Мой Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери
Рисунок Майи Кузнецовой
Эта чудесная сказка, одно из моих любимых произведений в литературе, — произведение неподражаемой глубины и мудрости. Чуть ли не каждый абзац – афоризм, которому можно следовать, если хочешь сохранить в себе самое светлое и дорогое и понять, что для этого нужно.
Язык повествования неспешный, понятный как взрослому, так и ребёнку, поскольку это язык чистой человеческой души.
Попробую обозначить всего лишь несколько из тех моментов, которые останавливают меня при чтении и побуждают снова и снова перечитывать эти строки.
* «Если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдёшь»
Конечно же, когда человек идёт только прямо, напролом, не замечая ничего вокруг, он легко может угодить в неприятные для себя случайности, как-то: неожиданные ямки, лужицы, может уткнуться в скалы или непроходимый бурелом.
Строить отношения вдвоём, не пытаясь обходить острые углы, без компромиссов, тоже невозможно. Эти отношения трудно сохранить – неизбежен тупик…
* «Я пытаюсь рассказать о нём для того, чтобы его не забыть. Это так печально, когда забывают друзей. Не у всякого был друг.»
Не так ли и мы, пытаясь сберечь тепло дружбы, храним пожелтевшие письма, старые фотографии, рассказываем о том, что нам дорого, пишем записки, открытки? Как часто мы теряем друзей, забывая вовремя сказать доброе слово, позвонить, откладывая встречи «на потом», не задумываясь о том, что мгновения быстротечны, поскольку из них и состоит жизнь, и какое-то из мгновений может быть слишком поздним, а иногда и не наступить вовсе…
• «Если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься – он завладеет всей планетой».
Что это за страшный баобаб? Конечно, под этим понятием скрывается очень многое.
Это и всевозможные дурные привычки, и элементарная склонность к лени.
«Баобабы» — соблазны развращают человека, «баобабы»-лентяи мешают ему разобрать завалы мусора, причём, как в прямом, так и в переносном смысле. Именно поэтому у Экзюпери дальше следует пояснение:
• «Есть такое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов. Молодые ростки у них почти одинаковы».
Здесь, как и в остальных размышлениях автора, глубина неисчерпаемая.
Что это за розовые кусты? Мысли? Чувства? Поступки? А может, это внутренний мир наших детей? Когда ребёнок, похожий на нежный росток, становится подростком, его внутренний мир вполне способны засорять «баобабы», поскольку негатив входит в человека без спроса, а выкорчёвывается с трудом. Именно в подростковом возрасте не отличить ещё, ростки чего заполняют душу. В этот период важно не просмотреть, пока «баобаб» не пустил глубокие корни.
Но здесь можно подразумевать и другое — отношения человека: любовь, дружбу. Важно корчевать из этих чувств и взаимоотношений ревность, грубость, ложь, пока они не приобрели чудовищные размеры зла…
• «Я знал одну планету: на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика.»
Как много в этих двух недосказанных предложениях! Как мало нужно, чтобы разрушить планету любви, дружбы: достаточно трёх грубых слов, обмана, лицемерия.
Среди людей «лентяй», к сожалению, не один. Не каждый чистит планету своей души…
А сколько реального мусора каждый день разбрасывает вокруг себя человек, что происходит с экологией…
• «Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце».
Это, действительно, приводит в равновесие, как и любое прекрасное природное явление.
Люди не случайно выбираются «на природу». Но если рассматривать солнце как источник жизни, если представить, что жизнь каждого из нас — наше солнце, которое светит нам не бесконечно, обязательно встряхнёшься, захочешь действовать, чтобы успеть до заката. И понимаешь, что на грусть нет времени, и не случайно сказано, что уныние – один из грехов человеческих…
• «Я знаю одну планету, там живёт такой господин… он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, он ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. Он занят только одним: складывает цифры и прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб».
Без созидания прекрасного в душе и вокруг себя человек теряет свою человеческую составляющую: теперь он робот, слуга денежных купюр, машина.
Без любви к природе и любви к себе подобному человек становится эгоистом. Утрата человеческих ценностей грозит каждому риском исчезновения его в качестве отдельной личности.
* Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живёт мой цветок». Но если барашек его съест, это всё равно, как если бы все звёзды разом погасли».
Точней о любви сказать трудно. Настоящее чувство греет уже тем, что знаешь: любимый (любимая) есть на свете, потому что настоящая любовь – это не ревность, не слёзы обид, но счастье осознания жизни, присутствия в одно время в этом мире. И радуешься этому, и желаешь одного: чтобы несчастья, хвори и проблемы прошли далеко мимо предмета твоей любви, обошли вас стороной…
• «Пустые слова он* принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным».
