Меню

Знак солнца изо 5 класс

Электронная презентация урока ИЗО в 5 классе по теме: «Солярные знаки»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
urok_1_solyarnye_znaki.ppt 2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Задачи урока: Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей; Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества; Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность; Рассказать учащимся, что в течение учебного года мы будем знакомиться с декоративно-прикладным искусством и его местом в жизни человека и общества.

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративно – прикладного искусства люди встречаются повсеместно. Оно поучило название от латинского dekoro – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.)

Символическое значение цвета и формы Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение. Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. Они полны глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлел в них свои надежды и чаянья, своё понимание устроения мира и его красоты.

Славянская чаша — календарь

Зачем изображались символы? Оказывается, люди верили в то, что если что-то «изобразить», то оно обязательно сбудется. Какое же самое большое желание было у людей? жить

Тайна славянских рисунков

СОЛНЦЕ Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И всё это зависит от великого и могучего светила – Солнца. Давайте попробуем и мы почувствовать красоту природы, подаренную солнцем.

Знаки солнца в орнаменте

Знаки солнца в орнаменте

СВИСТУЛЬКИ Ребятишки тоже помогали просить дождик. Они выбегали на улицу с нарядными расписными глиняными игрушками – свистульками, и свистели в них – звали дождевые облака.

Знаки дождя и знаки воды

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Используя знаки солнца, воды, семян, ростков, земли украсить свою чашу чародейным орнаментом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение понятия «товарный знак», история товарных знаков, товарный знак в дореволюционной России, товарный знак в СССР, использование товарных знаков, примеры товарных знаков, этапы разработки и р.

В данной презентации на отдельных слайдах представлен урок построения квадратичной функции сдвигом.Преимуществом такого урока являетсяи то, что к нему не требуется дополнительных описаний и подготовки.

Урок географии 6 класс: «Условные знаки.Масштаб карты.» В результате педагогического взаимодействия на этом уроке учащийся сможет на .

Урок построен на основе комплексного разноаспектного анализа текста.

Электронная презентация урока изобразительного искусства I четверти. Тема: «Внутренний мир русской избы» .

Электронная презентация урока изобразительного искусства по теме: «Народный праздничный костюм». 5 класс .

Цифровой образовательный ресурс, поддерживающий изучение учебной темы по алгебре разработан в соответствиями с требованиями ФГОС.Он обеспечивает условия для самостоятельного освоения учебной информаци.

Источник

Солярные знаки и их значение у разных народов
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Учебный предмет: искусство

Тип урока: комбинированный;

Методы: наглядно-демонстрационный, практическая работа, беседа;

Форма проведения: Фронтальная, индивидуальная

Тема урока: Солярные знаки и их значение у разных народов;

Цель урока: Создание смысловой декоративной композиции с использованием солярных знаков.

Задачи урока: 1. Ознакомить: с данным видом искусства и историей;

2. Развить образное мышление, осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на презентационный материал;

3. Воспитать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны, целостное мировоззрение;

Скачать:

Вложение Размер
solyarnye_znaki.docx 17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по изобразительному искусству

Учебный предмет: искусство

Тип урока: комбинированный;

Методы: наглядно-демонстрационный, практическая работа, беседа;

Форма проведения: Фронтальная, индивидуальная

Тема урока: Солярные знаки и их значение у разных народов;

Цель урока: Создание смысловой декоративной композиции с использованием солярных знаков.

Задачи урока: 1. Ознакомить: с данным видом искусства и историей;

2. Развить образное мышление, осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на презентационный материал;

3. Воспитать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны, целостное мировоззрение;

УЧИТЕЛЬ: — Здравствуйте, ребята! Давайте проверим нашу готовность к уроку:

На парте должны лежать: альбомные листы, карандаш, ластик, цветные карандаши или фломастеры.

— Ребята, давайте посмотреть на всем нам знакомые сказки.

-Что это за сказка? Правильно репка, как вы думаете, что тут интересного можно увидеть? Да, это довольно сложно заметить, а если мы обратимся еще к одной сказке, например…

2 слайд: курочка ряба

-Это курочка ряба, верно, приглядитесь, найдите сходство между репкой и курочкой рябой…Давайте обратим на одежду бабушки и дедушки, а может и на окружающие их предметы.

-Я не случайно выбрала именно их, эти сказки относятся к славянским народам, а славяне придавала очень большое значение к легендам, рассказам и сказкам. Ведь славянские сказки только на первый взгляд кажутся простыми. На самом деле, в них сокрыты Знания и Мудрость Предков.

-Так что же объединяет эти сказки?

Ученики: — Узоры! Орнамент!

Учитель: — Верно, но не все так просто, это не обычные орнаменты и узоры, это Солярные знаки!( на слайде солярные знаки)

Славянские символы – это узоры традиционной вышивки и украшения домов, а так же предметы, связанные со славянскими Богами. Славянские символы стоит знать для верного выбора оберега. Понимание символики волшебных предметов помогает понять славянскую мифологию, в обычаи и приметы.

Итак, символы зародились давно, в древности. Существует множество славянских солярных знаком, например: ( слайд с солярным знаком образом солнца;

Символ «Громовик» Славянский Бог Перун известен даже тому, кто мало знаком со славянской мифологией. Символ «Громовик» традиционно связывается с этим Богом Грома. Этот символ известен прежде всего по домовой резьбе, где его часто вырезали для того, чтобы уберечь деревянное строение от огня небесного. Знак преимущественно мужской, образ защитника.

