Где записывался альбом «Звезда по имени Солнце»?
В 1988 году у группы «КИНО» начались регулярные гастроли, перемежающиеся съемками, поэтому запись нового альбома велась урывками и растянулась на целый год. Демоверсия «Звезды по имени Солнце», так же как и «Группа крови», была записана на четырехканальную порто-студию «Yamaha MT-44» в квартире Георгия Гурьянова. Рождалась она в период с февраля по май 1988 года. Сам же альбом решено было записать в Москве, в профессиональной студии.
Для записи и сведения окончательного варианта альбома группа «КИНО» арендовала студию Валерия Леонтьева на северо-востоке Москвы, в районе метро «Преображенская». По тем временам студия была оборудована хорошо (16-канальный «Фостекс»), однако приспособлена была скорее для записи эстрадных песен, нежели рок-музыки.
Студию нашел тогдашний директор группы Юрий Белишкин.
Эта студия тогда была одной из лучших в Москве. Мы устраивали ему (Леонтьеву) концерты в «Бенефисе», а он предложил нам эту студию. К Цою вообще артисты относились очень хорошо. Ведь он был нормальным человеком, помимо того, что очень интересный в творчестве. Там у меня были знакомые, и я с ними договорился сделать запись за очень небольшую сумму. Рассказал об этом Вите. Он вручил мне деньги, и я их просто передал по назначению.
С 21-го по 30 декабря 1988 года мы находились в Москве, жили в далекой от центра гостинице ВДНХ, записывались на студии. Закончить запись не успели и на Новый год уехали в Ленинград, а потом возвратились в Москву и с 3-го по 10 января снова делали альбом «Звезда по имени Солнце». Я все время на студии находился, на кухне там сидел. Все очень быстро происходило, легко. Цой писал вокал почти всегда с первого дубля. Делалось все в охотку, с шутками. Там была небольшая студия, и мы обычно проводили время на кухне, пока кто-то из музыкантов записывался. Курили, пили чай, слушали музыку, потом он заходил в студию и без напряжения, без пота, без споров легко работал.
Цой и Гурьянов вообще достаточно быстро сделали все, что от них требовалось, а вот Каспарян и Тихомиров достаточно долго возились, но все же они удивили звукорежиссеров студии тем, что, врубившись в аппаратуру, к концу записи уже сами практически заменили звукорежиссеров.
Юрий Владимирович Белишкин немного ошибается. С 21-го по 30 декабря 1988 года группа «КИНО» действительно записывала альбом «Звезда по имени Солнце». А вот с 3-го по 10 января 1989 года музыканты «КИНО» записывали материал для «французского сборника» — «Последний герой».
Студия — это была вообще довольно большая старая квартира, полностью переделанная под эту студию. Это на Преображенке было, здание это не сохранилось, его лет пять-шесть назад сломали и построили там какой-то гигантский монстр на этом месте.
Сегодня, многие поклонники «КИНО» задаются вопросом – а где же именно располагалась данная студия?
Михаил Кувшинов помог с определением расположения ныне существующей студии, и для всех кому интересна эта информация, я выкладываю карту с привязкой, что называется, к местности.
Источник
«Звезда по имени Солнце» : Скрытый смысл песни. Что утаил Цой?
Самой гениальной и узнаваемой песней по праву можно считать «Звезда по имени Солнце»: на ней выросли наши родители, ее до сих пор знают наизусть и поют с огромным удовольствием.
В этой статье мы рассмотрим композицию группы Кино — Звезда по имени Солнце и найдём Скрытый смысл песни.
Белый снег, серый лед, На растрескавшейся земле.
Первое и второе предложения — грустный образ современного мира, представленный в виде контраста «черного» и «серого» цветов. Здесь автором отвергается традиционный контраст черно-белого видения, и он смещает его в пользу «черного».
Одеялом лоскутным на ней -Город в дорожной петле. А над городом плывут облака,Закрывая небесный свет. А над городом — желтый дым.
«Облака» и «желтый дым» во второй части первой строфы — это и есть та ложь, которой живет страна, то, что закрывает ее от «Солнца».
Городу две тысячи лет, Прожитых под светом Звезды По имени Солнце.
Фраза «Городу две тысячи лет» говорит о глобальности идеи автора. Понятно, что речь идет о целом мире, всей цивилизации от Рождества Христова.
И две тысячи лет — война, война без особых причин. Война — дело молодых, лекарство против морщин.
Вторая строфа возвращает нас к теме духовной войны — войны человека с самим собой, войны добра со злом, справедливости с ложью. Ее точка отсчета совпадает с появлением новой эры («И две тысячи лет война»), что означает естественность и необратимость данного явления.
