Открытый урок по литературе в 6-м классе. Тема: «Правда Антипыча» (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Разделы: Литература
Цель:
- (О) Через анализ и обобщение эпизодов текста дать целостное представление о нем. Приблизить учащихся к пониманию идеи повести: взаимоотношения между людьми, человеком и природой.
- (В) Формирование чувства Родины и воспитания любви к природе как ее части.
- (Р) Закреплять убеждения учащихся в рачительном отношении к природе. Развивать критическое мышление через чтение и письмо (синквейн).
Оборудование:
- рисунки учащихся,
- аппликация о природе (знаки, символы),
- карточки с ответами учащихся с предыдущего урока,
- толковый словарь.
Продолжим раскрытие тем по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Задача урока — ответить на проблемные вопросы. Обсуждение темы будем вести в такой последовательности (это условный план, к которому придут учащиеся к концу урока): Антипыч — один из героев сказки — были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Роль Антипыча в произведении: Антипыч продолжает жить.
- «Хранитель тайны».
- Антипыч глазами Травки.
- Мудрость и душа народная.
I. Объяснение материала.
1) Постановка проблемных вопросов: — Что есть правда? — Какая она? — Где живет? — Как ее найти? — Почему каждый сам должен искать правду?
2) Проверка домашнего задания (рассказ об Антипыче). — Антипыч — один из героев сказки — были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». — Расскажите об Антипыче: Кто он? Сколько ему лет? Где живет? Чем занят? С кем общается? (Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 — 100. У него не было хозяйства, только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее «травить» (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже красивее — Травка.
Вывод: этот герой, действительно, интересен и своеобразен. Герой, который, по словам автора, умер, но который возникает и действует на протяжении всего произведения.
— Все-таки Антипыч жив или умер? ( Умер). Хоть Пришвин и написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. «Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно». Казалось, «он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал)».
— Как зовут Антипыча?
Антип — старинное русское имя, а может быть это отчество — Антипыч?
— Кого мы зовем по отчеству?
Тех, кого уважаем, тех, кто старше; а когда звучит такая форма обращения, еще настраивает и на дружескую привязанность.
3) Беседа по раскрытию темы урока.
— Почему именно к Антипычу идут за советом?
Антипыч очень много знает, многое испытал. Говорит пословицами и поговорками, а еще загадками.
— Какие пословицы мы встретили в произведении? А загадки?
«Не знавши броду, не лезьте в воду», «Кто смел, тот два съел». Сколько лет Антипычу: 80 — мало, 100 — много?
Внешне это неброский, негероичный человек, но с душой труженика. У него большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники понимают «загадки» Антипыча, т. к. то, что не испытанно, то и не понятно.
Антипыч — «хранитель правды», тайны.
— Что же это за правда?
На прошлом уроке вы частично дали ответ на этот вопрос. (Зачитать из карточек!)
Правду эту Антипыч обещал рассказать, но и наказывал искать правду самим. Попробуем критически мыслить о предмете.
— Вместе напишем синквейн о правде.
Вспомним синквейн о Пришвине, мы выделили главное: Пришвин вытаскивает из человека наружу мечту. (Зачитать карточку!)
— Сейчас мы с вами будем «вытаскивать» наружу правду из произведения «Кладовая солнца».
Работа на доске и в тетрадях. Карточка — синквейн. (Правда — Горькая, чистая — Колет, ходит, режет — Мирное сосуществование и борьба — Истина)
Вывод: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе.
К правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.
— Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? — Что понимала Травка и как будто не понимали люди? — Почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? — Борьбы против чего?
Вывод: поступки людей определяют: с одной стороны — любовь к ним, с другой — эгоизм к ним же. Правда Антипыча состоит из борьбы за любовь, чтобы в суровых испытаниях не озлобиться, не превратиться в дикого зверя, выжить. В любых испытаниях остаться человеком, который бескорыстно дарит окружающим любовь, доброту, тепло, свет. Таким является Антипыч для людей.
— А узнавала его Травка? (Все люди для нее делились на Антипыча и его врага.)
Один — Антипыч с разными лицами, и другой человек — это враг Антипыча «с разными лицами» — это уже не один мудрый, добрый человек, но это все люди, если они добрые, умные, волевые.
— Значит, какой человек Антипыч? (Добрый, мудрый, память о котором так и осталась и помогает жить, помогает живым.) — А Антипыч с разными лицами это кто? (Люди.)
Вывод: это все люди, что добры и мудры, а вернее — это народ, его мудрость, его душа. Получается, мы говорим не об одном Антипыче, а обо всех героях произведения.
— Перечислите всех героев произведения, распределяя их на группы: люди — природа. (Митраша, Настя, Травка, мать, отец, Антипыч, разведчики болотных богатств (геологи) — ель, сосна, волк — Помещик, тетерев — Косач, лось, змея, солнце, клюква, трава, пень.)
— Каким одним словом можно назвать все эти перечисления? (Природа! — Назовите слова одного корня к данному слову! (родник, Родина, родня, родители, народ, родственник)
Есть один из перечисленных предметов природы, который очень схож с героем — человеком Антипычем.
— Определите его. Что это?
— Почему, говоря об Антипыче, говорим о солнце или наоборот? Что схоже у героев? (Бескорыстно отдают тепло, доброту, свет.)
Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или правду солнца у Антипыча? Посмотрите на солнце! (Аппликация солнца с отдельными лучами на доске.) Оно светит всем одинаково: и на кладовую (богатства природные), и на растения, и на добрых людей, на сосну и ель, на злых людей, на животных, на каждого из нас вместе и отдельно — одинаково светит. Все мы разные, и каждый борется за место под солнцем, т. е. со-существуем вместе.
— Какое оно для всех — солнце?
«: горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло». Правда солнца — та же правда Антипыча. Та же суть: любовь, добро, тепло, свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод ее омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке. Антипыч жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее каждого человека. ( — «Спроси у них: у дуба, у березы:» — говорит Есенин. — «У нас, в России, лес за все в ответе:» — восклицает Леонов в «Русском лесе» — «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю:» — высказывается Пришвин.)
— А что может взять у леса человек? (Все). — А конкретно наши герои? (Ягоды, грибы, торф — богатства)
Действие происходит в Переславском крае в 1945 году, в первые послевоенные годы, особенно пострадали женщины с детьми, оставшиеся без мужей. ( Учащийся читает эпизод о пользе и важности леса в жизни человека. «:шли в сосновый лес собирать хвою, чтобы протопить избу, а зимой в жгучий мороз возили из зарослей ольховника на санях дрова. Летом дети ходили в лес собирать грибы, терн, лесные груши и яблоки. Это редкое послевоенное лакомство утоляло голод и обеспечивало витаминами, а значит, и здоровьем до нового лета. Лес давал строительный материал, из которого на пепелищах рубили избы. Лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь.)
Природа — общенародное богатство. — Что такое богатство? Что мы понимаем под словом «богатство»? (Драгоценности, золото, деньги:) — А у вас есть богатство? (Нет.) — А какое богатство досталось детям от родителей? (Учащиеся перечисляют животных из произведения.) — А что еще, кроме драгоценностей, считают люди богатством? (Отношения между людьми (любовь, дружба, взаимопонимание), мечта.) — Так обладаете вы или нет богатством? (Каждый сам себе ответит на этот вопрос мысленно.) — Когда люди становятся ближе друг к другу? (Когда дарят любовь, добро, тепло или проявляют ненависть, зло, холод?)
В природе постоянно идет борьба добра и зла, как и в жизни людей, как в каждом человеке.
Травке «нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя». — Что значит жить для себя? (Значит, быть эгоистом, никого не жалеть, не признавать ближнего, ничем ни для кого не жертвовать, любить только себя.) — Для кого живет Травка? По ком тоскует? (Для доброго прохожего, который мудрый, отзывчивый человек. Собака выла от тоски по человеку. Это вылечить могут ласка и любовь.) — Или: какие «повадки обычных зверей» увидел лось в Насте и «ее за человека не считает»? (Повадки змеи. Настя «превращается» в зверя, когда ею овладевает жадность и когда она забывает о брате.) — Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве? — Почему «волк самой злобой своей обречен на гибель»? — Относится ли это наблюдение к людям? (Да!)
Ведя борьбу за «правду», т. е., ведя борьбу за любовь, человек ведет ее за самого себя. («Но ты, прохожий, не верь жалости волка, самой злобой своей обреченного на гибель, побереги жалость не для того, кто о себе воет, : а для того, кто, : воет, не зная, кому же теперь: послужить».)
Добро и зло, любовь и ненависть, мир и разрушение, борьба и равнодушие — все существующее на земле ищет место под солнцем. — Какую роль играет солнце в жизни природы и человека? Поразмышляем об этом.
Солнце неиссякаемый источник тепла, под благотворным воздействием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками, светом. — Посмотрим на «картину» страданий сосны и ели, как они борются за свет? («Поднимаясь все выше. они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга», «:деревья так стонали и выли:», «:боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет».) — Как меняется природа, когда «первые лучи солнца: осветили звонкую борину»? («:могучие стволы стали, как зажженные свечи великого храма природы», «:пение птиц посвящено восходу великого солнца:», «Косач стал расцветать, гребешок загорелся, раскинулся лирой радужный хвост».) — «Покажите», как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днем? («:черный большой пень, хранивший тепло солнца:», «все припадают к теплу».)
Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную, тесную связь всего существующего на земле, необходимо серьезно задуматься. — Можно ли ель и сосну уподобить живым существам? — Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям? (У Пришвина деревья имеют душу. При мирном существовании не прекращается вековечная суровая борьба за жизнь.) — В каких еще эпизодах произведения мы наблюдаем борьбу за жизнь? («:могущество великого Антипыча:», «:и маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как боец: в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть», «:два охотника, человек и злейший враг его (волк), встретились:».)
В испытаниях, в вековечной суровой борьбе за любовь, за жизнь идет человек к правде.
Человек и природа неделимы, и то, и другое имеет живую душу. — Каким же содержимым наполнена эта «кладовая»? — Можно ли считать эту «кладовую» бездонной? (Нет.) — На сколько лет хватит торфа? (100) А леса? Ягодников? Зверей, птиц, если не беречь и не восполнять?
Для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа — друг, союзник. Если же человек только берет, он погубит сначала природу, а потом и себя. — Для кого открыта «кладовая солнца»?
Воспользоваться богатством, кладами природы может тот, кто ее знает и любит, кто по — настоящему умеет трудиться, кто разумно и мудро не только берет, но умеет и отдать, и восполнить, кто бескорыстен в своих действиях.
— Была ли открыта «кладовая» для Антипыча? (Да. Разумно распоряжался он богатствами. Брал в меру. Оберегал, сохранял лес. Передал правду по наследству.) — Что значит овладеть правдой Антипыча? (Значит, любить природу, слиться с нею, бескорыстно беречь ее, а значит любить Родину.) — Где в произведении мы читаем строки о полной гармонии, слитости человека с природой? («Бывает наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь — весь — то человек, большой, прекрасный: И так он прекрасен там, в зеркале, со всею природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится:».)
4) Отметки за урок прокомментировать.
II. Домашнее задание.
Вернемся к началу урока.
— О чем мы с вами сегодня беседовали?
— На что похожа эта последовательность? (На пункты плана.)
Проставьте пункты плана.
— Сформулируйте, в чем заключается цель домашней работы? (Написать домашнее сочинение по плану.)
Источник
Добро и зло в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Настя, Митраша
Настя
Родители Насти и Митраши
Антипыч
Блудово болото
Слепая елань
Ветер
Ель и сосна
Тетерев-косач
Ворон
Серая хмарь
Травка
Серый Помещик
Ядовитая змея
Но прежде, чем мы начнём анализировать текст, кратко перескажите его.
Что мы можем сказать о Насте и Митраше? В какую колонку нашей таблицы мы поместим имена наших героев, читая начало произведения? Почему? И какие это были умные ребятишки!
А что можно сказать о родителях брата и сестры? Мать научила Настю вести хозяйство «точно так же, как и покойная мать, Настя вставала»; «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду»; рассказали о клюкве, о том, как идти за ней, как пользоваться компасом, слышать птиц и животных.
Кто из взрослых в сказке помогает и учит детей? Антипыч. Найдите в тексте слова о нём.(«Мы с давних лет ездили к этому Антипычу»( чтение по ролям).
О какой правде говорил старик? «Мы думаем, эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
Почему имена Настя и Митраши встречаются на доске дважды? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к эпизоду ссоры брата и сестры (чтение по ролям).
Как ведут себя дети по отношению друг к другу?
Настя выбрала верную тропу и оказалась на палестинке. Ею овладевает жадность, и она становится на сторону злых сил. «Бывало, раньше, дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушёл неизвестно куда, она и не помнит, что ведь хлеб-то у неё, что любимый брат там где-то, в тёмном болоте, голодный идёт. Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше».
Чьими глазами в этот момент мы видим девочку? Глазами лося. «Лось её и за человека не считает: он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни».
Даже лось не признаёт в прежней «золотой курочке» человека, глядя на неё, «как на всякую ползающую тварь».
А с кем в этом эпизоде сравнивает Пришвин девочку? С ядовитой змеёй. «Зло».
Повествуя о реальных героях, реальных событиях, автор объединяет мир людей и мир природы, делает их зависящими друг от друга, показывает постоянное противоборство силы света и тьмы, добра и зла, как в мире людей, так и в мире природы.
Пришвин постоянно и целенаправленно уподобляет природу, живых существ человеку. Как называется такой художественный приём? Олицетворение. Приведите примеры из текста. Птицы и звери имеют свой язык, стремятся «выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово», стонут и воют ель и сосна, тетерев-косач приветствует солнце, старушки-ёлочки мешают Митраше и др.
Борьба доброго и злого начала отражается не только в сюжете повести, но и в пейзаже. Что такое пейзаж в художественном произведении? Описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие.
Как пейзаж помогает увидеть представление автора о добре и зле? Посмотрим, как изображает Пришвин восход солнца и борьбу света и тьмы, тепла и холода (гл.4). «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую борину Солнце, такое горячее и чистое, вышло Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце от нас, со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья (ель и сосна), прокалывая друг друга сучьями, завыли, застонали».
В этой пейзажной зарисовке мы встречаемся с такими персонажами как злой ветер, серая хмарь, ель и сосна. Что они олицетворяют – добро или зло? – «Зло». (Текст.)
Через какой образ передаётся приближение солнца к болотной земле? И почему? Через образ тетерева-косача. Видимо, тетерев-косач, сидящий выше даже верхушек деревьев, с высоты видит дальше и первым принимает солнечные лучи.
Какое сравнение использует автор для передачи преображения косача? Он «как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца». «Добро».
Что нарушает ладное пение тетеревов? Птицы затевают драку. Ворона самец потихоньку подбирается к косачу. Не случайно появляется образ ворона в «Кладовой солнца», в фольклоре он олицетворяет зло, несчастье. В момент ссоры Насти и Митраши тоже появляется ворона, предвещая беду. «Зло».
С победой тьмы неблагополучие в мире нарастает. Слабая тропка, по которой отправился Митраша, привела его в Слепую елань.
Что означает слово елань? Топкое место в болоте, всё равно что прорубь на льду.
На стороне добра или зла Слепая елань? Почему? «Слепая елань было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей и ещё больше скота». «Зло».
В чём Слепая елань противопоставлена Блудову болоту, где осталась Настя? Если в Блудовом болоте – в «кладовой солнца» – старейший пласт торфа образует плотный слой, то в Слепой елани почва зыбкая, неустойчивая. «Добро».
На протяжении всего текста активное участие в судьбе детей принимают животные. Мы уже решили, что ворон, ядовитая змея враждебны детям. Какой ещё персонаж, встречающийся и в народных сказках, приносит беду, страх, беспокойство, устраивает охотничьи гонки? Волк Серый Помещик. «Зло». (Огромный лобастый матёрый волк, известный крестьянам злодей Сделался грозой края За одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая».)
А кто же из животных оказывается рядом с Митрашей и спасает его? Собака Травка.
На протяжении всего повествования о Травке Пришвин подчёркивает её невероятную понятливость и часто представляет, что могла чувствовать Травка в той или иной ситуации, как она могла бы рассуждать. Рассуждения Травки автор называет «собачьей «молитвой» о человеке» и собачьему вою противопоставляет волчий: «Какой это жалобный вой! Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, это – волк, злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель».
Почему именно Травка спасает Митрашу от гибели? Умеет бескорыстно любить, верит в добро, в слово человеческое. «Добро».
Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась. Подумайте теперь, что является полюсом света и тьмы, тепла и холода, дарителем и властелином жизни, где идёт эта вечная борьба добра и зла? Солнце.
Почему?
Весь лес с трепетом ждёт выхода могучего Солнца, которое названо «матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки». Под солнцем растут Настя и Митраша, поэтому, возможно, Пришвин рисует их с золотыми волосами и лицами, усыпанными веснушками.
Силы добра и зла ведут свою борьбу под Солнцем, которое устанавливает законы для всего земного мира. С наступлением утра пришло благополучие, радость и счастье к человеку. Чем финал произведения напоминает сказку? Добро побеждает зло. «Охотники за сладкой клюквой идут из леса гуськом, и на плечах у них шест с тяжёлой корзиной, и рядом с ними Травка Когда из детдома обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду».
Один из литературных критиков пишет, что «при прочтении произведений Пришвина вас не покидает ощущение, что за всеми словами о природе скрывается ещё одна, так и не высказанная фраза «Добрым молодцам урок»». Согласны ли вы с этими словами? Чему же учит нас автор сказки-были? Для чего показывает борьбу добра и зла как в человеке, так и в природе? –
Правда жизни заключается в единстве человека и природы.
Художественное произведение отражает нашу с вами жизнь при помощи слова, а в жизни, как в сказке, идёт постоянная борьба добра и зла; и человек только тогда человек, когда он не уступает злу, а борется за торжество любви над всеми проявлениями зла: гордостью, завистью, корыстью, жадностью, глухотой к другому человеку, жестокостью. Всё это нарушает законы нравственного поведения.
И, наверное, Пришвин учит нас верить в то, что добро всё-таки побеждает зло не только в сказках.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Хотя забываю о зле.
Юлия Друнина.
3.Вывод. Итоги урока.
Запас любви, заботы, доброты в человеке – это то хорошее, чему мы можем научиться друг от друга, это тоже клад, который нужен для продолжения жизни, это тоже кладовая солнца. И дома вам предстоит подумать над вопросом «В чём смысл названия сказки-были?»
Спасибо всем за внимание.
Урок окончен.
89347-6-klass-dobro-i-zlo-v-skazke-byili-mprishvina
Размер файла: 51 kB Загрузок: 5
Источник