Меню

Золотой диск птицы золотого солнца

Птицы летят к солнцу

Статуя правителя облачена в три слоя облегающей бронзовой «одежды» с короткими рукавами, украшенной узором из драконов и клетчатой каймой, и в головной убор в форме солнца. Это одна из главных культурных реликвий музея Саньсиндуй в городе Гуанхань.

Хуан Нэнфу, профессор искусства и дизайна университета Цинхуа и выдающийся эксперт в области китайской одежды различных династий, считает, что одеяние статуи, возможно, является самой древней одеждой с изображением драконов во всем Китае. Он также полагает, что узор представляет собой образец традиционной вышивки культуры Шу — важную часть нематериального культурного наследия Китая.

С 1929 года в раскопках на территории поселения Саньсиндуй было найдено более десяти тысяч артефактов, которым от пяти до трех тысяч лет. До раскопок здесь считалось, что история Сычуани насчитывает три тысячи лет. Но теперь ученые полагают, что впервые цивилизованные культуры возникли в регионе пять тысяч лет назад. По словам археологов, находки опровергают теорию о том, что китайская цивилизация зарождалась исключительно в бассейне реки Хуанхэ. Сычуань находится в верховьях Янцзы, и теперь считается, что эта река также является местом формирования китайской цивилизации.

Многие из тех, кто приезжает в Чэнду, спрашивают о значении круглой эмблемы, на которой изображены четыре птицы, летящие вокруг солнца. Ее видно во многих местах в городе, этих птиц можно найти на капотах такси, в переходах по пути к аэропорту и увидеть на местных телеканалах. Эта эмблема — копия золотого диска «Птицы Золотого Солнца», который был найден во время раскопок руин древнего города Цзиньша в 2001 году. Сегодня этот диск выставлен в музее Цзиньша.

Археологическое общество Китая и журнал China Cultural Relics News включил проект по раскопкам Цзиньша в десятку самых значимых археологических находок 2001 года.

Самым эффектным экспонатом музея Цзиньша как раз и является диск «Птицы Золотого Солнца», предполагаемый возраст которого — три тысячи лет. В 2005 году Государственный комитет по охране культурного наследия утвердил «Птиц Золотого Солнца» как символ истории культуры Китая. Искусная работа мастера, сюжет на тему почитания солнца древними людьми Китая и отражение духа нации — благодаря этому диск и стал символом.

Во время раскопок Цзиньша было обнаружено около десяти тысяч артефактов, говорит куратор музея Ван И. Этот город, демонстрирующий великолепие древней культуры Сычуани, предположительно, был создан древними людьми, которые основали и культуру Саньсиндуй.

Весна 1929 года

Копая оросительный канал на своем участке, крестьянин из города Гуанхань провинции Сычуань Ян Даочэн нашел 400 предметов из нефрита. Позже в Чэнду Ян продал несколько изделий, которыми заинтересовались торговцы предметами старины. Это и привело к обнаружению древних реликвий на территории поселения Саньсиндуй.

Команда археологов из Сычуаньского университета в Чэнду начала первые официальные раскопки в поселении Саньсиндуй.

В ходе раскопок были найдены фрагменты городских стен, которые свидетельствуют о том, что когда-то Саньсиндуй был политическим центром древнего царства Шу.

Источник

Золотая солнечная птица — Golden Sun Bird

Золотая солнечная птица
Материал Золото
Размер 12,5 см в диаметре
Обнаруженный 2001 г.
Текущее местоположение Музей руин Чэнду Цзиньша

Golden Sun Bird ( упрощенный китайский : 太阳神鸟金饰 ; традиционные китайский : 太陽神鳥金飾 ; пиньинь : Taiyang Shénniǎo Jinshi ) является древним артефактом , раскопал в 2001 году из руин Дзинши в Чэнду городе, Сычуань провинции, Китай .

Это кусок фольги в форме кольца, сделанный почти из чистого золота. Узор состоит из четырех птиц, летающих в одном направлении против часовой стрелки , расположенных по периметру. В центре — рисунок солнца с двенадцатью точками. Его диаметр составляет 12,5 см, а внутренний — 5,29 см. Он имеет толщину 0,02 см и весит 20 грамм.

Произведение относится к поздней культуре Саньсиндуй и сейчас находится в музее руин Чэнду Цзиньша .

