Меню

Звезда по имени солнце обложка

Звезда по Имени Солнце (альбом) – Кино

«Звезда по имени Солнце» – шестой официальный альбом группы «Кино», записанный в 1988 году и выпущенный в распространение летом 1989 года. Является первой работой коллектива, записанной в профессиональной студии. Последний прижизненный альбом Виктора Цоя.

История создания альбома

Работа над материалом для альбома «Звезда по имени Солнце» началась после выпуска «Группы Крови» и по окончании съёмок Виктора Цоя в художественном фильме «Игла» (Казахфильм, 1988). Именно в Алма-Ате, где проходили съёмки этой картины, лидер «Кино» написал несколько вошедших в альбом песен.

Черновая запись альбома проходила в домашней студии группы, которая базировалась в квартире Георгия Гурьянова. Музыканты делали демо-версию на ту же портастудию, которую использовали для записи предыдущей работы – альбома «Группа Крови». Впоследствии кассета с черновиком была утеряна – Георгий Гурьянов забыл её в такси и по сей день ни одна копия этой записи так и не была обнаружена.

Чистовой вариант альбома музыканты решили писать на профессиональной студии. Для этой цели директор коллектива Юрий Белишкин арендовал студию эстрадного певца Валерия Леонтьева, где в декабре 1988 года был записан окончательный вариант альбома. Сведение материала производилось с 3 по 10 января 1989 года.

Звукорежиссёром альбома «Звезда по имени Солнце» стал Михаил Кувшинов. Позже он вспоминал, что в процессе работы заглавная песня музыкантами не исполнялась. Альбом же они записывали под рабочим названием «Пачка Сигарет». Подробная информация об этом опубликована в книгах Виталия Калгина «Виктор Цой. Биография. Жизнь замечательных людей» (издательство «Молодая гвардия», 2015) и «Виктор Цой и его КИНО» (издательство АСТ, 2015). По словам Кувшинова, главную песню Цой «достал» в последние дни записи и музыканты аранжировали её прямо в студии.

Варианты издания альбома

Новый альбом поступил в киоски звукозаписи летом 1989 года. Запись тиражировалась на магнитофонных кассетах, при этом её создатели авторские отчисления от продажи своего труда не получали. Решение отложить выпуск альбома было продиктовано желанием не снижать интерес аудитории к предыдущей работе – «Группа Крови».

Первое официальное издание альбома «Звезда по имени Солнце» появилось в 1993 году. На виниловых пластинках запись выпустила компания Moroz records. К этому релизу и было сделано художественное оформление (автор Андрей Гусев), основой для которого послужило схематическое изображение солнечного затмения. Тогда же альбом вышел на компакт-дисках на лейбле Артемия Троицкого General records.

В 1994 году фирма Moroz records выпустила альбом на магнитофонных кассетах. Спустя год, в 1995-ом, запись вышла в Германии на лейбле Konzert Agentur Michael Friedmann. Очередное российское издание появилось в 1996 году. Альбом выпустила фирма Moroz records, сделав цифровой ремастеринг материала, но воздержавшись от добавления бонус-треков.

Звезда по имени Солнце – виниловая пластинка

Первое издание альбома «Звезда по имени Солнце» на виниле появилось в 1993 году. Релиз осуществила компания Moroz records. Пластинка была выпущена по заказу Фонда имени Виктора Цоя. На внутреннем конверте издания размещена статья Артемия Троицкого и фотографии музыкантов. Тираж печатался на апрелевском заводе.

Второе издание этого альбома на виниле появилось в 2012 году и было приурочено к 50-летию Виктора Цоя. Релиз осуществила компания Moroz records в рамках серии «Коллекция КИНО на виниле». Лейбл позиционировал издание как лимитированное, планируя выпустить только 1000 экземпляров альбома и от дальнейшего переиздания воздержаться. Однако, в 2015 году альбом «Звезда по имени Солнце» снова был переиздан на дисках-гигантах.

Разворот конверта винилового издания 2012 года

Производство нового винила велось в Германии. Альбом напечатан на дисках чёрного цвета. Тип упаковки – gatefold. На внутреннем развороте конверта размещены фотографии музыкантов «Кино» и тексты песен.

