Меню

Знак солнца у казаков

Символы и знаки в казачьей культуре

Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» – отец, «ман» – мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков). Но не одних начальников своих и должностных лиц казаки называли атаманами; всякого доблестного казака, выдававшегося своей удалью и отвагой, честили атаманом. Атаман – это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое: право называться атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и славой. Этим значением слова «атаман» объясняются формулы царских грамот, отправляемых на Дон. Так, например, в царствование Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича в грамотах (после титула) писали: «на Дон Донским атаманам и казакам» или даже «на Дон Донским атаманам (следуют имена их) и всем атаманам и казакам». Это же значение слова «атаман» отразилось в поговорках «из рядовичей в атаманы выходят», «терпи казак, атаманом станешь» в традиционном обращении к казакам «атаманы – молодцы!», в сохранившемся обычае всякого казака честить «атаманом».

Атаманская сабля – обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круге по праздникам.

Башлык – у большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Завязанный на груди означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.

Бунчук – длинное древко с шаром или острием, прядями из конских волос и кистями на верхнем конце. Знак власти у турецких пашей, польских и украинских гетманов и атаманов русского казачьего войска в XV-XVIII вв. знак ставки, символ атамана в походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное время хранился в храме. Полковые имели форму опушенных раздвоенных флажков с навершием.

Булава (пернач) – простое ударное ручное холодное оружие, имеющее тяжелую шарообразную или грушевидную головку. Длина ее была около 50-80 см. Появилась булава в период неолита, она широко применялась на мусульманском Востоке. В античном мире использовалась значительно реже. Ее римская разновидность – клава – появилась во II веке. В Европе булава получила распространение в XIII веке, на Руси использовалась в Хlll-XVII вв., но постепенно утратила боевое значение и стала символом власти военачальника. Булава с головкой шарообразной формы, разделенной на ребра-пластины, очень широко применялась в Средней Азии. У казаков булава (насека) существовала до начала XX в., а до XIX в. служила символом власти: ее носили турецкие паши, польские, а также казачьи станичные и поселковые атаманы в России. Княжеский шестопер был семейным оружием, передававшимся по наследству. Изготовленный мастерами в кузнице княжеского двора, он служил не только символом власти, но и отличным подспорьем в битве: оружие было прекрасно сбалансированным, легким. Легенды говорят, что во время сражений шестопер сам направлял руку хозяина и не подчинялся никому, кроме представителей княжеского рода. В XVII в. награждение булавой или ее разновидностями (пернач, шестопер и др.) было широко распространено. Известны, например, булавы боярина Милославского и украинского гетмана Богдана Хмельницкого, пернач князя Барятинского с надписью в честь победы русского войска над крымскими татарами. Гетманская булава являлась неотъемлемым атрибутом власти всех украинских гетманов. Изготавливались булавы с большой роскошью: для их отделки применяли золото, серебро, изумруды.

Герб – в его изображении, символически отображена история Войска, местные войсковые особенности.

Знамя – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана).

Казна – железный ящичек, ларец с казною — знак казначея, ближе к нашему времени тоже замененный книгой.

Книга – тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. Во время работы круга каждый член атаманского правления должен был держать свою тетрадь. Главная тетрадь, т.н. атаманское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Все сохранялись в атаманском правлении и архиве.

Клейноды – войсковые знаки отличия (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти (булавы, палицы, перначи).

Лава – боевой порядок и способ тактических действий в конном рассыпном строю; применялся главным образом для охвата неприятеля с флангов и тыла. Один из тактических приёмов, излюбленный боевой казачий строй. Это кавалерийская атака, в которой казаки размещались в неподдающемся никакой регламентации строе. В зависимости от обстановки лава могла быть то рассыпной, то сомкнутой, то производилась со спешиванием. Искусство маневрирования лавою заключалось в единстве действий всех, принимавших в ней участие, в умении принимать каждый замысел командира, а также в личной находчивости, ловкости, способности действовать самостоятельно каждого воина с одновременным выполнением общей задачи.

