Меню

Золотой дождь диктант все лето листья подставляли солнцу свои ладошки

Диктанты с грамматическими заданиями.
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Диктанты на темы: «Синтаксис и пунктуация»; «Словообразование»; «Имя существительное»; «Имя прилагательное»; «Глагол».

Скачать:

Вложение Размер
diktanty_s_grammaticheskim_zadaniem.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диктанты с грамматическим заданием

Диктант 1 (проводится после изучения темы «Синтаксис и пунктуация»)

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки и животики. И так пропитались солнцем, что сами стали багряными и золотыми.
Лес стал очень красив, когда все листья раскрасились в яркие цвета. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист, а за ним и другой летит (I вариант). Спешит, торопится осень. Смывает холодный дождь золотой убор листьев (II вариант). Закружится пестрый смерч из листьев, когда вдруг налетит сильный ветер. Они шуршат, скребутся, летят, качаются, бегут. Шумит золотой дождь. «Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?» – грустно шепчутся в лесу листочки.

1. Выполните синтаксический разбор выделенного курсивом предложения.

2. Выпишите из текста по 2 словосочетания.

3. Укажите в тексте сложные предложения (I вариант) и предложения с однородными членами (II вариант).

4. Составьте предложение по схеме:.

Диктант 2 (после изучения темы «Словообразование»)

Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию.
Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков. К шести часам утра начинают тянуть к ранним солнечным лучам желтые головки одуванчики, а за ними широко открывает лепестки гвоздика. Солнце уже заливает ослепительным светом лес, поле и речку. Тогда раскрывает белоснежный венчик лилия, которая растет на воде. Дневные цветы обычно первыми и засыпают.
Кончается летний день, солнце опускается все ниже. И тут начинают оживать ночные цветы.

(По В.Ветлиной)
(89 слов)

1. Разберите по составу слова:
рассвет, широкие (I вариант);
звездочки, расправляет (II вариант).

2. Запишите однокоренные слова и формы одного и того же слова:
цветы (I вариант);
вода (II вариант).

3. Запишите по 5 слов с чередующимися гласными в корне слова. Обозначьте орфограмму.

Диктант 3 (тема «Имя существительное»)

Существует много легенд о замечательной сообразительности дельфинов, об их общительности и дружелюбии.
Вы знаете чудесную историю о дружбе дельфина с греческим мальчиком. Вы слышали много рассказов об интересе и о любви этих животных к людям.
Наблюдения ученых показали, что дельфины легко поддаются приручению и дрессировке. Они быстро обучаются различным цирковым трюкам, с увлечением играют в мяч, гоняют его по поверхности бассейна, прыгают через обруч.
С трогательной заботливостью относятся они друг к другу. Дельфины не думают об опасности и мчатся по первому зову на помощь товарищу, когда с ним случается беда.
Фильм «Флиппер» рассказывает об одном из них.

1. Выпишите из текста 3 существительных в д.п. (I вариант);

3 существительных в в.п. (II вариант).

2. Просклоняйте слова:
увлечение (I вариант);
история (II вариант).

3. Приведите примеры существительных, на конце которых после шипящих пишется ь (I вариант) и не пишется ь (II вариант).
Обозначьте орфограмму.

4. Выполните морфологический разбор существительного товарищу (I вариант); о дружбе (II вариант).

Диктант 4 (тема «Имя прилагательное»)

Маленькая беспомощная белочка лежала на мокрой тропинке и дрожала всем тельцем. Я положил ее на ладонь. Белочка почувствовала тепло, уткнулась носиком в теплую ладонь.
Это сильный порыв ветра сбросил несчастную белочку с дерева. Левая передняя лапка у нее была сломана.
Пришлось взять белочку домой. Папа отдал ей для домика свою меховую рукавицу. Мы лечили белочку и поили ее теплым молоком.
Постепенно она стала поправляться. У нее зажили носик и лапка, а хвостик стал пушистым, красивым. Белочка любила теперь бегать и резвиться. За ее веселый характер мы назвали ее Шустриком.