Логотип

В 2011 году город Чэнду выбрал Золотую солнечную птицу в качестве дизайна своего логотипа. Солнечная птица использовалась в качестве элемента летних Всемирных университетских игр 2021 года в Чэнду .

Рекомендации

Эта статья, посвященная археологии Китайской Народной Республики, незавершена . Вы можете помочь Википедии, расширив ее .

Источник

Птицы Золотого Солнца

Птицы Золотого Солнца — золотой диск диаметром 12.5 см из археологических раскопок культуры Цзиньша, выставленный в музее Цзиньша в Чэнду. Находка была обнаружена в 2001 году.
Диск представляет собой кольцеобразный кусок фольги из практически чистого золота. По периметру кольца против часовой стрелки летят четыре птицы. В центре диска — солнце с 12 лучами. Диаметр кольца — 12.5 см снаружи и 5.29 см внутри. Толщина кольца — 0.2 мм, вес кольца — 20 грамм.
Диск датируют периодом поздней династии Шан.

домашнего скота овец, лошадей, коров, домашней птицы зачатия и основания городов. Новую популярность Город Солнца обрёл с середины XIX века в контексте
приказу фараона птица возвращает времена Древнего Египта. Мифологическая энциклопедия: Феникс — Бен Бен. Пролёт огненной птицы Огненные птицы — Михаил Попов
богатая дичью: оленями, кроликами, фазановыми, горлинками и прочими птицами Храм солнца был построен из искусно обработанных камней, и некоторые из этих
Солнце — Хмари Официальный саундтрек картины — песня Мы как трепетные птицы в исполнении группы Пикник Крыша, где разгуливают главные герои, является
яблонями окружила и к Ивану Царевичу подбиралась. Тогда поднял он перо Жар — птицы над головой и поскакал на Сером Волке прямо на силу тёмную. И расступилась
и Ямини. От Патанги произошли птицы от Ямини — саранча, от Винаты — царь — птица Гаруда и Анура, колесничий бога — Солнца От Кадру произошли разнообразные
китайской традиции петух с золотыми перьями, который поет трижды в день на восходе солнца пополудни и во время захода солнца носит эпитет небесный
адаптированной из китайской живописи — цветы и птицы Также она содержит в себе мифологические символы бессмертия: солнце горы, облака, сосны, журавли, черепахи
Летящая птица зуёк указывает на название района — Зуевский, которое образовано от административного центра района — город Зуевка. Присутствие птицы зуёк
образом жар — птицы связано представление в народе таких понятий как счастье вечное блаженство благополучие Золотые райские птицы также символически

Источник

Птицы Золотого Солнца

Птицы Золотого Солнца — золотой диск диаметром 12.5 см из археологических раскопок культуры Цзиньша, выставленный в музее Цзиньша в Чэнду. Находка была обнаружена в 2001 году.
Диск представляет собой кольцеобразный кусок фольги из практически чистого золота. По периметру кольца против часовой стрелки летят четыре птицы. В центре диска — солнце с 12 лучами. Диаметр кольца — 12.5 см снаружи и 5.29 см внутри. Толщина кольца — 0.2 мм, вес кольца — 20 грамм.
Диск датируют периодом поздней династии Шан.

домашнего скота овец, лошадей, коров, домашней птицы зачатия и основания городов. Новую популярность Город Солнца обрёл с середины XIX века в контексте
приказу фараона птица возвращает времена Древнего Египта. Мифологическая энциклопедия: Феникс — Бен Бен. Пролёт огненной птицы Огненные птицы — Михаил Попов
богатая дичью: оленями, кроликами, фазановыми, горлинками и прочими птицами Храм солнца был построен из искусно обработанных камней, и некоторые из этих
Солнце — Хмари Официальный саундтрек картины — песня Мы как трепетные птицы в исполнении группы Пикник Крыша, где разгуливают главные герои, является
яблонями окружила и к Ивану Царевичу подбиралась. Тогда поднял он перо Жар — птицы над головой и поскакал на Сером Волке прямо на силу тёмную. И расступилась
и Ямини. От Патанги произошли птицы от Ямини — саранча, от Винаты — царь — птица Гаруда и Анура, колесничий бога — Солнца От Кадру произошли разнообразные
китайской традиции петух с золотыми перьями, который поет трижды в день на восходе солнца пополудни и во время захода солнца носит эпитет небесный
адаптированной из китайской живописи — цветы и птицы Также она содержит в себе мифологические символы бессмертия: солнце горы, облака, сосны, журавли, черепахи
Летящая птица зуёк указывает на название района — Зуевский, которое образовано от административного центра района — город Зуевка. Присутствие птицы зуёк
образом жар — птицы связано представление в народе таких понятий как счастье вечное блаженство благополучие Золотые райские птицы также символически

