Сочинение на тему «Солнце». Звезда по имени Солнце дарит планете жизнь
Каждый день на рассвете нас будит свет солнца, которое неизменно посылает свои лучи на землю. Их не могут скрыть тучи даже в самый ненастный день, а с прояснением в небе у нас, обыкновенны людей планеты Земля, возникает желание жить и радоваться жизни.
Было бы слишком просто свести значение солнца в нашей жизни до яркого светила в небе, под лучами которого можно греться и загорать на пляжах. Много веков назад наши предки считали его заоблачным божеством, принося дары и жертвоприношения. В те времена солнце считалось символом силы и добра, которого прогоняло прочь злые силы, как прогоняет солнечный свет ночной мрак. Не будет ясных дней – не будет урожая, а значит, и жизни. Древние народы это понимали и жили по законам солнца, которое «помогло» посчитать времена года, месяцы и дни, изобрести календарь.
В нашем XXI веке значение солнца для людей не стало меньше. Современные учёными доказан тот факт, что именно эта огромная звезда сохраняет расстояние между ней и планетами Солнечной системы, не давая им сойти со своих орбит. Ведь это могло бы привести к столкновениям с метеоритами, кардинальному изменению климата на Земле и, как следствие, к исчезновению человечества.
Тем не менее люди исчерпывают ресурсы нашей планеты, понимая, что уже совсем скоро появится необходимость искать альтернативу в другом источнике. Солнце – кладезь неисчерпаемой энергии. Уже сейчас существуют «солнечные батарейки», аккумуляторы, которые могут заряжаться от света солнца. При рациональном использовании этих возможностей, человек может достигнуть небывалых высот, сумев взаимодействовать с силой нашей родной звезды. Но именно взаимодействовать – не подчинять.
Какой могла бы быть жизнь без солнца? Можно представить это на какое-то мгновение. Холодный мрак и вымершая земля, безжизненный мир вечной темноты… Подобную картину не хочется видеть даже в собственном воображении. Древние народы действительно оставили нам мудрое напоминание осознавать значимость «бога»-солнца в нашей жизни. Наша задача – беречь родную планету, на которой мы живём под яркой звездой по имени Жизнь.
Вариант 2
Была ночь. Но вот наступает утро. Небо начинает светлеть. Становится теплее. Что это? Это рассвет. И небо обретает яркие краски. И проснулся весь мир. Ведь на востоке показывается во всей красе солнце. А, что такое солнце?
Солнце это огромная звезда, что дарит свои лучи целой системе планет! Любой, с самого детства вам может сказать, что такое солнце. Солнце – это желтый маленький круг в углу листа. Это слово, которое говорит само за себя. Это светило, что дарит свет всем жителям этой планеты. Это то, к чему всю жизнь тянуться растения. Это то, благодаря чему на планете жизнь. О нем ходят разные байки. О нем сочинены песни. О нем поют. Его рисуют. Его боготворят. О нем придумано много стихов. Все начинается с Солнца и заканчивается им. С рассветом оно восходит высоко над Землей.
Целый день его лучи прилетают к нам, даря нам тепло, свет, жизнь. Благодаря лишь солнцу мы все еще дышим воздухом, в котором есть кислород. Растения могут создавать, как великие творцы, для всех кислород только на свету. Оно всемогуще, только из-за его появления тают ледники и снег. Только оно может создать столь дивные пейзажи. Оно есть само начало, его мы любим, его мы и боимся, но так же мы его не ценим. Как не старалось солнце угодить нам, всегда всем будет все не так. Однако именно оно провожает нас в большую жизнь. Именно в выпускной мы все бежим встречать рассвет. И каждый вечер мы видим закат. Оно нам подарило время. Оно ключ к победе над многими болезнями. Оно начало и конец.
Я не сплю до рассвета каждую ночь. У меня просыпается жажда увидеть неповторимость сего совершенства. И каждое утро, встречая рассвет, я думаю: «Ах, счастье, что все же ты есть в этом мире. Ведь даже если мне грустно, Ты сможешь прогнать этот грех. Ты можешь раскрасить бесцветное небо в палитру художника цвета. И в дождь ты можешь создать незабываемую радугу. Я каждый день смотрю на закат. Я воображаю, что ты художник, ведь не даром то небо где ты, станет в бессчётный раз красивей. О, солнце! Тобой я восхищаюсь! Тебя люблю! Тебя я возвышаю! Ты каждый день прекрасно, твои наряды всегда невообразимы, и мы так низки, что твоя ослепительная внешность не даст увидеть глазам смертных сей красоты. Прошу тебя простить всех, кто тебя не ценит. Не всякий, что зряч уже видит. Я умоляю только об одном, ты освещай мне тот путь, что предначертан мне судьбой». Как много значит слово солнце. И как бесценен этот мир. Мы все в долгу, пред этим телом. Оно и есть то нечто, что есть всё.
Сочинение о солнце
Рано утром первым лучики солнца касаются земли. Оно пробуждает к жизни людей и мир природы. Выглядывают из окон люди, запевают птицы, суетятся букашки. С земной поверхности солнышко кажется таким маленьким, что хочется подпрыгнуть и взять его в руки. Но жители Земли обязаны ему своим существованием.
Солнце — это не только красота утренней зари, лучи полудня и вечерний закат. Солнце — это колоссальная огненная звезда, раскаленная до шести тысяч градусов по Кельвину. И именно вокруг Солнца вращаются Земля и другие планеты Солнечной системы,
хотя раньше люди думали иначе.
Солнце дает Земле ровно столько тепла и света, чтобы на ней могли жить люди. Если бы Солнце пекло сильнее, нашу Землю испепелил бы зной, а океаны испарились бы в атмосферу. А если наоборот, то на нашей планете царил бы сильный мороз. Здесь не смогли бы жить ни люди, ни животные.
