Старинные кружевные зонтики 17-19 веков (parasol)
Зонт — это не только защита от дождя и солнца или дань моде. Он может служить тростью, надежнее вуали спрячет вас от назойливых глаз, а если нужно, может защитить.
Как ни странно, зонт, который известен тысячи лет, использовали сначала только для защиты от солнца, по примеру жителей жарких стран. Примечательно, что в те времена зонт был скорее свидетельством статуса: с ним могли появляться только мандарины фараоны и прочие важные персоны. Вес и размеры зонта в буквальном смысле были прямо пропорциональны положению его владельца в об ществе.
В Западной Европе зонт появился во Франции в XVII веке.
Защита от солнца была тогда единственной обязанностью зонтика. Европейские модники страшно боялись загореть, ведь бледная кожа свидетельствовала об аристократическом происхождении, а загорелое лицо было приметой простолюдина.
К дождю женщины относились намного безразличнее, чем к гигантскому светилу. В пасмурную погоду они просто не выходили на улицу.
Стараниями французов зонт из статусного предмета npeвращается в весьма распространенный модный аксессуар — «парасоль» (от фр. «parasol» — зонтик от солнца). «Парасоль» был доступен всем желающим — особам приближенным к королевскому двору, и супругам владельцев кондитерских или бакалейных лавок. Впрочем несмотря на общедоступность, «парасоли» также делились на простые и статусные и могли «с головой» выдать своего владельца чем больше рюшей, кружева и ленточек, тем, соответственно, выше положение в обществе. Считается, что первым «дизайнерским» зонтиком щеголяла Мария Антуанетта: его каркас был изготовлен из китового уса, а вес составлял более полутора килограммов. Разумеется, подобную тяжесть королева носила не сама при дворе появилась специальная штатная должность — почетный «зонтоносец».
В первой половине XVIII века зонты по-прежнему продолжали использовать в качестве защиты солнца: в дождливую погоду приличные дамы и господа на улицу просто не выходили. Однако в 1772 году в истории зонта произошло знаменательное событие — над его дизайном основательно поработал англичанин Джон Ханвэй — заядлый путешественник и экспериментатор.
Он заменил тафту и кружево на более скромную, но зато более практичную и плотную ткань и стал периодически совершать под таким необычным по тем временам прикрытием прогулки под лондонским дождём. Прохожие смеялись, однако недолго: скоро выяснилось, что изобретение Ханвэя — настоящее спасение для тех, кто не имеет собственного экипажа. К слову, складной зонтик — тоже дело рук Ханвэя. Британцы-традиционалисты с подозрением отнеслись к новинке. Джонс Хэнвэй, которому, собственно, и приписывается изобретение «зонта от дождя», совершил свой первый променад под свист и хохот толпы.
К сороковым годам XIX века удобные складывающиеся зонтики распространились уже повсеместно. Их часто делали с красивыми костяными ручками и с прикрепленными к наконечникам кольцами, чтобы было удобно носить. Украшенные бахромой и кружевом элегантные дамские зонтики от солнца по-прежнему быпи самым актуальным товаром, однако все активнее стали входить в обиход и более практичные «дождевые» модели. Во второй половине XIX века практичные зонтики наконец вырвались вперед, оставив позади кружева и рюши. Причем утилитарные модели носили и мужчины, и женщины.
Источник
Старинные зонтики.Часть 2. 17-19 век.
Подробно про историю зонтика можно почитать
в первом посте .
В этом посте графика, живопись и фото старинных зонтиков из Бостонского Музея.
История первого человека- зонт из листьев.
The Story of the First Men
Johann Sadeler I
After Maarten de Vos
1583 Lamech and his two wifes. Landscape with Lamech at centre, talking to his two wives Adah and Zillah seated in front of a farm-house at left, one of whom shades herself with a parasol of leaves 1583
Limestone relief panel depicting the departure of Prince Siddharta; from the dome of the Great Stupa, 2nd CE.