Трек-лист альбома

Основой для альбома «Звезда по имени Солнце» послужили песни Виктора Цоя, написанные в 1988 году. Во время сессий звукозаписи для этой пластинки музыканты записали несколько композиций, которые не включили в итоговую версию. Это песни «Вопрос», изданная лишь в 2000 году на сборнике «История Этого Мира», и «Следи за собой», вошедшая в новой аранжировке в «Чёрный Альбом». Последнюю музыканты планировали издать в виде сингла сразу после выхода «Звезды», однако этим планам не было суждено сбыться. Также существует мнение, что именно во время работы над этой записью музыканты записали черновую версию композиции «Сосны на морском берегу».

Стоит отметить, что песни «Апрель», «Сказка» и «Место для шага вперёд» никогда не исполнялись группой на концертах. Гитарист коллектива Юрий Каспарян объяснял это тем, что из-за сложностей аранжировки им так и не удалось воспроизвести названные произведения в живом исполнении максимально близко к студийной версии.

Кино – Звезда по имени Солнце – слушать онлайн

Участники записи альбома

Альбом «Звезда по имени Солнце» записан основным составом группы «Кино» без привлечения сессионных музыкантов.

Источник

Где записывался альбом «Звезда по имени Солнце»?

В 1988 году у группы «КИНО» начались регулярные гастроли, перемежающиеся съемками, поэтому запись нового альбома велась урывками и растянулась на целый год. Демоверсия «Звезды по имени Солнце», так же как и «Группа крови», была записана на четырехканальную порто-студию «Yamaha MT-44» в квартире Георгия Гурьянова. Рождалась она в период с февраля по май 1988 года. Сам же альбом решено было записать в Москве, в профессиональной студии.

Для записи и сведения окончательного варианта альбома группа «КИНО» арендовала студию Валерия Леонтьева на северо-востоке Москвы, в районе метро «Преображенская». По тем временам студия была оборудована хорошо (16-канальный «Фостекс»), однако приспособлена была скорее для записи эстрадных песен, нежели рок-музыки.

Студию нашел тогдашний директор группы Юрий Белишкин.

Эта студия тогда была одной из лучших в Москве. Мы устраивали ему (Леонтьеву) концерты в «Бенефисе», а он предложил нам эту студию. К Цою вообще артисты относились очень хорошо. Ведь он был нормальным человеком, помимо того, что очень интересный в творчестве. Там у меня были знакомые, и я с ними договорился сделать запись за очень небольшую сумму. Рассказал об этом Вите. Он вручил мне деньги, и я их просто передал по назначению.

С 21-го по 30 декабря 1988 года мы находились в Москве, жили в далекой от центра гостинице ВДНХ, записывались на студии. Закончить запись не успели и на Новый год уехали в Ленинград, а потом возвратились в Москву и с 3-го по 10 января снова делали альбом «Звезда по имени Солнце». Я все время на студии находился, на кухне там сидел. Все очень быстро происходило, легко. Цой писал вокал почти всегда с первого дубля. Делалось все в охотку, с шутками. Там была небольшая студия, и мы обычно проводили время на кухне, пока кто-то из музыкантов записывался. Курили, пили чай, слушали музыку, потом он заходил в студию и без напряжения, без пота, без споров легко работал.

Цой и Гурьянов вообще достаточно быстро сделали все, что от них требовалось, а вот Каспарян и Тихомиров достаточно долго возились, но все же они удивили звукорежиссеров студии тем, что, врубившись в аппаратуру, к концу записи уже сами практически заменили звукорежиссеров.

Юрий Владимирович Белишкин немного ошибается. С 21-го по 30 декабря 1988 года группа «КИНО» действительно записывала альбом «Звезда по имени Солнце». А вот с 3-го по 10 января 1989 года музыканты «КИНО» записывали материал для «французского сборника» — «Последний герой».

Студия — это была вообще довольно большая старая квартира, полностью переделанная под эту студию. Это на Преображенке было, здание это не сохранилось, его лет пять-шесть назад сломали и построили там какой-то гигантский монстр на этом месте.