Лампас – цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки. Символ казачьей независимости (вроде личного флага). Интересно, что лампасы в виде кожаной полосы носили скифы и бродники на своих шароварах. У разных казачьих Войск цвет лампасов отличался ( у донцов – красный, у уральцев – голубой, у забайкальцев – желтый).

Майдан – площадь в центре казачьей станицы, где находилось станичное правление, церковь, рынок, различные административные здания. На майдане собирался казачий круг.

Маяк – у казаков наблюдательная вышка для часового, с которой в случае тревоги подавался условный сигнал. Был широко распространен на Кавказской укрепленной пограничной линии (по Кубани и Тереку) и у запорожцев.

Медаль – личный знак атамана. Носилась на шее, на ленте или цепи. На лицевой стороне надпись – «Атаман станицы (Войска)» и государственный герб или портрет государя. На обороте – имя атамана. По окончанию срока оставалась атаману на память.

Нагайка – короткая конская плеть – оружие. Знак есаульца и пристава на кругу. В повседневной жизни – знак власти у полноправного женатого казака. Дарилась зя- тю тестем на свадьбе и висела в доме на ле- вом косяке к двери в спальню. Нагайка ис- пользовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний провинившихся казаков по решению круга и совета стариков.

Намет – казачье название галопа – быстрого скачкообразного движения лошади.

Насека – посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Пай – часть, доля станичной (юртовой) земли, приходящаяся на одного казака. В войсках и станицах был различен по размерам в зависимости от имеемого земельного фонда.

Печать – на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы.

Пика – боевой наконечник стальной, четырехгранный, переходит в коническую трубку, которой он насажен на древко. Древко деревянное, окрашенное. В лейб-гвардии казачьем полку, черноморском и крымско-татарском эскадронах древко окрашивалось в красный цвет, в лейб-гвардии Уральской сотне и лейб-гвардии атаманском полку в светло-синий цвет, в других казачьих частях по цвету мундиров, в синий или зеленый цвет. В верхней части древка имеется утолщение, на которое насажен наконечник. Подтока нет. На нижнем закругленном конце древка имеется ножник ременная петля для продевания ноги всадника. Длина около 3400 мм, длина наконечника с трубкой около 250 мм, диаметр древка 36 мм, масса 2300 г. Пика заменяла в казачьих частях, в первую очередь гвардейских, пики применявшиеся ранее и отличавшиеся существенным разнообразием. Однако и после упорядочения размеров в 1839 г. на вооружении в различных казачьих войсках продолжали оставаться и другие пики. Разнообразие заключалось прежде всего в различной форме и размерах боевых наконечников. Объяснялось это тем, что до 1893 г. пики казаков не были предметом государственного снабжения и каждый казак оснащал пику за свой счет. После 1901 г. вышеописанная пика была заменена казачьей пикай образца 1901 г.

Читайте также:  Праздники май 2021 всемирный день солнца

Присяга – торжественное обещание (клятва верности), приносимая каждым казаком перед Верой, Царем и Отечеством. При принятии присяги казаки целовали крест и клялись перед казачьим обществом выполнять данные обязательства. «Вступая в ряды Казачьего Войска, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием в том, что хочу и должен, верно, и нелицемерно служить государству Российскому и Казачеству. Не щадя живота своего, до последней капли крови, и всё к укреплению и процветанию Отечества нашего, по крайнему разумению, силе и возможности исполнять. Государство Российское от его врагов, телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путём, в баталиях, партиях, осадах, штурмах и в прочих воинских случаях храбро защищать. Во всём стараться содействовать, что к верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. Всякую вверенную тайну крепко хранить буду, а предпоставленным надо мною начальникам во всём, что к пользе и службе государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание и всё по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства и дружбы и вражды против службы и присяги не поступать. От команды и знамени, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду, как послушному, храброму и расторопному казаку надлежит. В чём да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение сей клятвы, целую слова Присяги и Крест Спасителя моего. АМИНЬ!»

Сабля – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие. Общая длина сабли достигала 1,1 м, вес с металлическими ножнами – до 2,3 кг. В казачьих войсках в 1881 году была заменена шашками, как более удобным видом оружия.