1. Определите падеж прилагательных

1-й, 2-й абзацы (I вариант);
3-й, 4-й абзацы (II вариант).

2. Образуйте однокоренные прилагательные от следующих существительных:

дом (I вариант);
ветер (II вариант).

3. Выполните морфологический разбор прилагательного:

теплым (молоком) (I вариант);
на мокрой (тропинке) (II вариант).

4. Образуйте краткую форму прилагательного в м.р.:

свежий, хороший, могучий (I вариант);
певучий, горячий, блестящий (II вариант).

Диктант 5 (тема «Глагол»)

Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья и там сидят в ожидании спада воды. Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода. Здесь зайцам чаще всего удается переждать половодье.
Для спасения зверей снаряжается экспедиция. Кругом расстилается вода. Вот видишь, как на островке зайцы становятся столбиком, замирают. Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. Беда всех примирила.
Появление лодки встречается со страхом. Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться. Плавают они плохо. Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи.

(По В.Пескову)
(101 слово)

1. Составьте предложения с глаголами:

гордиться, гордится (I вариант);
приготовится, приготовиться (II вариант).

2. Запишите глаголы в следующих формах:

гнать (3-е л. мн. ч.), стелить (2-е л. ед. ч.), хлопотать (1-е л. мн. ч.) (I вариант);
смотреть (1-е л. мн. ч.), построить (3-е л. ед. ч.), щебетать (2-е л. ед. ч.) (II вариант).

3. Выпишите из текста 2 глагола совершенного вида (I вариант) и 2 глагола несовершенного вида (II вариант).

4. Образуйте возможные временные формы глагола:

читать (I вариант);
изучить (II вариант).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктанты с грамматическим заданием по темам, изучаемым в 7 классе по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.

Диктанты с грамматическим заданием для 6 класса.

Дидактичекий материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа для 6 класса(диктант с грамматическим заданием).

Итоговая контрольная работа по русскому языку (контрольный диктант с грамматическим заданием) 7 класс по программе Т. А .Ладыженской.

Итоговая контрольная работа по русскому языку( диктант с грамматическим заданием) 8 класс по программе Т.А.Ладыженской.

Создание комфортного психологического климата во время урока — залог успеха.

Контрольные диктанты с грамматическим заданием для 5 класса.

Источник

Диктант 8. Тема «Контрольный словарный диктант»

Стремиться к достижению цели, отдать рапорт, идти по аллее, портреты героев России, посетить хоккейный матч, изредка выглядывает солнце, устная речь, вести диалог, исчезнуть вдали, раскрытый парашют, тренировать память, низкий барьер, посвятить стихотворение, смотреть вверх, футбольный мяч, варенье из крыжовника, богатое воображение, устный рассказ, повернуть налево, объезжать окрестности, искусство балета, разъярённый зверь, вскоре почувствовать, идти вдвоём, отражаться в озере, впечатление от фильма, играем в баскетбол, синтаксическая ошибка, серьёзное жюри, пейзажная зарисовка, беспримесное вещество, шёлковая шёрстка, обратиться с просьбой, измеряем объем, тяжёлый рюкзак, прекрасный помощник, значительное расстояние, восклицательная интонация, внимательно работаешь, душистая травка, чудесный аромат, лиловые гроздья сирени, праздничный салют, доноситься отовсюду, багряные листья, арабские цифры, отвезти на машине, прелестный образ, речной трамвайчик, никогда не унывает, безвкусная пища, иллюстрации к рассказу, территория зоопарка, тренер известного спортсмена, объявление на вокзале, выразительное лицо, беседовать вдвоём, заботливо держит, компьютерная мышь.

Контрольные диктанты (связные тексты)

Диктант 1. Охота на кабана

Один раз на Кавказе мы пошли на охоту за кабанами, и Булька побежал за мной.

В лесах, где живут кабаны, бывает много вкусных плодов: дикого винограда, шишек, яблок, груш, ежевики, желудей. И когда все эти плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются и жиреют.