Как ранят нас слова, не несущие ничего доброго, светлого – пустые, ненужные слова.
Но когда человек любит, он становится доверчивым и особенно чутко способен уловить фальшь. А если всё же уловил – его изумление сродни внезапному шквалу стихии, потому что никак не ожидал пустоты в словах любимого или любимой… Это больно.
• «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат. Озаряла мою жизнь. Цветы так непоследовательны! Я был слишком молод: я ещё не умел любить».
Вот он – рецепт на все времена: любовь действенна и «самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце». Любви нужно учиться. Нужно суметь различить её аромат, почувствовать её дыхание, понять, что все мы разные. И каждый может одарить в любви лишь тем, чем он обладает сам, и не всегда делает это умело, и с этим нужно считаться…
• «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя. С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны».
Можно рассматривать эту мысль буквально, и тогда комментарии излишни. Но можно провести параллели взаимоотношений двух человек, которые связаны дружбой или любовью. Взаимное чувство даёт равные условия и шанс сохранить отношения надолго. Но люди редко любят одинаково! Как правило, власть одного над другим зависит от степени чувства любви. Объект, которого любят, имеет определённую власть над тем, кто любит, понимает это и может предъявлять требования. В этом случае понятно, что с его стороны любви уже нет, но отношения продолжаются, и сохранение отношений – это его мудрое поведение.
• «Суди сам себя – это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты поистине мудр.»
К сожалению, люди не любят судить себя. Возможно именно потому, что избегают трудностей. А может и потому, что неприятно вдруг признаться себе, что проблема была в твоей неправоте. Легче не думать о мудрости, но винить других. В итоге масса разногласий: ведь каждый уверен, что прав только он один…
• «Надо беречь старую крысу. Она ведь у нас одна».
Наша жизнь неповторима, наше прошлое – единственный наш багаж. Если выбросить его из памяти, можно и не понять, на что была потрачена жизнь. Есть люди, которые помнят нас маленькими, есть люди, которые любили нас в юности. Те, кто с нами сейчас, возможно, и не знают, какими мы были, а те, старые знакомые, — они хранят в своей памяти наши лучшие годы и словно продлевают их . Может быть, иногда нужно подумать об этом, прежде, чем вычеркнуть навсегда кого-то из своей жизни. Ведь прошлого не вернуть, а это наша жизнь. Без прошлого она может показаться короче…
• «Решил уйти – так уходи»
Это о решительности, о продуманности поступков, об осознанности шагов по жизни, об ответственности, о постановке цели. Семь раз обдумай, но если уж решил – действуй…
• «Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками».
Как верно! В одном из моих стихов созвучная мысль звучит так: «Не узнавши «горько», не оценишь мёд». Это жизнь, с её падениями и взлётами, радостью и печалями, удачами и промахами — во всех её проявлениях.
Можно приводить ещё много-много примеров: это всего лишь маленькие штрихи к описанию того бесценного источника, из которого зачерпнула я когда-то чистейшей воды, который открыл человечеству «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери и позволил мне откликнуться через многие годы памятью об авторе, размышлением, стихотворением — на языке той страны, в которой я родилась, потому что настоящая литература не имеет барьеров, она как воздух.
МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ
Наталья Коноваленко —
памяти Антуана де Сент-Экзюпери
Сквозь мелькание лет и шипенье машин,
и кружение лиц
он бесстрашно и тихо прошёл,
этот Маленький принц.
Он оттуда, где фальши нет места,
нет сцен и кулис,
но цветок говорит
и живёт удивительный лис.
И мудра его речь, и волнует, и как-то сплелось:
золотые колосья пшеницы и кудри волос.
А Планетой людей называется наша Земля,
где пустыня вокруг одного – не луга и поля.
Но среди тишины одиночества
свежий глоток:
он ведь где-то живёт –
твой далёкий заветный цветок!
И по кругу ты ходишь
и ищешь в сомнениях вновь,
и не видишь порою,
что рядом и близко – любовь.
И пустым доверяя словам, ты растишь сорняки,
и случается плакать, не чувствуя друга руки.
Но когда в шорох листьев вливается
шелест страниц,
он к тебе прилетает,
загадочный Маленький принц,
чтобы сердце могло распознать:
тихий смех или стон,
баобаба росток или розы прекрасной бутон?
(*Маленький принц, примечание автора — Наталья Коноваленко)
Источник
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
де Сент-Экзюпери Антуан
Книга «Маленький Принц»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
— Есть такое твердое правило, — сказал мне позднее Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.
Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли.