Серьги (у мужчины) означали его роль и место в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии, – серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального языческого древнего оберега, играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. Мужчины — казаки, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. Серебряное кольцо на левой руке – девушка на выданье. На правой – просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит (бирюза – камень тоски). Золотое кольцо на правой руке – замужняя, на левой – разведенная (развод у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил).

Шапка шилась по специальному образцу. Первоначально – «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка – знак получения казаком юридического полноправия. В XIX веке клобук заменил кивер, а затем – фуражка. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На круге казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости – не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме главы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Шашка – холодное оружие, символ всех прав у казака. Длина – 0,7 – 0,9 м, ширина до 40 мм, вес с ножнами до 1,2 кг. Однолезвийный клинок небольшой кривизны с обоюдоострым концом. Вручалась казаку в 17 лет стариками (без темляка). В 21 год, при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников – мужчин, – шашка ломалась и укладывалась в гроб последнему умершему. Собрал и сложил: Верховный атаман Межрегиональной организации содействия возрождению казачества «Великое Братство Казачьих Войск» Никитин Валерий Федорович. Родовой казак, писатель-историк, профессор, гранд-доктор философии, академик Международной академии информатизации.

© московский государственный университет им. К. Г. Разумовского (ПКУ), 2015-2017.

Источник

Личное знамя Богдана Хмельницкого

1. ЗАПОРОЖСКОЕ КАЗАЧЕСТВО

В 13 -14 веках русские земли были ослаблены золото-ордынским игом.
В «Киевском синописе» отмечается: «Татаре взяша стольный . славный царственный град Кіевъ, церкви божественные разориша, город и место огнем сожегоша, людей иныхъ посекоша, а иных плениша и все государство кіевское ни во что обратиша».
Со временем северные земли этого государства составили большую часть » Великого княжества литовского, русского и жемойтского».
Южные же земли пришли в запустение в результате частых опустошительных набегов крымских татар и превратились в «дикое поле». По-видимому тогда же возникло и название «Украина», которым сначала обозначали только значительно опустошенные и превратившиеся в окраину земли вокруг Киева, бывшего центра Руси.
После объединения Литвы и Польши поляки начали «огнем и мечом» превращать русский народ в своих холопов и насаждать католичество.
Последним оплотом русской культуры и самосознания стала православная церковь.
В этих условиях народ не терял надежду на свою свободу и возрождение Руси. Находились люди, которые ради этого выбирали полную опасностей жизнь в диком поле, полагаясь только на свою саблю.
Так возникло запорожское казачество, первые упоминания о котором датируются 1492 годом (замечу, что приблизительно в те же времена возникло и донское казачество, сложившееся в основном из крестьян, уходивших от крепостного бесправия, введенного Иваном Грозным).
Казаки поставили вдоль течения Днепра несколько легких, по началу, укреплений типа засек, которые так и назвали «Сечь», и церквей. Если до того польские магнаты и шляхта, а также татары, безнаказанно грабили народ Руси-Украины и паразитировали на его теле, то теперь их самих начали грабить казаки. Доставалось и евреям, которых тоже рассматривали, как экономических паразитов, и даже Константинополю.
Однако основным в деятельности сечевиков стало то, что они были главной движущей силой народных восстаний против польских колонизаторов. Во времена Богдана Хмельницкого они на короткое время практически достигли цели создания суверенного государства.
На приведенном изображении слева расположена фотография реконструкции личного знамени Богдана Хмельницкого, оригинал которого был не так давно найден в шведской государственной коллекции в Стокгольме, а реконструкция экспонируется в историческом музее г. Чигирина.
История знамени тесно связана с историей Запорожского войска и его традициями. Поэтому справа расположена модель большой хоругви Войска Запорожского Низового.
«Войско Запорожское Низовое» это и есть собственно Войско Запорожское или Запорожская Сечь, которую мы знаем, например, по гоголевскому произведению «Тарас Бульба».
Слово «низовое» пришлось добавить потому, что сравнительно небольшая часть запорожских казаков давала присягу польскому королю и вносилась в соответствующий список (реестр). Реестровых казаков объединили в другое войско, которое назвали «Войско Его Королевской Милости Запорожское» и располагали, в основном, по городам. В отличие от остальных казаков, считавшихся в Речи Посполитой холопами, реестровые получали некоторые привилегии, их приравнивали к безгербовой шляхте (без политических прав). Главнокомандующего реестровым войском, которого назначал король, называли «Гетман его королевской милости Войска Запорожского».

