Меню

Значение космоса как символа

Космос

В мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определённым законом (принципом) вселенная. Во многих традициях слово «К.» служит обозначением и самого закона, управляющего К., универсальной формы организации разных уровней К. и определённого состояния, характеризующего К. Внутренняя форма слов, используемых для обозначения К., вскрывает различные смыслы, определяющие основную идею и содержание понятия К. Др.-греч. kosmos актуализирует идею эстетически отмеченного порядка, украшенности. Др.-евр. olam (собств. «сокрытое», «завешенное», отсюда — «древность» и «будущность») представляет К. как временной поток, «мировое время», уносящее события в вечность, историю; нем. Welt или англ. world строится через соотнесение с человеческим возрастом, поколением (герм, wer, «человек», «мужчина», и alt, altar, «возраст», «поколение»); вероятно, сходную ситуацию описывало и слав. v;ekъ (рус. век); слав. *mirъ (рус. мир) сохраняет представление о космической целостности, противопоставленной хаотической дезинтеграции, о единице социальной организации (мир-община как проекция мира-К.), возникающей изнутри в силу договора (мира) и противопоставленной внешним и недобровольным объединениям.

Всем мифологическим системам присущ (в большей или меньшей степени) общий набор черт, определяющих К. Он противостоит хаосу: К. всегда вторичен по отношению к хаосу как во времени, так и по составу элементов, из которых он складывается. К. возникает во времени и во многих случаях — из хаоса (часто путём восполнения, «прояснения» свойств хаоса: тьма преобразуется в свет, пустота — в заполненность, аморфность — в порядок, непрерывность — в дискретность, безвидность — в «видность» и т.п.) или из элементов, промежуточных между хаосом и К. К. характеризуется «временностью» не только в своём начале (поскольку он возник), но нередко и в конце, когда он должен погибнуть в результате некоего катаклизма (вселенского потопа, пожара) или постепенного снашивания, «срабатывания» космического начала в хаосе. Иногда эта катастрофа К. мыслится как окончательная, в других случаях считается, что за ней должно последовать становление нового К. (напр., в эддическом «Прорицании вёльвы»).

Взаимоотношения К. и хаоса осуществляются не только во времени, но и в пространстве. И в этом случае К. нередко представляется как нечто включённое внутрь хаоса, который окружает К. извне. Расширяющийся и самоустрояющийся К. оттесняет хаос на периферию, изгоняет из этого мира, но не преодолевает его. Сферическая схема К., объятого хаосом, первозданным океаном, мировой бездной, может заменяться вертикальным или горизонтальным вариантом, при котором хаос помещается ниже К. или на крайней его периферии (на севере или западе, за пределами К.).

Ряд признаков характеризует представления о К. в целом, в его наиболее совершенном виде: целостность, наличие широкого внешнего пространства [ср. противопоставление широкого космического пространства и хаотической узости (вед. uru loka, «широкое пространство», «мир», но amhas, «узость», «сдавленность»)]; членимость пространства и времени, являющаяся основой для выделения элементов и вещей, обособления их и установления отношений между ними; упорядоченность и организованность К., наличие некоего общего принципа, закона, управляющего К.; происхождение в результате ряда элементарных космогонических актов (см. Космогонические мифы); антропоцентрическое понимание К. как вместилища жизни, человека (ср. многочисленные мифы о происхождении К. и членов тела первочеловека или, наоборот, человека из элементов К.); различимость, воспринимаемость К. и его элементов; эстетическая отмеченность К., его «украшенность», «видность», красота [Пифагор «слышал гармонию вселенной, воспринимая всеобщую гармонию сфер. » (Porphyr. Vit. Pyth. 30); для Гераклита К. един, гармоничен, пластичен, прекрасен и из разнообразия создаётся «прекраснейшая гармония» (frg. В 8, В 124 и др.); для Платона «К. — прекраснейшая из возникших вещей», «изваяние вечных богов» (Tim. 29a, 37с)].

Вертикальная структура К. трёхчленна и состоит из верхнего мира (небо), среднего мира (земля) и нижнего мира (подземное царство, преисподняя). Иногда нижний мир трактуется как хаос, что влечёт за собой исключение его из трёхчленной схемы космической вселенной. Выделяется также состоящая из чётного числа элементов горизонтальная структура К. с вычленением 2, 4, 8, 16 и т.п. направлений. Горизонтальная и вертикальная структуры К. обыгрываются в соответствующих мифах и ритуалах. С каждой из этих структур связаны особые мифологические персонажи или даже целые их классы (ср. более или менее обычное распределение: боги, души праведных — небо, люди — земля, демоны, души неправедных — подземное царство; соответственно распределяются и животные: птицы — копытные — хтонические животные, чудовища и т.п.).