Читайте также:  Просто у меня появилось новое солнце

Источник

Глава IV. Солнечный минерал-металл (Золото)

Тит Лукреций Кар. «О природе вещей»

«Золото ослепительно блестело, скульптура выглядела так, как будто ее только что принесли из мастерской. Лицо ее было сделано из чистого золота, глаза — из арагонита и обсидиана, брови и веки — из стекла цвета лазурита. Это лицо напоминало своей неподвижностью маску, и в то же время оно было словно живое». Это описание золотой маски, покрывавшей мумию фараона Тутанхамона, принадлежит перу К. Керама, автору «романа археологии», интереснейшей книги «Боги, гробницы, ученые», повествующей о великих открытиях археологов. Но вчитаемся еще в строки профессора Дерри, исследователя самой мумии. «Золотая маска изображает Тутанхамона милым и благородным юношей. Тот, кому выпало счастье увидеть лицо мумии, может подтвердить, насколько точно и верно передал искусный художник времен XVIII династии черты усопшего фараона, оставив нам навечно в нетленном металле великолепный портрет юного правителя».

Вот эти-то свойства самородного золота, минерала и металла,- никогда не терять своего солнечного цвета и яркого блеска и пластично передавать и хранить сообщенную ему форму — испокон веков поражали воображение людей. В древности многим народам они казались сверхъестественными, волшебными. «Золотая маска навеки сохранит неизменным облик фараона,- считали египтяне,- и его душа всегда сможет вернуться в свой золоченый футляр».

Обычай ограждать лицо умершего маской из тонкого листового золота существовал и в совсем иные времена, на другом континенте — в Центральной Америке, в Перу, в IX-XII вв. н. э.

А вот жители степей скифы находили сплошную маску необязательной; самое главное — закрыть от злых духов золотыми пластинками-дверцами наиболее «опасные ворота» — глаза и рот покойного. И своему грозному идолу — боевому мечу (таков был символ бога войны у вольнолюбивых скифов!) — они чеканили «охранительные» золотые ножны.

Во всех странах мира народы-солнцепоклонники верили, что золото — сродни солнцу. В Египте во времена фараона-бунтаря Эхнатона культ золота — Солнца становится самым наглядным. Этот молодой фараон, чтобы разом покончить с целой армией жрецов, во все века воевавших с фараонами за главенство в стране, отверг многочисленный пантеон старых богов, покинул древнюю столицу предков — Фивы — и на пустом месте воздвиг новый город в честь единственного достойного бога Атона-Солнца, дающего жизнь и свет. Новую столицу назвали «небосклон солнца»- Ахет-Атон. В ее храмах крышей служил лазурный небесный свод, и яркое африканское солнце дробилось в полированных золотых дисках, горящих словно сотни маленьких солнц! Само же солнце египтяне называли «большой диск яркого золота». Золотой диск — символ солнца — пережил тысячелетнюю славу Египта.

А когда могущество страны фараонов ушло, как уходит вода в песок пустыни, золотой диск словно перекатился вслед за солнцем через океан и запылал в ступенчатых храмах еще не открытого Колумбом Нового Света. На территории Перу сохранились руины священного города Куско. Куско был столицей солнце-поклонников- инков. И здесь люди считали золото священным воплощением солнца на Земле. Только имя бога Солнца было не Атон, а Инти. Огромный золотой диск с глазами-самоцветами олицетворял божество в храме Солнца в Куско. Примыкающий к храму Золотой сад, наполненный кустарниками, деревьями, цветами и птицами, отчеканенными из чистого золота, символизировал животворную мощь золота-Солнца. Вспомните, что в обширном пантеоне греческих богов золотом также ведал бог Солнца — Гелиос, управлявший квадригой солнечных коней и ежедневно провозивший светило по небосклону.

