«В сравнении»: Звездные Войны vs Марвел. Модерн vs Постмодерн
Наша редакция посмотрела 7-ой эпизод саги о склонной к потере рук семейке, который стал самой прибыльной в истории этой космооперы кинолентой. И решила разобраться в том, почему же Звездные Войны так любимы публикой, несмотря на то, что есть мегапопулярная на данный момент Вселенная Марвел? Concepture публикует статью, в которой проводит структурный анализ двух вселенных.
С выхода 3-го эпизода прошло 10 лет, за это время успело вырасти целое поколение фанатов совсем другой Вселенной, а именно марвеловской. В свою очередь «Звездный» бум успел утихнуть так же, как утихла слава Древней Республики и стала почти «легендарной». Возникает вполне законный вопрос – чем вызван столь высокий интерес к воскрешенной спустя 10 лет саге о «Звездных Войнах»? Почему, несмотря на пресыщенность марвеловским рационом, сотни тысяч людей пошли в кинотеатры на седьмую часть разросшейся до размеров отдельной вселенной заурядной задумки Лукаса?
Ностальгия? Возможно.Очередной всплеск потребительского интереса к раскрученному бренду? Скорее всего. Однако, думается мне, во всем этом кроется бессознательная тоска по модернистскому нарративу. Что это значит? А то, что люди порядком подустали от постмодернистских штучек, и им хочется классической сказки, в которой хорошие побеждают плохих, и, что самое главное, в которой четко видна грань между добром и злом.
«Большая сила – большая ответственность»
Модным, приевшимся в хипстерских кругах словечком «постмодернизм» мы обзовём всю марвеловскую кинофраншизу: от «Халка 2» до «Человека-Муравья». Постмодернизм – это умное название для ситуации, в которой ни хрена не понятно. Номинация для обозначения тотальной неопределенности. То есть, не ясно, кто злодей, а кто герой. Кто прав, а кто виноват. Капитан Америка или Железный Человек. Ну и плюс ко всему прочему, вся эта неразбериха обильно сдобрена сплошной иронией. Героем, вопреки литературным канонам, выступает обычный человек, порой даже чуть двинутый, этакий среднестатистический житель с кучей собственных проблем и комплексов (Скотт Лэнг, Питер Паркер), или неудачливый ученый (Брюс Баннер), или амбициозный миллиардер (Тони Старк) и так далее. Причем их негероическая ипостась определяет героическую, в результате чего мы имеем новый тип неклассического героя – дурашливый Человек-Муравей, тинейджер-приколист Человек-Паук, эпатажный эгоцентрик Железный Человек и т. д. Доходит до того, что героем становится злобная неуправляемая зеленая горилла, персонаж, который в классическом повествовании был бы монстром-антагонистом. А ведь это еще не самое удивительное! В одной из комиксных арок, посвященных этой самой горилле, она, оказывается, сохраняет свой разум, будучи злобной и неуправляемой. Вывод напрашивается сам собой: вселенная Марвел – постмодернистский феномен. Мир, в котором больше игры и иронии, нежели подвига и пафоса. Отношения между персонажами этой вселенной такие же неоднозначные: то они мирятся, то они ссорятся, а то – просто убивают друг друга. Росомаха – он хороший или плохой? А Галактус? А Питер Паркер, который вообще в последних двух фильмах «Amazing Spider-Man» является причиной всех бед, как своих, так и чужих, а супергероем становится по тупости (заметьте, не по случайности даже, а по тупости) – говорит тебе Гвен: не лезь, куда не просят, ан нет – полез. Дурак? Однозначно.
