Меню

Золотые ряды облаков вдали казалось ожидали солнца

Повести покойного Ивана Петровича Белкина
» От издателя

Взявшись хлопотать об издании Повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора и тем отчасти удовлетворить справедливому любопытству любителей отечественной словесности. Для сего обратились было мы к Марье Алексеевне Трафилиной, ближайшей родственнице и наследнице Ивана Петровича Белкина; но, к сожалению, ей невозможно было нам доставить никакого о нем известия, ибо покойник вовсе не был ей знаком. Она советовала нам отнестись по сему предмету к одному почтенному мужу, бывшему другом Ивану Петровичу. Мы последовали сему совету, и на письмо наше получили нижеследующий желаемый ответ. Помещаем его безо всяких перемен и примечаний, как драгоценный памятник благородного образа мнений и трогательного дружества, а вместе с тем, как и весьма достаточное биографическое известие.

Милостивый Государь мой ****!

Почтеннейшее письмо ваше от 15-го сего месяца получить имел я честь 23 сего же месяца, в коем вы изъявляете мне свое желание иметь подробное известие о времени рождения и смерти, о службе, о домашних обстоятельствах, также и о занятиях и нраве покойного Ивана Петровича Белкина, бывшего моего искреннего друга и соседа по поместьям. С великим моим удовольствием исполняю сие ваше желание и препровождаю к вам, милостивый государь мой, всё, что из его разговоров, а также из собственных моих наблюдений запомнить моту.

Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине. Покойный отец его, секунд-майор Петр Иванович Белкин, был женат на девице Пелагее Гавриловне из дому Трафилиных. Он был человек не богатый, но умеренный, и по части хозяйства весьма смышленый. Сын их получил первоначальное образование от деревенского дьячка. Сему-то почтенному мужу был он, кажется, обязан охотою к чтению и занятиям по части русской словесности. В 1815 году вступил он в службу в пехотный егерский полк (числом не упомню), в коем и находился до самого 1823 года. Смерть его родителей, почти в одно время приключившаяся, понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино, свою отчину.

Источник

II. Написание диктанта, (Текст диктанта учитель выбирает на свое усмотрение.) Заря сияла н.. 1288

(Текст диктанта учитель выбирает на свое усмотрение.)

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему. Но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала… но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра? Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. (По А. С. Пушкину)

Со своей стороны Алексей был в восхищении, целый день думал он о новой своей знакомой; ночью образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение. Заря едва занималась, как он уже был одет. Не дав себе времени зарядить ружье, вышел он в поле с верным своим псом и побежал к месту обещанной встречи. Около получаса прошло в несносном ожидании для него; наконец он увидел меж кустарника мелькнувший синий сарафан и бросился на встречу милой Акулины. Она улыбнулась восторгу его благодарности; но Алексей тотчас заметил на ее лице следы уныния и беспокойства. Он хотел узнать тому причину. Лиза призналась, что поступок ее казался ей легкомысленным, что она в нем раскаивалась, что на сей раз не хотела она не сдержать данного слова, но что это свидание будет уже последним и что она просит его прекратить знакомство, которое ни к чему доброму не может их довести. (По А. С. Пушкину)

Источник

Барышня-крестьянка 💃

На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло ее: она попробовала было пройти по двору босая, но дерн колол ее нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы. Настя и тут ей помогла: она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом еще спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. Трофим, проходя перед Настей, отдал ей маленькие пестрые лапти и получил от нее полтину в награждение. Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шепотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле.