Сегодня, многие поклонники «КИНО» задаются вопросом – а где же именно располагалась данная студия?

Михаил Кувшинов помог с определением расположения ныне существующей студии, и для всех кому интересна эта информация, я выкладываю карту с привязкой, что называется, к местности.

Читайте также:  Положения солнца над горизонтом летом

Источник

Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве

Кур.С.Ив. ом

Сайт Курия Сергея Ивановича

Рок-толкование песен группы КИНО: альбом «Звезда по Имени Солнце» (1989)



Информацию об отдельной песне и комментарии к ней можно прочесть, открыв страничку этой песни.

Виктор Цой — вокал, гитара
Юрий Каспарян — лидер-гитара
Игорь Тихомиров — бас
Георгий Гурьянов — ударные

Слова — Виктор Цой
Музыка и аранжировки — КИНО

Записано в 1988-89 годах на студии Валерия Леоньтева

Ремастерировано в 1996 году на студии MMS
Звукорежиссер ренастеринга — Евгений Гапеев

Фото — Георгий Молитвин, Валентин Скляров
Дизайн сбпожки — Андрей Гусев
Дизайн серии — Василий Гаврилов, Павел Семенов


MC, 1988
CD, «Moroz Records», 1996 (с бонусами)
.

***
Интервью В. Цоя в Минске. 5-7 мая 1989 г.
«Знамя юности» (Минск). Сентябрь 1989 г.:

— Планы на будущее? Когда выйдет новая программа КИНО? Как она будет называться?

— Ну, новый альбом уже записан и готов. Когда он выйдет, я еще не знаю, потому что мы хотели все-таки выпустить его, ну, попытаться как-то его оттиражировать, чтобы он дошел до слушателя в хорошем качестве. Потому что все эти перезаписи, они… вы сами понимаете. Но как он называется, еще пока не скажу, потому что… еще точно не решили.

— Ну, знаете ли… О чем он. Так вы послушаете и…

***
Интервью В. Цоя газете «Комсомолец Кубани». 30.06.1989:

— Как будет называться новый альбом и скоро ли он появится?

— Он будет называться «Звезда по имени Солнце». А что касается того, как скоро он появится, сказать трудно. В стране только одна фирма звукозаписи — «Мелодия», с которой у меня очень сложные отношения…

Из передачи «Летопись», «Наше радио»:

Наигранную на концертах программу решили записывать не привычным образом — на домашней порто-студии — а в профессиональных условиях. Директор группы Юрий Белишев договорился со студией Валерия Леонтьева на ВДНХ. Однако с самой звездой эстрады «киношники» так и не пересеклись. С ними работал звукорежиссер Михаил Кувшинов. Запись альбома началась в декабре 88-го.

М. Кувшинов:
В один прекрасный момент ко мне пришел директор Леонтьев и сказал: «Вот, Миша, надо поработать. Есть наши друзья — Виктор Цой и группа КИНО. Я не могу сказать, чтобы я был фанатом Цоя, но глубина текстов меня поражала всегда. И поэтому с каким-то таким трепетом я приступил к этой работе. Не могу сказать, что сразу мы нашли какой-то контакт, потому что это была первая запись на профессиональной студии у группы КИНО, поэтому возникало много технологических проблем — они привыкли так, а на самом деле надо бы записать так… Но где-то дня через два-три мы очень притерлись и неожиданно для меня здорово подружились. То есть, мы сблизились очень сильно, и работа просто пошла.
… Писали с утра до ночи, не замечали абсолютно время какое идет. Усталости не было никакой, было просто интересно работать.

… Официально альбом «Звезда по имени Солнце» так и не был издан. Только в 1996 году его отремастировали и выпустили на компакт-дисках. Именно тогда у альбома впервые появилась обложка.