Весьма убедительно и торжественно выглядели в золотом обличий и другие божества древности — от золотого тельца скотоводов-израильтян до колоссальных (высотой с десятиэтажный дом) позолоченных статуй бога-принца Будды, высящихся в горах Афганистана. И земные владыки испокон веков «солнечным» сиянием золота облачений и регалий наглядно убеждали в «божественности» и «нетленности» своей власти.

Извечное стремление утвердить сиянием золотого покрова угодную богам власть «избранников неба» поэтичнее и нагляднее всего выразилось в древнем обычае индейцев племени муисков в Южной Америке, живших на территории современной Колумбии. Издавна здесь почиталось как святыня «горное зеркало»- озеро Гуатовита. Считалось, что с незапамятных времен на дне озера поселилась богиня Фуратена, всесильная женщина-змея. Ни война, ни мир, ни сев, ни жатва не проходили без ее согласия. Но самым важным в жизни племени было избрание владыки. Существовал освященный веками обычай, позволявший узнать истинную волю Фуратены.

В назначенный день юношу-избранника, покрытого белым покрывалом, в роскошных золотых носилках приносили к берегам священного озера Гуатовита. Здесь уже ждали воины в пестрых уборах из перьев, жрецы в золотых коронах и замысловатых ритуальных украшениях, женщины в ярких домотканых плащах. А на воде качался священный тростниковый плот с четырьмя жаровнями по углам. Как только вспыхивали благовонные растения в жаровнях, на берегу в ответ загорались факелы. И наступал час священного таинства. Седовласые жрецы натирали тело юноши душистыми смолами и потом, дуя через тростниковые трубочки, овевали его струйками тонкорастертого золотого порошка. Плечи, торс и руки юноши покрывались тонкой золотой пленкой. Солнечный металл — золото — угоден богине Фуратене. Затем четыре вождя переносили живое «золотое изваяние» на плот. У ног юноши складывали золотые изображения животных, рыб, птиц, золотые браслеты и подвески, кристаллы изумрудов, и плот под звуки флейт и барабанов торжественно и медленно отплывал на середину озера. И тут во внезапной тишине будущий вождь произносил древнюю молитву: «О ты, сердце озера! Ты, трижды почтенная мать лагуны! Великая, могущественная женщина в змеиной плоти! Источник изобилия, благодетельница наших сынов и дочерей! Дай жизнь и радость твоим детям, взывающим к тебе с порога твоей обители. Пусть плодятся и множатся чада твои, пусть недуги и злосчастья минуют их, пусть солнце и луна озаряют их живительным светом. Яви любовь, о великая, и прими в свое лоно святые жертвы и главный дар — сияющего солнцем по-сланца твоего народа. Да будет благостен этот союз!» После этих слов юноша бросался в озеро. Вслед с тростникового плота и с берегов Гуатовиты низвергался дождь мелких золотых амулетов. И тут должна была дать ответ сама богиня Фуратена: если жертвы угодны ей, если угоден ей и претендент на царство, ни одной золотой крупиночки не оставалось на теле юноши, пока он в сопровождении четырех старых вождей доплывал до берега.

Читайте также:  Как можно разрушить солнце

Этот обычай породил множество легенд о стране Эльдорадо. Тысячи людей отправлялись на поиски этой благословенной страны. Время изменило значение предметов, и для белых пришельцев золото превратилось в символ богатства и смысл жизни. Современные исследователи посчитали, что только у ацтеков за годы завоевания испанцы отняли более 3,5 т золота и примерно столько же серебра! И самое трагичное, что почти ничего из похищенных вещей не сохранилось: они были переплавлены в безликие слитки или потонули в морских пучинах на пути в Европу.

Сегодня нам приходится довольствоваться лишь восхищенными отзывами современников завоевания Нового Света — знаменитого итальянского скульптора и чеканщика эпохи Возрождения Бенвенутто Челлини и сына златокузнеца, великого немецкого художника XVI в. Альбрехта Дюрера, видевших мексиканские драгоценности. Дюрер записал в своем дневнике, что за всю жизнь ни одно произведение искусства не радовало его так, как эти вещи.