Читайте также:  Любимой девушке стихами солнце мое

«Символы, как знамена, к которым могут сойтись воины, чтобы узнать приказ. Потеря Знамени считалась поражением войска. Кроме того, символ есть запоминание целого Учения.»
«Успех целых народов происходит под символом.»
«Самый глубочайший символ ничего не говорит неподготовленному уму»
«Сила символа, чтобы проявилась ее мощь в полной мере, нуждается в осознании.»

В отличие от многих знамен, на которых изображаются разные хищники (реальные и мифические птицы и животные), знамена запорожцев чаще всего украшали равносторонний крест, Солнце, Месяц и звезды .
При взгляде на войсковую хоругвь всякому неискушенному в символике казаку открывался ее первый и самый простой смысл:

Знамя Войско призывает
А идея в нем проста
Белым пламенем пылает
В середине крест Христа
Звезды нас благословляют
Вместе с Солнцем и Луной
Небеса на нем сияют
Над народом и страной

Известно, что запорожцы видели свою миссию в защите православной веры. Запорожские вербовщики кричали на площадях и ярмарках Украины: «Кто хочет за веру христианскую быть посаженым на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто готов претерпеть всякие муки за Святой Крест, кто не боится смерти приставай к нам». Известно также, что они строго придерживались православной традиции. Зарубежный автор архидиакон Павел Алеппский, описал путешествие в Украину в середине XVII века так: » Усердие их (казаков)к вере приводило нас в изумление. О, Боже, Боже! Как долго тянутся у них молитвы, пение и литургия!» «С их стороны мы видели чрезвычайную набожность, богобоязненность и смирение.».
Исходя из этого можно утверждать, что творцы знамени прежде всего вкладывали в символы смысл, который им придает православие.
На самом деле все эти символы старше современных религий и у них есть некий изначальный смысл. По-видимому, этот изначальный, древний смысл был известен и волхвам, передавшим многие знания казакам-характерникам.
По преданию, почти все казацкие гетманы, кошевые атаманы и известные полковники были характерниками. Были они и в окружении Хмельницкого [1].
Богдан Хмельницкий получил хорошее по тому времени образование. Он расположил на своем знамени традиционные казацкие символы, но в более сложной конструкции. При этом явно прослеживается желание вложить в изображение глубокий смысл.
КРЕСТ помещен по традиции в центре знамени. В христианстве крест обычно связывают с распятием И.Х. Однако есть мнение, что римляне казнили, подвешивая на Т-образных крестах или, даже, на столбах.
Мариетт Бей указал на древность креста. Это есть символ Братства рас и людей, и его клали на грудь мертвых еще в древнем Египте так же, как он кладется теперь на тела умерших христиан [2]
Издавна известно много видов креста. Запорожцы и Хмельницкий использовали равносторонний крест. Такой крест изначально символизировал обыкновенного человека. При этом горизонтальная линия креста является обозначением связи с материей, а вертикальная линия — с духовным миром, а точнее — указывала на наличие в человеке элементов от духовного мира, возможность духовного возвышения [3]. Обычно казаки использовали «казацкий» вариант креста, имеющий клиновидные концы, как на изображении справа. Однако использовался и крест с ровными концами, такой как на знамени Хмельницкого(слева).
КРУГ на знамени Богдана охватывает крест и другие символы. Сам по себе круг является символом Солнца. У христиан Солнце — Бог-Отец, правитель и опекун вселенной, излучающий свет и любовь. В большинстве традиций Солнце — символ мужского начала [4].
Круг является, также, символом Души, а также одним из символов проявления духовного Существа из мира Бога [3].
Когда крест помещается внутрь круга он становится крестом мира. Человечество достигло состояния Третьей Коренной Расы; это знак зарождения человеческой Жизни. Когда же окружность исчезает, оставляя лишь крест, это означает, что падение человека в материю совершилось, и Четвертая Раса началась [2].
