Меню

Значение космоса как символами

Космос

В мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определённым законом (принципом) вселенная. Во многих традициях слово «К.» служит обозначением и самого закона, управляющего К., универсальной формы организации разных уровней К. и определённого состояния, характеризующего К. Внутренняя форма слов, используемых для обозначения К., вскрывает различные смыслы, определяющие основную идею и содержание понятия К. Др.-греч. kosmos актуализирует идею эстетически отмеченного порядка, украшенности. Др.-евр. olam (собств. «сокрытое», «завешенное», отсюда — «древность» и «будущность») представляет К. как временной поток, «мировое время», уносящее события в вечность, историю; нем. Welt или англ. world строится через соотнесение с человеческим возрастом, поколением (герм, wer, «человек», «мужчина», и alt, altar, «возраст», «поколение»); вероятно, сходную ситуацию описывало и слав. v;ekъ (рус. век); слав. *mirъ (рус. мир) сохраняет представление о космической целостности, противопоставленной хаотической дезинтеграции, о единице социальной организации (мир-община как проекция мира-К.), возникающей изнутри в силу договора (мира) и противопоставленной внешним и недобровольным объединениям.

Всем мифологическим системам присущ (в большей или меньшей степени) общий набор черт, определяющих К. Он противостоит хаосу: К. всегда вторичен по отношению к хаосу как во времени, так и по составу элементов, из которых он складывается. К. возникает во времени и во многих случаях — из хаоса (часто путём восполнения, «прояснения» свойств хаоса: тьма преобразуется в свет, пустота — в заполненность, аморфность — в порядок, непрерывность — в дискретность, безвидность — в «видность» и т.п.) или из элементов, промежуточных между хаосом и К. К. характеризуется «временностью» не только в своём начале (поскольку он возник), но нередко и в конце, когда он должен погибнуть в результате некоего катаклизма (вселенского потопа, пожара) или постепенного снашивания, «срабатывания» космического начала в хаосе. Иногда эта катастрофа К. мыслится как окончательная, в других случаях считается, что за ней должно последовать становление нового К. (напр., в эддическом «Прорицании вёльвы»).

Взаимоотношения К. и хаоса осуществляются не только во времени, но и в пространстве. И в этом случае К. нередко представляется как нечто включённое внутрь хаоса, который окружает К. извне. Расширяющийся и самоустрояющийся К. оттесняет хаос на периферию, изгоняет из этого мира, но не преодолевает его. Сферическая схема К., объятого хаосом, первозданным океаном, мировой бездной, может заменяться вертикальным или горизонтальным вариантом, при котором хаос помещается ниже К. или на крайней его периферии (на севере или западе, за пределами К.).

Ряд признаков характеризует представления о К. в целом, в его наиболее совершенном виде: целостность, наличие широкого внешнего пространства [ср. противопоставление широкого космического пространства и хаотической узости (вед. uru loka, «широкое пространство», «мир», но amhas, «узость», «сдавленность»)]; членимость пространства и времени, являющаяся основой для выделения элементов и вещей, обособления их и установления отношений между ними; упорядоченность и организованность К., наличие некоего общего принципа, закона, управляющего К.; происхождение в результате ряда элементарных космогонических актов (см. Космогонические мифы); антропоцентрическое понимание К. как вместилища жизни, человека (ср. многочисленные мифы о происхождении К. и членов тела первочеловека или, наоборот, человека из элементов К.); различимость, воспринимаемость К. и его элементов; эстетическая отмеченность К., его «украшенность», «видность», красота [Пифагор «слышал гармонию вселенной, воспринимая всеобщую гармонию сфер. » (Porphyr. Vit. Pyth. 30); для Гераклита К. един, гармоничен, пластичен, прекрасен и из разнообразия создаётся «прекраснейшая гармония» (frg. В 8, В 124 и др.); для Платона «К. — прекраснейшая из возникших вещей», «изваяние вечных богов» (Tim. 29a, 37с)].

Вертикальная структура К. трёхчленна и состоит из верхнего мира (небо), среднего мира (земля) и нижнего мира (подземное царство, преисподняя). Иногда нижний мир трактуется как хаос, что влечёт за собой исключение его из трёхчленной схемы космической вселенной. Выделяется также состоящая из чётного числа элементов горизонтальная структура К. с вычленением 2, 4, 8, 16 и т.п. направлений. Горизонтальная и вертикальная структуры К. обыгрываются в соответствующих мифах и ритуалах. С каждой из этих структур связаны особые мифологические персонажи или даже целые их классы (ср. более или менее обычное распределение: боги, души праведных — небо, люди — земля, демоны, души неправедных — подземное царство; соответственно распределяются и животные: птицы — копытные — хтонические животные, чудовища и т.п.).