Он не помнит слово «да» и слово «нет», он не помнит ни чинов, ни имен. И способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон, И упасть, опаленным Звездой по имени Солнце.
Герой сумел достичь в своей жизни той отметки, границы, за которой скрывается реальность; он приблизился к Солнцу, но не смог выдержать его слепящей энергии и погиб.
Итак, жизнь в понимании Цоя представляет собой серую сказку, ложное существование. Она и является тем «потерянным», «обманутым» поколением, которое никогда не видело «Солнца», но догадывалось о нем. Кто-то продолжает жить по заданной системе. А те, кто отправляются в путь на поиски Правды, нещадно уничтожаются тем же самым светилом. И хотя они прожили очень мало на этой земле, их миссия беспредельно велика: они упорно продолжают идти вперед, и чем ближе они к цели, тем больше им известно о жизни. Виктор Цой сам был человеком, «живущим по законам другим», он умел «летать», и благодаря ему многие другие люди тоже этому научились. И он ушел от нас, исполнив свою миссию: он увидел это Солнце и рассказал нам о нем.
Источник
История песни «Звезда по имени Солнце» – Виктор Цой, КИНО
Неблагодарное это занятие – пытаться толковать песни Виктора Цоя, о которых автор ничего или почти ничего не рассказал. Можно выдвигать сколько угодно версий, искать подтекст в загадочных строках, указывать на якобы очевидные аллюзии – все это никоим образом не приблизит нас к истине. Конечно, если бы Цой был жив, нынешние журналюги наверняка выпытали бы у него, что он хотел сказать в каких-то своих творениях. А так поклонникам его творчества остается понимать их по-своему.
Надоедать вам собственными предположениями о смысле композиции «Звезда по имени Солнце» я не собираюсь. Не подтвержденных фактами гипотез в Интернете и так хватает. Поэтому ограничимся кратким рассказом об истории песни, ставшей одной из визитных карточек группы «Кино».
История создания и смысл песни «Звезда по имени Солнце» КИНО
Рашид Нугманов, режиссер художественного фильма «Игла», в котором главную роль сыграл Виктор, утверждал, что Цой написал «Звезду» специально для этой картины. Более того, он настаивал, что произошло это осенью 1987 года в его (Нугманова) алма-атинской квартире, где лидер «Кино» жил во время съемок. Якобы Цой сочинял песню буквально у него на глазах, но на вопросы о возможных мотивах или источниках вдохновения Нугманов отвечать неизменно отказывался.
Сам Виктор Цой, отвечая на вопрос корреспондента «Комсомольской правды» о том, на что или на кого он намекал в песне, неуверенно ответил, что «скорее, на нечто неопределенное, чем на себя».
Релиз и достижения
«Звезда по имени Солнце» стала заглавной песней выпущенного в 1989 году последнего прижизненного альбома Виктора Цоя.
В списке 100 лучших песен русского рока в ХХ веке по версии «Нашего радио» композиция занимает двенадцатую строчку.
Клип «Звезда по имени Солнце» Виктора Цоя
Посмотрим музыкальный видеоклип «Звезда по имени Солнце» Кино.
Впоследствии ее несколько раз перепевали известные и не очень исполнители, но, на мой взгляд, ни одной реально интересной кавер-версии до сих пор не было. В рамках проекта «КИНОпробы» песню очень близко к оригиналу исполнил Вячеслав Бутусов.
«Звезду» также пели «Бурановские бабушки», а на английском языке ее записала группа Brazzaville.
Над песней также поиздевалась певица Натали.
Интересные факты
- Вскоре после выхода «Звезды по имени Солнце» возникла версия о том, что она представляет собой перевод какой-то зарубежной песни.
Текст песни «Звезда по имени Солнце» – Кино, Виктор Цой
Белый снег, серый лед,
На растрескавшейся земле.
Одеялом лоскутным на ней –
Город в дорожной петле.
А над городом плывут облака,
Закрывая небесный свет.
А над городом – желтый дым,
Городу две тысячи лет,
Прожитых под светом Звезды
По имени Солнце…
И две тысячи лет – война,
Война без особых причин.
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин.
Красная, красная кровь –
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива
И согрета лучами Звезды
По имени Солнце…
И мы знаем, что так было всегда,
Что Судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым.
Он не помнит слово “да” и слово “нет”,
Он не помнит ни чинов, ни имен.