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала… но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра? Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. Лиза испугалась и закричала. В то же время раздался голос: tout beau, Sbogar, ici…# и молодой охотник показался из-за кустарника. «Небось, милая, – сказал он Лизе, – собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да нет, барин, – сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, – боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется». Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься, – сказал он ей; – ты мне позволишь идти подле себя?» – «А кто те мешает? – отвечала Лиза, – вольному воля, а дорога мирская». – «Откуда ты?» – «Из Прилучина; я дочь Василья-кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). «А ты, барин? Тугиловский, что ли?» – «Так точно, – отвечал Алексей, – я камердинер молодого барина». Алексею хотелось уравнять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась. «А лжешь, – сказала она, – не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин». – «Почему же ты так думаешь?» – «Да по всему». – «Однако ж?» – «Да как же барина с слугой не распознать? И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему». Лиза час от часу более нравилась Алексею. Привыкнув не церемониться с хорошенькими поселянками, он было хотел обнять ее; но Лиза отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя такой строгий и холодный вид, что хотя это и рассмешило Алексея, но удержало его от дальнейших покушений. «Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями, – сказала она с важностию, – то не извольте забываться». – «Кто тебя научил этой премудрости? – спросил Алексей, расхохотавшись. – Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей? Вот какими путями распространяется просвещение!» Лиза почувствовала, что вышла было из своей роли, и тотчас поправилась. «А что думаешь? – сказала она, – разве я и на барском дворе никогда не бываю? небось: всего наслышалась и нагляделась. Однако, – продолжала она, – болтая с тобою, грибов не наберешь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим…» Лиза хотела удалиться, Алексей удержал ее за руку. «Как тебя зовут, душа моя?» – «Акулиной, – отвечала Лиза, стараясь освободить свои пальцы от руки Алексеевой; – да пусти ж, барин; мне и домой пора». – «Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василью-кузнецу». – «Что ты? – возразила с живостию Лиза, – ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет; отец мой, Василий-кузнец, прибьет меня до смерти». – «Да я непременно хочу с тобой опять видеться». – «Ну я когда-нибудь опять сюда приду за грибами». – «Когда же?» – «Да хоть завтра». – «Милая Акулина, расцеловал бы тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?» – «Да, да». – «И ты не обманешь меня?» – «Не обману». – «Побожись». – «Ну вот те святая пятница, приду».
Молодые люди расстались. Лиза вышла из лесу, перебралась через поле, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму, где Настя ожидала ее. Там она переоделась, рассеянно отвечая на вопросы нетерпеливой наперсницы, и явилась в гостиную. Стол был накрыт, завтрак готов, и мисс Жаксон, уже набеленная и затянутая в рюмочку, нарезывала тоненькие тартинки. Отец похвалил ее за раннюю прогулку. «Нет ничего здоровее, – сказал он, – как просыпаться на заре». Тут он привел несколько примеров человеческого долголетия, почерпнутых из английских журналов, замечая, что все люди, жившие более ста лет, не употребляли водки и вставали на заре зимой и летом. Лиза его не слушала. Она в мыслях повторяла все обстоятельства утреннего свидания, весь разговор Акулины с молодым охотником, и совесть начинала ее мучить. Напрасно возражала она самой себе, что беседа их не выходила из границ благопристойности, что эта шалость не могла иметь никакого последствия, совесть ее роптала громче ее разума. Обещание, данное ею на завтрашний день, всего более беспокоило ее: она совсем было решилась не сдержать своей торжественной клятвы. Но Алексей, прождав ее напрасно, мог идти отыскивать в селе дочь Василья-кузнеца, настоящую Акулину, толстую, рябую девку, и таким образом догадаться об ее легкомысленной проказе. Мысль эта ужаснула Лизу, и она решилась на другое утро опять явиться в рощу Акулиной.

Источник

Золотые ряды облаков вдали казалось ожидали солнца

Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:

Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

На западе погасли последние отблески вечерней зари 1) _ и 2) _ когда всё кругом погрузилось в ночной мрак, мы смогли наблюдать завораживающее красотой свечение моря; на другое утро караульные сообщили мне 3) _ свечение морской воды 4) _ продлившись всю ночь 5) _ прекратилось только перед рассветом.

Укажите синонимы к фразеологизму за тридевять земель:

Укажите, какие из данных глагольных форм имеют одинаковое строение:

Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении причастию?

Дымящиеся лучи наискосок рассекали березняк и упирались в одичавший малинник.

Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания при однородных членах:

Речевые нормы нарушены в предложениях:

Укажите предложения, в которых правильным является первый из предложенных в скобках вариантов:

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

Правильными являются утверждения:

Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5

(1) Географическая оболочка является крупнейшим природным комплексом Земли. (2) И три внешние оболочки Земли — литосфера, гидросфера, атмосфера — тесно взаимосвязаны. (3) Так, газы атмосферы проникают в воду и в горные породы. (4) Вода просачивается в земную кору, размывает и растворяет горные породы. (5) И далее частицы горных пород попадают в атмосферу, а растворимые вещества — в воду. (6) Всё это происходит при участии солнечного света и тепла. (7) В результате такого взаимодействия верхние слои литосферы, вся гидросфера и нижние слои атмосферы образуют единую систему — географическую оболочку.

(8) Условия в географической оболочке благоприятны для развития жизни. (9) Миллиарды лет назад в географической оболочке появились организмы, которые затем начали в ней развиваться и распространяться. (10) Впоследствии они сами стали важнейшим элементом географической оболочки, изменив и объединив остальные её части.