Славянский знак «Колядник»

– символ Бога Коляды, Зимнего Солнца. Несмотря на то, что этот знак наполнен светлой, солнечной силой, Ведающие советуют носить его только взрослым, сильным людям. Согласно славянским мифам, Бог Коляда половину года проводит в мире Нави.

Вот еще одни из знаков: Символ солнца, Символ воды, символ земли, символ огня, семьи, образ птицы, древо жизни, образ коня.

Так же существуют солярные знаки и у других народов, например, в: Китае, Индии, Африки и тд.(слайды)

Сегодня мы познакомимся с символикой древних славян.

Еще наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Сегодня я вам предлагаю немного пофантазировать и создать свой смысловой декоративный индивидуальный солярный знак с применением имеющихся, можно придумать ему историю возникновение, рассказать для чего он служит, все на ваше усмотрение.

  1. Какой из этих 3 знаков является знаком «Колядник»?
  2. Для чего использовали солярные знаки?
  3. Что означал образ коня на крыше избы?

Учащиеся занимаются творческой работой, создают смысловую декоративную композицию с использованием солярных знаков, рассказывают историю возникновения, для чего служит и от чего защищает.

По итогу работы, спросить пару человек о их знаке.

-Ребята, вы большие молодцы, сегодня мы узнали с вами очень много о солярных знаках и какое значение им предавали в древние времена. Все молодцы, спасибо за урок!

Источник

Изобразительное искусство. 5 класс

Конспект урока

Изобразительное искусство, 5 класс.

Урок 1. Древние образы в народном искусстве

Урок посвящён знакомству с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), которые раскрываются как память народа

Глоссарий: мать-земля, древо жизни, конь, птица, солярные знаки знаки

Цель: познакомиться с понятием и языком декоративного искусства.

  • Открыть содержательный смысл традиционных образов в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь, птица, солнечные знаки).
  • Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

узнаем традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни

научимся понимать язык образных знаков

сможем различать и узнавать древние образы народного искусства в разных материалах и технике исполнения: в росписи и резьбе по дереву, в орнаментах народной вышивки, в народной глиняной игрушке

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. — ISBN 978-5-09-071788-5

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.

  • Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  • Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)

Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически её обогащают.

Слово декор в переводе с латинского языка означает украшать. Декоративный — значит, украшенный, нарядный. Очень красивы и нарядны многие бытовые изделия, которыми человек пользуется в повседневной жизни: расписная посуда, ткани, одежда и т. д.

Декоративно-прикладное искусство — самое древнее искусство: оно возникло ещё в первобытные времена, отделённые от нас тысячелетиями. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку. Потому оно и прикладное, что используется в полезных целях.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков, и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, которые тесно связаны общим понятием — «народное искусство», и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого художественного образца, и современное декоративное искусство, представленное в широком диапазоне его проявлений — от малых, камерных форм до значительных и масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Декоративно-прикладное искусство имеет особый образный язык, который имеет свои особенности: ясность формы, условность изображений и орнаментальность.

Цвет имеет символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.

Все природные мотивы — птицы, цветы, растения, животные, а также человек — в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности или в изобразительном искусстве. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.

Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро.

Сказочная птица, горделивый конёк, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значат, какой несут в себе смысл?

Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься и делал это при помощи своего искусства, при помощи условных изображений, которые наносил на предметы быта. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение поэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля хлеб родит, а небо» — говорит русская пословица.

Солярный символ – это знак, обозначающий солнце, олицетворяющий свет и тепло, выражающий идею непрерывного дневного и ночного пути солнца.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.

Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества.

Волнистая горизонтальная линия – вода

Волнистая вертикальная линия – дождь.

В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображались в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов.

Землю, её плодородие связывали с образом матери-сырой земли.

Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине — продолжательнице рода.

Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Древо жизни — символ никогда не прекращающегося развития, вечного обновления на Земле. Древо жизни — живой символ единства всего мира, связывающий воедино три зоны Вселенной — небо, в котором пребывает его крона, землю, откуда произрастает его ствол, и царство подземное (корни).

Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства.

Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце.

Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Конь олицетворял движущееся по небу солнце.

В поэтических представлениях образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков.

Двуглавые кони в каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие).

Конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская изба.

Изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака, грозовые тучи.

В давние времена люди верили, что своим пением птицы отгоняли зиму и приносили на крыльях весну. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц-жаворонков.

Птицы изображались нарядные, с пышным хвостом, напоминали волшебную жар-птицу.

Пава — птица с пышным хвостом. Сирин — райская птица-дева. Спускаясь из рая на землю, она зачаровывает людей своим пением, заставляет их забыть обо всём на свете.

Мать-сыра земля, конь, птица — все эти образы стали элементами древнего языка символов народного крестьянского искусства.

Древние образы народного искусства живы и сейчас: они используются в декоративных решениях традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву.

Преобразуйте реальные образы в соответствующие декоративные символы

Что означает слово декор в переводе с латинского языка?

Источник

Читайте также:  Сколько лучиков у солнца
Adblock
detector