Дочь фараона
After Maarten van Heemskerck
1553
The finding of Moses; the Pharaoh’s daughter discovers the baby Moses in a casket; she is accompanied by two maids and is shaded with a parasol; after Heemskerck. 1553
Engraving
Семирамида.
Queen Semiramis standing under a parasol and supervising the building of Babylon; in border; illustration to Isaac de Benserade’s ‘Les Métamorphoses d’Ovide en rondeaux’, an adaptation of Ovid’s book in French verses (Paris: Imprimerie Royale, 1676). c.1676
CHINESE SCULPTURE 1ST-3RD CE
Horse carriage with driver and attendant. Bronze model (detail of 05-01-01/21). Eastern Han Dynasty (2nd CE).
CHINA:QUING DYNASTY 1644-1911 LITHOGRAPH 18TH
Emperor of China’s Palace at Peking (Beijing). Lithograph, 1742.
Китайская императрица
Christian Bernhard Rode
Date
1773
The Empress of China picking leaves from a mulberry tree; a servant girl holding a basket in the foreground to right; two servants, one holding a parasol in the background. 1773
INDIAN PAINTING 19TH
A European woman riding in a «tonjon» palanquin, 1835. Indian servants carry a type of sedan chair or litter. A fifth servant carries a red parasol to shade her, and a sixth walks in front carrying a spear.
Actor Dancing with Flowered Parasol
Japanese, Edo period, 1720–25
Про японские зонтики нужен отдельный пост, есть очень много хороших гравюр и картинок.
Антонис Ван Дейк. Портрет маркизы Елены Гримальди. 1623.
BAROQUE PAINTING 17TH CENTURY
Le Brun,Charles
Chancellor Pierre Seguier on horseback, the young Dauphin,later Louis XIV,on foot next to him,1657-1661
Marie Therese d’Austriche, Reine de France et de Navarre.
French, 1682
* Designed by Jean-Baptiste Martin, French
* Engraved by Nicolas Bazin, French, 1633–1710
French, Late 17th century
Robert Bonnart, French, 1652–about 1729
Costumes Français. 11e. Cahier des Costumes Français. 5e Suite d’Habillemens à la mode en 1778. «Jolie Femme en deshabillé galant. «
Designed by Claude-Louis Desrais
French, 1778
«Robe à la Versailloise de Gros de Naples. «
Designed by Pierre-Thomas LeClerc, French, about 1740–after 1799
—————————
Bernard Lens II
Date
1686-1725 (circa)
A young woman on horseback on a riverbank, holding a parasol after Jan Wyck; state republished in the 1720s.
Drawn by J Elwood
1790-1800
A windy day; figures holding umbrellas and attempting to cross the junction of a street on a windy day, in the right foreground a butcher-boy has fallen and a woman clings to the railings, a horse-drawn carriage beyond
Published by Matthew Darly A French doctor with a huge umbrella under his arm, a syringe in his pocket, taking a pinch of snuff. 13 June 1771
ROCOCO PAINTING 18TH
Ranc,Jean
Vertumna and Pomona. Canvas
Musee Fabre, Montpellier, France
Goya y Lucientes,Francisco Jose de
Young women reading a letter also called «The Young».
Goya y Lucientes,Francisco Jose de
The parasol, cartoon for the tapestry of the dining room in the Prado Palace, 1777-78.
1794 Ralph Earl (1751-1801). Huldah Bradley.
1763 John Singleton Copley 1738-1815 Mary Tappan Mrs Benjamin Pickman Yale
1815 Fashion Plates
Boilly,Louis-Leopold
L’Averse — The downpour. «Passer Payez»Around 1805.
Louvre, Departement des Peintures, Paris, France
Published by Aaron Martinet
1814-1818
Reinier Vinkeles
1756-1816
In a garden, a couple taking a walk while another man shows them a letter at left, a black servant holding a parasol beyond; illustration to an unidentified publication
Quid est?- Why Brighton dandies.