(11) Именно эти организмы создали «живую» оболочку Земли — биосферу. (12) Согласно учению о биосфере Владимира Ивановича Вернадского, известного русского учёного, академика, биосфера состоит из живых веществ, то есть из всех живущих на Земле организмов, и неживых веществ, созданных и переработанных этими организмами. (13) Необходимо отметить, что биосфера находится в постоянном движении: её развитие продолжается и в настоящий период существования планеты.

Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному во 2-м предложении текста:

Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5

(1) Родина письма — Древний Восток. (2) Наидревнейшей считается письменность шумеров, которая возникла более пяти тысяч лет назад. (3) Существует гипотеза, что из шумерского письма происходят все остальные письменности (кроме письма майя). (4) Шумерское письмо хорошо изучено, известна его многовековая эволюция от пиктограмм к словесным и затем к словесно-слоговым знакам.

(5) Самые ранние образцы шумерской письменности — это бирки с печатью и пометкой о количестве предметов или животных. (6) Затем появились более сложные учётные таблицы. (7) Выдающимся достижением шумеров было то, что количество они обозначали отдельным знаком. (8) Например, пяти коровам соответствовали пять кружочков и рисунок коровы, а не пять рисунков коровы, как в других письменностях. (9) Постепенно система усложнялась: появились стандартные знаки — иероглифы, с помощью которых легче всего было изображать конкретные предметы. (10) С течением времени значки всё менее походили на рисунки. (11) У шумеров появились стандартные условные знаки, состоявшие из клинообразных чёрточек. (12) По форме клинообразных чёрточек шумерское письмо в настоящее время называют клинописью.

(13) Труднее всего было изображать абстрактные понятия, имена собственные. (14) В этом помогал ребусный принцип, при котором, например, знак стрелы использовали не только для слова «стрела», но и для слова «жизнь». (15) Шумеры постоянно применяли ребусный принцип и закрепили за некоторыми знаками не конкретное значение, а звуковое чтение.

Найдите в 5-м предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Текст к заданиям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр — животное из отряда грызунов с ценным мехом. (2) Мех высокий, густой, мягкий, от светло- до тёмно-коричневого сильно развита подпушка.

(3) Бобр имеет внешнее сходство с водяной крысой. ( 4) Тело у него обтекаемой фор­мы небольшая голова с плотно прижатыми маленькими ушами, короткая шея и массив­ное, постепенно расширяющееся к середине туловище. (5) Оканчивается туловище силь­ным веслообразным хвостом, плоским и покрытым ороговевшими чешуйками. (6) Хвост служит рулём при плавании и нырянии, а в момент опасности бобр подаёт сигналы членам своей семьи, громко шлёпая хвостом по воде.

(7) Поверх губ торчат большие сильные резцы — одновременно пила и мотыга водного грызуна. (8) С помощью этих резцов он легко подтачивает за две — три минуты молодую осину толщиной в человеческую руку. (9) А благодаря замыкающимся мясистым ноздрям бобр, плотно сжав их, может находиться под водой четверть часа.

(10) Передние и задние конечности бобра различны. (11) Передние ноги маленькие, но сильные. (12) Они напоминают руки, так как бобр обычно ими пользуется при еде. (13) Задние ноги длиннее и снабжены плавательными перепонками. (14) Когти большие, на втором пальце задней конечности коготь раздвоен (для расчёсывания меха).

( 15) Бобр активен ночью и в сумерках, днём его активность снижается. ( 16) Живёт бобр возле чистой воды, на лесистом берегу.

Найдите в 9-м предложении качественное прилагательное и запишите его в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Текст к заданиям А27-А30 и В1-В4

(1) Музыка (от греческого «musike» — искусство муз) — вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека.

(2) Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишён смысловой конкретности слова, не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира звучащим искусством музыку делает интонация. (3) К средствам выразительности в музыке относятся также следующие компоненты музыкальной формы: мелодия, фактура, полифония, гармония, ритм, композиция и другие.

(4) Музыка обладает ярко выраженными национальными чертами, проявляющимися в её интонационном, мелодическом, ритмическом строе. (5) Особенно характерно это для народного музыкального творчества, представленного в культуре каждой нации.

(6) В зависимости от средств, с помощью которых воспроизводится музыка, различают вокальную, инструментальную, вокально-инструментальную музыку. (7) Различают также виды музыки (симфоническая, оперная, камерная и др.) и жанры (песня, танец, соната, сюита, этюд, симфония, опера).

(8) Специфические особенности музыки, её способность выражать тончайшие оттенки чувств и психических состояний, а также воздействовать на глубинный мир человека делают понятной ту роль, которая отводилась ей как средству воспитания на протяжении всей истории развития человеческого общества. (9) Значительное воздействие на человека оказывает классическая музыка, обладающая свойством по-своему

совершенствовать и возвышать душу.

