Меню

Золотой лягушкой луна распласталась над тихой водой выразительное средство

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина

Стихотворение Сергея Есенина “Я покинул родимый дом” было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной. Краткий анализ “Я покинул родимый дом” по плану будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я покинул родимый дом.

История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.

Тема – стихотворение отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.

Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережёт голубую Русь”, так любимую Есениным.

Жанр – произведение относится к жанру лирического стихотворения.

Стихотворный размер – произведение состоит из четырёх строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.

Метафоры“березняк над прудом теплит… “кто листьев целует дождь”грусть”,м , “седина у отца пролилась в бороде”.

Олицетворения“долго петь и звенеть пурге”, “Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге”.

Эпитеты“голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.

Сравнение“Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”.

История создания

Стихотворение написано молодым поэтом в 1918 году, когда он уехал из родного села, оставив там всё, что ему дорого. Тоска по малой Родине вылилась в строки: “Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь” . Это произведение хорошо отражает общую картину всей дореволюционной лирики Есенина, который любит родную страну, переживает за её судьбу, скучает по родным местам. Стихотворение было опубликовано в разгар славы поэта, ведь ещё три-четыре года назад он был неизвестен широкой публике.

Тема стихотворения “Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает её: “В три звезды березняк над прудом” , “Золотою лягушкой луна” . Такое описание отчётливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с её удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся о сыне и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть” , “…седина у отца пролилась в бороде” .

Композиция

В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго ещё “петь и звенеть пурге” . Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клён головой на меня похож” . Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.
Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нём – клён), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрёстная, рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.

“Я оставил родимый дом” представляет собой лирическое стихотворение. В нём отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.

Средства выразительности

Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описанную поэтом.

Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть” , “седина у отца пролилась в бороде” . Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге” , “Стережет голубую Русь старый клён на одной ноге” , сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…” , “Словно яблонный цвет, седина” . Разнообразны эпитеты, применённые автором: “голубую Русь” , “старый клён” , “на тихой воде” .

Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клён головой на меня похож” . Такой приём не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним поэтом, молодым ещё человеком.

Источник

Золотой лягушкой луна распласталась над тихой водой выразительное средство

1.1.1. В чём проявляется близость приведённого фрагмента поэмы произведениям устного народного творчества?

Читайте также:  Какая планета напоминает поверхность луны

1.2.1. Как в стихотворении С. А. Есенина раскрывается понятие малой Родины?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоря.

реки мутно текут,

пыль поля прикрывает,

половцы идут от Дона

и со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.

Ярый тур Всеволод!

Бьёшься ты впереди,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда, тур, поскачешь,

своим золотым шлемом посвечивая, —

там лежат поганые головы половецкие.

Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,

ярый тур Всеволод!

«Слово о полку Игореве», пер. Д. С. Лихачёва

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клён

Головой на меня похож.

С. А. Есенин, 1918

1.1.2. Какую роль в описании битвы Игорева войска с половцами играет антитеза?

1.2.2. Какую роль в развитии главной темы стихотворения играет олицетворение?

1.1.2. Антитеза — это противопоставление, оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления. Прием антитезы используется при описании битвы. Так, враги предстают в описании «погаными», а среди них сияет «золотой шлем» Всеволода. Сражаясь, «дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлёными щитами». Таким образом, прибегая к противопоставлению, автором воспевается мужество русских воинов, которые без стона и крика идут в бой, в то время как криком врагов «перегорожены» поля.

1.2.2. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа. Олицетворение служит для создания неповторимого, яркого художественного образа. В стихотворении Есенина «старый клен на одной ноге», похожий «головой» на поэта, «стережёт голубую Русь». Клен предстает в образе живого, очеловеченного существа.

1.1.1. Уловить связь приведенного фрагмента «Слова…» с фольклором несложно. Основное их сходство — в языке. Он богат постоянными эпитетами: «мечи булатные», «головы поганые». О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие…» Манера повествования в «Слове…» тоже перекликается с народным творчеством. Автор часто прерывает рассказ обращением к князю Всеволоду. Когда древние певцы исполняли былины, они тоже отступали от повествования и взывали к своим слушателям. Не исключается, что и «Слово…» было написано для исполнения под музыку, как народные песни и былины.

1.2.1. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», — вспоминал поэт. Его стихотворение «Я покинул родимый дом»

похоже на плавные, спокойные народные песни. И старый клен, и луна, и яблоневый цвет — вся красота родного края воплотилась в стихотворении−воспоминании, полном любви к родной земле, родителям, своим корням. И хотя возвращение поэта на родину, возможно, будет нескоро, он верит: его связь с родной землей нерушима:

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

05.03.2020

Есенин С. «Я покинул родимый дом»

Главные герои стихотворения «Я покинул родимый дом» и их характеристика

  1. Поэт. Лирический герой. Нежный, верный сын.