Сила притяжения Солнца удерживает Землю на постоянном расстоянии от себя и защищает нас от комет и метеоритов Вселенной.
Хотя всего одна пятисот миллионная часть солнечной энергии попадает на Землю, она может обеспечить все нужды человечества в энергии. На солнечной энергии могут ездить машины, работать
фабрики и заводы. Ею даже в северных странах можно отапливать дома, нагревать воду для водопроводов.
К сожалению, люди только начинают использовать безграничные запасы солнечной энергии. Перед этим человечество уже добыло из недр планеты и сожгло много нефти, газа и угля. Сейчас люди поняли, что эти запасы рано или поздно иссякнут, потому обратили внимание на щедрость Солнца. В передовых прогрессивных странах мира теперь выпускают солнечные батареи, строят даже солнечные электростанции.
Подводя итоги, можно сказать кратко, но искренне: пусть всегда будет Солнце!
Характер героини
Многое за героиню говорят ее внутренние качества. Характер Насти схож с характером Митраши. Оба они не сломились в тяжелое для них время. Они смогли продолжить жить и трудиться. Трудолюбие – вот главная черта Насти. «Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха».
После того как Настя выгоняла «любимое» стадо, весь оставшийся день она то топила печь, то чистила картошку, то готовила обед – хлопотала по хозяйству до самой ночи. Однако Настя работает не только для себя и брата, но и для всего колхоза. «Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах».
Настя – заботливая девочка. Она старается быть во всем похожей на свою мать, которая недавно умерла от болезни. Настя заботится о своем брате. Она способна успокоить Митрашу, который был упрямым по характеру: «Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился».
Портретная характеристика
Волосы Насти были непонятного цвета: «ни темные, ни светлые», они «отливали золотом». На лице у девочки было множество крупных веснушек, которые были похожи на «золотые монетки». Веснушкам этим было «тесно», они выпадали очень часто и «лезли во все стороны». Нос, который «глядел вверх», был чист от веснушек. Внешностью своей Настя напоминала «Золотую Курочку на высоких ножках». Рассказчик не один раз называет девочку именно так.
Описание внешности героини, а также ее прозвище указывают на сказочные мотивы рассказа М. М. Пришвина. Писатель, описывая образ Насти, использует ласковые слова, чтобы указать на ее доброту и искренность по отношению к брату и другим людям.
Популярные сочинения
- Сочинение Лука в пьесе На дне (Образ и характеристика)
Лука — пожилой странник. У него нет своего дома, поэтому он вынужден скитаться по миру и останавливаться в ночлежках - Сочинение Взрослые и дети
Будем честными, каждый взрослый желает и мечтает создать семью, прекрасную обстановку и отношение в ней. Но просто родить ребенка, конечно же, недостаточно. - Каникулы моей мечты (идеальные) — сочинение рассуждение
Каждое лето, в каникулы я провожу на даче за городом там у нас большой участок, стоит уютная беседка, мангальная зона, а также большой бассейн, в котором я люблю плавать.
Юон Мартовское солнце сочинение 8 класс
Картину «Мартовское солнце» написал талантливый русский художник Константин Фёдорович Юон. Работа представляет собой весенний пейзаж на караю деревни. Голубое небо и яркое солнце предвещают скорое наступление тепла, когда весна прогонит зиму и холода.
На переднем плане мы можем увидеть двух лошадей с юными всадниками. Всадники ещё совсем мальчишки. На всадниках тулупы, валенки, шапки-ушанки, что говорит о том, что весна ещё совсем ранняя, стоят холода, хотя солнце уже яркое и начинает пригревать.
Позади идёт рыже-белый жеребёнок. Рядом с ним бежит игривый пёс, который заливает всю округу своим весёлым лаем. Вдоль дороги раскинулись величественные деревья. Они ещё лишены листвы, так как март только-только наступил и снег не сошёл, но в таком виде они ещё более удивительные, своим узором и даже кружевом разукрасили пейзаж. Кругом лежит снег. Погода ещё не настолько тёплая, чтобы побежали по улицам ручьи, однако уже в скором времени зима окончательно отступит и погода повернёт на лето.
Большую часть картины занимает небо. Голубой небосклон с редкими белыми облачками делает картину ещё более величественной, демонстрирует смелое наступление весенней погоды. Синева неба легла на снег, окрасив его в голубовато-фиолетовые цвета и оттенки. Яркий свет солнца окрасил стволы и ветви деревьев в желтовато-золотистые оттенки. Всё в этой картине лучится весной, будто природа, хоть ещё и не отошла от зимнего сна, однако уже преобразилась и не станет прежней до следующей зимы.
Картина вызвала у меня радостные и положительные чувства. Своим видом она вызывает восторг от первых мгновений весны, которую все мы ждём на протяжении долгих зимних месяцев. На картине представлен обычный деревенский будничный день, однако написан он настолько талантливо, что кажется, будто ты сам стал героем этой картины, можешь почувствовать границу перехода от зимы к лету, когда ещё холодно, но солнце уже припекает и в воздухе повеяло весенними ароматами.
На восходе солнца
Особенно прекрасно выглядит природа на рассвете, можно сравнить ночь и утро, тогда наглядно видно и можно по достоинству оценить восход. Когда сумерки расступаются и уже виднеется зарево, но солнце ещё не появилось, возникает ощущение, предвосхищения.
Все животные от мала, до велика, ждут его, чтобы согреться в его лучах и увидеть красоту мира. Первые лучи начинают скользить по макушкам деревьев, кустов, травинок и цветов, они обретают свою истинную, яркую окраску. Солнечный свет озаряет землю, он как бы скользит по ней. Солнечный свет на восходе
придаёт необычайную окраску облакам – нежного розового цвета.