Print made by Charles Williams
1819
Дамские зонтики в конце 18-начале 19 векастали уменьшаться в размерах:
James Gillray
1795
Captain Reece, one of 197 illustrations to the revised edition of the ‘Bab Ballads’, p 1, 1898; a captain, with sword, offering ice-cream to a sailor
и к середине 19 века вошли в моду совсем маленькие зонтики:
———————
1848 fashion plate, Pariser Moden
Wiener Moden, copperplate engraving, colorized, by Fr. Stöber, 184
Misery
Print made by Joseph Lisle
1830
1845-1872
A Catholic priest walking in profile with spectacles and umbrella; proof of an illustration to an unidentified book
Jack Jolly steering down wapping in ballast trim.
1813
The artists on their journey
1819
John Singer Sargent (American expatriate artist, 1856-1925) Lady with a Parasol
Jacques-Joseph Tissot (1836-1902) Detail Portsmouth Dockyard
Jacques-Joseph Tissot (1836-1902) A Portrait (Miss Lloyd) 1876
Jacques-Joseph Tissot (1836-1902) The Traveller
Pierre Auguste Renoir (1841-1919). Girl with a Parasol (Aline Nunes) 1883
Pierre Auguste Renoir (1841-1919). Umbrellas
Stevens, Alfred Émile (Belgian, 1823-1906) «On a Stroll»
Embroidered parasol cover
* French, 19th century
Parasol
French, second half of 19th centur
Parasol
probably American, 1910–15
Large parasol of black taffeta
American, late 19th or early 20th century
* American, 19th century
Black silk parasol embroidered with white silk as border and around central hole
* American, late 19th century
Small light bluish-gray silk parasol
* American, late 19th century
Small folding parasol of black bobbin lace
* French (Chantilly), mid-19th century
* American, second quarter of the 19th century
Large black silk crèpe mourning parasol
* French, Late 19th century
* probably American, 1910–15
Probably American, Around 1874
Italian (Florence), about 1910
Large parasol
French, 1909
Cream colored silk bobbin lace parasol
* French, Early 20th century
* Probably French, Around 1900
Parasol
American or French, About 1900
Parasol in three parts
Из трех частей
Parasol in two parts (parasol)
French
Large black lace parasol
* French, second half of 19th century
Large black machine made lace parasol
* French, Early 20th century
Black lace parasol
* French, about 1869
Large black machine made lace parasol
American, Late 19th century
Продолжение: редкие зонтики и драгоценные ручки для зонтов- в следующем посте.
The Afternoon Visitor. Frédéric Soulacroix.
Источник
История моды: зонты второй половины 19 века
МОДА в России и Иркутске, вторая половина 19 века. Беседа седьмая.
Специально для портала Irkfashion материал подготовлен Историко-мемориальным отделом Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».
Неотъемлемой частью женского прогулочного туалета во второй половине 19 века был зонтик, который, прежде всего, использовался как защита от солнца. Загорелые лицо и руки считались признаком дурного тона. Дамы из высшего света, а вслед за ними и прочие горожанки не желали походить на простолюдинок, крестьянок, занимающихся физическим трудом под палящими лучами солнца. Поэтому все, кто хотел сохранить интересную и модную в то время бледность, защищали лицо от солнца при помощи зонтика.
В середине и последней четверти 19 века зонтики, как правило, были небольшими, диаметром до одного метра и имели ручку 52—54 см длиной. Между тем, в начале 20 века купол зонтика становится больше и приобретает более выпуклую форму. Это было обусловлено изменением формы и увеличением объёма шляпок: именно тогда появились головные уборы с широкими полями, украшенные цветами, перьями, чучелами птиц, крыльями ласточек, искусственными фруктами и тому подобным. Чтобы защитить от солнца и дождя такую шляпку, ручки зонтов тоже стали делать более длинными. К 1913 году сложились три типа дамских зонтиков: с высоким куполом (фасон «Клёш»), с высоким, но менее выгнутым куполом (так называемый фасон «Пирамида»), и с низким, более плоским куполом (фасон «Амбре-Помпадур»).
