стала влажной,
А валенки водой полны.
И ветер нежный и протяжный
Повеял с южной стороны.
А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу.
И все весёлые веснушки
Уселись на одном носу.
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Весенние воды
Ф. Тютчев
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
К. Бальмонт
На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки
Раскрыла — больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.
Ласточка
А. Майков
Ласточка примчалась
Из-за синя моря,
Села и запела:
«Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик —
Все весною пахнет!»
После половодья
И. Бунин
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь — туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
А. Фет
Тепло на солнышке. Весна
Берет свои права.
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.
Я жду
М. П. Чехов
Я жду, когда растает снег,
И залетают всюду мушки,
И огласят заросший брег
Нестройным кваканьем лягушки,
Когда распустится сирень,
Проглянет ландыш ароматный,
И освежится жаркий день
Грозой нежданной, благодатной.
Я жду, когда в полях свирель
Вдруг запоет неприхотливо,
И ей угрюмый коростель
Ответит дерганьем пугливо.
Я жду, а снег идет сильней,
Трещат суровые морозы…
О лето, где ты? Где стрекозы?
Где голосистый соловей?
Весна, весна.
Е. А. Баратынский
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!
Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?
Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далеко от нее
Он, дивный, унесет!
Ночь и день
П. Соловьёва
Ночь зимой — как чёрный кот,
День- как серенькая мышь,
Но весна, весна идёт,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьёв.
Исчезают тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь- как серенькая мышь,
День- большой, блестящий кот.
Черемуха
С. Есенин
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Веснушки
В. Орлов
Проходила весна
По опушке
Сквозь весенние
Синие сны,
И тихонько светились
Веснушки
На лице у девчонки
Весны.
Шла девчонка
В зелёной юбчонке,
Голубою росою звеня.
И, завидуя
Рыжей девчонке,
Незаметно
Вздохнула земля.
И не зря
В это вешнее утро
Там, где лёгкие ножки
Прошли,
Расцвели одуванчики,
Будто
Золотые веснушки
Земли.
Бушует полая вода
И. А. Бунин
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом.
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут.
Что ярким солнечном теплом
По залу зайчики трепещут.
Все темней и кудрявей березовый лес.
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы.
Все цветет и поет, молодые надежды тая.
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!
Весенняя гроза
Ф. И. Тютчев
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный-
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Вот уж снег последний в поле тает.
А. К. Толстой
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет;
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звезды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль.
Весна
А. Н. Плещеев
Опять весной в окно мое пахнуло,
И дышится отрадней и вольней.
В груди тоска гнетущая заснула,
Рой светлых дум идет на смену ей.
Сошли снега. Оковы ледяные
Не тяготят сверкающей волны.
И плуга ждут далекие, немые
Поля моей родимой стороны.
О, как бы мне из этих комнат душных
Скорей туда хотелось — на простор,
Где нету фраз трескучих и бездушных,
Где не гремит витий продажных хор.
В поля! в поля! знакомая природа
К себе красой стыдливою манит.
В поля! там песнь воскресшего народа
Свободная и мощная звучит.
Весна (Уж тает снег. )
А. Н. Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!
Источник