План пересказа стихотворения «Я покинул родимый дом»

  1. Расставание с домом
  2. Березняк в три звезды
  3. Луна в воде
  4. Седина в бороде
  5. Клен
  6. Поцелуи
  7. Сходство с поэтом

Главная мысль стихотворения «Я покинул родимый дом»
Дома всегда остаются те, кто нас никогда не забудет и всегда будет любить, наши родители.

Чему учит стихотворение «Я покинул родимый дом»
Стихотворение учит любить родной дом, любить и чтить отца и мать. Учит помнить о своих близких и никогда их не забывать. Учит не покидать родной дом без особой нужды.

Отзыв на стихотворение «Я покинул родимый дом»
Это очень красивое и трогательное стихотворение о своей малой родине, о своих родителях. Поэт находит очень искренние и теплые слова, чтобы описать свои чувства, и выразить сожаление о том, что ему пришлось покинуть дом.

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом»
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1918 году.
По жанру это бытовая лирика.
Стихотворение пронизано грустью и ностальгией поэта о родном доме, о тех, кого он больше всего любит, и кто любит его — о родителях поэта. Поэт понимает, что не может вернуться домой еще очень долгое время, и часто вспоминает о своих отце и матери. Он представляет как поседела борода отца и как грустит мать, целуя старый клен только оттого, что его кудрявые листья напоминают ей сына.
Стихотворный размер анапест, рифмовка перекрестная.

Читайте также:  Луна это самосветящееся тело или нет

Средства художественной выразительности в стихотворении «Я покинул родимый дом»
Эпитеты: родимый дом, голубую Русь, матери старой, золотой лягушкой, тихой воде, яблонный цвет, старый клен,
Метафоры: в три звезды березняк, лягушкой Луна, распласталась на воде, седина пролилась, звенеть пурге, клен на одной ноге, листьев дождь
Сравнения: седина словно яблонный цвет
Олицетворения: березняк теплит грусть, петь пурге, стережет клен, головой на меня похож.

Пословицы к стихотворению «Я покинул родимый дом»
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Живы мать-отец, почитай их, умерли — вспоминай.
Кто родителей почитает, век счастливым живет.
Нет в мире краше Родины нашей.
В гостях хорошо, а дома лучше.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Я покинул родимый дом»
Поэт покинул родной дом и березняк над прудом теплит материнскую грусть.
Как лягушка луна распласталась в воде, а у отца поэта в бороде появилась седина.
Не скоро вернется поэт домой, а пока старый клен стережет его голубую Русь.
И родители целуют листья клена, радуясь, что он похож на кудрявую голову поэта.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Источник

Стихотворение и анализ «Я покинул родимый дом…»

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь.

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого что тот старый клен

Головой на меня похож.

Краткое содержание

В 1912 году Сергей Александрович Есенин простился с деревенской жизнью и переехал в Москву. Окунувшись в водоворот столичной суеты, и испытав первый успех на литературном поприще, молодой поэт не сразу осознал, что ему, возможно, никогда не выпадет случай посетить родные места. Постепенно чувство ностальгии усилилось настолько, что вылилось в целый ряд произведений, посвященных малой родине. Одним из них стало стихотворение «Я покинул родимый дом…», появившееся на свет в 1918 году.

В. Палачёв. Осень в деревне. 2010

Уже в первых строчках чувствуется глубокая печаль поэта от разлуки с дорогими местами и родными людьми. Образы матери и отца занимают центральное место двух первых четверостиший. Трогательное отношение к матери Есенин сохранил до конца своей жизни, она была для него не только хранительницей домашнего очага, но и ангелом-хранителем его души. Некоторое напряжение в отношениях с отцом также нивелировалось долгой разлукой. Теперь, вдали от дома, все разногласия и недомолвки представлялись поэту мелкими и несущественными.

Понимая, что еще не скоро предстоит долгожданная встреча, поэт лелеет надежду на то, что село сохранит свой первозданный облик, и его не затронут те изменения, которые происходили в это время в стране. Эту надежду он воплощает в образе старого клена, стерегущего «голубую Русь». Несмотря на изменение своего статуса, в душе поэт остается все тем же деревенским юношей, хранителем и приверженцем старых традиций и прежнего образа жизни. Сравнение себя с кленом напоминает, что, несмотря на произошедшие в его жизни перемены, его душа и сердце не затронуты ими и всегда будут принадлежать дорогим его памяти местам.

Анализ

История создания

После переезда в Москву Есенин очень быстро завоевывает авторитет в среде столичных литераторов, он с головой уходит в работу, и его популярность растет с выходом каждого нового произведения. Сочинительство, работа в газете, участие в литературных кружках, новые знакомства – все это не оставляет поэту ни минуты свободного времени. К тому же, свершившаяся октябрьская революция открывает для его творчества новые, безграничные перспективы.