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон,
И упасть, опаленным Звездой
По имени Солнце…
Цитата о песне
Мотивы художника – это сокровенная тайна, которую порой и он сам не знает.
Рашид Нугманов (о мотивах написания «Звезды»)
Источник
Смысл песни Звезда по имени солнце
Легендарная группа «Кино» покорила умы и сердца слушателей еще в 80-ых. Своеобразная манера исполнения рока (вместо ударных звучал «попсовый» синтезатор) и философские тексты делали группу неповторимой. А лидер коллектива, Виктор Цой, обрёл в буквальном смысле «бессмертие» своими творчеством и харизмой.
«Кино» появилось в начале 80-ых, как любительское трио с репетициями в полуподвальных помещениях и дружескими квартирниками. Значительную помощь начинающим музыкантам оказал тогда уже известный Борис Гребенщиков. В 1984 году группа записала первый профессиональный альбом «Начальник Камчатки» (тоже благодаря протекции Гребенщикова). Успех группы прервался так же внезапно, как и возник: в августе 1991 года в автомобильной аварии погиб ум и сердце коллектива – Виктор Цой.
За год до его смерти был записан альбом «Звезда по имени солнце». Одноименную песню Цой добавил в сборник в последний момент, тем самым определив название всему альбому. Практически все тексты песен Виктор писал сам, потому особенно интересно подробно проанализировать знаковую вещь «Звезда по имени солнце».
Начало песни ассоциирует «растрескавшуюся землю» с распадом СССР («лоскутное одеяло»). На фоне напряженной ситуации между людьми вспоминается небесный свет: народ за дрязгами и суетой забыл о Божественной составляющей этого мира. Цой открыто не говорил о своей религиозности, но следующие строчки («городу 2000 лет») говорят о Христе. Иисус рождён 2000 лет назад, а значит столько же и новому миру. Столько же лет и ведется борьба добра со злом – «война без особых причин». По мнению автора, воюют именно молодые люди, полные противоречий и страстей.
В следующих строках говорится о крови, о ее свойствах и значимости. Кровь – сама жизнь, подпитывающая человека, наполняющая и точно так же имеющая силу опустошить, разрушить. И если жить не по законам крови, толпы, то получаешь вечную жизнь, что куда важнее сиюминутных страстей. «И кому умирать молодым» – снова религиозный подтекст, ведь Христа распяли в 33 года.
Не знает «да» и «нет», не помнит чинов-имён только Бог. Он абсолютно беспристрастен, для него мы все равны. Последние строки можно понимать двояко: дотянуться до звезд мог небожитель, но это могло быть и стремлением очень одаренного и амбициозного человека. Опаленный звездой Солнцем – гибель героя, крушение его надежд.
Песня стала одной из последних в недолгом творчестве Виктора. Потому одним из вариантов смысла «Звезды по имени солнце» рассматривается ее автобиографичность. И та самая звезда – Цой, опаленный славой и погибший в самом ее зените. Песня будто пророчество: предсказывает не только развал огромной страны, но и скорую смерть самого певца, ставшего к началу 90-ых настоящей легендой. Потому даже бытовало мнение, что песенным текстом Цой предупреждал о своем скором уходе и что песня – шифр к настоящей причине смерти (если не верить в официальную версию со случайной аварией на шоссе).
Первоначально песня прозвучала в фильме «Игла», потому появляется ещё одна трактовка, созвучная с идеей фильма. Герой в одиночку противостоит круговой поруке мира наркотиков. Силы не равны, но за героем правда, а значит он пребывает в вечности: «дотянуться до звёзд…упал опаленный».
Философия и глубина текстов Цоя не устаёт вызывать споры как у критиков-профессионалов, так и у простых обывателей. Сколько мнений, столько и смыслов у песни, – возможно, именно так и хотел Виктор. Пока мы слушаем его музыку, она жива, а значит – Цой жив.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.1 / 5. Количество оценок: 11
Источник
dimmho
Сундучок Остатков
от диалогов
Разбор стихов «Звезда по имени Солнце»
Звезда по имени Солнце
Белый снег, серый лед,
На растрескавшейся земле.
Одеялом лоскутным на ней —
Город в дорожной петле.
А над городом плывут облака,
Закрывая небесный свет.
А над городом — желтый дым,
Городу две тысячи лет,
Прожитых под светом Звезды
По имени Солнце.
И две тысячи лет — война,
Война без особых причин.
Война — дело молодых,
Лекарство против морщин.
Красная, красная кровь —
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива
И согрета лучами Звезды
По имени Солнце.
И мы знаем, что так было всегда,
Что судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым.