Всё вокруг начинает просыпаться. Первыми солнце встречают своим щебетанием птицы, они уже проснулись и для них это сигнал к новому дню, который они встречают с песней и радостью. В то время внизу среди растений, уже начали свою работу муравьи. Муравейник как единый механизм ожил. Рядом среди кустов паук плетёт свою паутину переливающуюся белым шелковым цветом. Поле подсолнухов, как зал зрителей, которые смотрят на представление, встречают солнце. Всю ночь они с поникшими головами смотрели вниз и с нетерпением ждали восхода.
солнечным светом и начинает играть всеми цветами радуги. С берега моря видно переливающуюся и блестящую дорожку, ведущую к солнцу, и кажется, что солнышко встаёт из моря. С каждой минутой тепло исходящее от солнечных лучиков становиться сильнее, и напоминает ласковые руки мамы. Солнце дарит своё тепло всем и безвозмездно. Солнце дарит всему живому жизнь.
После каждого заката мы ждём восхода. Чтобы проснувшись на рассвете искупаться в золотистых лучах, почувствовать энергию огненного шара. На восходе солнца ещё неизвестно, каким будет этот день, чем наполнен, но хочется, чтобы солнце светило больше и ярче. Всё живое растёт вверх не зависимо от притяжения земли, тем самым живые существа показывают, как они любят к солнцу и тянутся к нему. Все мы выросли и живём в лучах солнца, оно задаёт нам темп и ритм жизни, говорит, когда ложиться, а когда вставать.
Поступки
Образ Насти «Кладовая Солнца» характеризуется также ее поступками. В свои 12 лет она ведет себя как заботливая мать. Когда Настя собирается за ягодой, она берет с собой хлеб, молоко и картошку, потому что предполагает, что они могут заблудиться.
Настя во всем берет пример с покойной матери: она вспоминает, как мама ходила за грибами и обвязывает через плечо полотенце, чтобы большой вес клюквы не резал ей плечо.
Когда перед братом и сестрой встает выбор, куда же пойти за ягодой, Настя осторожничает и выбирает безопасный путь – проторенную дорожку. Девочка поступила себя благоразумно, и именно за это качество ценили Настю в деревне. После случая с клюквой односельчане «одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы».
Однако сама Настя винит и корит себя за то, что все внимание уделила сбору клюквы. Она хотела все «больше и больше». В это время она совсем забывает про своего брата, который, по ее мнению, сейчас «в темном болоте голодный идет».
Настя не может простить себе ту жадность, которую она проявила на палестинке. Автор не винит маленькую девочку за поступок, он дает ей шанс искупить свою вину. Всю собранную клюкву девочка отдает детдому, где находились эвакуированные ленинградские дети. Только тогда жители села узнали, насколько сильно Настя переживала из-за своей жадности. После случая в лесу Настя стала более внимательной к другим людям и их проблемам.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Настя в рассказе «Кладовая Солнца», рассмотрит образ девочки через ее портретную характеристику, через внутренние качества героини и через ее заботливые поступки.
Источник
Сочинение: Звезда по имени Солнце. Виктор Цой
Вильнюсский педагогический университет
Студентки ФС IV курса
Утром 15-го августа 1990 года нашу страну, тогда ещеСоветский Союз, облетела нелепая весть: в Латвии, на шоссе Талсы — Слокаавтомобиль «Москвич», за рулем которого ехал с рыбалки кумир молодежи,двадцативосьмилетний поэт и певец Виктор Цой, попал в аварию. С летальнымисходом.
К томутрагическому моменту Цой стал самым известным человеком в стране вообще. Еголюбили и как музыканта, и как поэта, и как актера – никто так не состоялся, какон. И казалось, что это только начало, что наш герой будет с нами всегда.Альбомы группы «Кино» — а Цой всегда настаивал на своей роли именно «членагруппы» — парадоксальным образом обнаруживались в коллекциях меломанов самогоразного профиля: и «металлистов», и «депешистов», и панков. А также студентов,школьников, шпаны, да кого угодно. Эти подчас скверно записанные (пятая копия –еще не брак!) альбомы были последними посланцами «магнитофонной культуры», и,безусловно, центральным объектом «пиратирования».
В. Цой торопился жить иочень любил жизнь, хотя мало кому признавался – образ «черного рыцаря» непозволял этого. Он всегда был таким угрюмым, каким его привыкли видеть вчерно-белом ящике телевизора. Никогда не расставался с черным костюмом игитарой-шестистрункой. С ним трудно было разговаривать. Он не любил говорить –он любил петь («Моя душа – в моих песнях»). По опросам всячесих хит-парадов онсам и его группа «Кино» занимали только первые места. Он был тем самым«последним героем», который нарисовал на рукаве группу крови и отправился вбой, потому что «тем, кто ложится спать, спокойного сна» и «мы хотели пить, ноне было воды», и тогда он сказал, что «дальше действовать будем мы». Мы – это ибеспечная восьмиклассница, и угрюмый бездельник, и ты, которая «так любишь этифильмы». Главноедостоинство последних песен «Кино» — сдвиг авторской позиции с непререкаемого «я» на нервное«мы»:
Мы хотели пить, не было воды,
Мы хотели света, не было звезды,
Мы выходили под дождь и пили воду из луж,
Мы хотели песен, не было слов,
Мы хотели спать, не было снов,
Мы носили траур, оркестр играл туш.
Хотя сам В.Цой придерживался такого мнения: «когда речь идет о песнях,я сторонник слова «я». Оно честнее, нежели «мы».