К. подчинён действию общего закона меры, справедливости и т.п. (ср. учение Гераклита или Анаксимандра), выравнивающего нарушения космической структуры. Обычно этот закон равно определяет и сам К., и его крайнее звено — человека, т.е. выступает как принцип, лежащий в основе мифологической «физики К.», с одной стороны, и человеческой нравственности — с другой. Космический закон ещё более связывает К. и человека (макрокосм и микрокосм). Этот параллелизм продолжается и в развитых вариантах философской космологии: Платон в «Тимее» выдвигает именно К. в качестве образца человека, строимого по той же модели; та же мера кладётся им в основание и идеального общественного устройства — государства («Критий»), которое отражает и продолжает идеальный К. Аналогия человека и К. облегчается и тем, что, согласно Платону, сам К. представляет собой живое, разумное существо, вместилище космического ума, космической души и космического тела, созданное демиургом в соответствии с вечным образцом и в подражание божественному мировому уму: «Во всем прочем (космос) уже до возникновения времени являл сходство с тем, что отображал, кроме одного: он еще не содержал в себе всех живых существ, которым должно было в нем возникнуть, и тем же самым не соответствовал вечносущей природе. Но и это недостававшее бог решил восполнить, чеканя его соответственно природе первообраза. Сколько и каких (основных) видов усматривает ум в живом существе, столько же и таких же он счел нужным осуществить в космосе» (Plat. Tim. 39e). В определённом смысле и бог, и человек могут выступать как образы К. (и наоборот, К. может пониматься как модель бога или человека), при том, что бог или боги иногда помещаются вне К., могут быть его демиургами, а в других случаях — внутри К., который сам порождает их. Наряду с этим хорошо известны и другие образы К., ср. древо мировое, мировую гору.

Читайте также:  Раскраски космоса красивые для детей

Понятие К. и его описание в мифологической космологии были очень полно и органично усвоены в ранней натурфилософии. На этой новой основе (впрочем, ещё не вполне эмансипировавшейся от мифологии) понятие К. получило дальнейшее развитие и, хотя в целом это развитие осуществлялось уже в ином направлении, в ходе его неоднократно обнаруживались схождения и аналогии с мифопоэтическими концепциями. Интересно, что т. н. космологический аргумент в пользу существования бога (среди выдвигавших его — Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк и др.) в известном смысле может пониматься как рассуждение в рамках возникшего внутри., мифологии спора о разных возможностях соотношения бога и К. В конечном счёте с мифологическими представлениями о К. связаны и космология как одна из ветвей метафизики, и весь цикл современных космогонических дисциплин.

Лит.: Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука, М., 1927; его же, История античной эстетики, т. 2 — Софисты. Сократ. Платон, М., 1969; Аверинцев С. С., Поэтика ранневизантийской литературы, М., 1977; Gonger G. P., Theories of macrocosms and microcosms in the history of philosophy, N. Y., [1967]; Burnet J., Early Greek philosophy, 4 ed., L., 1930; Sitter W. de, Kosmos, Camb. (Mass.), 1932; Olerud A., Lidйe de macrocosmos et de microcosmos dans le timйe de Platon, Uppsala, 1951; Milne E. A., Modern cosmology and the Christian idea of god, Oxf., 1952; Kirk G. S. (ed.), Heraclitus. The cosmic fragments, Camb., 1954; Kirk G. S., Raven J. E., The presocratic philosophers, Camb., I960; Munitz M. K. (ed.), Theories of the Universe. From Babilonian myth to modern science, Glencoe, [1957]; Schadewaldt W., Das Welt-Modell der Griechen, «Neue Rundschau», 1957, No 68; Kranz W., Kosmos, Bonn, 1958; Bondi H., Cosmology, 2 ed., Camb., 1960; Kerschensteiner J., Kosmos, Mьnch., 1962; Guthrie W. K. C., A history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1962; его же, Man as microcosm, «Proceedings of the European Cultural Foundation», s’Gravenhagen, 1967.

В. Н. Топоров [Мифы народов мира. Энциклопедия: Космос, С. 8 и далее.Мифы народов мира, С. 4135 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 11 Словарь)]

Источник

Символизм Русского Космоса

12 апреля 1961 года русский космонавт Юрий Гагарин совершил свой великий полёт в Космос. И это повод лишний раз порассуждать о космическом будущем человечества. И не только о нём, но и о других, казалось бы, мало связанных друг с другом вещах.