Читайте также:  Дорама космос между нами

К. подчинён действию общего закона меры, справедливости и т.п. (ср. учение Гераклита или Анаксимандра), выравнивающего нарушения космической структуры. Обычно этот закон равно определяет и сам К., и его крайнее звено — человека, т.е. выступает как принцип, лежащий в основе мифологической «физики К.», с одной стороны, и человеческой нравственности — с другой. Космический закон ещё более связывает К. и человека (макрокосм и микрокосм). Этот параллелизм продолжается и в развитых вариантах философской космологии: Платон в «Тимее» выдвигает именно К. в качестве образца человека, строимого по той же модели; та же мера кладётся им в основание и идеального общественного устройства — государства («Критий»), которое отражает и продолжает идеальный К. Аналогия человека и К. облегчается и тем, что, согласно Платону, сам К. представляет собой живое, разумное существо, вместилище космического ума, космической души и космического тела, созданное демиургом в соответствии с вечным образцом и в подражание божественному мировому уму: «Во всем прочем (космос) уже до возникновения времени являл сходство с тем, что отображал, кроме одного: он еще не содержал в себе всех живых существ, которым должно было в нем возникнуть, и тем же самым не соответствовал вечносущей природе. Но и это недостававшее бог решил восполнить, чеканя его соответственно природе первообраза. Сколько и каких (основных) видов усматривает ум в живом существе, столько же и таких же он счел нужным осуществить в космосе» (Plat. Tim. 39e). В определённом смысле и бог, и человек могут выступать как образы К. (и наоборот, К. может пониматься как модель бога или человека), при том, что бог или боги иногда помещаются вне К., могут быть его демиургами, а в других случаях — внутри К., который сам порождает их. Наряду с этим хорошо известны и другие образы К., ср. древо мировое, мировую гору.

Понятие К. и его описание в мифологической космологии были очень полно и органично усвоены в ранней натурфилософии. На этой новой основе (впрочем, ещё не вполне эмансипировавшейся от мифологии) понятие К. получило дальнейшее развитие и, хотя в целом это развитие осуществлялось уже в ином направлении, в ходе его неоднократно обнаруживались схождения и аналогии с мифопоэтическими концепциями. Интересно, что т. н. космологический аргумент в пользу существования бога (среди выдвигавших его — Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк и др.) в известном смысле может пониматься как рассуждение в рамках возникшего внутри., мифологии спора о разных возможностях соотношения бога и К. В конечном счёте с мифологическими представлениями о К. связаны и космология как одна из ветвей метафизики, и весь цикл современных космогонических дисциплин.

Лит.: Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука, М., 1927; его же, История античной эстетики, т. 2 — Софисты. Сократ. Платон, М., 1969; Аверинцев С. С., Поэтика ранневизантийской литературы, М., 1977; Gonger G. P., Theories of macrocosms and microcosms in the history of philosophy, N. Y., [1967]; Burnet J., Early Greek philosophy, 4 ed., L., 1930; Sitter W. de, Kosmos, Camb. (Mass.), 1932; Olerud A., Lidйe de macrocosmos et de microcosmos dans le timйe de Platon, Uppsala, 1951; Milne E. A., Modern cosmology and the Christian idea of god, Oxf., 1952; Kirk G. S. (ed.), Heraclitus. The cosmic fragments, Camb., 1954; Kirk G. S., Raven J. E., The presocratic philosophers, Camb., I960; Munitz M. K. (ed.), Theories of the Universe. From Babilonian myth to modern science, Glencoe, [1957]; Schadewaldt W., Das Welt-Modell der Griechen, «Neue Rundschau», 1957, No 68; Kranz W., Kosmos, Bonn, 1958; Bondi H., Cosmology, 2 ed., Camb., 1960; Kerschensteiner J., Kosmos, Mьnch., 1962; Guthrie W. K. C., A history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1962; его же, Man as microcosm, «Proceedings of the European Cultural Foundation», s’Gravenhagen, 1967.