К приобретению зонтика подходили со всей серьезностью. «Выбор зонтика — своего рода искусство, — можно прочитать в журнале „Мозаика нового мира“ от 1900 года. — Зонтик должен быть не слишком тусклым и не слишком ярким, ни непомерно малым, или же слишком плоским, или выпуклым. Плоский зонтик прижимает фигуру, а выпуклый производит впечатление более высокого роста. Цвет зонтика имеет большое влияние на цвет лица. При румянце не должно носить зонтика, цвет которого придает коже еще большую красноту. Вообще хороши зонтики с обтяжкою василькового цвета». Впрочем, модницы приобретали зонтики самых разных цветов — в тон платью, шляпке или, напротив, контрастные.
Изготавливался купол зонтика во второй половине 19 века из шелка, шерстяного крепа, кружева, хлопчатобумажных тканей. Иркутянок можно было увидеть и под бумажными китайскими или японскими зонтиками. Эффектно выглядели зонтики из шелка с вытканными купонными узорами или из кружев на шелковом чехле с расшитыми вставками. Края куполов обшивались шелковой бахромой, кистями, оборками, лентами, тесьмой, кружевными рюшами, перьями птиц. Иногда на края зонтиков наносили легкие тисненые рисунки с неповторимой игрой светотени.
Изнутри все устройство зонтиков — шарниры и спицы — скрывались под легкой белой шелковой подкладкой, края которой вырезались фестончиками и мелкими зубчиками. Края эти напоминали прозрачные лепестки цветов или крылышки мотыльков. Концы спиц отделывались костяными шариками и даже резными изображениями человеческих кистей рук из розового коралла. Ручки дамских зонтиков были своего рода украшениями и отличались вычурностью и неслыханной роскошью: они выполнялись из слоновой кости, оникса, перламутра, коралла, серебра, черепаховых пластин; покрывались сеткой из драгоценных металлов. Часто ручка зонтика была украшена рельефной монограммой владелицы.
Модными были и деревянные ручки с вырезанными на них цветами или плодами. Часто ручки имели цвет обтяжки зонтов: например, ручка из розового дерева и обтяжка из шелка такого же оттенка или ручка из лимонного дерева с зеленоватым отливом, обтяжка в тон.
Так совершенно утилитарное изделие становилось предметом роскоши. Российские мастера 19 века предлагали модной публике особый товар — зимние зонты, например из белого муара, с горностаевой оторочкой с черными хвостиками в виде бахромы. Изящные дорогие ручки делали из граненого хрусталя, похожими на ледяные сосульки, украшали драгоценными камнями. Журнал «Дамский листок» за 1910 год предлагал своим читательницам новинку сезона, сообщая, что «Doncet выпустил модель. зимнего зонтика из черного бархата со скунсовой каймой и изящной отделкой из кружев».
Что касается дождевых зонтов конца 19 — начала 20 столетия, то они были темного цвета, практически без декора. Иногда по краю проходила полоса другого цвета. В отличие от солнечных зонтиков, дождевые зонты были очень длинными — до метра, и венчал их шпиль длиной 11—13 см.
Наталья Гончаренко, зав. отделом Художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева».
«Усадьба В. П. Сукачева», отдел Иркутского художественного музея — это атмосфера 19 века, где легко почувствовать себя дамой из высшего света. Здесь вы можете посетить мультимедийную экскурсию «Мода второй половины 19 века», примерить исторические наряды 19 века и сфотографироваться в них в интерьерах дворянской усадьбы. Историко-мемориальный отдел Иркутского художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева»: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112. тел.: 53-12-24. Время работы кассы — ежедневно, кроме понедельника, с 10.00. до 17.30.
Другие материалы на сайте:
Источник