В настоящий момент перед человечеством стоят два пути. Оно может устремиться ввысь, в космические дали, войдя в совершенно новый формат своего существования. Сегодня человек никакой космической экспансии не ведёт, предпочитая уныло топтаться на орбите – в основном, с коммерческой целью. Очевидно, что Космос современному миру не нужен, этот мир не желает героической экспансии, ему интереснее делить ресурсы перенаселенного земного шара. Самим мироправителям эта экспансия, вообще, не выгодна и даже смертельно опасна. Она ведь требует проведения коренных преобразований «торгового строя», переход к такому политико-экономическому порядку, который позволит строить мощные звездолеты и возводить города в марсианских пустынях. При этом, сами мироправители предлагают человеку уход в иной мир, виртуальный.

В этом весь капитализм, который прямо-таки пронизан обманом, фальшью, фальсификациям – достаточно вспомнить господствующий процентный капитал, делающий деньги из денег, то есть, по сути, из ничего. Капитализм стремится радикально, и даже тотально, сфальсифицировать реальность, навязывая везде главенство виртуальности. Часто ее понимают как нечто несуществующее, выдуманное. Однако, это не совсем так. Существует всё то, что способно представить человеческое сознание. Другой вопрос – где это всё существует. Есть самые разные уровни бытия, которые пронизывают и нашу вселенную, и наш социум, и каждого, «отдельно взятого», человека. «Материальные» уровни сосуществуют с «идеальными». К последним можно отнести дух, высшее интеллектуальное начало, именуемое «нусом» в эллинской традиции. (В православной традиции также выделяется «ум», а высшая аскетическая практика характеризуется как погружение «ума в сердце».) Это область мысли, сфера интеллекта, вместилище интуиции. Собственно говоря, это и есть душа, понимая как высший идеальный уровень.

Однако, «идеальное» этим не исчерпывается. Помимо духовного существует еще и душевное. Это уже область неких «слепых», но стремительных энергий, оживотворяющих плоть. («Яростно-желательное начало» в православной теологии.) Она представляет собой некий нематериальный «тонкий» регион, а внутри каждого человека есть такое вот «желательное» начало, которое влияет снизу на ум, пытаясь сдвинуть его в сторону удовлетворения всех и всяческих потребностей, желаний и фантазий. К слову, примерно на то же направлена и нынешняя постиндустрия потребления («потреблятства»), основанная на гипертрофированном развитии «сферы услуг». Уже сегодня эта сфера оставила далеко позади индустрию как таковую, и самое главное еще впереди. А именно – создание технологическим путем такого пространства, которое будет предельно близко к региону слепой души, символизируя его и даже позволяя заглянуть в его пределы. Это и будет то самое виртуальное пространство. И происходит оно от лат. cлова virtualis — «сила», причем слово это надо сопоставить с санскритским vrtti, которое означает «мгновенную беспрепятственную актуализацию психического акта» (М. Щербак). Что ж, это вполне показательно, речь здесь идёт о создании мира некоей непреодолимой силы, которая якобы позволит достичь могущества (даже бессмертия) уже в материальном мире посредством воздействия на низший, тонкий уровень идеального.

Читайте также:  Расплющенный космос пошлые моменты

Разумеется, могущества «должны» достигнуть немногие, избранные элитарии, которым закрыта дорога на духовное Небо, но которые все-таки хотят добраться до каких-то иных измерений. Большинству же предложат посещать выдуманные миры своей фантазии, дающие временное ощущение всесилия. Это станет, пожалуй, самым изощренным орудием контроля над массами, которое не сравнится ни с одной технологией прямого и косвенного подавления – хоть либеральной, хоть тоталитарной. И символизировать оно будет нисхождение вниз, в обратную сторону от Неба, в самые низшие регионы, которые находятся ниже земного (разные традиции знали их под именами — Аид, Навь, Хель, Шеол). В древности сказали бы, что это падение в бездны инферно. И действительно, в древних традициях регион души представляли царством теней и помещали под землей, четко отличия от Рая (Еллизиума, Вальхаллы, Ирия, Сварги) .