В. Н. Топоров [Мифы народов мира. Энциклопедия: Космос, С. 8 и далее.Мифы народов мира, С. 4135 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 11 Словарь)]

Читайте также:  Космос луна вращение вокруг земли

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • cобрание заблуждений (11)
  • архитектура (10)
  • астрология, магия, эзотерика (52)
  • богатство (фишки) (11)
  • великая война (109)
  • великие личности (87)
  • власть (64)
  • вязание, растения, домоводство (7)
  • геи (21)
  • грехи человеческие (10)
  • двое (40)
  • душа (16)
  • Евровидение (21)
  • животные (197)
  • загадки, открытия (29)
  • задачи (тренировка интеллекта) (17)
  • закон и порядок (1931)
  • здоровье (295)
  • знаменитости (170)
  • искусство (61)
  • истории из жизни (61)
  • история (77)
  • кино (43)
  • книги (8)
  • контроль качества (104)
  • короткие мысли (65)
  • красота (28)
  • Ливия (5)
  • мистика-физика (32)
  • мои друзья пишут (54)
  • мои стихотворные опыты (5)
  • мудрые мысли (125)
  • музыка (117)
  • нарочно не придумаешь (63)
  • наци (7)
  • Наши люди, наши достижения (274)
  • немного истории (12)
  • непознанное (33)
  • откуда что пошло (33)
  • Пифагор. Магический квадрат. (10)
  • Поле брани. (4)
  • политика (250)
  • притчи (131)
  • прощение (4)
  • психологический практикум (183)
  • путешествия (22)
  • резонанс (политические и мировоззренческие дискусс (160)
  • религия (40)
  • рецепты (40)
  • русские (546)
  • свобода, истина, смысл (443)
  • свойства смеха (5)
  • Сирия (9)
  • слушая новости (13)
  • сны (1)
  • стихи (94)
  • судьба (3)
  • ужастики (30)
  • Украина (773)
  • уроки русского языка (37)
  • философия жизни (равновесие) (21)
  • фото (41)
  • Фукусима (1)
  • футбол (121)
  • что у нас плохо (51)
  • экология (9)
  • экономика (471)
  • юмор (1207)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Космос как символ.

Космос — это не сфера соперничества. И когда мы говорим о том, кто будет первым, допустим на Марсе, это глубоко неверная постановка вопроса.

Космос возник в умах людей, в умах философов, писателей, поэтов, деятелей космонавтики как сфера прорыва, как сфера сотрудничества, как символ движения человека вверх и вперед.

Первое превозможение человека, которое отличало его от обезьяны, это когда он принял вертикальное положение.. Это была первая попытка противодействия природной необходимости, силе тяготения земного, которое пригибает все живое к земле. А человек встал, он как бы воздвиг себя в эту молитвенную вертикаль, он обратил взор к небу, ко Вселенной, к Богу. Цивилизация родилась из этого порыва!

Когда человечество вышло в космос, это явилось неким новым эволюционным витком в его развитии. И этот поворот ставит перед нами новые задачи, отмахиваться от которых мы не можем. Поэтому когда встает вопрос выбора между сортиром и космосом — это фундаментальный выбор: между комфортом, потреблением, удовольствием и — ответственностью.

Космос — это сфера ответственности. В первую очередь — ответственности за Землю. Земля — часть Космоса, а человек — космическое животное. Это религиозное животное, которое не может без религии, без того, что движет его вверх. Достоевский говорил, что человек не простое земное животное, а связан с другими мирами и с вечностью.

Способность слышать зов вечности, зов мироздания делает человека и человечество уникальными и неповторимыми.

Источник

Тайные значения и магия символов. КРЕСТ. часть 1 — символ Космоса.

Общим символом человечества является крест. Символ креста можно обнаружить в самых древних религиях, у самых древних цивилизаций — Месопотамии, Египте, Китае, и т.д. Он существует в природе.

Это древний, универсальный символ и прежде всего , символ Космоса, сведенный к простейшей форме. Крест — центр мира, символ огня и света, символ распространения Истины, священного центра Земли, где земная горизонталь пересекается с небесной. Из центра креста исходят четыре основные оси, четыре стороны света. В центральной точке креста объединены четыре основных элементов материи, воздух, земля, вода, огонь, четырем лучам креста им соответствуют четыре служителя Бога, это — Архангелы Уриил, Рафаил, Гавриил, Михаил.