ПОЛУМЕСЯЦ на знамени Хмельницкого помещен под крест рогами вверх так же, как и на некоторых православных церквях. При этом у христиан полумесяц — это знак Девы Марии, Царицы Небесной [5]. Отметим, что Богородица считается покровительницей запорожских казаков. В честь Покрова Богородицы казаки ежегодно устраивали праздник на Сечи. Символ в виде полумесяца рожками вверх древнее и христианства, и мусульманства и издавна известен под названием «Аллат» [1]. Он символизирует женскую, материнскую ипостась небесного Отца-Матери всей Жизни. [6,7]
Кроме того, это символ человека, который духовно освободился ещё при жизни [3].
ЗВЕЗДЫ, одна или несколько, также располагались на казацких знаменах. Они могли иметь шесть, семь или восемь концов. На знамени Хмельницкого мы видим шестиконечные звезды.
Как символ иудейской веры шестиконечная звезда широко распространилась, начиная с 18-го века. Однако этот символ использовался во многих религиях с глубокой древности.
В христианстве шестиконечная звезда — символ Христа, а именно соединения божественной и человеческой природы [8]. Поэтому шестиконечные звезды можно увидеть, например, на куполе Троице- Измайловского собора в Санкт-Петербурге.
В книге «Аура человека» говорится об этой звезде следующее. [9]
«Давайте войдем в сознание сердца. «Приблизьтесь ко мне, и я приближусь к вам» — это слова Господни, изреченные в душе апостола Якова как ключ к единению Бога и человека через благословенного посредника, Я Христа. Этот союз стал изображаться символом шестиконечной звезды — скрещивающимися треугольниками, являющими восходящие энергии человека и нисходящие энергии Бога. Точка, в которой эти энергии встречаются, — это точка внутри сердечной чакры, являющаяся Трехлепестковым пламенем жизни.»
Иногда на опускающемся треугольнике писали греческую букву «альфа», а на восходящем ему навстречу — «омега». Вспомним, что И.Х. говорил «Я есмь альфа и омега»
На знамени расположены десять звезд, причем восемь из них расположены по кругу, а две – в центре. Можно попытаться связать эти числа с числом воинских соединений. Однако эти числа имеют и сакральный смысл.
Число ВОСЕМЬ в христианском числовом символизме является числом жизни после смерти, а также символом возрождения. По мнению Климента Александрийского, Христос помещает под знак восьмёрки того, кого Он воскрешает [10].
Согласно нумерологии ДВА — это единица в поляризованном состоянии. Противоположности сливаются в единое понятие. [11]. Число два имеет уникальные возможности, которыми не обладают другие числа. В ее силах объединить абсолютно разные группы людей [12].
Число ДЕСЯТЬ символизирует полное совершенство. высшую степень любви и мудрости. Согласно нумерологии, десятка – это сильный внутренний стержень человека, который способствует развитию как в духовном, так и в общественном направлении. Человек- «десятка» – это отличный руководитель, который чётко определяет свою цель и неизбежно приближается к ней. Такие люди всегда несут ответственность за свои слова и поступки, они не привыкли зависеть от кого-либо, а всегда стремятся к самостоятельности в жизни. Также, если верить нумерологии, в «десятке» выделяется необыкновенно сильная энергичность и любовь к жизни [13].
Таким образом, символы, изображенные на знамени, несут позитивную информацию, которая может дать и благотворную силу, если ее осознавать.
В условиях жесткого подавления православной веры и народа, политики превращения этого народа в своих «холопов», это знамя вдохновляло запорожцев на защиту веры, народа и Отечества.
Не лишним будет подчеркнуть, что эта идея не имеет ничего общего с идеями подчинения других народов или насильственного обращения кого либо в свою веру. На знамени нет хищников и это не случайно.
В связи с этим уместно вспомнить двенадцатую наскальную надпись царя Ашоки [16]
В сочетании на знамени креста, шестиконечной звезды и полумесяца можно увидеть еще и символ единства всех людей в Боге, вполне в духе христианства и изначального смысла символов.
Это древнее знание перекликается с предсказанием о том, что три корня срастутся [17]

