Значки «Космос» СССР
Тематические значки «Космос» в СССР пользовались огромной популярностью, начиная с 50-х годов. Спросу на них способствовали значимые события, связанные с освоением космического пространства.
Популярные серии
- В октябре 1957 года состоялся запуск первого искусственного спутника Земли.
- В ноябре того же года в космос отправился второй спутник, на борту которого находилась собака-космонавт по кличке Лайка.
- 12 апреля 1961 года успешный полет и выход в открытый космос совершил советский летчик Юрий Гагарин. В этот день теперь отмечают День космонавтики.
- В марте 1965-го начала работать первая орбитальная станция «Мир».
Каждое событие сопровождалось выпуском тематических значков или серий. Они выходили разными тиражами – особым спросом пользуются изделия, выпущенные в ограниченном количестве в первые 2-3 месяца после знакового события.
В Советском Союзе не принято было анонсировать предстоящие запуски летательных аппаратов, ракет, очередные полеты космонавтов. Эскизы тематических значков создавались «по горячим следам», в результате чего эстетика часто страдала. На продажах это не сказывалось: чтобы купить значки о космосе из новой серии, приходилось побегать по магазинам и постоять в очередях.
Популярностью в советские годы и сейчас пользовались образцы, выпущенные в первое десятилетие космической эры. Среди них серии:
- первые космические корабли;
- первый космонавт планеты;
- советские космонавты;
- 10-летие космической эры;
- история космонавтики.
Были и другие сюжеты – популярность космической темы в те времена объяснялась романтическими ощущениями, гордостью за страну и открывавшимися перспективами покорения Вселенной в будущем. Потому и спрос на значки был устойчивый.
Пиктограммы
У изделий, входящих в конкретную серию, одинаковый дизайн. Интересна линейка «Пиктограммы», в которую входят 10 металлических миниатюр. На них изображены пиктограммы космических событий и даты:
- 10.57 – запуск первого искусственного спутника Земли в Советском Союзе.
- 09.59 – запуск ракеты на Луну. На борту ракеты находился вымпел.
- 10.59 – с орбитальной станции удалось снять на пленку обратную сторону Луны.
- 04.61 – Юрий Гагарин первым в мире совершил полет в космос.
- 11.62 – запущена станция «Марс-1».
- 03.65 – Алексей Леонов вышел в открытый космос.
- 04.65 – запуск спутника «Молния-1».
- 11.65 – запуск «Венеры-3».
- 01.66 – станция «Луна-9» приземлилась на поверхности Луны и сфотографировала ее.
- 03.66 – «Луна-10» официально стала первым искусственным спутником Луны.
История космонавтики СССР
Истории космонавтики в Советском Союзе был посвящен не один выпуск – количество исчислялось сотнями. Одна из таких серий включает 5 значков. Все изготовлены из металла, пятиугольной формы.
На красном фоне – тематические изображения. Среди них:
- портрет летчика-космонавта, героя СССР Юрия Гагарина;
- фото первого космического корабля «Союз»;
- фото первого искусственного спутника Земли и других объектов.
Герои СССР
На значках этой серии размещены портреты героев Советского Союза, имена, фамилии и отчества. Все экземпляры круглые, изготовлены из золотистого металла. Портретные изображения расположены в центре на голубом фоне.
Круглые значки из этой линейки появились в магазинах с 1961 года и стоили 11 копеек. Первым вышел значок Герой Советского Союза, летчик-космонавт Юрий Гагарин. Это звание ему присвоено 14 апреля 1961 года – через два дня после исторического полета. Приказ о награждении был подготовлен заранее, еще до старта космического корабля с человеком на борту, а уже через 2-3 недели в продажу поступили первые значки.
Портретная линейка героев расширялась по мере присвоения звания героев новым людям. В нее вошли летчики-космонавты Быковский, Джанибеков, Титов, Добровольский, Савицкая, Терешкова, Серебров, Пацаев.
Советские исследования космоса
Интерес для фалеристов представляет и линейка «Советские исследования космоса». Она включает 23 штуки: 11 из них выпущены в 1973-м, 12 – в 1974-м.
Тиражи изготовлены из анодированного алюминия, реже встречаются экземпляры из алюминиево-медного сплава. Дизайн одинаковый: пятиугольный с кругом в центре. Круг несколько вдавлен внутрь – на нем выпуклое изображение и надпись, расшифровывающая его. В линейку вошли экземпляры:
- выход в открытый космос;
- Луна-3;
- Луна-9;
- Венера-5;
- луноход;
- спутник Луны и другие.
