Меню

Золотою лягушкой луна художественное средство

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина

Стихотворение Сергея Есенина “Я покинул родимый дом” было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной. Краткий анализ “Я покинул родимый дом” по плану будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я покинул родимый дом.

История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.

Тема – стихотворение отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.

Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережёт голубую Русь”, так любимую Есениным.

Жанр – произведение относится к жанру лирического стихотворения.

Стихотворный размер – произведение состоит из четырёх строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.

Метафоры“березняк над прудом теплит… “кто листьев целует дождь”грусть”,м , “седина у отца пролилась в бороде”.

Олицетворения“долго петь и звенеть пурге”, “Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге”.

Эпитеты“голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.

Сравнение“Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”.

История создания

Стихотворение написано молодым поэтом в 1918 году, когда он уехал из родного села, оставив там всё, что ему дорого. Тоска по малой Родине вылилась в строки: “Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь” . Это произведение хорошо отражает общую картину всей дореволюционной лирики Есенина, который любит родную страну, переживает за её судьбу, скучает по родным местам. Стихотворение было опубликовано в разгар славы поэта, ведь ещё три-четыре года назад он был неизвестен широкой публике.

Тема стихотворения “Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает её: “В три звезды березняк над прудом” , “Золотою лягушкой луна” . Такое описание отчётливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с её удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся о сыне и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть” , “…седина у отца пролилась в бороде” .

Композиция

В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго ещё “петь и звенеть пурге” . Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клён головой на меня похож” . Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.
Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нём – клён), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрёстная, рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.

“Я оставил родимый дом” представляет собой лирическое стихотворение. В нём отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.

Средства выразительности

Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описанную поэтом.

Читайте также:  Свет проходит расстояние от земли до луны обратно

Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть” , “седина у отца пролилась в бороде” . Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге” , “Стережет голубую Русь старый клён на одной ноге” , сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…” , “Словно яблонный цвет, седина” . Разнообразны эпитеты, применённые автором: “голубую Русь” , “старый клён” , “на тихой воде” .

Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клён головой на меня похож” . Такой приём не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним поэтом, молодым ещё человеком.

Источник

Золотою лягушкой луна художественное средство

1.1.2. Какую роль в описании битвы Игорева войска с половцами играет антитеза?

1.2.2. Какую роль в развитии главной темы стихотворения играет олицетворение?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоря.

реки мутно текут,

пыль поля прикрывает,

половцы идут от Дона

и со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.

Ярый тур Всеволод!

Бьёшься ты впереди,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда, тур, поскачешь,

своим золотым шлемом посвечивая, —

там лежат поганые головы половецкие.

Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,

ярый тур Всеволод!

«Слово о полку Игореве», пер. Д. С. Лихачёва

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клён

Головой на меня похож.

С. А. Есенин, 1918

1.1.1. В чём проявляется близость приведённого фрагмента поэмы произведениям устного народного творчества?

1.2.1. Как в стихотворении С. А. Есенина раскрывается понятие малой Родины?

1.1.1. Уловить связь приведенного фрагмента «Слова…» с фольклором несложно. Основное их сходство — в языке. Он богат постоянными эпитетами: «мечи булатные», «головы поганые». О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие…» Манера повествования в «Слове…» тоже перекликается с народным творчеством. Автор часто прерывает рассказ обращением к князю Всеволоду. Когда древние певцы исполняли былины, они тоже отступали от повествования и взывали к своим слушателям. Не исключается, что и «Слово…» было написано для исполнения под музыку, как народные песни и былины.

1.2.1. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», — вспоминал поэт. Его стихотворение «Я покинул родимый дом»

похоже на плавные, спокойные народные песни. И старый клен, и луна, и яблоневый цвет — вся красота родного края воплотилась в стихотворении−воспоминании, полном любви к родной земле, родителям, своим корням. И хотя возвращение поэта на родину, возможно, будет нескоро, он верит: его связь с родной землей нерушима:

Оттого, что тот старый клён

Головой на меня похож.

1.1.2. Антитеза — это противопоставление, оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления. Прием антитезы используется при описании битвы. Так, враги предстают в описании «погаными», а среди них сияет «золотой шлем» Всеволода. Сражаясь, «дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлёными щитами». Таким образом, прибегая к противопоставлению, автором воспевается мужество русских воинов, которые без стона и крика идут в бой, в то время как криком врагов «перегорожены» поля.

Читайте также:  День луны сегодня moon today

1.2.2. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа. Олицетворение служит для создания неповторимого, яркого художественного образа. В стихотворении Есенина «старый клен на одной ноге», похожий «головой» на поэта, «стережёт голубую Русь». Клен предстает в образе живого, очеловеченного существа.

Источник

Золотою лягушкой луна художественное средство

1.1.1. В чём проявляется близость приведённого фрагмента поэмы произведениям устного народного творчества?

1.2.1. Как в стихотворении С. А. Есенина раскрывается понятие малой Родины?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоря.

реки мутно текут,

пыль поля прикрывает,

половцы идут от Дона

и со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

а храбрые русичи перегородили червлёными щитами.