«Кино»привлекаeт слушателей обилием свежих мелодических решений, а отличнаяансамблевая игра позволяет говорить о ней как о настоящем образце рок- группы. Цой прежде всего романтик и,может, даже идеалист, ибо мотивы лирические явно доминируют над любыми другимив его творчестве. В текстах В. Цоя – а именно онявляется автором практически всего репертуара «Кино» – романтическивозвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками снатуры, отражая внутренний мир молодого человека, в них находят место и добрыйюмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще довольно характерна дляпоэтического языка В. Цоя. В более поздних работах группы заметно«повзросление» ее лирического героя, отход от наивного бытописанияжизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам, призывы кактивным действиям, нравственному обновлению. Вот что говорил Виктор освоем творчестве: «Япишу о том, что происходит вокруг меня…. Я пишу песни не потому, что нужно, апотому, что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда «нужно», получаетсянечестно. А если меня волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, чтоменя бы задело, — я не могу писать песню. … Я не певец социального протеста, непишу песен «на злобу дня»… Если бы нам чаще давали возможность выступать вгазетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, можетбыть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такойвозможности, я все стараюсь выразить в песнях».
Страннa, вообщеговоря, музыка – что-то от пост-панка, что-то от нью-вэйва. Простые, нокрасивые гармонии, изобретательные рисунки баса… Простая (местами дажеспециально «припопсённая») музыка, абсолютно никаких изысков,гитарные партии под силу даже начинающему музыканту, барабаны с лёгкостьюзаменяются обычной drum-машиной. В. Цой объясняет это так: «нам за честность могут проститьпрактичеки все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даженедостаточно профессиональные стихи…… Можно считать себя честным сколькоугодно. Главное в том, считают ли тебя честным остальные».
Прохладностьзагадочно-кошачьей пластики, чарующая отстраненность мимики, подчеркнуто-бесстрастный вокал, в прижатости которого угадываетсятакое буйство крови, такая мучительная неудовлетворенность, такое бессонноежелание выплеснуть себя, что не поверить этому странному голосу можно, тольковнушив себе – этокатегоричное,отмеренное ритмичным ходом гитары предложение неминуемого выбора «снами или против нас» всего лишь померещилось в металлических и мягких,словно фольга, гармониях. Но нельзя рассматривать его тексты песен в отрыве от музыки,они многое таким образом теряют, т.к. текст и музыка едины, ведь мысль в ниходна.
Половина песеннаписана просто от большой скуки и безделья, вторая половина, обладая глубокимсмыслом, излагается очень просто и доступно. Его стихи – и простые, жизненные, на волнующие всехнас темы, и более сложные, с подтекстом. Он поясняет это так: «Мир многолик,многолики и стихи». Спору нет, заслуга Цоя велика: сделать рассматривание различных проблемнастолько простым и понятным, без потери глубины смысла и самой сути, и, неприбегая к размышлениям о высоких материях и различного рода философствованиям,- дорогого стоит. В этом и была его основная ценность и уникальность. Это исделало его героем ещё при жизни. В текстах никакого тебе навзрыда, надрыва и крика, никакой правды-матки, стольхарактерной для так называемого «русского рока». В его стихах, в нем самом, в его песнях чувствуетсяискренняя вера, без оттенка «комерческого» характера.
Мир Цоя – братствоодиночек, поэтому и его лирический герой – одиночка, путешественник, простоасоциальный тип! Путник, идущий, подобно набоковскому Мартыну, за какой-топризрачной мечтой по зову свыше:
Hо странныйстук зовет в дорогу
Mожет сердце,а может стук в дверь
При всем своем имидже закрытого,молчаливого любителя гардероба всех оттенков черного, Цой был (есть!)потрясающе открыт для тех, кто внимательно слушает его песни:
Я не люблю,когда мне врут,
Но от правды ятоже устал.
Я пыталсянайти приют,
Говорят, чтоплохо искал.
Персонаж ВиктораЦоя не просто готов выйти под дождь, отправиться в путь, вступить в бой. Онтаинственно улыбается безусловной победе, даже когда сажает «алюминиевыеогурцы на брезентовом поле». И когда тонет, хотя, как и все, знаетблизлежащий брод. Дело не в том, что он отказывается от легкого пути, дело втом, что, позвав за собой, манит не на красивую гибель, а к выигрышу побольшому счету. Так уж сложилось, поет Цой — «Где бы ты ни был, что бты ни делал, между землей и небом — война». И в тотальной возне заместо под солнцем уверенность в осмысленности на первый взгляд иррациональных,«невыгодных» поступков служит залогом сохранения духовности. В этом,собственно, и состоит цель песенного героя Виктора Цоя. Цель куда менееопределенная, чем путь к ней, как расплывчаты контуры любой идиллии. Непредлагая чудодейственных рецептов, не скалясь на «отдельныенедостатки», Цой просто заявляет: «Дальше действовать будеммы». И по дорогам снова мелькает плащ странствующего рыцаря.
Небольшой анализстихотворения «Пачка сигарет»:
Экзистенциальныйсмысл поэзии Виктора поражает своей глубиной, ясностью и лиризмом даже тех, ктоне искушен в вопросах философии, эстетики и истории литературы. Наличие вкармане некоторого количества табачных изделий становится поворотным пунктом вмироощущении Цоевского лирического героя, и дает повод для оптимистическоговосприятия действительности. И хотя из песни становится ясным, что в немалойстепени этому способствует проездной документ на самолет (находящийся,очевидно, в этом же кармане), все же доминирующим фактором является именнопачка сигарет — не случайно именно этот образ вынесен в заглавие всей песни.Лирический герой Цоя архетипичен и берет свою родословную из довольно скучной иизвестной всем из школьной программы галереи «ненужных людей» XIXвека – Печориных, Чацких и Онегиных. «Последний Герой» Цоя — воплощенный образ самого Виктора — своего рода Байроническая личность,загадочная и отчужденная, прежде всего потому, что нам непонятна природа егорефлексий: она скрыта глубоко внутри, может быть в прошлом этого персонажа. Мыможем лишь смутно догадываться, по каким именно дорогам ходил персонаж в началепесни «Пачка сигарет» («Я ходил по всемдорогам. »); непонятно и направление его движения («и туда, исюда»), и полной неясностью покрыта неспособность героя различитьоставленные им (либо кем-либо другим) следы («Обернулся — и не смогразглядеть следы»). Невозможность отследить, увидеть точку возникновения собственных мыслей и чувств рождает угероя смутное, но стабильное предчувствие скорых событий явно деструктивногохарактера, усугубляющееся отсутствием музыки, игравшей, очевидно, немаловажнуюроль в становлении его как личности («А без музыки и на миру смерть некрасна»). Жестоким приговором окружающему миру, обществу потребления,звучат первые строки куплета («И никто не хотел быть виноватым безвина/И никто не хотел руками жарзагребать») — и хотя обвинение это не персонифицировано, мы понимаем, что именнонежелание «загребать руками жар» и «быть виноватым безвина» более всего удручает лирического героя. Реминисценция из жизнисамого Виктора (работавшего долгое время в котельной, и в каком-то смыслезагребавшего руками жар), позволяет нам говорить об общности переживанийВиктора и его героя. Интересно отметить, что в образной структуре«пачки» не оказалось места для таких важных элементов Цоевскойпоэтики, как звезды и кровь.