Я услыхал протяжный лай гончих собак и побежал к тому месту. Мне уже слышен был треск по чаще. Это ворочался кабан с собаками. Вдруг я услыхал, как зашуршало что-то сзади, и увидал Бульку. Я побежал за ним, но чем дальше я шёл, тем лес становился чаще и чаше. Сучки сбивали с меня шапку, били по лицу.

Собаки залаяли громче, что-то сильно затрещало. Я из последних сил побежал через чащу к тому месту.

1. Сделать фонетический разбор слова «поспеют» (2-й абзац).

2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) первого предложения текста: «Один раз мы пошли на охоту за кабанами, и Булька побежал за мной».

1. Сделать фонетический разбор слова «залаяли» (4-й абзац).

2. Подчеркнуть грамматическую основу (грамматические основы) третьего предложения текста: «И когда все эти плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются и жиреют».

Диктант 2. Золотой дождь

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки — багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щёлкнет — сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся — брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит — закружится пёстрый смерч. А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.

1. Сделать морфемный разбор слова «потекли» (1-й абзац).

2. Сделать синтаксический разбор первого предложения текста: «Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики».

1. Сделать морфемный разбор слова «запрыгали» (1-й абзац).

2. Сделать синтаксический разбор одиннадцатого предложения текста: «А если неуклюжий косач с лёту вломится, хлынет сверкающий водопад».

Диктант 3. Лес

Как хорош лес на заре ранней осенью! Ещё тепло, но уже вьётся в воздухе тонкая паутина. Всюду ещё звучат птичьи голоса. Весь лес объят какой-то задумчивостью, как человек перед отъездом в дальний путь. Земля ещё пьёт росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. Листья съёжатся, опадут. Заблестит серебро инея на сучьях, узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр, вьюги будут их заметать.

Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идёт тепло. Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега, пробьются первые подснежники, зажурчат ручьи. Снова придёт весна.

1. Сделать морфологический разбор слова «задумчивостью» (4-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор первого предложения текста: «Как хорош лес на заре ранней осенью!»

1. Сделать морфологический разбор слова «тепло» (5-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор третьего предложения текста: «Всюду ещё звучат птичьи голоса».

Диктант 4. Лисенята

Маленькая лисичка родилась в глубокой тесной норе. У лисички было четверо братцев и сестер. Все они были такие же жалкие, неуклюжие и слепые, как и она. Мать-лиса кормила их своим молоком и согревала своим телом: на ней была пушистая, мягкая шёрстка. Мать-лиса редко уходила из норы. Побежит поесть и опять придёт к детям. Тепло и хорошо было лисенятам в норе возле матери.

Через две недели у лисенят открылись глаза и начали прорезываться зубки.

Однажды мать взяла одну из лисичек за спинку зубами, вынесла из норы и осторожно положила на мягкую травку. Сначала свет солнца ослепил лисичку, но потом она посмотрела вокруг. Как хорошо! Травка мягкая, пушистая, цветочки жёлтенькие! Солнце согревало лисичку, ей было тепло и весело.

1. Сделать морфологический разбор слова «кормила» (4-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор первого предложения третьего абзаца: «Однажды мать взяла одну из лисичек за спинку зубами, вынесла из норы и осторожно положила на мягкую травку».

1. Сделать морфологический разбор слова «побежит» (6-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор четвертого предложения третьего абзаца: «Травка мягкая, пушистая, цветочки жёлтенькие!».

Диктант 5. Роза

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен. Сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые давно уже никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игр в солдаты деревенские мальчики. Крапива занимала целый угол цветника; она служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.

Она распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро.

1. Сделать фонетический разбор слова «дорожкам» (3-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор четвёртого предложения текста: «Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игр в солдаты деревенские мальчики».

1. Сделать фонетический разбор слова «решётка» (4-е предложение 1-го абзаца).