Крест — символ связи микро и макрокосма, он символизирует связь духа и материи, вовлеченность духа во временное пребывание в форме. Крест — олицетворение человека, отражение Вселенной в каждом индивидууме. Крест, как целое образует начального андрогина. Он символ заложенного в природу дуализма и единства противоположностей. Он олицетворяет духовное единство и интеграцию души человека в горизонтально — вертикальном аспекте, необходимом для полноты жизни, нисхождению духа в материю.

Читайте также:  Как рисуется космос красками

Когда дух входит в человеческое тело он обретает свой крест — физическое тело, которое представляет собой материю, являющуюся синтезом четырех стихий.

продолжение в следующей статье// фото из открытых источников.

Источник

Символы космоса в славянской мифологии

В мифологических системах древних народов, как языческих, так и пост-языческих, универсальные символы или образы играли важную роль. Они объединили сферы сотворенного мира или персонифицированных сил, которые вдохновляли либо поклонение, либо уважение. Эти универсальные символы космоса помогли людям разграничить добро и зло, жизнь и смерть, мир живых и мир мертвых.

В мифологической традиции славян эти универсальные символы рассматривались, как место рождения, земля богов и всех мертвых предков. Из символов исходит сама вселенная, сила творения.

Было много легенд и суеверий, связанных с символами вселенной. Неудивительно, что с приходом христианства многие из этих символов обрели новую жизнь с добавленной космологией и традициями христианской церкви.

Так, например, Камень Алатыря легко стал алтарным столом в христианских церквях. Также яйцо стало ассоциироваться, как с воскресением, так и с силой дьявола. Именно из яиц вылупляются василиски, а смерть Кощея Бессмертного прячется внутри яйца, на кончике иглы.

Остров Буян

Этот мифологический остров был центром вселенной, и его часто упоминают в славянских заклинаниях и рассказах. Он находится далеко, в океане-море. Этот остров обладает чудесными способностями, являясь домом для различных магических предметов, которые помогают герою преодолевать монстров в истории. Это также место, где покоится Камень Алатыря, из которого вырастает Мировое Древо.

Также известный, как Сад Ирия, это теплая, солнечная земля вечной зелени, найденная за морем на востоке. Это своего рода языческий предзнаменование Райского сада. Мировое Древо в некоторых сказках находится здесь, а не на острове Буян. Сирины живут в ветвях этого Мирового Древа, и все птицы прилетают сюда на зиму. Души мертвых, иногда в виде птиц, также приходят сюда, чтобы отдохнуть.

Есть много народных сказок и песен об открытии сада Ирия с ключом весны, чтобы птицы могли вернуться в мир. Традиционно птицы начинают выходить на праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября). В украинских сказках ключ хранится у ворона, но когда он разозлил богов, ключи передали другой птице (или кукушке, или жаворонку).

Мировое Древо

Мировое Древо — это характерное изображение, которое отражает идею сотворения мира. Вы можете найти идею и элемент истории во многих мифологиях. Древние славяне поместили Мировое Древо в центр вселенной — будь то гора, остров или волшебный камень

Мировое Древо состоит из трех частей. Корни — это подземное царство, земля мертвых. Ствол — это земля живых. Наконец, листья и корона — это царство богов. Точно так же эти три части также связаны с прошлым, настоящим и будущим, а также с элементами огня, земли и воды.

В более поздних историях пришествие христианства превратило Мировое Древо в Древо Знания, которое было символом достижения духовного совершенства.

В славянских мифах Мировое Древо — это обычно массивный дуб, который растет из Камня Алатыря в центре острова Буян. На вершине дерева сидит сокол — символ неба, где живут солнце, луна и звезды. Среди ветвей есть не только птицы, но и пчелы, символы жизни на земле. Животное, которое символизировало подземное царство, было бобром, который живет среди корней. Мировое Древо имеет золотую кору и по утрам испускает серебряную росу.

Символизм Яйца

Ранее яйцо было символом солнца и почиталось древними славянами (и современными, которые продолжают красить и благословлять яйца во время пасхальной недели).

Мировое яйцо является мифопоэтическим символом многих народов. Во многих мифах вселенная выводится из Мирового Яйца — это место, где выращивается и выводится герой или бог-создатель. В финской мифологии утка откладывает яйцо мира, из которого возникает вселенная.

Однако, яйцо также может породить всевозможные злые силы. Наиболее известным является то, что смерть бессмертного Кощея скрывается внутри яйца. Возможно, раньше было два Мировых Яйца, точно так же, как в некоторых традициях есть символизм соперничества двух половин одного целого: Инь и Янь, Добро и Зло.

Источник

Adblock
detector