***
Интервью с Ю. Белишкиным, продюсером КИНО в 1988-89 гг., «АНТРАКТ» № 1/1991 г.:

— При вас, Юрий, был записан альбом «Звезда по имени Солнце». По-моему, в первый и, увы, в последний раз Цой и компания работали в настоящей профессиональной студии…
— Да, это были отличные деньки. С 21 декабря по 30-е мы находились в Москве, жили в далекой от центра гостинице ВДНХ, записывались на студии Валерия Леонтьева. Цой не был особенно занят — свои вокальные партии он наложил буквально с первого дубля. А Каспарян с Тихомировым удивили звукорежиссеров студии тем, что с ходу врубились в аппаратуру, а к концу записи уже сами практически заменили звукорежиссеров. Закончить запись не успели и на Новый год уехали в Ленинград, а потом возвратились в Москву и с 3 по 10 января снова делали альбом «Звезда по имени Солнце».
— Вы ничего не путаете — ведь альбом вышел в конце лета — начале осени 1989-го?
— Ребята решили не частить с альбомами и тормознули уже записанный материал, рассчитывая выпустить его примерно через год после «Группы крови».


КИНО в 1989 г.

***
А. Троицкий (информация с буклета CD 1993 г.):

Обвальный успех и массовая «киномания», свалившиеся на Цоя и его группу после выхода в свет «Группы крови», неизбежным образом повлияли на расслабленный, «альтернативный» стиль жизни «Кино». Начались нескончаемые гастроли, участия в телесъемках, заграничные поездки и т.п. Поэтому запись очередного, седьмого по счету альбома происходила урывками и заняла в итоге довольно много времени. Так же, как и «Группа крови», «Звезда…» вначале была записана в черновом виде на четырехканальную домашнюю студию «Ямаха» в квартире Густава — Георгия Гурьянова. Эта предварительная запись была сделана в период с февраля по май 1988 года. К сожалению, оригинальная кассета была утеряна — по словам Густава, он забыл ее в такси. Копии, если и сохранились, до сих пор не обнаружены.
Для записи и сведения окончательного варианта альбома группа на месяц (с середины декабря 88-го по середину января 89-го) арендовала студию Валерия Леонтьева на северо-востоке Москвы, в районе метро «Преображенская». По тем временам, студия была оборудована хорошо (16-канальный «Фостекс»), однако приспособлена была скорее для записи эстрадных песен, нежели рок-музыки.
Это обстоятельство сказалось на конечном результате: звучание «Звезды по имени Солнце» заметно мягче и сглаженнее, чем у других альбомов «Кино». Питерский «черновик» пластинки, по мнению музыкантов, звучал намного живее… Впрочем, винить «киношникам» некого: продюсировали запись они сами; приглашенных музыкантов и консультантов на студии не было (сам Леонтьев тоже не появлялся).
Альбом поступил в киоски звукозаписи в феврале 1989 года и имел большой успех (иначе быть уже не могло). У музыкантов, однако, осталось чувство неудовлетворенности. По мнению Игоря Тихомирова, «туповато» были аранжированы «Невеселая песня» и «Сказка с несчастливым концом», и в целом запись имеет налет «эстрадности». С другой стороны, «Пачка сигарет» удалось на славу… Думаю, что и заглавная песня альбома (написанная, кстати, раньше всех остальных) может считаться одной из лучших, вышедших из-под пера Цоя.

FUZZ: Группа как-то планировала денежные расходы — на инструменты, на запись альбома? Как и кем эти вопросы решались?

Юрий: Деньги я все отдавал Вите, — он распоряжался финансами. Мне посчастливилось организовывать всю эту историю с альбомом «Звезда По Имени Солнце». Я нашел студию Валерия Леонтьева. Там у меня были знакомые, и я с ними договорился сделать запись за очень небольшую сумму. Рассказал об этом Вите. Он вручил мне деньги, и я их просто передал по назначению. Альбом начали писать в конце 1988 года, а закончили 12 января 1989-го. Я все время на студии находился, — на кухне там сидел. Все очень быстро происходило, легко. Пили чай, курили и, как бы между делом, записали такой классный альбом. Было ощущение, что Витя вообще все записал с одного дубля.

FUZZ: Когда он пел, остальные что делали?