2. Сделать синтаксический разбор второго предложения второго абзаца: «Когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок».

Ключи к тестам


Оглавление

· Тест 1. Повторение изученного в начальной школе: части слова; орфограммы Вариант 1

· Тест 1. Повторение изученного в начальной школе: части слова; орфограммы Вариант 2

· Тест 2. Повторение изученного в начальной школе: глагол Вариант 1

· Тест 2. Повторение изученного в начальной школе: глагол Вариант 2

· Тест 3. Повторение изученного в начальной школе: имя существительное Вариант 1

· Тест 3. Повторение изученного в начальной школе: имя существительное Вариант 2

· Тест 4. Повторение изученного в начальной школе: имя прилагательное Вариант 1

· Тест 4. Повторение изученного в начальной школе: имя прилагательное Вариант 2

· Тест 5. Повторение изученного в начальной школе: местоимения, служебные части речи Вариант 1

· Тест 5. Повторение изученного в начальной школе: местоимения, служебные части речи Вариант 2

· Тест 6. Обобщение повторения Вариант 1

· Тест 6. Обобщение повторения Вариант 2

· Тест 7. Словосочетание и предложение Вариант 1

· Тест 7. Словосочетание и предложение Вариант 2

· Тест 8. Словосочетание и предложение Вариант 1

· Тест 8. Словосочетание и предложение Вариант 2

· Тест 9. Второстепенные члены предложения Вариант 1

· Тест 9. Второстепенные члены предложения Вариант 2

· Тест 10. Однородные члены предложения Вариант 1

· Тест 10. Однородные члены предложения Вариант 2

· Тест 11. Обращения, вводные слова Вариант 1

· Тест 11. Обращения, вводные слова Вариант 2

· Тест 12. Простые и сложные предложения. Прямая речь Вариант 1

· Тест 12. Простые и сложные предложения. Прямая речь Вариант 2

· Тест 13. Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи» Вариант 1

· Тест 13. Итоговый тест по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи» Вариант 2

· Тест 14. Фонетика, орфоэпия, культура речи Вариант 1

· Тест 14. Фонетика, орфоэпия, культура речи Вариант 2

· Тест 15. Фонетика, орфоэпия, культура речи, текст Вариант 1

· Тест 15. Фонетика, орфоэпия, культура речи, текст Вариант 2

· Тест 16. Лексика. Культура речи Вариант 1

· Тест 16. Лексика. Культура речи Вариант 2

· Тест 17. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 1

· Тест 17. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 2

· Тест 18. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 1

· Тест 18. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 2

· Тест 19. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 1

· Тест 19. Морфемика. Орфография. Культура речи Вариант 2

· Тест 20. Итоговый тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Вариант 1

· Тест 20. Итоговый тест по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Вариант 2

· Тест 21. Имя существительное Вариант 1

· Тест 21. Имя существительное Вариант 2

· Тест 22. Имя существительное Вариант 1

· Тест 22. Имя существительное Вариант 2

· Тест 23. Итоговый тест по теме «Имя существительное» Вариант 1

· Тест 23. Итоговый тест по теме «Имя существительное» Вариант 2

· Тест 24. Имя прилагательное Вариант 1

· Тест 24. Имя прилагательное Вариант 2

· Тест 25. Имя прилагательное Вариант 1

· Тест 25. Имя прилагательное Вариант 2

· Тест 26. Глагол Вариант 1

· Тест 26. Глагол Вариант 2

· Тест 27. Глагол Вариант 1

· Тест 27. Глагол Вариант 2

· Тест 28. Итоговый тест по теме «Глагол» Вариант 1

· Тест 28. Итоговый тест по теме «Глагол» Вариант 2

· Тест 29. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» Вариант 1

· Тест 29. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» Вариант 2

· Тест 30. Итоговый тест по программе 5 класса Вариант 1

· Тест 30. Итоговый тест по программе 5 класса Вариант 2

Источник

Читайте также:  Время одного обращения вокруг солнца меркурия
Adblock
detector