Нетруднозаметить, что обобщения в текстах песен «Кино» носят просто космический размах.И если в ранних песнях еще присутствуют какие-то жизненные реалии (каккотельная по прозвищу «Камчатка» или реальная девушка из песни «Восьмиклассница»),то в альбоме 1986-го года «Ночь» их нет в помине. Одной фразой Цойзакрыл в своем творчестве болезненную для нашей страны тему войны в эпохуразвала империи и зарождающихся межэтнических конфликтов:
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин.
Ну кто после этойбезжалостной фразы сможет спокойно говорить о «необходимости вводаограниченного контингента советских войск…» и прочee? Масштаб философскихобобщений не давал скатиться Цою-поэту до модных в тогдашнем русском рокезлободневности и ерничанье. Прямых «приколов» в его творчестве в буквальномсмысле раз два и обчелся:
И никто не хотел
Быть виноватым без вина.
И еще вот этастрочка:
Все говорят, что мы вместе
Все говорят, но немногие знают, в каком.
Хотя ирония тоженеоднократно проявляется: в «Маме-анархии», прямой пародии на SexPistols или «Когда твоя девушка больна», косвенно пародирующей расхожиепопсовые стандарты. Кстати, эта вещь – с посмертного безымяного альбома «Кино»,который все называют «черным».
Некоторые символы втворчестве Виктора Цоя:
Звезда – это, как правило,некоторая высокая, недостижимая цель, часто не до конца определенная самимавтором (возможно, именно поэтому родился этот символ). Отсюда можно вывестизначение символа “солнце” — идеальная звезда, которая не только светит,но и греет (т. е., приносит какие-то плоды), причем для всех людей (на звездыобычно обращают внимание лишь немногие). Еще один “астрономический” символ – луна– обозначает “заменитель” солнца на время ночи, фальшивую цель, идею.Сама ночь обычно символизирует почти все недостатки общества как темная сторонадня (иногда вместо нее используется тень:
И сегодня луна каплей крови красна.
Соответственно, спать– значит бездействовать во время ночи, не искать выхода из нее:
Символ “день”также используется (как, впрочем, утро или вечер). Звезды,солнце, луна – все это находится в небе, на высоте. Чтобы постичьих, человек (птица) должен уметь летать, т. е. мыслить высокимифилософскими категориями. Для полета, в свою очередь, нужны крылья.
Отдельную группуобразуют символы, связанные с погодой и климатом. Здесь ветер – какие-тоизменения в обществе, либо (если он встречный) препятствия, мешающиепродвижению вперед. Иногда под ветром понимается время. Дождь иногда добавляется кветру как к препятствию, либо наоборот служит вестником нового (после дождявоздух свежее). Снег связывается с приходом зимы.Четырем сезонам года также соответствуют свои символы, как правило раскрывающиестадии жизни общества. Так, весне соответствует начало расцвета:
Выпосмотрите, как красиво.
лету его – наивысшая стадия, осени– угасание, а зиме “нижняя мертвая точка” развития:
Белаягадость лежит под окном.
Яношу шапку и шерстяные носки.
Первыйснег красив, но он несущий смерть.
Музыкальный стильгруппы варьируется от мелодичного медленногорока до “heavy metal”. Тексты достаточно просты и любой человек сможет уловитьих основную мысль – необходимость движения вперед, от тьмы к свету, от ночи кдню. Направление движения не особо уточняется, зато констатируются недостаткисуществующего общественного строя и стиля жизни вообще:
Там за окном сказка с несчастливым концом,
При этомвыделяются песни о группе людей (“мы”), которая знает, куда двигаться и силойсвоей жизненной энергии сможет преодолеть все трудности. Виктор практически все свои песни связываетс действием. Как правило, эти песни носят повествовательный, либорекомендательный характер. Рекомендуется выбор между простыми диалектическимипротивоположностями, такими как свет и тьма, добро и зло, движение и стояние наместе:
В наших глазахкрики “Вперед!”
В наших глазахрождение дня.
В наших глазахзвездная ночь.
Внаших глазах потерянный рай.
В наших глазахзакрытая дверь.
Что тебенужно? Выбирай!
Высказывания на тему “что делать”больше напоминают афоризмы, либо определенные идеалы, на основе которых и нужностроить свою жизнь, т. е. действовать:
Смерть стоиттого, чтобы жить,
А любовь стоиттого, чтобы ждать.
Реже встречаютсяболее подробные указания на тему того, что именно нужно делать, каким быть.Такая постановка вопроса может свидетельствовать об изрядной доле экстремизмаво взглядах:
Ты должен бытьсильным, ты должен уметь
Сказать: “Рукипрочь, прочь от меня”.
Ты должен бытьсильным, иначе зачем тебе быть?
Что будутстоить тысячи слов,
Когда важна будет крепостьруки?
И вот, тыстоишь на берегу и думаешь, плыть или не плыть.
Движение и вообщедействие признается им как смысл жизни.
Первый альбом «45» (1982год)был записан на обычном четырездорожечном «Тембре», а «Восьмиклассница» –даже на 9 скорости, забыли переключить (но получилось классно, по мнению Цоя).Альбом был акустическим, но даже на таком уровне записи он был очень сложен.
Альбом «46»(1984год) – это первоначально был «демо» к новому альбому, а потом в народестал ходить под этим названием.
Следующий альбом «НачальникКамчатки» (1986год) был электрическим и несколько экспериментальным вобласти звука формы. «Не могу сказать, что он получился таким, каким мы егохотели видеть по звуку, стилевой направленности, но, с точки зренияэксперимента, это интересно», — вспоминал Виктор. Неоромантический альбом«Начальник Камчатки», в записи которого принял участие сам«великий Боб»(Борис Гребенщиков), далек от профессионального совершенства; в удачном «Троллейбусе»,«Камчатке», «Генерале» чувствуется влияние«Аквариума» — но все-таки… Обаяние юности, неистребимая изагадочная энергия искреннего «Начальника» заставляют слушать этотнемудреный «пэтэушный» рок, снабженный, правда, не такими уж ипростыми текстами:
Где твой мундир, генерал?
Его юношескую жилку нельзя не заметить.Особенно в бесхитростно скроенном, скромно аранжированном альбоме «Ночь».Экспрессивный и неоромантический настрой песен уживается с пугающе искреннейагрессивностью, этими точными звуками вырывающейся наружу душевной боли, также, как в пятнадцатилетнем мальчике сосуществуют нежно-влюбленныйдевятиклассник и несговорчивый уличный хулиган. Поэтика становящихся на ноги.Потому-то так часто вспоминает Цой «телефоны», «сигареты»,«ночи». От примитивного «телефон и твой номер тянут меня какмагнит», от «Анархии», стыдливо названной пародией назападные панк- группы, до почти попсовой «Мы хотим танцевать»– в этом и есть размах «Ночи».Простая музыка, простейшие аранжировки. И постоянное ощущение чего- тобольшего. Но раскрывшийся было Цой всякий раз прячется за привычную уже стенуиронии. До 1986 года «Кино» было символом «потерянного»поколения и четко отражало всю горечь и протест против духовного застоя в жизничеловека Города; группа отражала воззрения той локальной части людей молодого исреднего возраста, кто наиболее болезненно ощущал тупик в своей жизни,определенную безысходность. Если ранее энергия в песнях «работала на оборону»,то теперь она становится энергией атаки.
Перемен требуют наши сердца!
Перемен требуют наши глаза!
В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен –
Перемен! Мы ждем перемен!
Несомненно,огромную силу и обаяние представляет очень цельная, трагичная инезаштампованная лирика Виктора Цоя. Обычные предметы, реалии окружающего миранеожиданно предстают перед нами, как в сказках Г.Х.Андерсена, в новом качестве,оживленные и наполненные внутренним светом. Альбом 1986 года «Ночь»показателен в этом отношении. Индивидуальность слушателя независимо даже от еговоли сливается с индивидуальностью лирического героя песен. Очень реальныевещи, понятия, ситуации в этом альбоме сосуществуют с немногочисленнымисимволами – ночь, дождь, ветви деревьев, — которые опять же«скрывают» в себе четкую реальность. При всем этом даже в самойпечальной песне присутствует ирония, и что более удивительно – самоирония (это,пожалуй, наиболее отличительные черты В.Цоя).
Часто настроенияпесни от личностного восприятия переходят к чему-то более глобальному, ичувствуешь, что устами Цоя поет целое поколение.
Только капля за каплей из крана вода,
Только капля за каплей из времени дниа,
Ты пойдешь рубить лес, а увидишь лишь пни…
Наше сердце работает как новый мотор!
Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать,
И будем делать все, что мы захотим,
Пока вы не угробили весь этот мир…
Конечно, в отрывеот музыки слова покажутся кому-то слишком простыми. Но это не стихи, а именнотексты песен.
Альбом «Ночь»(1986год) – единственный, выпущенный фирмой «Мелодия» и, кстати, даже без ихведома. Но она выпустила магнитофонный альбом «Ночь» с опозданием надва года, опоздав перед этим на пять лет с выпуском сингла из «Начальника».
Потом была « Это нелюбовь» (1987год) — открытое гитарное звучание. Это тоже был в некоторомроде эксперимент. Им захотелось отбросить все студийные причиндалы –компьютеры, синтезаторы – и сыграть альбом просто на гитарах. Но он Цоя неочень устраивал. «Это не любовь» изрядно повеселила публику. Все эти «Уходи, я тебя нелюблю», «Я не могу больше ждать, я могу умереть» были оченьмилы, но… Путь Цоя лежал совсем в другие места, через ударные концертныеномера: «Безъядернаязона», «Дальше действовать будеммы», «Хочу перемен». Он приближался к «Группекрови». «Война между землей и небом» обязана быласлучиться.
Весьма характернозаряд на бескомпромиссность проявился в последней работе квартета «Группакрови» (1988 год). Альбом на порядок выше четырех предыдущих. Викторявно вырос как поэт, окончательно совладал с более чем необычным тембром своегоголоса; лаконичная, как всегда, ритмика стала свежей и необычной, а скупыекаспаряновские соло — необходимыми и достаточными. Точные, славные тексты, чуть героичнее, чем обычно. Тон и ритм во внестилевом «Транквилизаторе»(«Метеоролог сказал, дождь будет недолго, я закрываю свой зонт, яэкспериментатор»), похоже, становится немного другим. Хлесткая оплеухав адрес «Алисы» — «все говорят, мы в месте, но немногиезнают, в каком», язвительное пожелание «тем, кто ложитсяспать, спокойного сна, спокойная ночь» соседствует тут с сокровенным «а жизнь — только слово, есть лишь любовь и есть смерть». Вот что думал об этом альбомеВиктор: «Мне нравится альбом «Группа крови», хотя и не весь. Это почтипохоже на то, что мы хотели сделать.… А я вообще не могу сказать, что менячто-то устраивает. Если бы меня что-то устривало, я бы этим просто пересталзаниматься». Альбом1988 года «Группа крови»— это новый, второй поворот в творчестве Виктора Цоя, снова онне укладывается в привычные рамки:
Смерть стоит того, чтобы жить.
А любовь стоит того, чтобы ждать.
Следующий альбом — «Звездапо имени Солнце», 1989год. В нем дух говорит, что ему здесь тесно, что онне понимает, зачем он здесь, и хватит уже, уже все. Там каждое второе слово oбэтом. Новое, чточувствуется сразу в этом альбоме, — пессимизм, непонятнаябезысходность, ненужность, что ли, тоска непонятно по чему:
Вроде жив и здоров.
Вроде жить — не тужить.
Так откуда взялась печаль?
Последний диск, без единой надписи, сфотографией-окном на абсолютно черном конверте, называют по-разному: и «ПамятиВиктора Цоя», и «Солнце мое, взгляни на меня», и «Черныйальбом». Он вышел в конце 90-го года, и обнаружил новое, облегченноезвучание группы. Тогда, в атмосфере всеобщей истеpики по поводу выхода диска,перемена не очень бросалась в глаза, тем более, что тексты были типичноцоевскими, а теперь понятно, какой могла бы быть российская поп-музыка, если быне…
Уже во второйполовине 90-х на компакт-дисках были переизданы все студийные альбомы «Кино» исольные концертные выступления Цоя. Многие диски содержат бонус-треки с ранеенеиздававшимися песнями. Особняком среди «обретенных» песен Цоя стоитшестиминутная «Сосны на морском берегу». Можно очень долго говорить оЦое-поэте, композиторе, певце, актере и так далее, а можно просто вспомнить,что
Я устал от чужих городов,
Я устал колоть этот лед,
Но нет времени спать…
И я знаю, что мне
Недолго осталось ждать, чтобы снова увидеть
Сосны на морском берегу.
Это был человек Ночи, человек с тонкимчувством юмора, с непреодолимой жаждой свободы, свободы от комплексов,стереотипов, свободы в выборе образа жизни, направления, куда пойти. Ему было 28 лет, почти 10 из них — врок-н-ролле. Магнитофонные альбомы, пластинки, роли в кино. Стремительный взлетот кочегара, в свободное время выступающего в небольших клубах, до лидерагруппы, способной собирать целые стадионы поклонников. Можно по-разному,конечно, относиться к песням Цоя и его вокальным данным. Но никто не будетоспаривать тот факт, что его влияние на молодые умы было огромно. Иначе невозник бы палаточный городок на Богословском кладбище в Ленинграде, где онпохоронен, не появилась бы «стена Цоя» на Арбате, не происходило быто же самое в других го родах страны. Чем он «брал» этих ребят? Колоссальной внутренней энергией,каким-то непонятным, труднообъяснимым ощущением свободы, не терпящей насилиянад личночтью.
Письмо, посланное Викторупосле его смерти, неизвестным поклонником:
НА СМЕРТЬ ВИКТОРА ЦОЯ
Последний герой похоронен был в праздник Воздушного Флота.
Фонтаны салюта взлетали дежурно над ним.
А ливень все шел, замывая восторг идиотов,
И город, как прежде, огнями стрелял по живым.
Прогулка романтика кончена — плащ превращается в точку,
И ночь обнимает весь мир, велика и мудра.
Где тайны твои? Как звезда переплавлена в строчку?
И как, объясни, в эту ночь дожить до утра?
Дискография группы «Кино» и ВиктораЦоя:
Альбом «45», 1982 год
1. Время есть, а денег нет
2. Просто хочешь ты знать
3. Алюминиевые огурцы
4. Солнечные дни
12. Когда-то ты был битником
14. Я – асфальт (bonus track)
Запись студии «Антроп». 1982. Звукорежиссер –Андрей Тропилло.
Виктор Цой – вокал, гитара
Алексей Рыбин – гитара
Борис Гребенщиков – гитара, металлофон,подпевки
Михаил Васильев – драм-машина, подпевки
Всеволод Гаккель – виолончель
Андрей Романов – флейта
Андрей Тропилло – флейта, подпевки
Слова – Виктор Цой
Музыка и аранжировка – КИНО
(p)1996 Moroz records MR-96146CD
«Неизвестные песни», 1982год
2. Братская любовь
4. Любовь – это не шутка
5. Ты обвела меня вокругпальца
6. В поисках сюжета
8. Последний герой
9. Около семи утра
11. Мне не нравится городМосква
12. Скоро будет зима (песнядля БГ)
14. Железнодорожная вода
15. Городской мотылек
Запись студии Яшина. 1985(1-5), звукорежиссер – Алксей Вишня.
Запись студииЛенинградского МДТ. 1982 (6-10), звукорежиссер – Андрей Кусков.
Домашний концерт в Москве.1982 (11-15) записал Андрей Дидуров.
Виктор Цой – вокал, гитара, бас-гитара
Алексей Рыбин – гитара (6-15), вокал (11-15).
Юрий Каспарян – гитара (1-5)
Александр Титов – бас-гитара (1-5)
Георгий Гурьянов – ударные (1-5)
Валерий Кирилов – ударные (6-10)
Слова – Виктор Цой
Музыка и аранжировка – КИНО
Кроме (13) – слова и музыка – Владимир Захаров
(14) – слова и музыка – Борис Гребенщиков
(15) – слова и музыка – Павел Крусанов
Moroz Records. 1996
Альбом «46», 1984год
4. Я иду по улице
5. Дождь для нас
11. Хочу быть с тобой
13. Стань птицей
15. Я хочу быть кочегаром
Запись студии Яшина. 1986 (1-12), звукорежиссер –Алексей Вишня.