Читайте также:  Крем от солнца для детей при атопическом дерматите

Буквы на знамени не имеют духовного смысла, но имеют смысл политический.
Крупные буквы по углам знамени БХГВЗ означают «Богдан Хмельницкий Гетман Войска Запорожского», что понятно без комментариев.
В центре же мелкие буквы ЕКМЛС означают «его королевской милости». Полностью это звучит как «Богдан Хмельницкий Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского».
Учитывая, что знамя появилось в то время, когда Богдан Хмельницкий возглавил войну сначала низовых казаков, а затем и всех казаков (реестровых и не реестровых) и всего украинского (руського, русинского) народа против польского гнета, приписка «его королевской милости» выглядит неуместно.
Однако не забудем, что знамя это личное, а история взаимоотношений Хмельницкого с польским королем не проста, так же, как не проста и история взаимоотношений короля с Сеймом (польским парламентом) и казачества с Польшей.
В молодости Хмельницкий, будучи реестровым казаком, храбро воевал, и, даже, в одном из боевых эпизодов спас жизнь королю Владиславу за что был награжден золотой саблей и имел доверительные отношения с королем.
Однако, воспользовавшись его отсутствием, польский подстароста Чаплинский, ненавидевший Хмельницкого, напал на его хутор, разграбил его, увёз его жену, и обвенчался с ней по католическому обряду. При этом сына Хмельницкого (Остапа), который пытался помешать похищению, он высек до смерти.
Хмельницкий начал было искать возмездия на суде, но там лишь возместили ему 100 золотых, что выглядело насмешкой даже по сравнению с нанесенным материальным ущербом, не говоря уже о прочем.
Тогда он обратился к королю, который, чувствуя себя бессильным перед Сеймом, высказал удивление, что казаки (реестровые), имея сабли за поясом, не защищают сами своих привилегий. Возвратившись ни с чем из Варшавы, Хмельницкий решил прибегнуть к оружию.
В начале февраля 1648 года группа казаков с Хмельницким прибыла в Запорожье. На Сечи приняли его с энтузиазмом и казачество избрало его Гетманом Войска Запорожского. Это был новый титул, поскольку до того гетманы были только у реестровых казаков и назначались королем. Считают, что к этому времени и относится появление личного знамени. [14,15].
Таким образом, надпись на знамени говорит о том, что, хотя Хмельницкий и получил новый титул от казаков и возглавил войну против Польши, но еще считал себя подданным короля и начал войну не за суверенитет Украины, а за казацкие права и привилегии.
Однако громкие победы Хмельницкого при Желтых Водах и под Корсунем вызвали очередное и, на этот раз, всеобщее восстание руського (украинского) народа против поляков. Ходом событий Хмельницкий был поставлен во главе громадного народного движения. Народное казацкое движение выдвинуло из своей среды целый ряд вождей мелких отрядов. Они-то, собственно, и составляли душу движения.
Хмельницкий воевал, но и вел переговоры о мире, добиваясь определенной автономии Украины (Руси) в составе Польши. Переговоры были безрезультатными.
После очередных побед Хмельницкий стал фактически самостоятельным и полновластным правителем Руси-Украины. В первых числах января 1649 г. он въехал в Киев, где его встретили торжественно. Из Киева он отправился в Переяславль. Слава его разнеслась далеко за пределы Украины. К нему приходили послы от крымского хана, турецкого султана, молдавского господаря, седмиградского князя, а также от московского царя Алексея Михайловича с предложением дружбы.
Пришли послы и от поляков и принесли Хмельницкому королевскую грамоту на гетманство. Хмельницкий принял грамоту, что не очень то понравилось некоторым из его соратников, но затем он шокировал послов следующими словами [15].
«Правда есть (в том), что я маленький незначительный человек, но это Бог мне дал, что ныне я единовладец и самодержец руський … Выбью из лядской неволи весь руський народ, а что раньше я воевал за свой вред и неправду, то отныне я буду воевать за нашу веру православную… Отрекитесь от ляхов и с казаками оставайтесь, потому что Лядская земля згинет, а Русь будет господствовать… Свободно мне там распоряжаться, мой Киев, я хозяин и воевода Киевский, дал мне это Бог… с помощью моей сабли».
Таким образом, когда Хмельницкий принял грамоту от короля, это было уже не более, чем вынужденное признание королем уже свершившегося выбора казаков, а сам Хмельницкий недвусмысленно называет себя самодержцем.
На самом деле Хмельницкий после освобождения Украины от Польши не был самодержцем. Об этом времени историк А.Ефименко (конец 19 века)пишет: «малороссия после своего освобождения от Польши представляла по типу своей социальной организации военный лагерь на демократической подкладке. Равенство прав и обязанностей было полное: каждый мог занимать из неисчерпаемого запаса свободных земель столько, сколько мог захватить свободным трудовым захватом; каждый мог участвовать в выборе уряда, начиная от сельского атамана, кончая гетманом; каждый мог быть выбран на всякий уряд».