Юрий: Со звуком что-то… Пытались помочь, подсказать. Особенно Тихомиров. Цой и Гурьянов вообще достаточно быстро сделали все, что от них требовалось, а вот Каспарян и Тихомиров достаточно долго возились.

.
***
Интервью В.Цоя украинскому радио, май 1990 года:

— Виктор, твоя последняя работа называется «Звезда по имени Солнце». Зная, что ты очень много, в отличие от «попсовых» групп, вкладываешь в названия, тексты песен, хочу спросить: название альбома — намек на себя или на что-то неопределенное?

Читайте также:  Движет солнце светила данте

— Скорее на неопределенное, чем на себя. Хотя… Не знаю.

***
Виталий Калгин «Виктор Цой» (из серии «ЖЗЛ» — М. Молодая гвардия, 2015):

В 1988 году Цой, сочинивший к тому моменту много новых песен, решил записать еще один альбом. Правда, регулярные гастроли, перемежающиеся съемками, всё время мешали репетициям, и на студийную работу вечно не хватало времени. Поэтому записывался альбом урывками и в течение целого года.
Демоверсия «Звезды по имени Солнце», так же как и «Группа крови», была записана в феврале— мае 1988 года на четырехканальную порто-студию «Yamaha МТ-44» в квартире Георгия Гурьянова. У музыкантов была возможность поэкспериментировать со звуком, они записывали разные версии песен, делали пробные сведения. Все варианты песен, которые могли бы быть неким оригинальным сведением, Георгий Гурьянов записывал отдельно, на свою кассету. Однако впоследствии, во время очередной поездки из Москвы в Петербург, эту кассету «подрезали» у него из кармана. По словам Гурьянова, его расстроил не сам факт кражи кассеты с демо-песнями «КИНО», а то, что вместе с ней пропала его личная, уже записанная музыка…

К декабрю группа, выкроив время, вплотную подошла к записи нового альбома, решив записать его до нового, 1989 года. Администратор группы Юрий Белишкин, через знакомых, нашел профессиональную звукозаписывающую студию Валерия Леонтьева, располагавшуюся в Москве, недалеко от станции метро «Преображенская». Белишкин связался с директором Леонтьева, Николаем Карой, и тот пригласил Юрия приехать, посмотреть на работу студии. Белишкин по достоинству оценил качество аппаратуры и передал Цою на рассмотрение найденный вариант. Цой согласился, передал через Белишкина необходимую для оплаты студии чисто номинальную сумму и подписал необходимые документы.

Двадцать первого декабря группа «КИНО» приехала в Москву, устроилась в гостинице «ВДНХ» и начала работу над альбомом, получившим рабочее название «Пачка сигарет». По тем временам студия была укомплектована весьма неплохим набором аппаратуры, но приспособлена была скорее для записи эстрадных песен, нежели рок-музыки, что совершенно не смутило музыкантов «КИНО». Через два дня они достигли полного контакта со звукорежиссером Михаилом Кувшиновым и окончательно погрузились в творческий процесс…
Впоследствии свидетели той работы вспоминали, что, пока музыканты записывали звуковой ряд, Цой, контролировавший процесс и ожидавший своей очереди на запись вокала, тихо сидел, попивая шампанское, и читал «Диалоги» Платона, взятые из Наташиной домашней библиотеки…
Тридцатого декабря музыканты записали последнюю песню нового альбома, которой суждено было стать заглавной.

Михаил Кувшинов: «В альбом изначально не входила песня “Звезда по имени Солнце”, потому что ее не было… Или же она была, но не предполагалась к записи. Альбом планировалось назвать “Пачка сигарет”, и песня “Звезда по имени Солнце” не была записана, и когда уже в последний день все приехали и собрались, для того чтобы прослушать альбом целиком, Витя встал и сказал: “Вы знаете, как будет называться альбом?” Все немножко удивились: “А разве не ‘Пачка сигарет’?” — “Нет. Альбом будет называться ‘Звезда по имени Солнце’”. Все спросили: “А почему?” — “Да потому, что тут будет такая песня, мы ее сейчас запишем”. И песня была записана буквально за пару-тройку часов и тут же была сведена… Это было буквально за день до Нового года, 30 декабря…»

В 1988 году у группы «КИНО» начались регулярные гастроли, перемежающиеся съемками, поэтому запись нового альбома велась урывками и растянулась на целый год. Демоверсия «Звезды по имени Солнце», так же как и «Группы крови», была записана на четырехканальную портостудию «Yamaha МТ-44» в квартире Георгия Гурьянова. Рождалась она в период с февраля по май 1988 года. Как пишет А. Троицкий, «к сожалению, оригинальная кассета была утеряна – по словам Гурьянова, он забыл ее в такси. Копии, если и сохранились, до сих пор не обнаружены» .