Запись концерта. 1984 (13) – Николай Иванов.
Запись концерта. 1985 (14) – Олег Коврига.
Запись концерта. 1983 (15) – Иван Сидоров.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – гитара, подпевки (1-12)
Майк Науменко – гитара (14,15)
Слова – Виктор Цой
Музыка и аранжировка – КИНО
Кроме (14) слова – Владимир Болучевский, музыка –Курехин.
Moroz Records. 1996
Альбом «Начальниккамчатки», 1984 год
1. Последний герой
4. Сюжет для новой песни
7. Ария мистера X
9. Растопите снег
10. Дождь для нас
11. Хочу быть с тобой
13. Прогулка романтика
16. Постой, паровоз
Запись (1-13) 1984, звукорежиссер – Андрей Тропилло.
Запись (14-15) 1986.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – гитара (1-13)
Александр Титов – бас, ударные (1-13)
Георгий Гурьянов – барабаны (1-13)
Борис Гребенщиков – драм-машина, клавишные(1-13)
Сергей Курехин – клавишные (1-13)
Петр Тращенко – ударные (1-13)
Всеволод Гаккель – виолончель, барабаны (1-13)
Игорь Бутман – саксофон (1-13)
Александр Башлачев – вокал, гитара (14,15)
Песни – Виктор Цой
Кроме (7) – ария из оппереты Имре Кальмана«Принцесса цирка».
(14-16) – песни народные.
(p)1996 Moroz records MR-96148CD
(p)1994 Moroz records MR-94011CD
Альбом «Это нелюбовь. », 1985 год
1. Это не любовь
6. Рядом со мной
7. Я объявляю свойдом
10. Дети проходных дворов
Запись студии ЯНШИВАб 1985. Звукорежиссер –Алексей Вишня.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян — гитара
Александр Титов – бас
Георгий Гурьянов – барабаны
Слова – Виктор Цой.
Музыка и аранжировка – КИНО.
(p)1996 Moroz records MR-96151CD
(p)1994 Moroz records MR-94012CD
6. Последний герой
7. Жизнь в стеклах
9. Звезды останутсяздесь
11. Мы хотим танцевать
12. Попоробуй спеть вместе сомной
13. Закрой за мной дверь, яухожу
14. Дальше действовать будеммы
15. Спокойная ночь
Запись студии Ленинградского рок-клуба. 1985-86 (1-11).Звукорежиссер – Андрей Тропилло.
Запись студии ЯНШИВА. 1986(12-15). Звукорежиссер – Алексей Вишня.
Виктор Цой – вокал, гитара,акустическая гитара
Юрий Каспарян – лидер-гитара, подпевки
Александр Титов – бас
Георгий Гурьянов – барабаны, подпевки
Андрей Тропилло – флейта, подпевки (1-11)
Группа «Младшие Братья» –подпевки (11)
Слова – Виктор Цой.
Музыка и аранжировка –КИНО.
(p)1996 Moroz records MR-96150CD
Альбом «Группакрови», 1988 год
2. Закрой за мнойдверь, я ухожу
4. Спокойная ночь
5. Мама, мы все сошлис ума
7. В наших глазах
8. Попробуй спетьвместе со мной
10. Дальше действовать будеммы
Запись студии ЯНШИВА. 1986-88. Звукорежиссер –Алексей Вишня.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – лидер-гитара, подпевки
Игорь Тихомиров – бас
Георгий Гурьянов – ударные, подпевки
Андрей Сигле – клавиши
И. Веричев – шумы
Слова – Виктор Цой.
Музыка и аранжировка –КИНО.
(p)1996 Moroz records MR-96097CD
(p)1990 Goldcastl GR-90-204LP
(p)1994 Moroz records MR-94001CD
Альбом «Последнийгерой», 1989 год
6. Последний герой
8. Мама мы все тяжелобольны
9. В наших глазах
10. Спокойная ночь
Запись студии Studio du Val d’Orge.1989. Звукорежиссеры– PatricClerc, Georges Moya, Jean Taxic.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – лидер-гитара
Игорь Тихомиров – бас
Георгий Гурьянов – ударные
Слова и музыка – ВикторЦой.
(p)1996 Moroz records MR-96116CD
Альбом «Звезда поимени Солнце», 1989 год
1. Песня без слов
2. Звезда по имениСолнце
3. Невеселая песня
5. Место для шагавперед
6. Пачка сигарет
Запись студии Валерия Леонтьева. 1988-89.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – лидер-гитара
Игорь Тихомиров – бас
Георгий Гурьянов – ударные
Слова – Виктор Цой.
Музыкка и аранжировка – КИНО.
(p)1996 Moroz records MR-96098CD
Альбом «Черныйальбом», 1990 год
1. Кончится лето
2. Красно-желтые дни
6. Когда твоя девушкабольна
8. Следи за собой
9. Сосны на морскомберегу
10. Завтра война
Запись студии«Видеофильм». 1990. Звукорежиссеры – Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – лидер-гитара
Игорь Тихомиров – бас
Георгий Гурьянов – ударные
Слова и музыка – ВикторЦой.
(p)1996 Moroz records MR-96099CD
Магнитоальбомы: «45»(1982), «46» (1984), «Начальник Камчатки» (1984), «Этоне любовь» (1965), «Ночь» (1986), «Группа крови»(1988), «Звезда по имени Солнце» (1989).
Пластинки: «Red Wave» — 6 песен («Биг ТаймРекорда». США, 1986), «Ночь» (ВФГ «Мелодия», 1988),«Последний герой» («Вольва Продуксьон». Франция, 1989).«Кино». (ВФГ «Мелодия», 1991).
Список использованной литературы:
Виктор Цой. Звезда по имени Солнце.Стихи. Песни. Воспоминания. Москва. Эксмо-Пресс. 2000
Источник