— Если им когда-нибудь придется путешествовать, — сказал он, — это им пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика…
Маленький принц подробно мне все описал, и я нарисовал эту планету. Я терпеть не могу читать людям нравоучения. Но мало кто знает, чем грозят баобабы, а опасность, которой подвергается всякий, кто попадет на астероид, очень велика — вот почему на сей раз я решаюсь изменить своей обычной сдержанности. «Дети! — говорю я. — Берегитесь баобабов!» Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде и я. Вот почему я так трудился над этим рисунком, и мне не жаль потраченного труда. Быть может, вы спросите: отчего в этой книжке нет больше таких внушительных рисунков, как этот, с баобабами? Ответ очень прост: я старался, но у меня ничего не вышло. А когда я рисовал баобабы, меня вдохновляло сознание, что это страшно важно и неотложно.
О Маленький принц! Понемногу я понял также, как печальна и однообразна была твоя жизнь. Долгое время у тебя было лишь одно развлечение: ты любовался закатом. Я узнал об этом наутро четвертого дня, когда ты сказал:
— Я очень люблю закат. Пойдем посмотрим, как заходит солнце.
— Ну, придется подождать.
— Чтобы солнце зашло.
Сначала ты очень удивился, а потом засмеялся над собою и сказал:
— Мне все кажется, что я у себя дома!
И в самом деле. Все знают, что, когда в Америке полдень, во Франции солнце уже заходит. И если бы за одну минуту перенестись во Францию, можно было бы полюбоваться закатом. К несчастью, до Франции очень, очень далеко. А на твоей планете тебе довольно было передвинуть стул на несколько шагов. И ты снова и снова смотрел на закатное небо, стоило только захотеть…
— Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!
И немного погодя ты прибавил:
— Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…
— Значит, в тот день, когда ты видел сорок три заката, тебе было очень грустно?
Но Маленький принц не ответил.
На пятый день, опять-таки благодаря барашку, я узнал секрет Маленького принца. Он спросил неожиданно, без предисловий, точно пришел к этому выводу после долгих молчаливых раздумий:
— Если барашек есть кусты, он и цветы ест?
— Он есть все, что попадется.
— Даже такие цветы, у которых шипы?
— Да, и те, у которых шипы.
— Тогда зачем шипы?
Этого я не знал. Я был очень занят: в моторе заел один болт, и я старался его отвернуть. Мне было не по себе, положение становилось серьезным, воды почти не осталось, и я начал бояться, что моя вынужденная посадка плохо кончится.
— Зачем нужны шипы?
Задав какой-нибудь вопрос, Маленький принц никогда не отступался, пока не получал ответа. Неподатливый болт выводил меня из терпенья, и я ответил наобум:
— Шипы ни зачем не нужны, цветы выпускают их просто от злости.
Наступило молчание. Потом он сказал почти сердито:
— Не верю я тебе! Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают — если у них шипы, их все боятся…
Я не ответил. В ту минуту я говорил себе: «Если этот болт и сейчас не поддастся, я так стукну по нему молотком, что он разлетится вдребезги». Маленький принц снова перебил мои мысли:
— А ты думаешь, что цветы…
— Да нет же! Ничего я не думаю! Я ответил тебе первое, что пришло в голову. Ты видишь, я занят серьезным делом.
Он посмотрел на меня в изумлении:
Он все смотрел на меня: перепачканный смазочным маслом, с молотком в руках, я наклонился над непонятным предметом, который казался ему таким уродливым.
— Ты говоришь, как взрослые! — сказал он.
Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил:
— Все ты путаешь… ничего не понимаешь!
Да, он не на шутку рассердился. Он тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы.
— Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!» — совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.
Маленький принц даже побледнел от гнева.
— Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Так неужели же это не серьезное дело — понять, почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов нет никакого толку? Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом? Да разве это не серьезнее и не важнее, чем арифметика толстого господина с багровым лицом? А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, и другого такого больше нигде нет, а маленький барашек в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил? И это все, по-твоему, не важно?
Он сильно покраснел. Потом снова заговорил:
— Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…» Но если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!
Он больше не мог говорить. Он вдруг разрыдался. Стемнело. Я бросил работу. Мне смешны были злополучный болт и молоток, жажда и смерть. На звезде, на планете — на моей планете, по имени Земля — плакал Маленький принц, и надо было его утешить. Я взял его на руки и стал баюкать. Я говорил ему: «Цветку, который ты любишь, ничто не грозит… Я нарисую твоему барашку намордник… Нарисую для твоего цветка броню… Я…» Я плохо понимал, что говорил. Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Я не знал, как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез.
Очень скоро я лучше узнал этот цветок. На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы — у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки. Вдруг это какая-нибудь новая разновидность баобаба? Но кустик быстро перестал тянуться ввысь, и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем. И вот наконец, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.
Источник