Георгий Гурьянов:
Это наглая ложь, просто чушь. Я ничего не терял. Никакой потери демо-альбома не было. В действительности было так: мы записывали разные версии, пробные сведения на кассете, на моей я записывал те, которые мне самому нравились, которые могли бы быть неким оригинальным сведением. Например, там могло быть больше секвенсоров, еще что-то… и во время очередной поездки из Москвы в Петербург у меня из кармана эту кассету «подрезали». Самое главное, там была моя музыка, композиторство. И несколько треков «КИНО», просто так сведенных, для меня… Так что ничего оригинального в такси я не оставлял .

До нас дошли лишь «Песня без слов» и «Сказка» с этой демоверсии. Есть и другие «черновики» песен с этого альбома – например, акустические демо-записи песен «Стук», «Печаль» и «Апрель». «Звезда по имени Солнце», заглавная песня альбома, была написана во время съемок фильма «Игла» в 1987 году, буквально на глазах у Марины Смирновой и Рашида Нугманова, и, соответственно, вошла в фильм (там же написана и песня «Место для шага вперед»). Поэтому первоначально ее записывали на студии «Мосфильма». Предположительно к этой же «мосфильмовской» записи относят и первую версию «Невеселой песни», которая, по словам Каспаряна, нравится ему больше, чем альбомная.
Материал этого альбома примечателен тем, что целых три песни с него – «Сказка», «Апрель» и «Место для шага вперед» – никогда не исполнялись группой на концертах. А все остальные песни стали концертными хитами, и на них были сняты клипы.

Альбом «Звезда по имени Солнце» был первой записью группы «КИНО», сделанной на профессиональной студии. Для записи и сведения окончательного варианта альбома группа на месяц ‹…› арендовала студию Валерия Леонтъева на северо-востоке Москвы, в районе метро «Преображенская». По тем временам студия была оборудована хорошо (16-каналъный «Фостекс»), однако приспособлена была скорее для записи эстрадных песен, нежели рок– музыки .
Студию нашел тогдашний директор группы Ю. Белишкин.

Юрий Белишкин:
Эта студия тогда была одной из лучших в Москве. Мы устраивали ему (Леонтьеву) концерты в «Бенефисе», а он предложил нам эту студию. К Цою вообще артисты относились очень хорошо. Ведь он был нормальным человеком, помимо того что очень интересный в творчестве . Там у меня были знакомые, и я с ними договорился сделать запись за очень небольшую сумму. Рассказал об этом Вите. Он вручил мне деньги, и я их просто передал по назначению .

По словам Белишкина, альбом начали писать в конце 1988-го, а закончили 12 января 1989 года.

С 21 по 30 декабря мы находились в Москве, жили в далекой от центра гостинице ВДНХ, записывались на студии… Закончить запись не успели и на Новый год уехали в Ленинград, а потом возвратились в Москву и с 3 по 10 января снова делали альбом «Звезда по имени Солнце». Я все время на студии находился, на кухне там сидел. Все очень быстро происходило, легко. Цой писал вокал почти всегда с первого дубля. Делалось все в охотку, с шутками. Там была небольшая студия, и мы обычно проводили время на кухне, пока кто-то из музыкантов записывался. Курили, пили чай, слушали музыку, потом он заходил в студию и без напряжения, без пота, без споров легко работал .
Цой и Гурьянов вообще достаточно быстро сделали все, что от них требовалось, а вот Каспарян и Тихомиров достаточно долго возились, но все же они удивили звукорежиссеров студии тем, что, врубившись в аппаратуру, к концу записи уже сами практически заменили звукорежиссеров .