Ярый тур Всеволод!

Бьёшься ты впереди,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда, тур, поскачешь,

своим золотым шлемом посвечивая, —

там лежат поганые головы половецкие.

Расщеплены шлемы аварские твоими саблями калёными,

ярый тур Всеволод!

«Слово о полку Игореве», пер. Д. С. Лихачёва

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клён

Головой на меня похож.

С. А. Есенин, 1918

1.1.2. Какую роль в описании битвы Игорева войска с половцами играет антитеза?

1.2.2. Какую роль в развитии главной темы стихотворения играет олицетворение?

1.1.2. Антитеза — это противопоставление, оборот, в котором сочетаются резко противоположные понятия и представления. Прием антитезы используется при описании битвы. Так, враги предстают в описании «погаными», а среди них сияет «золотой шлем» Всеволода. Сражаясь, «дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлёными щитами». Таким образом, прибегая к противопоставлению, автором воспевается мужество русских воинов, которые без стона и крика идут в бой, в то время как криком врагов «перегорожены» поля.

1.2.2. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа. Олицетворение служит для создания неповторимого, яркого художественного образа. В стихотворении Есенина «старый клен на одной ноге», похожий «головой» на поэта, «стережёт голубую Русь». Клен предстает в образе живого, очеловеченного существа.

1.1.1. Уловить связь приведенного фрагмента «Слова…» с фольклором несложно. Основное их сходство — в языке. Он богат постоянными эпитетами: «мечи булатные», «головы поганые». О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами. Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами; куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие…» Манера повествования в «Слове…» тоже перекликается с народным творчеством. Автор часто прерывает рассказ обращением к князю Всеволоду. Когда древние певцы исполняли былины, они тоже отступали от повествования и взывали к своим слушателям. Не исключается, что и «Слово…» было написано для исполнения под музыку, как народные песни и былины.

Читайте также:  Луна гиф прозрачный фон

1.2.1. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», — вспоминал поэт. Его стихотворение «Я покинул родимый дом»

похоже на плавные, спокойные народные песни. И старый клен, и луна, и яблоневый цвет — вся красота родного края воплотилась в стихотворении−воспоминании, полном любви к родной земле, родителям, своим корням. И хотя возвращение поэта на родину, возможно, будет нескоро, он верит: его связь с родной землей нерушима:

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

05.03.2020

Есенин С. «Я покинул родимый дом»

Главные герои стихотворения «Я покинул родимый дом» и их характеристика

  1. Поэт. Лирический герой. Нежный, верный сын.

План пересказа стихотворения «Я покинул родимый дом»

  1. Расставание с домом
  2. Березняк в три звезды
  3. Луна в воде
  4. Седина в бороде
  5. Клен
  6. Поцелуи
  7. Сходство с поэтом

Главная мысль стихотворения «Я покинул родимый дом»
Дома всегда остаются те, кто нас никогда не забудет и всегда будет любить, наши родители.

Чему учит стихотворение «Я покинул родимый дом»
Стихотворение учит любить родной дом, любить и чтить отца и мать. Учит помнить о своих близких и никогда их не забывать. Учит не покидать родной дом без особой нужды.

Отзыв на стихотворение «Я покинул родимый дом»
Это очень красивое и трогательное стихотворение о своей малой родине, о своих родителях. Поэт находит очень искренние и теплые слова, чтобы описать свои чувства, и выразить сожаление о том, что ему пришлось покинуть дом.

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом»
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1918 году.
По жанру это бытовая лирика.
Стихотворение пронизано грустью и ностальгией поэта о родном доме, о тех, кого он больше всего любит, и кто любит его — о родителях поэта. Поэт понимает, что не может вернуться домой еще очень долгое время, и часто вспоминает о своих отце и матери. Он представляет как поседела борода отца и как грустит мать, целуя старый клен только оттого, что его кудрявые листья напоминают ей сына.
Стихотворный размер анапест, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Я покинул родимый дом»
Эпитеты: родимый дом, голубую Русь, матери старой, золотой лягушкой, тихой воде, яблонный цвет, старый клен,
Метафоры: в три звезды березняк, лягушкой Луна, распласталась на воде, седина пролилась, звенеть пурге, клен на одной ноге, листьев дождь
Сравнения: седина словно яблонный цвет
Олицетворения: березняк теплит грусть, петь пурге, стережет клен, головой на меня похож.

Пословицы к стихотворению «Я покинул родимый дом»
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Живы мать-отец, почитай их, умерли — вспоминай.
Кто родителей почитает, век счастливым живет.
Нет в мире краше Родины нашей.
В гостях хорошо, а дома лучше.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Я покинул родимый дом»
Поэт покинул родной дом и березняк над прудом теплит материнскую грусть.
Как лягушка луна распласталась в воде, а у отца поэта в бороде появилась седина.
Не скоро вернется поэт домой, а пока старый клен стережет его голубую Русь.
И родители целуют листья клена, радуясь, что он похож на кудрявую голову поэта.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Источник

Adblock
detector