Постмодернизм марвеловской вселенной состоит еще и в том, что в некоторых случаях классические ценности и этические нормы целенаправленно делаются относительными. Например, когда действия выходят за рамки планеты Земля, и их размах приобретает галактический, а то и космический масштаб. Этика землян, этика читаури, скруллов, крии. Чья этика правильнее? С какой позиции судить, с какой точки зрения оценивать? А в том-то и дело, что ни с какой, или со всех сразу – все правы, все молодцы, всем по пирожку с полки. На то он и постмодернизм, что отрицает существование одного единственного правильного ответа и утверждает принципиальную множественность самых разных истин и их правомочность. Железный Человек прав по-своему, Капитан Америка – по-своему. Даже Халк, который крушит все вокруг (да еще, как вы помните
, не всегда просто так крушит: со смыслом крушит, с чувством, с толком, с расстановкой!), по-своему прав. Что уж говорить о Галактусе, готовом сожрать целый мир, и не из вредности вовсе, а просто потому, что такова его сущность, или Таносе с его смертобожничеством?
Потому так и интересен Марвел – что непредсказуем. Не знаешь, в какой момент выскочит черт из табакерки, когда Стэн Ли подложит очередную свинью. Герой может стать предателем, а чудовище – спасителем (вспоминаем недавнего Капитана Америка агента «Гидры»). Плюс подкупает, что герои говорят не высокопарными напыщенными фразами, а общедоступными словами, не гнушаясь сленга, жаргона и прочей некодифицированной фигни. Однако постмодернизм порядком поднадоел. Люди устали от культивируемой им неопределенности, повсеместной иронии и несерьезности. И пусть даже сами люди вряд ли скажут «знаете, вся эта ризоморфная аксиология вызывает у меня когнитивную идиосинкразию», на уровне подсознания многие хотят четкости, ясности и внятности смыслов. Люди хотят точно знать кто герой, а кто злодей, за кого болеть и переживать, а кого в сердцах ругать последними словами. И именно такая определённость и четкая разграниченность есть во Вселенной Звездных Войн.
«Да прибудет с вами сила»
Там все ясно и все понятно. Не в том смысле, что заранее известно, чем все закончится. А в том, что Светлая сторона Силы останется Светлой, а Темная – Темной. И даже если персонаж вдруг поведет себя неожиданно, как например, раскаявшийся Дарт Вейдер, это не будет означать смещение самой границы Добра и Зла, это будет означать только, что Дарт Вейдер вернулся на исходную позицию. Что называется – извиняйте, был не прав. А теперь снова прав. То есть вся структура сюжета «Звездных Войн» строго дуальна. Сюжет выстраивается на столкновении двух начал: доброго и злого, хорошего и плохого, светлого и темного, джедаев и ситов, Республики и Империи; и мы точно знаем, что добро победит, джедаи (в конце концов) повергнут ситов, светлая сторона восторжествует, Республика пребудет вовек… Правда, потом снова убудет, но сейчас не о том…
Принадлежность «Звездных Войн» к модернистскому типу повествования заключается в том, что история «Звездных Воин» разворачивается по канону классического литературного произведения. История трагичной любви (чем Энакин и Падме не архетип Тристана и Изольды, Ромео и Джульетты?), борьбы за идеалы (война за Империю или Республику), предательства (превращение Энакина в Вейдера), раскаяния (обратное превращение), конфликта отцов и детей (Вейдер и Люк) и прочее, и прочее.
И даже зная, чем все закончится, мы все равно хотим (чаще всего бессознательно) слушать и слушать, смотреть и пересматривать эту старую добрую историю, в которой все на своих местах, все понятно и определенно. В этом смысле «Звездные Войны» – самая настоящая сказка XXI века, за что спасибо Лукасу.
Вывод: «Звездные Войны» – это классическое повествование, сказка, в которой есть мораль, однозначный вывод, поучение, добрым молодцам урок. И столь сильный интерес к этой сказке в эпоху постмодернистского (читать марвеловского) комиксного засилья можно объяснить тоской, так как для многих из нас «Звездные Войны» являются тем, чем для старшего поколения являлись сказки о трех богатырях – детством… И не говорите, что не играли в джедаев.
Источник
Путеводитель по вселенным Марвел №1: Звёздные Войны
Совсем недавно появился комикс Star Wars №1. Казалось бы, очередной номер, повествующий о приключениях героев знаменитой франшизы. С сюжетной точки зрения этот выпуск не играет особой роли, однако для далекой-далекой галактики он ознаменовал начало новой эпохи: теперь Звёздные Войны — часть Мегавселенной Марвел. Этому событию и будет посвящен первый номерной выпуск «Путеводителя», в котором вы сможете узнать обо всех вышедших и выходящих фильмах, комиксах, книгах и других медиа в новом каноне.