Только спустя века при новых раскопках были найдены золотые предметы, свидетельствующие о самобытной культуре многочисленных племен, населявших Южную и Центральную Америку: Эквадор, Перу, Колумбию, Панаму, Коста-Рику, Мексику. Эти многочисленные изделия, массивные или ажурные, украшенные геометрическим орнаментом или изображениями животных — ягуара, крокодила, летучих мышей, змей, лягушек, диковинных птиц и насекомых, либо изображающие воинов и жрецов, убеждают нас в том, что для народов доколумбовой Америки золото было прежде всего священным, ритуальным металлом, олицетворяющим Солнце, дающее свет и тепло.

Геохимия объясняет чудесную неизменность и вечность золота его химической инертностью. Более 99% золота, имеющегося в земной коре, присутствует в самородном виде. Этот единственный остающийся процент складывается из очень редких в природе соединений золота с другими, близкими ему металлами, тоже склонными к образованию самородков. Примесь 10-12% металлов группы платины (платина, палладий, родий, рутений, иридий) меняет свойства золота и позволяет минералогам выделять минералы родит, ираурит, порпецит (последний, помимо палладия, может содержать значительную примесь серебра). Существуют и природные соединения золота и меди (купроаурид, аурикуприд), золота и серебра (электрум и кюстелит), золота и сурьмы (ауро-стибит). Несколько шире распространены в природе теллуристые соединения золота (калаверит, сильванит, петцит и др.)» но все они «не делают погоды», хотя теллуриды золота могут в редких случаях использоваться как руда. Однако с каменного века и по сей день люди охотились за самородным золотом.


Самородное золото в кварце

М. В. Ломоносов писал о нем: «Золото через свой изрядно желтый цвет и блещущую светлость от прочих металлов отлично». Старатели выражают ту же мысль проще: если ты хоть немного сомневаешься в находке — золото ты нашел или не золото, то это уж точно не золото! И на самом деле, кроме случаев, когда золото одето «рубашкой», т. е. скрывается под рыжей пленочкой лимонита, спутать самородное золото с другим минералом трудно. Его отличают яркий, ясный металлический блеск, необычайная мягкость (твердость по Моосу — 2,5-3), красивый, единственно ему присущий солнечный, «золотой» цвет, необычно высокая плотность (15,6-19,3 — тяжелее золота только платина!), ковкость (его можно расплющить в прозрачный зеленовато-желтый листочек толщиной 0,00014 мм, а можно вытянуть в тончайшую проволочку). Потому оно отличается сверхъестественной делимостью: способностью существовать и в виде самородков, и в виде мельчайших, не видимых простым глазом частичек.

Один из парадоксов, которые преподносит нам золото, заключается в том, что именно в месторождениях с тонковкрапленным, «невидимым» золотом содержатся его самые большие промышленно важные скопления. Там же, где золото хорошо видно, крупных запасов, как правило, нет. А выглядит рудное золото очень эффектно и разнообразно. И не только из-за цвета и блеска. Красивы и формы его выделений. Встречаются прекрасно образованные кристаллы: октаэдры, ромбододекаэдры, многогранники, сочетающие грани октаэдра, куба и додекаэдра, сростки — двойники и маленькие друзы. Можно встретить и не цельные кристаллики, а лишь их пористые, как губка, скелетики, каркасы.

Но особенно часто гибкое, пластичное золото, ограниченное в своем росте плоскостью трещинки в рудной жиле, образует чешуйки, маленькие листочки, изогнутые пластиночки или вытянутые «ниточки» с узелками и ответвлениями.

Однако эффективнее всего выглядят, конечно, дендриты золота. Месторождения в Закавказье, на Урале, Алтае представляют свои изысканные произведения в витринах лучших музеев мира. Среди самородков музея Горного института в Ленинграде можно с изумлением увидеть и тонкие веточки с листьями, и хвостатую ящерицу, изогнувшую спинку и лихо закрутившую хвостик, и змейку. Эта змейка длиной больше 10 см встретилась горнякам на Урале, на Березовском месторождении. А на Алтае золотоискатели «поймали» небольшого (меньше 9 см) золотого дракона. Дракон распростер в полете перепончатые крылья и вытянул шею с маленькой остроносой головкой.

Эти самородки — веточки, «ящерка» и «дракон» — дендритные образования золота, выросшие в условиях стесненного роста.