Звукорежиссером той записи на студии Леонтьева был, кстати, Михаил Кувшинов.

Михаил Кувшинов:
В один прекрасный момент ко мне пришел директор Леонтьева и сказал: «Вот, Миша, надо поработать. Есть наши друзья – Виктор Цой и группа „КИНО“». Я не могу сказать, чтобы я был фанатом Цоя, но глубина текстов меня поражала всегда. И поэтому с каким-то таким трепетом я приступил к этой работе. Не могу сказать, что сразу мы нашли какой-то контакт, потому что это была первая запись на профессиональной студии у группы «КИНО», поэтому возникало много технологических проблем – они привыкли так, а на самом деле надо бы записать так… Но где-то дня через два-три мы очень притерлись и неожиданно для меня здорово подружились. То есть мы сблизились очень сильно, и работа просто пошла в кайф.
Писали с утра до ночи. Не замечали абсолютно время, усталости не было никакой. Было просто очень интересно работать: мы искали новое звуковое решение для звучания группы. Уже почти заканчивали альбом, когда решили отслушать материал полностью от начала до конца. И после отслушивания все вместе сказали: все здорово, но это не «КИНО».
Тогда мы начали думать, что к чему. Витя предложил: а давайте попробуем сравнить, что отличает эту запись от всех предыдущих? Начали слушать, и все пришли к выводу, что Витин голос, записанный профессиональным микрофоном, не звучит как-то. Витя полез в свою гитару и вытащил оттуда какой-то бытовой японский микрофончик, с которым были записаны все предыдущие альбомы. Мы перезаписали все голосовые треки от начала до конца за один день, и вот тогда это зазвучало непосредственно как группа «КИНО».
Это было чуть хуже по качеству… вернее, «чуть» – это скромно сказано. Но зато это зазвучало так, как все к этому привыкли .

Что касается непосредственно Кувшинова, то впоследствии он рассказал несколько интересных фактов. Например, историю о том, что рабочим названием альбома «КИНО» было «Пачка сигарет».

Читайте также:  Детективы дашкова место под солнцем

Две готовые песни в итоге не вошли в альбом – это «Вопрос» и «Следи за собой». Первая была известна сначала узкому кругу фанатов по бутлегерам, затем ее случайно нашли, она была отреставрирована все тем же М. Кувшиновым и издана в сборнике «История этого мира». Вторая, по словам Гурьянова, выпадала из альбома и вышла в итоге на «Черном альбоме». Предположительно после записи «Звезды по имени Солнце» в этой же студии записаны «Сосны на морском берегу», вошедшие в сборник «Последние записи».

Хотя альбом и был записан в конце 1988-го – начале 1989-го, вышел он в конце лета – начале осени 1989 года. А Троицкий при этом пишет, что альбом поступил в киоски звукозаписи в феврале. На самом же деле музыканты решили не выпускать его сразу, чтобы не ухудшать результаты продаж предыдущего альбома «Группа крови».

При выпуске альбома «киношники» пошли в обход фирмы «Мелодия». Они записали его на собственные деньги, а тиражировали через кооператив «Гармония». Поскольку отпечатать альбом на пластинках не удалось (до 1993 года он издавался только неофициально на компакт-кассетах), участники группы не получили ни копейки с его распространения.

У альбома «Звезда по имени Солнце» изначально не было никакой официальной обложки.

Георгий Гурьянов:
У «Звезды по имени Солнце» тоже такая же ужасная история. Нет обложки совсем. Вообще это больное место, так не должно было быть, конечно. Да и во многих альбомах не то что обложки, а сама музыка немного другая, немного не то, что хотелось бы слышать, видеть… Хотя нормально получилось. Немного сыровато, но мне нравится. Хотя мне бы нравилось в любом виде это.

Знаменитая обложка с солнечным затмением на черном фоне, ставшим логотипом группы «КИНО», нарисована в 1993 году Л. Гусевым для издания «Moroz Records» на пластинках. В 1996 году логотип отремастировали и выпустили на компакт-дисках и кассетах.