Что влияет на цену?
Значки «Космос» штамповались в СССР многомиллионными тиражами. Делали их из разных материалов:
- древесины;
- латуни;
- бронзы;
- алюминия и дюралюминия;
- сплавов;
- стекла;
- камней-самоцветов;
- пластмассы.
Сейчас изделия тех лет можно приобрести на аукционах, блошиных рынках и у частных лиц. Стоимость зависит от многих факторов: тиража, состояния, года выпуска, истории.
Самые доступные по стоимости – массовые выпуски с простым исполнением. Несколько дороже ценятся массовые тиражи со сложным исполнением. За ними идут редкие, но малоинформативные экземпляры.
Самые дорогие – редкие изделия со сложным дизайном, интересным оформлением и своей историей. История автоматически повышает их стоимость. Коллекционерам интересны экземпляры, которые вручали рабочим сами космонавты. Это практиковалось в 60-70-е годы: устраивались их встречи с рабочими коллективами, героев приглашали на торжественные открытия спортивных комплексов и других объектов, заложение камней в новых парках и скверах.
К значкам, которые вручали летчики, обязательно прилагались удостоверения. Каждый такой экземпляр представляет историческую ценность. С годами его стоимость только увеличивается.
Источник
Космические логотипы: от «Роскосмоса» до Virgin Galactic
Стрелы, звёзды, орбиты, «червяк» и глаз. Смотрим на логотипы крупнейших космических корпораций.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин вышел в открытый космос и облетел планету. Вот уже более полувека мы следим за космическими миссиями и наблюдаем в небе за пролётом МКС и запуском спутников SpaceX.
Айдентика космических корпораций гораздо менее известна, чем их достижения. Смотрим на самые интересные логотипы и узнаём их историю.
Корпорация «Роскосмос»
Первые структуры по освоению космоса в СССР были созданы в 1955 году. Спустя пять лет их объединили в Главное управление ракетного вооружения. После распада Советского Союза организация стала называться Российским космическим агентством, а с 2004 года — «Роскосмосом». Именно это ведомство можно считать правопреемником в вопросах полёта человека в космос.
Практически четыре десятилетия логотипа у организации не было. Он появился только в 1992 году. Через 12 лет, в 2004-м, провели первый редизайн: сохранилась красная стрела, но логотип стал выглядеть более современно. Текущему логотипу три года — его создали в 2018 году. Неизменная красная стрела — символ ракеты, эллипс — орбита Земли.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Международная космическая станция
Международная космическая станция (МКС) — продолжатель дела станции «Мир», затопленной в Тихом океане в 2001 году. Сегодня МКС, запущенная в 1998 году, используется для космических миссий 14 стран, на её борту работают космонавты из России, США, Канады, Японии, а также те из них, кто входит в Европейское космическое агентство. Основное назначение станции — это научные исследования.
О логотипе МКС нет никакой информации, но, вероятно, он не менялся с момента запуска аппарата. Отдельные эмблемы готовятся для миссий и экспедиций на МКС. Например, следующий вылет ALPHA в этом году осуществит французский астронавт ESA. Он отправится на миссию на корабле SpaceX Crew Dragon, который будет прикреплён к МКС в течение шести месяцев, прежде чем вернётся на Землю.
Космическое агентство NASA
Главное космическое агентство США под названием National Aeronautics and Space Administration (NASA) основали в 1958 году. Из самых громких миссий агентства — первая высадка человека на Луну, исследования Марса марсоходом Curiosity, а также отправление в межзвёздное пространство станции Voyager 1. Последняя примечательна тем, что на её борту находится пластина Golden Record — специальный позолоченный диск с информацией о том, где искать человечество в космосе.
Эмблему, которую сейчас использует Американское космическое агентство, разработали в 1959 году. В 1975-м логотип обновили — этим занималась студия Danne & Blackburn. Эта версия просуществовала до 1992 года. В народе этот логотип прозвали червяком, но изменили его не просто так — в изображении 1959 года хватало деталей, и поэтому его было сложно наносить.