Есть и еще один своеобразный механизм образования самородков. Он сродни механизму получения металлических отливок: форма изделия словно объемный «негатив», передающий все впадины и выпуклости изложницы. Золото пластично, почти как воск, и в нетленном металле запечатлены тайны рудообразования: самородное золото такого типа — это слепки друзовой полости. Самый большой самородок, хранящийся в Алмазном фонде, так и назван «Большой треугольник». Его масса 31 кг, найден он в 1842 г. вблизи г. Миасса на Урале. Поверхность этого самородка покрыта отпечатками ромбоэдрических кристаллов карбоната, полость между которыми заполнил металл.

Всеобщей симпатией пользуется самородок «Заячьи уши». Масса этого чуда природы 3,345 кг. Он был найден на Ленинском прииске Южного Урала в 30-х годах, и на нем тоже отчетливо выделяются ромбоэдрические отпечатки кристаллов карбоната и угловатые обломки кварца.

А как узнать, что вы нашли самородок? Единого мнения тут пока нет ни у ученых, ни у старателей. Можно считать самородком золота и находку в 0,1 г. Но лучше найдите 1 г — это уж точно самородок! (Для сведения: золотой шарик радиусом 23 мм имеет массу почти килограмм!) Самородки массой около килограмма — это уже музейная редкость при любой форме, а больше 10 кг — уникумы.

Читайте также:  Для крутых всегда светит солнце

По подсчету минералога В. И. Соболевского, уникальных самородков за всю историю минералогии, во всяком случае за последние тысячелетия, было найдено не больше 10 тыс. В 70-х годах прошлого века читающая публика была потрясена сенсационными находками золотых самородков в Австралии:

«Когда весть о неожиданной находке разнеслась по прииску, он мгновенно превратился в гудящий улей. Люди бросали золотоносные пласты, все оборудование, до этого мгновения тщательно оберегаемое от покушения соседей, и все мчались к той выработке, на дне которой лежал этот «желанный незнакомец». Так, не сговариваясь, его назвали десятки людей. А он, слабо поблескивая, еще почти неочищенный от материнской породы, как магнит, неудержимо притягивал взоры и сердца сотен толпившихся людей, пробуждая в них восторг и неутомимую жажду подобной же находки»,- писала 5 февраля 1869 г. сиднейская газета «Утренний вестник».

Золотая лихорадка в Австралии продолжалась. Не прошло и трех лет, как на руднике Хил-Энд был встречен еще один уникальный самородок: золотая плита длиной 144 см, шириной 66 см и толщиной 10 см. Его окрестили «Плита Холтермана» (рудник принадлежал Байерсу и Холтерману). Масса всей плиты была 285 кг, чистого золота получили «всего» 93 кг. Однако обо всех гигантских самородках Австралии мы знаем лишь по описаниям — они тут же были переплавлены на металл.

В России еще в 1825 г. был издан указ, по которому все самородки массой больше 400 г, найденные на территории страны, должны были поступать в музей Петербургского Горного института как предметы особо редкие.

Сегодня наиболее красивые и ценные самородки золота и платины можно видеть на выставке Алмазного фонда СССР. Помимо «Большого треугольника» и популярных «Заячьих ушей», там имеется золотой бюст духа зла Мефистофеля: запавшие глазницы, острый крючковатый нос, острый массивный подбородок. Природа изваяла из золота облик законченного злодея, символический образ «погубителя душ за злато». Зато как симпатичен золотой одногорбый «Верблюд», словно прилегший отдохнуть на бархате витрины. Сглаженная форма этого самородка позволяет предположить, что он был найден в россыпи.

Россыпные месторождения — наиболее древние и богатые из освоенных человечеством. Испокон веков они соперничали с коренным рудным золотом. Химическая инертность золота и его тяжесть способствовали образованию золотоносных россыпей. Именно россыпным золотом была богата древняя Нубия — страна, подвластная Египту.