ССЫЛКИ
1. http://www.proza.ru/2013/05/09/122
2. http://ru.teopedia.org/hpb/
3.www.schambala.com.ua. Анастасия Новых «АллатРа»
4. http://www.symbolarium.ru/index.php/
5. http://rahil-rahlenko.livejournal.com/162971.html
6. 7.http://www.symbolarium.ru/index.php/
8. http://origin.iknowit.ru/paper1196.html
9. http://klex.ru/fm5
10. 11. http://way-s.ru/ezoterika/24/1.html
12. http://www.metapower.tv/numerologia/ArticleID/1039
13. http://jekstrasens.ru/numerologiya/chislo-10.html
14. 16.XII Большой наскальный эдикт
Царь Пиядаси, наперсник богов, воздает хвалу всем вероучениям – ушедшим из мира, и находящимся в миру, и дарениями и всевозможными хвалами он почитает их. Но не так ценит наперсник богов дарение и хвалу, как то, чтобы увеличивалось достоинство всех вероучений. А увеличение достоинства многообразно. Но основа его такова:

Это сдержанность в речи, чтобы не было восхваления собственного вероучения и порицания чужого вероучения без всякого повода или было легкое (порицание) по тому или иному поводу. Но следует именно восхвалять чужие вероучения по каждому поводу.

Поступающий таким образом и свое вероучение воистину возвышает, и чужому вероучению способствует. Поступающий иначе и свое вероучение губит, и чужому вредит. Ведь когда кто бы то ни было хвалит собственное вероучение или порицает чужое вероучение с мыслью: «Придам блеск собственному вероучению», поступающий так из приверженности собственному вероучению его-то именно и губит. Но доброе дело – сходиться вместе, дабы внимать дхарме друг от друга и (ей) повиноваться.

Ведь таково желание наперсника богов: «Все вероучения да будут умудренными и приносящими благо».
И тем, кто привержен тому или иному из них, надлежит сказать: «Не так ценит наперсник богов дарение или хвалу, как то, чтобы возрастало достоинство всех вероучений». И многие пекутся (об этом) для достижения такой цели «сановники дхармы», «сановники, надзирающие за женщинами»25 и те, кто «следят за отхожими местами», и иные разряды (моих слуг). И таков плод этого (старания), что происходит возрастание собственного вероучения и воссияние дхармы.

17. ПРОРОЧЕСТВО БОГОМАТЕРИ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ
«Пришло время указать главное о сияющем видении Владычицы. Неужели великое предуказанное видение было молчаливо? Неужели потрясение духа и седина волос не были следствием Провозвестия? Владычица сказала: «Придет время Мое, когда небесное Светило Мое к Земле устремится, и тогда придешь ты исполнить волю сроков. И ненавистные будут спасителями, и побежденный будет вести победивших. И три корня, разделенные проклятием, срастутся любовью, и вести их будет посланный не из их племени. До срока проклянут татар и евреев, и они проклянут землю русскую. Когда же твои кости будут преданы уничтожению, трем проклятиям исполнится срок. И невидимо видимый станет у престола, облеченный Венцами и Перстнем. И где приложишь Перстень, там будет Рука Моя и Владыки».

Источник

Adblock
detector