Здесь, кстати, есть и еще один тревожный аспект. Современная экономика, во многом, основана на исчерпании земных недр, и важнейшую роль в данном исчерпании играет добыча нефти. А нефть обладает весьма своеобразным символизмом – тут надо вспомнить, что эта дорогущая жидкость оно из крови давным-давно погибших доисторических животных (тех же динозавров). И тут уже сильно попахивает мрачной мистикой вампиризма. Тем более, что разные традиции связывали кровь с действием низших уровней души: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его, поэтому я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому, что душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17, 14). В древности существовали магические практики использования крови, которое призвано было сообщить самим воинам некое гипетрофированное могущество, основанное на слепой ярости.

Сейчас самое время обратиться к славянской былинной традиции, которая даёт образ могучего богатыря-великана Святогора. Он мечтал побороть «тягу земную», что уже выражает волю к Небу. Волю к Звездам, понимаемую не только как духовное, но и физическое действо. Сам Святогор при этом обладал грандиозной силой, которую не могла выдержать и сама земля, то есть сила получилась ненастоящей – «виртуальной». Перед смертью Святогор предложил богатырю Илье всю свою силу, которая должна была уйти вместе с «кровавой пеной» (указание на древнейший «воинско-инициатический» вампиризм). Илья отказался от всей этой чрезмерной силы отказался, взяв только часть её. Но зато это была настоящая, реальная сила. Именно эту силу использовали потомки Святогора и Илья — для того, чтобы преодолеть сковывающую земную тягу, подняться к звездам.

И сделано было это под Красной Звездой, которая так пугает многих «правых консерваторов», любящих порассуждать о масонском и даже сатанинском символе. Рассуждения эти показывают всю реактивность «консервативного» сознания, часто помноженного на невежество в вопросах мистического символизма. «Ужасная» пентаграмма – древнейший символ, широко распространенный у разных народов, в том числе и арийских. Был он «задействован» и христианами, которые трактовали пять концов звезды — как пять ран Христовых. Пентаграмма использовалась масонами, но не надо забывать, что вначале масонство было вполне себе «благонадежной» инициатической организацией ремесленников-строителей, а проникновение туда субверсивных элементов произошла позже. К слову, отсюда и обилие сакральных символов и смыслов – например, «Великий Восток» (солярная ориентация). А вот оккультисты используют, главным образом, перевернутую звезду, тем самым «переворачивая», пародируя сакральное.

Некоторые мистики обращают внимание на то, что звезды светят ночью, а, следовательно, выступают как бы «агентурой» ночи. Однако, звезды как раз «отрицают» космическую ночь, являясь огненными точками разрыва «бесконечной» мглы. Иранская традиция, близкая к славянской, сохранила образ верховного, светлого (светового) бога Ахура-Мазды как олицетворения небесной звездной тверди. Звездное небо олицетворял и бог индоарийской традиции — Варуна. Утренней звездой называют Люцифера, однако, не следует забывать, что он был создан благим ангелом, который по своей злой воле упал с духовного Неба. В Евангелии описывается, как он, во время своего падения, увлёк за собой треть звезд, в которых видят других падших ангелов.

Человек вышел в космос для того, чтобы устремиться к нашему Солнцу и множеству других Солнц, с тем, чтобы соединить эти огненные, пламенеющие точки разрыва, победив дурную космическую «бесконечность». И на символическом уровне эта победа будет означать победу над недобытием, которое плещется темными водами внутри каждой «вещи».

Вакуум — вселенская космическая тьма, символизирует изначальную, хаотическую первоматерию, из которой была создана оформленная материя вещей. Недавно ученые доказали наличие этого первобытного хаоса, охватывающего мир форм. Речь идет о т. н. «черной материи» и «черной энергии», которые составляют 95 % всего вселенского вещества. «Как показывают вычисления, сначала в галактики скучивалось огромное количество частиц темной материи и только потом, за счет сил тяготения, на них собирались элементы обычного вещества, общая масса которого составляла лишь несколько процентов от полной массы Вселенной, — пишет исследователь И. Сокальский. — Получается, что знакомый и, казалось бы, изученный до деталей видимый мир, который мы совсем недавно считали почти понятым, — только небольшая добавка к чему-то, из чего в действительности состоит Вселенная. Планеты, звезды, галактики, да и мы с вами — всего лишь ширма для громадного «нечто», о котором мы не имеем ни малейшего представления». ( «Темная материя» ) Примерно 5 % темной материи составляет обычное вещество, которое не пропускает свет, оставаясь невидимым. Оно появилось в результате космогонической деградации: «…Это либо остывшие звезды (коричневые карлики), либо планетоподобные объекты, не связанные со звездами и путешествующие по галактике сами по себе».