Читайте также:  Определение фазы луны для часов

Круговорот столичной жизни лишил поэта возможности навещать пожилых родителей, оставшихся в деревне. Беспокойство о них и тоску по родному краю Есенину приходится выражать лишь в своих стихотворениях. Одно из них, «Я покинул родимый дом…» появилось в 1918 году.

Только через пять долгих лет поэту вновь удалось побывать на родине. Изменения, коснувшиеся деревни, глубоко поразили его. Послереволюционные преобразования наложили отпечаток не только на село, но и на людей. Есенин с горечью констатировал, что колесо революции безжалостно прокатилось по всему, что было ему дорого, на его глазах исчезал тот патриархальный уклад русской деревни, который всегда восхищал поэта. Этот визит произвел на него столь тягостное впечатление, что возвращаться сюда в очередной раз у него отпало всякое желание.

Персонажи и образы

Роль центральных персонажей в стихотворении отводится родителям поэта. Уже позднее, в начале двадцатых годов, Есенин сочинит много стихотворений, посвященных матери, здесь же, он упоминает о ней следующими словами: «в три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть». С мамой у поэта всегда были теплые, доверительные отношения, и он знал, как она тоскует и беспокоится о нем, пока он строит свою карьеру в далекой, большой Москве. Уважение к постаревшему отцу Есенин демонстрирует словами: «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде». Несмотря на некоторые разногласия, отец продолжает оставаться для поэта самым близким и родным человеком.

Во второй части стихотворения возникает образ старого клена, которого Есенин сравнивает с собой: «старый клен головой на меня похож». Этот образ символизирует надежду, что клену удастся сберечь «голубую Русь», поскольку сам поэт не может осуществить это ввиду своего отсутствия. Таким образом, клен выступает в роли наместника, которому доверено святое дело – защита родной земли.

Под голубой Русью скрывается множество других образов: это и бескрайние поля, и озера с реками, и пурга, и дождь, и образ луны, которую автор сравнивает с лягушкой, распластавшейся на воде. Все вместе они составляют единый образ русской природы, которую поэт наделяет человеческими качествами. Звуки пурги напоминают женское пение, а одноногий клен – стража, который представляется живым существом, нежели просто деревом.

Композиция

В стихотворении наблюдается последовательное изложение, поэтому композицию можно назвать линейной. Состоит оно из четырех строф, каждая из которых представляет собой четверостишие (катрен). В первой части Есенин отождествляет образы родителей с родиной. Вторая часть посвящена клену, которому доверено стеречь «голубую Русь». Проводя параллель между собой и старым деревом, автор надеется, что он не будет забыт на родине, и клен своей золотой кроной будет напоминать о нем людям.

Произведение представляет собой классический образец лирического стихотворения: автор в свойственной ему манере делится своими чувствами с читателем. Наличие оригинальных символов, ярких и экспрессивных определений и образов позволяет отнести его к литературному направлению имажинизм.

Размер и средства художественной выразительности

При построении текста использован анапест с трехсложной стопой, в которой ударение падает на последний слог. Автор использует перекрестную рифму (АВАВ).

Богатство средств художественной выразительности делают стихотворение необыкновенно ярким и запоминающимся. Показательны в этом смысле метафоры: «седина у отца пролилась в бороде», «березняк над прудом теплит…грусть», «золотою лягушкой луна распласталась».

Благодаря олицетворениям оживают образы есенинского стихотворения: «стережет голубую Русь старый клен на одной ноге», «долго петь и звенеть пурге». Эпитет «голубая Русь» становится символом, который подчеркивает чистоту голубого неба над родиной поэта. Образ стареющего отца четко передает сравнение «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде».

Проблематика и основная идея произведения

На первое место в стихотворении выступает тема Родины, которая оставалась близка поэту на протяжении всего его творчества. Отечество для него – это все, что его окружает в данный момент и то, что живет в его памяти. Прощание с домом вызывает у него ностальгию по той голубой Руси, которую он оставил в деревне.

Социальная тема отражает те преобразования, которые коснулись деревенского уклада с приходом революции. Произошедшие перемены отразились как на образе жизни сельчан, так и на самой голубой Руси, которую так боготворил Есенин. Он осознает, что прежней она уже никогда не станет, и ее образ останется лишь в его воспоминаниях.

Наконец, тема семьи, кровной близости, любви к родителям также проходит через стихотворение Есенина. Отец и мать для него – символы самой родины. Для поэта эти две святыни были неразделимы и оставались вдохновляющими источниками для создания новых произведений.

Источник

Adblock
detector