Найдите слово, которое является средством связи 3-го и 4-го предложений текста из задания В1, и запишите его в той форме, в которой оно употреблено.

(1) Лексика — это словарный запас языка. (2) Центральную, ядерную, часть лексики составляют слова, актуальные для современных носителей русского языка, и прежде всего общеупотребительные слова.

(3) Это слова, понятные всем говорящим на русском языке и необходимые для их повседневного общения, независимо от их занятий, профессии, места жительства, социальной принадлежности, возраста и т. д.

(4) Они образуют активную лексику. (5) Это, например: человек, голова, учить, есть, светлый, умный.

(6) На фоне активной лексики выделяется пассивная лексика.

(7) В неё входят слова, редко употребляющиеся в повседневном общении и не всегда понятные самим носителям языка. (8) Это слова, уже неактуальные в процессе общения (устаревшие слова), или, наоборот, новые слова, недавно появившиеся и ещё не ставшие привычными, актуальными, окончательно не вошедшие в общее употребление (неологизмы).

(9) Границы между активной и пассивной лексикой характеризуются подвижностью, изменчивостью. (10) Это значит, что возможен переход из одной группы в другую. (11) К пассивной лексике в настоящее время относят слова «гусар», «городовой», «денщик» и др., которые ранее принадлежали к активной лексике; в активную же лексику сейчас входят слова «гимназия», «гимназист» и др., ранее принадлежавшие к пассивной лексике.

Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 12-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Текст к заданиям А28-А30 и В1-В5

(1) Зима вошла в степи. (2) К этому времени волчата у Акбары заметно подросли и превратились в угловатых переростков — каждый со своим норовом. (3) Понятно, волчица не могла дать им имена, зато по запаху, что людям не дано, и по другим приметам она легко могла различать своих детёнышей.

(4) Первый снег, выпавший незаметно за ночь, ранним утром был праздником для всех. (5) Вначале волчата- переростки оробели от вида и запаха незнакомого вещества, а потом стали барахтаться в снегу и фыркать от удовольствия.

(6) В степи было уже светло и прозрачно, как днём. (7) Покой и тишина разлились всюду, и острый голод по-зимнему дал о себе знать. (8) Наступила пора добывать прокорм. (9) Волчата сидели в нетерпеливом напряжении, ещё не ведая, какие тяготы несёт охота, и преданно смотрели в синие глаза волчицы. (10) Акбара встала с места и двинулась трусцой. (11) И все последовали за ней.

(12) Всё складывалось так, как грезилось волчице, когда волчата были ещё малы. (13) Акбара и Ташчайнар, отец семейства, вели своих перворождённых на испытание, на первую для них великую охоту на сайгаков. (14) Волки шли то шагом, то трусцой, печатая на нетронутом снегу цветы звериных следов. (15) И смогут ли они выжить в этом мире, теперь зависело от них самих и от удачи..

Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 17-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Текст к заданиям А29—А30 и В1—В6

(1) Сводки погоды три дня обещали грозу. (2) Однако все эти три дня сияло солнце, и никто уже не верил, что гроза придёт. (3) Поэтому, собираясь в кино, мы не взяли зонтики.

(4) Гроза захватила нас неожиданно, обрушив на город потоки воды. (5) Пока мы добежали до ближайшего подъезда, промокли почти насквозь.

(6) Мы встали у двери, но в подъезд один за другим стремительно влетали с улицы промокшие люди, встряхивались, и брызги от них летели во все стороны. (7) Сначала мы немного отодвинулись от порога, а потом поднялись на лестничную площадку первого этажа.

(8) На улице вовсю плясал и буйствовал дождь. (9) Грязные, мутные потоки лились по мостовой, сбегали со скамеек, с крыши беседки. (10) Какой-то мальчишка, босой, в закатанных выше колен штанах, восторженно и громко визжа, промчался по стремительному ручью вдоль тротуара. (11) Но вот наконец посветлело, дождь стал стихать.

(12) Ты сказала: «Всё равно в кино мы опоздали. (13) Побежали домой. (14) Я так давно не бегала босиком». (15) Я не стал спорить. (16) Дождь ещё сеял, тёплый, лёгкий, весёлый, и на душе было радостно. (17) Ты была рядом, и мы топали босиком по центру громадного города.

Источник

Читайте также:  Какое положение солнца 5 класс

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Г-жа Простакова
То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник
Скотинин
Митрофан по мне.

Недоросль