Интересна история освоения золотых месторождений нашей страны. Золото в России долго не могли найти, хотя искали очень энергично. И, вопреки привычному порядку, сначала было открыто уральское коренное золото, а не россыпное. Его открыл в 1745 г. крестьянин Ерофей Марков. Ему обязан Урал крупнейшим Березовским месторождением. И лишь в 1814 г. талантливому уральскому похштейгеру Л. И. Брусницыну (чин, приблизительно значивший «горный инженер»), упорно верившему в существование в России золотых россыпей, удалось найти на Урале россыпное золото. Вскоре последовало открытие богатейших россыпных месторождений Сибири и Дальнего Востока. (Истории освоения русского золота посвящена специальная интереснейшая книга А. А. Локермана «Загадка русского золота». М., Наука, 1978.)

А как возникают россыпи? Воды великих и малых рек разрушают коренные руды золота, перемалывая миллионы кубометров горных пород, вмещающих золотоносные жилы. Дробятся и уносятся водой целые горы кварца, полевого шпата, слюды, а маленькие тяжелые крупинки золота оседают на дно.

Вода не уносит их, время бессильно изменить их состав (ведь они не вступают ни в какие химические реакции), и постепенно в определенных местах накапливаются золотоносные россыпи.

Тщательно изучив следы древних рудников, подсчитав извлеченный металл по сохранившимся отвалам пород и определив массу всех сохранившихся изделий, изучив сведения из египетских папирусов и древних рукописей, ученые попытались установить размеры добычи золота по векам и странам. Некоторые из записей в старинных документах просто ошеломляют. Например, известно, что в Египте в середине II в. до н. э. в год добывали 50 т золота (а в средние века во всем мире менее !). Сохранились и такие сведения: правитель Судана Канку Муса, совершая паломничество в Мекку, привез в дар караван из 100 верблюдов, каждый из которых нес 300 фунтов золота, следом шли 500 невольников, неся по 6 фунтов каждый.

Немецкий исследователь Г. Квиринг, изучавший историю освоения золота, приводит такую таблицу о его добыче по странам и континентам (в т):

Начиная с XVI в. добыча золота в Старом Свете падает, зато драгоценный металл начинают энергично добывать во вновь открытой Америке:

В XIX в. запас золота возрос на 12 300 т. Из них в Европе было добыто 2200 т, в Азии — 660, в Африке — 860, а в Америке — 5100. Появился и еще один новый поставщик металла — Австралия, где было добыто 3460 т.

Всего за всю свою историю человечество добыло, как считают ученые, около 90 тыс. т золота.

Может быть, это и не так уж много, если учесть, что в земной коре его содержится не меньше 100 млрд. т, правда на 9 /10 в рассеянном виде. Итак, золото — нетленный минерал-металл. Фетиш, во имя которого велись войны, поднимались паруса флотилий и вслед за открывателями новых земель шли полчища конкистадоров.

Более 500 лет золото было тайной пружиной, будоражившей умы и души алхимиков.

Хотя «философский камень», превращающий все металлы в золото, найти так и не удалось, но масса попутных открытий легла в основу современной химии. Но вот парадокс! Наука XX в., ставя перед собой более грандиозные задачи ядерной физики, попутно осуществила извечную мечту алхимиков. Правда, оказалось, что нужен для подобных превращений одних атомов в другие не столько «философский камень», сколько. атомный реактор. В реакторе атомы платины, иридия, ртути, таллия в результате бомбардировки нейтронами превращаются в радиоактивный изотоп золота. Впрочем, для промышленного получения золота этот метод пока не подходит.

Наш век внес в судьбу желтого металла и другое разительное превращение. Впервые в истории ученые подошли к этому древнему металлу с технической меркой, и тогда инертность золота к агрессивным средам, высокая электропроводность, неокисляемость сделали его непревзойденным металлом в тонком химическом машиностроении и электронике. Современные ЭВМ состоят из отдельных блоков, ячеек, контакты между ними осуществляются соединителями (разъемами), которых в ЭВМ десятки и сотни тысяч. Понятно, как важна надежность работы всех до единого. Самый надежный контакт позолоченный. Поэтому все чаще предпочитают применять в соединителях ЭВМ позолоченные контакты, отказываясь от других более дешевых, но менее надежных покрытий. В 1978 г. из 1752 т золота, поступивших на западный рынок, радиоэлектронной промышленностью было использовано 86 т, 89 было использовано зубными врачами, а на пополнение золото-го валютного фонда пошло около 500 т золота. Так что и по сей день основная роль золота валютная: обеспечивать стабильность государственной валюты.

Источник

Adblock
detector