Однако в 1992-м федеральное ведомство вернуло круглый символ, решив, что он более аутентичный и напоминает о главном достижении NASA — высадке человека на Луну. Тем не менее именно «червяк» прижился в массовой культуре как символ американской космонавтики. Правда, с 1992 года он использовался только на мерче и в медиа.
В 2020 году американские космические силы официально возродили этот символ — он появился на ракете. Именно этим логотипом брендировали SpaceX Falcon 9 Илона Маска с астронавтами NASA на борту.
Европейское космическое агентство ESA
Европейское космическое агентство European Space Agency (ESA) существует с 1975 года. Оно занимается преимущественно метеорологией, телекоммуникациями и навигацией. В будущем организация планирует расширяться и начать курировать пилотируемые полёты.
Логотип агентства лаконичен, но не лишён шарма: синий круг символизирует Землю, а небольшая круглая точка — спутник на её фоне. Теперь пара слов о текстовом наполнении: буква «Е» здесь означает «Европейский», а остальные три символа неизменны для всех европейских стран, поддерживающих программу. На первой версии логотипа считывались орбиты и положение оси Земли, но со временем предпочтение отдали упрощённой и более строгой версии.
Что немаловажно, надпись на логотипе не может использоваться отдельно от входящего в него символа — они могут публиковаться только вместе.
Космическое агентство Великобритании UK Space Agency
Долгие годы космонавтика Великобритании была слабо развита: за время существования Национального космического центра Великобритании BNSC запустили всего один спутник — и ни одного пилотируемого корабля.
В 2010 году BNSC расформировали, создав вместо него новую госорганизацию — UK Space Agency. Открытие агентства связано со стремлением британцев всерьёз заняться космосом и увеличить долю в мировой промышленности.
Нередко в государственных ведомствах предпочитают сохранять преемственность визуального стиля, но британцы выбрали для UK Space Agency кардинально отличающийся символ, который был специально разработан студией Folio Creative. Логотип получился на редкость удачным: устремлённая вверх стрела подана как часть государственного флага, ведь и он, и полёты в космос — гордость страны.
Японское агентство аэрокосмических исследований JAXA
Японское агентство аэрокосмических исследований Japan Aerospace Exploration Agency (JAXA) — сравнительно молодая госструктура. Её создали в 2003 году, объединив три узкоспециализированных ведомства: NASDA — практическая космонавтика, ISAS — научные миссии и NAL — воздухоплавание.
Сегодня агентство привлекает Mitsubishi Heavy Industries к разработке своих ракет, ведёт научную деятельность и является важным участником МКС. История логотипа насчитывает почти 20 лет — он не менялся со времён создания организации и, конечно же, отсылает к яркому свечению звёзд и стремительности взлёта ракеты.
Компания SpaceX
Это крупный частный производитель космической техники с собственным космодромом. Она была основана в 2002-м миллиардером и основателем компании Tesla Motors Илоном Маском — пожалуй, наиболее известной медийной персоной в космической отрасли (помимо Юрия Гагарина и Нила Армстронга, конечно же). Цели у SpaceX самые серьёзные — например, создание единственного на сегодняшний день возвращаемого грузового космического корабля Dragon 2. А вершиной своей работы компания видит отправку человека на Марс. За первым пролётом в ночном небе линейки из 11 спутников Starlink, затаив дыхание, следил весь мир.
Современный логотип компании разработала американская студия RO Studio, которая создавала айдентику и для других проектов Маска — например, для компании электромобилей Tesla и серии ракет-носителей Falcon. Первая эмблема, созданная на пробу в 2002-м, практически никому не известна, поскольку была не очень удачной. И уже в том же году студия из Нью-Джерси предложила новый логотип, который сегодня знает весь мир.
Частное космическое агентство Virgin Galactic
Это дочерняя компания холдинга Virgin Group Ltd, основанного Ричардом Брэнсоном. Она существует с 2004 года. Virgin Galactic ставит перед собой достаточно амбициозную цель — агентство хочет запустить космические пассажирские полёты.
За время существования компании её символ претерпел уже несколько малозаметных модификаций, но глобально не изменился. Пожалуй, это наиболее специфический логотип: несмотря на использование всё того же круга (здесь он символизирует глаз, смотрящий внутрь Космоса), он достаточно сложно воспроизводим на печати, поскольку сочетает в себе и фотофрагмент, и мелкие элементы с отсылкой к шестидесятым, и современное шрифтовое решение.
Источник