Он не помнит слово «да» и слово «нет»,
Он не помнит ни чинов, ни имен.
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон,
И упасть, опаленным Звездой
По имени Солнце.
Разбор стихов
1 Белый снег, серый лед,
2 На растрескавшейся земле.
Стихи 1 и 2 сами по себе не понятны. Как снег и лед могут лежать на растрескавшейся земле? Зима в пустыне? В рок-поэзии советской эпохи «зима» ассоциировалась с тогдашним незыблемым социализмом, наследие шестидесятников. В контексте социально-политического протеста нужно понимать практически все песенки нашего рок-андеграунда того веремени. Вместе с тем, песни Цоя зачастую имеют и наркоманский контекст. Так «белый снег» вполне ассоциируется с героином, а «растескавшаяся земля» тогда жаждет этот снег растопить и заполучить. Однако дальнейший текст наркоманские ассоциации практически вычеркивает, несмотря на то, что мировоззрение хиппи по крайней мере от травы не отделимо.
3 Одеялом лоскутным на ней —
4 Город в дорожной петле.
Стихи 3 и 4 дорисовывают картину и проясняют прямой смысл первых стихов. Образ создается следующий. Лирический герой (камера, тот, кто видит «картинку») видит все с большой высоты. Снег и Лед покрывают Горы (растрескавшаяся земля), но «мы» движемся над ними и вот видим за горами город и дорогу вокруг него. Лично мне на ум приходит Алма-Ата, но ей кажется не 2000 лет.
5 А над городом плывут облака,
6 Закрывая небесный свет.
7 А над городом — желтый дым,
8 Городу две тысячи лет,
9 Прожитых под светом Звезды
10 По имени Солнце…
«Небесный свет» содержит намек на свет истины, свет Иисуса Христа. Таким образом, в силу естественных (облака) и искусственных (дым) причин, город зачастую отрезан, отгорожен от света истины. Ассоциация «небесный свет – благодать» была бы слабовата для таких далеких экспликаций, но 2000 лет трудно истолковать иначе как 2000 лет от Рождества Христова. Так что первая строфа актуализирует именно медитативно-философски-р елигиозные смыслы.
11 И две тысячи лет — война,
12 Война без особых причин.
13 Война — дело молодых,
14 Лекарство против морщин.
15 Красная, красная кровь —
16 Через час уже просто земля,
17 Через два на ней цветы и трава,
18 Через три она снова жива
19 И согрета лучами Звезды
20 По имени Солнце.
Вторая строфа выражает хиппи-пацифистические идеи. Лирический герой сокрушается по поводу бессмысленной и долгой «войны» между человеками. Он понимает вкус боя, но не видит его смысла. Цветы здесь – те самые цветы, которые хиппи вставляли в стволы автоматов. «Снова жива» – значит «молдой» не просто пролил «кровь», но был убит; и через цветы и мир – оживает снова. Как говорят на пасху – «смертью смерть поправ».
21 И мы знаем, что так было всегда,
22 Что судьбою больше любим,
23 Кто живет по законам другим
24 И кому умирать молодым.
Тут пересечение хиппической идеи «жить быстро – умереть молодым» и христианской идеи «кого Бог любит – раньше к себе заберет».
25 Он не помнит слово «да» и слово «нет»,
26 Он не помнит ни чинов, ни имен.
27 И способен дотянуться до звезд,
28 Не считая, что это сон,
29 И упасть, опаленным Звездой
30 По имени Солнце.
Это сатори, просветление, расширение сознания. Временно утратив рациональную составляющую сознания, мы получаем возможность напрямую соприкоснуться с истиной. Однако занятие это опасное, гибелью грозит. Понимать это можно трояко.
– Просветление благодаря наркотикам. Опасность наркотиков ясна.
– Просветление благодаря медитации. Самопальные опыты в этом плане так же уничтожают человека.
– Безумный социально-политический протест. Всех рок-музыкантов того времени как минимум допрашивали в КГБ. У них были, как минимум, проблемы с трудоустройством и учебой в ВУЗе. Уж убивало ГБ кого-то из рок-тусовщиков или нет – судить не возьмусь. Там у всех и так был суицид в голове. Больше половины передознулось, некоторые еще как-нибудь кинулись – 30-летний рубеж перешагнули не многие. А когда им сейчас 50 лет засветило – их уже почти не осталось. И ГБ в любом случае тут не при чем. Чтобы в России долго протестовать и оставаться в живых надо от природы очень живучим быть. Не мытьем так катаньем российская жизнь возьмет протестующего за горло и как начнет загибать – каралькой станешь.
Источник