Читайте также:  Соленое тесто для поделок космос

Страна, осиянная Красной Звездой, просто должна была первой бросить вызов этой тьме, преодолеть «тягу земную» и рвануть к звездам. Как пелось в одной советской песне:

«Жить в полете, быть всегда в атаке,

Биться насмерть с черной силой тьмы!

Бьются наши огненные стяги,

Землю к солнцу поднимаем мы!»

Причем, ранние космические перелеты имели ярко выраженный солярный символизм. Первый космонавт – Юрий Гагарин — пронесся над землей на корабле «Восток» (сторона, где встаёт Солнце). Были еще и спутники «Восход». Тем самым Гагарин как бы воспроизвёл древние космологические представления, согласно которым именно Солнце двигалось над землей. И, конечно, эти мифические представления, при всей своей «антинаучности», обладают огромным символизмом. Солнце там выступает как некое живое и активное существо, оберегающее и согревающее землю.

Нельзя пройти мимо имени первого в мире космонавта. «Юрий» очень близко к слову «Ирий» (так назывался рай у славян) и к теониму «Ярила», который был именем славяно-русского бога весеннего Солнца. К слову сказать, сам Ярила назывался еще и Юрилой. После христианизации его культ оказался интегрирован в культ Георгия Победоносца, где он и растворился. (Именно поэтому связывают имена «Юрий» и «Георгий». Точнее говоря, между этими именами изначально была некая мистическая связь, которая и привела к соединению двух культов.) Существует также версия, согласно которой основатель великой русской династии Рюрик был не язычником, а христианином, причем в Крещении ему дали имя Георгий.

Понятно, что Гагарин просто должен был полететь в апреле, который есть месяц Ярилы и Георгия Победоносца. Точно так же, как и Сталин должен был взять Берлин 23 апреля по старому стилю, в день Георгия Победоносца. При этом сама столица Рейха сгорела в огне русских катюш и захлебнулась в водах, затопивших берлинский метрополитен. Также 5 апреля 1242 года в воды Чудского озера погрузились псы-рыцари, которых не выдержал лёд, истончившийся под огнём весеннего, Ярилиного солнца. Гитлер считал, что его война с Россией отражает борьбу двух стихий – Огня и Льда. Но, как и в 1242 году, эти стихии объединились против германцев – в 1941, когда на замерзшую гитлеровскую армию обрушилась огневая мощь сибирских дивизий, идущих с Востока на Запад, подобно Солнцу.

Русские первыми полетели в космос – это символично, как и то, что американцы первыми полетели на Луну, которая в индоарийской традиции выступает полюсом тонкого, душевного мира. Последняя является символом как Земли, чьим спутником она выступает, так и Солнца, чьим отраженным светом она светит. При этом, Луна космологически, а, следовательно, и онтологически, ниже их обоих. И можно предположить, что развитие капитализма приведет к трансформации «земного» строя в «лунный». Капитализм способен истощить ресурсы планеты, вылиться в суммы ужасающих катастроф (вплоть до глобальной ядерной войны), которые превратят Землю в некую безжизненную, «мертвую» Луну. (Луна часто именуется «солнцем мертвых».) Сама Америка также рассматривается многими философами, мистиками, и конспирологами как страна мертвых, находящаяся за Великой Рекой (Океаном), на Западе, там, где западает (куда закатывается) Солнце. «Согласно этой сакральной географии, на Западе расположена «Зеленая Страна», «Страна Мертвых», некий полуматериальный мир, напоминающий Хадес или Шеол, — пишет А. Г. Дугин. — Это —страна сумерек и заката, откуда нет выхода для простых смертных, и куда может ступать только посвященный. Между «Зеленой Страной Мертвых» и планетой Луна в эзотерической традиции существует прямая связь, и та же самая связь прослеживается в объективной, материальной и чисто профанической с виду истории современности, — — То, что полеты американских астронавтов имели осознанно «ритуальный смысл», видно хотя бы в названии корабля «Аполлон», т.е. традиционный мифологический спутник Дианы, Луны, в самых различных традициях. Более того, некоторые астронавты возили с собой на Луну масонские перстни, как это сообщалось даже в светской прессе, а это значит, что «ритуальный» характер происходящего не мог не быть для них очевиден, коль скоро «вступление в сферу Луны» в масонском ритуале означает прохождение «Малых Мистерий». («Мистерии Евразии»)

Сегодня глобальный капитализм пытается загнать человека в лунный мир виртуальных иллюзий, символизирующий «царство теней». Это будет духовной смертью человечества. Альтернатива одна – солнечная экспансия за пределы орбиты, «дальше Луны». К далеким планетам и звездам.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник