Меню

Зло это кладовая солнца

10 цитат из произведений Михаила Пришвина

Охранять природу — значит охранять родину

Михаил Михайлович Пришвин (1873 — 1954) — выдающийся русский писатель и публицист. В своем творчестве он исследовал важнейшие вопросы бытия и рассуждал о смысле жизни, религии, взаимоотношениях между людьми и связи человека с природой. Самыми известными его произведениями стали «Кладовая солнца», «Лесная капель», «За волшебным колобком» и «Осударева дорога».

Мы отобрали 10 цитат из книг писателя:

Зло ходит всегда на костылях добродетели. «Кладовая солнца»

Вся беда людей состоит в том, что они привыкают ко всему и успокаиваются. «Лесная капель»

Мы так устроены, что видим только свое. «Лесная капель»

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину. «Моя родина»

Препятствия делают жизнь. «Лесная капель»

Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание. «Зеленый шум»

Бывают моменты у человека, когда природа является ему как зеркало собственной жизни и он видит себя не таким, как о себе думает, а таким, какой он есть. «Осударева дорога»

Не о том я говорю, чтобы мы, взрослые, сложные люди, возвращались к детству, а к тому, чтобы в себе самих хранили каждый своего младенца, не забывали о нём никогда и строили жизнь свою, как дерево: эта младенческая первая мутовка у дерева всегда наверху, на свету, а ствол — это его сила, это мы, взрослые. «Зеленый шум»

Чем успокаивает шум моря, когда стоишь на берегу? Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земли, прибой — это как часы самой планеты, и когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звезд и ежей, то начинается большое раздумье о всей жизни, и твоя маленькая личная скорбь замирает, и чувствуешь ее глухо и где-то далеко. «Женьшень»

Что значит — талант? Однажды весной я подумал об этом, и вот вижу, на высокой ёлке, на самом верхнем её пальчике, сидит маленький птичик. Я догадался, что птичик этот поёт, потому что клювик его маленький то откроется, то закроется. Но такой он маленький, птичик, что песенка его до земли не доходит и остаётся вся там, наверху. Птичик этот крохотный пел, чтобы славить зарю, но не для того пел, чтобы песенка славила птичку. Так я тогда в этом птичике и нашёл себе ответ на вопрос что такое талант. Это, по-моему, есть способность делать больше, чем нужно только себе, это способность славить зарю, но не самому славиться. «Зеленый шум»

Источник

Добро и зло в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Настя, Митраша
Настя
Родители Насти и Митраши
Антипыч
Блудово болото
Слепая елань
Ветер
Ель и сосна
Тетерев-косач
Ворон
Серая хмарь
Травка
Серый Помещик
Ядовитая змея
Но прежде, чем мы начнём анализировать текст, кратко перескажите его.
Что мы можем сказать о Насте и Митраше? В какую колонку нашей таблицы мы поместим имена наших героев, читая начало произведения? Почему? И какие это были умные ребятишки!
А что можно сказать о родителях брата и сестры? Мать научила Настю вести хозяйство «точно так же, как и покойная мать, Настя вставала»; «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду»; рассказали о клюкве, о том, как идти за ней, как пользоваться компасом, слышать птиц и животных.
Кто из взрослых в сказке помогает и учит детей? Антипыч. Найдите в тексте слова о нём.(«Мы с давних лет ездили к этому Антипычу»( чтение по ролям).
О какой правде говорил старик? «Мы думаем, эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь».
Почему имена Настя и Митраши встречаются на доске дважды? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к эпизоду ссоры брата и сестры (чтение по ролям).
Как ведут себя дети по отношению друг к другу?
Настя выбрала верную тропу и оказалась на палестинке. Ею овладевает жадность, и она становится на сторону злых сил. «Бывало, раньше, дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушёл неизвестно куда, она и не помнит, что ведь хлеб-то у неё, что любимый брат там где-то, в тёмном болоте, голодный идёт. Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется всё больше и больше».
Чьими глазами в этот момент мы видим девочку? Глазами лося. «Лось её и за человека не считает: он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни».
Даже лось не признаёт в прежней «золотой курочке» человека, глядя на неё, «как на всякую ползающую тварь».
А с кем в этом эпизоде сравнивает Пришвин девочку? С ядовитой змеёй. «Зло».
Повествуя о реальных героях, реальных событиях, автор объединяет мир людей и мир природы, делает их зависящими друг от друга, показывает постоянное противоборство силы света и тьмы, добра и зла, как в мире людей, так и в мире природы.
Пришвин постоянно и целенаправленно уподобляет природу, живых существ человеку. Как называется такой художественный приём? Олицетворение. Приведите примеры из текста. Птицы и звери имеют свой язык, стремятся «выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово», стонут и воют ель и сосна, тетерев-косач приветствует солнце, старушки-ёлочки мешают Митраше и др.
Борьба доброго и злого начала отражается не только в сюжете повести, но и в пейзаже. Что такое пейзаж в художественном произведении? Описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие.
Как пейзаж помогает увидеть представление автора о добре и зле? Посмотрим, как изображает Пришвин восход солнца и борьбу света и тьмы, тепла и холода (гл.4). «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую борину Солнце, такое горячее и чистое, вышло Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце от нас, со всеми его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья (ель и сосна), прокалывая друг друга сучьями, завыли, застонали».
В этой пейзажной зарисовке мы встречаемся с такими персонажами как злой ветер, серая хмарь, ель и сосна. Что они олицетворяют – добро или зло? – «Зло». (Текст.)
Через какой образ передаётся приближение солнца к болотной земле? И почему? Через образ тетерева-косача. Видимо, тетерев-косач, сидящий выше даже верхушек деревьев, с высоты видит дальше и первым принимает солнечные лучи.
Какое сравнение использует автор для передачи преображения косача? Он «как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца». «Добро».
Что нарушает ладное пение тетеревов? Птицы затевают драку. Ворона самец потихоньку подбирается к косачу. Не случайно появляется образ ворона в «Кладовой солнца», в фольклоре он олицетворяет зло, несчастье. В момент ссоры Насти и Митраши тоже появляется ворона, предвещая беду. «Зло».
С победой тьмы неблагополучие в мире нарастает. Слабая тропка, по которой отправился Митраша, привела его в Слепую елань.
Что означает слово елань? Топкое место в болоте, всё равно что прорубь на льду.
На стороне добра или зла Слепая елань? Почему? «Слепая елань было место погибельное, и тут на веках немало затянуло в болото людей и ещё больше скота». «Зло».
В чём Слепая елань противопоставлена Блудову болоту, где осталась Настя? Если в Блудовом болоте – в «кладовой солнца» – старейший пласт торфа образует плотный слой, то в Слепой елани почва зыбкая, неустойчивая. «Добро».
На протяжении всего текста активное участие в судьбе детей принимают животные. Мы уже решили, что ворон, ядовитая змея враждебны детям. Какой ещё персонаж, встречающийся и в народных сказках, приносит беду, страх, беспокойство, устраивает охотничьи гонки? Волк Серый Помещик. «Зло». (Огромный лобастый матёрый волк, известный крестьянам злодей Сделался грозой края За одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая».)
А кто же из животных оказывается рядом с Митрашей и спасает его? Собака Травка.
На протяжении всего повествования о Травке Пришвин подчёркивает её невероятную понятливость и часто представляет, что могла чувствовать Травка в той или иной ситуации, как она могла бы рассуждать. Рассуждения Травки автор называет «собачьей «молитвой» о человеке» и собачьему вою противопоставляет волчий: «Какой это жалобный вой! Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, это – волк, злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель».
Почему именно Травка спасает Митрашу от гибели? Умеет бескорыстно любить, верит в добро, в слово человеческое. «Добро».
Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась. Подумайте теперь, что является полюсом света и тьмы, тепла и холода, дарителем и властелином жизни, где идёт эта вечная борьба добра и зла? Солнце.
Почему?
Весь лес с трепетом ждёт выхода могучего Солнца, которое названо «матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки». Под солнцем растут Настя и Митраша, поэтому, возможно, Пришвин рисует их с золотыми волосами и лицами, усыпанными веснушками.
Силы добра и зла ведут свою борьбу под Солнцем, которое устанавливает законы для всего земного мира. С наступлением утра пришло благополучие, радость и счастье к человеку. Чем финал произведения напоминает сказку? Добро побеждает зло. «Охотники за сладкой клюквой идут из леса гуськом, и на плечах у них шест с тяжёлой корзиной, и рядом с ними Травка Когда из детдома обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду».
Один из литературных критиков пишет, что «при прочтении произведений Пришвина вас не покидает ощущение, что за всеми словами о природе скрывается ещё одна, так и не высказанная фраза «Добрым молодцам урок»». Согласны ли вы с этими словами? Чему же учит нас автор сказки-были? Для чего показывает борьбу добра и зла как в человеке, так и в природе? –
Правда жизни заключается в единстве человека и природы.
Художественное произведение отражает нашу с вами жизнь при помощи слова, а в жизни, как в сказке, идёт постоянная борьба добра и зла; и человек только тогда человек, когда он не уступает злу, а борется за торжество любви над всеми проявлениями зла: гордостью, завистью, корыстью, жадностью, глухотой к другому человеку, жестокостью. Всё это нарушает законы нравственного поведения.
И, наверное, Пришвин учит нас верить в то, что добро всё-таки побеждает зло не только в сказках.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт Доброта по земле.
И я про неё не забуду,
Хотя забываю о зле.
Юлия Друнина.

Читайте также:  Кладовая солнца сочинение как сплелись судьбы героев

3.Вывод. Итоги урока.
Запас любви, заботы, доброты в человеке – это то хорошее, чему мы можем научиться друг от друга, это тоже клад, который нужен для продолжения жизни, это тоже кладовая солнца. И дома вам предстоит подумать над вопросом «В чём смысл названия сказки-были?»
Спасибо всем за внимание.
Урок окончен.

  • 89347-6-klass-dobro-i-zlo-v-skazke-byili-mprishvina
    Размер файла: 51 kB Загрузок: 5

Источник

«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения

Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook

Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.

«Кладовая солнца»: краткое содержание

«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.

Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.

Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:

Экспозиция

Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:

  • Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
  • Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Читайте также:  Единый бог солнца 4 буквы

Завязка

Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:

  • девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
  • Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.

Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook

По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.

Кульминация

Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:

  • вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
  • Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.

В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.

Читайте также:  Защита от солнца презентации

Развязка

Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.

Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.

В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.

Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.

«Кладовая солнца»: анализ произведения

Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.

Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:

История создания

Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.

Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.

Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».

Тема и конфликт

Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:

  • единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
  • верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
  • прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.

В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:

  • Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
  • главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
  • в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
  • вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.

Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.

Характеристика главных героев

Автор дает такое описание детей. Вот Настя:

  • девочка 12 лет, подросток;
  • худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
  • вся в веснушках, с золотистыми волосами;
  • излучает добро и свет.

Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:

  • приблизительно ему 10 лет;
  • невысокого роста, но плотного телосложения;
  • ребенок плечист и силен не по годам.

Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.

«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Adblock
detector