***
Александр Житинский «Виктор Цой»:

Случилось так, что я стал одним из первых слушателей этого альбома, да еще в присутствии самого Виктора и Константина Кинчева.
Дело происходило в московской квартире Кости. Я точно запомнил день – 17 февраля, потому что это произошло в годовщину гибели Саши Башлачева. Мы с женой приехали к Косте, предварительно созвонившись по телефону, чтобы взять у него интервью для книги «Путешествие рок дилетанта», над которой я тогда работал.
А приехав к Косте, я сразу достал из портфеля бутылку коньяка, потому что хорошо помнил об этой годовщине, так же как и Кинчев.
И мы первым делом помянули Сашу, а потом стали разговаривать обо всем, а на столе лежал включенный диктофон. К сожалению, наша беседа совсем не напоминала интервью, я никогда не готовлю вопросов заранее, просто беседуем. Что непонятно – спрашиваю. И никогда не делаю записей для памяти, что совсем уж непрофессионально.
А в данном случае стоило бы сделать.
Потому что часов в девять вечера раздался телефонный звонок, и Костя снял трубку. Коротко с кем то поговорив, он повесил трубку и объявил:
– Сейчас Цой приедет. У него новый альбом, ему не терпится, чтобы я послушал.
И действительно, через полчаса в кухню, где мы сидели, вошли Витя и Наталья. Они устроились за столом, им налили. Пока Цой ехал, мы с Кинчевым предусмотрительно смотались в магазин, потому что принесенная мной бутылка уже практически опустела.
Цой вынул из кармана коробочку с кассетой и передал Кинчеву.
– Поставь. Еще почти никто не слышал. Называется «Звезда по имени Солнце».
Мы тогда еще не смотрели фильм под названием «Игла», который начинается с этой песни, хотя его премьерный показ уже состоялся в Ленинграде. Почему я на нем не был – объяснению не поддается, единственной причиной могло быть то, что меня в Ленинграде не было.
А перед тем, как позвонил Цой, мы уже успели за разговорами прослушать и новый Костин альбом «Шестой лесничий». Песни с этого альбома еще, что называется, «были в ушах», а тут из магнитофона полилось что то совсем другое. Что естественно.
Я стал слушать – и чего то не покатило. Дело в том, что я очень люблю «Группу крови», а здесь мне показалось, что это повтор. Я слушал, слушал, а песне на третьей сказал Вите, мол, что то не то… Кажется, я даже круче как то выразился.
Смотрю, Костя делает круглые глаза, пинает меня под столом ногой и прикладывает палец к губам, чтобы Витя не видел. Мол, не надо, Цой этого не любит… А сам Витя сидит, желваками двигает, аж побелел. Но ничего не сказал. Ни слова. Но показалось мне, что затаил на меня обиду.
Хотя потом, когда я альбом еще послушал, он мне тоже понравился… И я чувствовал себя перед Витей виноватым. Помню, даже подошел к нему на дне рождения Боба, говорил, что не хотел его обидеть…

***
А. Титов:

Когда я услышал первые пробные записи «Звезды по имени Солнце» — это была даже не прикидка, а первые пробные домашние записи, — я почувствовал, что Витьке очень несладко и по-человечески одиноко. Это даже не на бытовом уровне — что у него было в семейной жизни. Мы этого с ним никогда не обсуждали. Бывает, что человек просто скучает без единомышленников, когда он вдруг чувствует, что по большому счету то, что он говорит, — он говорит один. Это плохо. Я почувствовал это по песням.Мы встретились тогда у Боба. Витька принес запись, мы сели и целиком прослушали весь альбом. Я показал ему хорошие места и сказал, что есть эта тоска, которая меня очень сильно пробирает, до косточек. Действительно, прослушав этот альбом, я долго не мог успокоиться. Но Витька — он же все время отшучивается. Он все понимает, но никому ничего не говорит.

О реставрированном альбома «Звезда по Имени Солнце» от «Maschina Records» (22.11.2019):

_______________________________________________________________________


Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий

Источник

Adblock
detector