Фильмы
Шесть фильмов, созданных гениальным Джорджем Лукасом, давным-давно приобрели культовый статус. Именно с них стоит начинать знакомство со вселенной. Открывать для себя далёкую-далёкую галактику с трилогии-приквела (эпизоды I-III) или с оригинальной трилогии (эпизоды IV-VI) — дело ваше. Если хотите сфокусироваться на прекрасном приключении, стоит смотреть по дате выпуска. Если же вам интереснее наблюдать за внутренними переживаниями героев, то просмотр с 1 по 6 эпизоды подарит вам изумительную трагедию.
После просмотра саги следует обратить внимание на два анимационных фильма:
-
- Звёздные Войны: Война клонов является своеобразным прологом к одноимённому сериалу и рассказывает о знакомстве Энакина Скайуокера со своим падаваном — Асокой Тано. События фильма разворачиваются после второго эпизода.
- Звёздные Войны. Повстанцы: Искра мятежа — часовой приквел к сериалу «Повстанцы», повествующий о компании смельчаков, решившихся на борьбу с Империей. Этот анимационный фильм позволяет узнать много нового и интересного о том, что происходило между третьим и четвёртым эпизодами.
В будущем:
Уже 18 декабря этого года состоится премьера долгожданной кинокартины Звёздные Войны. Эпизод 7: Пробуждение Силы, а в течение следующих нескольких лет выйдет ещё пять номерных частей саги и четыре спин-оффа.
Сериалы
Лучший способ погрузиться во вселенную Звёздных Войн — посмотреть два канонических сериала. Расширенная история знакомых и не очень героев заставит вас с трепетом ожидать выход каждой серии и невольно пускать слезинку по окончании каждого сезона.
- Звёздные Войны: Войны Клонов — это увлекательная хроника военных действий с любимыми персонажами на передовой. Битвы между армиями клонов и дроидов, безжалостные сражения огромных флотилий на просторах галактики, удивительные приключения и хитрые интриги сливаются в прекрасный мультсериал. И пусть вас не смущает детский визуальный стиль: этот сериал порой рассказывает мрачные, по-настоящему взрослые истории, полные жестокости. Всего вышло 6 сезонов по 20-22 серии в каждом. Для самых ярых фанатов франшизы также выпустили 4 незавершённых эпизода, которые можно посмотреть здесь.
- Звёздные Войны: Повстанцы. Сериал, который только недавно начал транслироваться, уже радует нас интересными подробностями о жизни в Империи за пять лет до встречи Люка и Бена. Пока эпизоды получаются слишком детскими, герои — слишком наивными, а сюжеты — слишком простыми. Однако Инквизитор, в чьи обязанности входит поиск и переманивание на тёмную сторону чувствительных к Силе детей, а также уничтожение выживших джедаев, уже успел заинтриговать всех поклонников далёкой-далёкой галактики. Всего пока вышло 12 серий и 4 мини-эпизода, а также 10 очень интересных промо-видео в виде новостей, которые можно посмотреть здесь.
В будущем:
Уже 2 марта появится новый эпизод «Повстанцев», а в скором времени выйдет и второй сезон сериала.
Комиксы
Формат, позволяющий реализовать наиболее смелые задумки авторов, ведь не все сюжеты продюсеры из Disney готовы пустить на экраны. Благодаря этому комиксы становятся особо ценными для фанатов. Если вы любите Звёздные Войны, то эти серии обязательны к ознакомлению:
- Звёздные Войны: Дарт Мол — Сын Датомира. Любимый персонаж автора этого текста удостоился своего маленького, но детально проработанного комикса. Трагедия Мола, разумеется, никогда не сравнится по своей эпохальности и значимости с судьбой Энакина Скайуокера, но она всё же способна заставить читателей сопереживать и сочувствовать. История Мола всегда была таинственно притягательной и чудовищно жестокой по отношению к маленькому забраку, по воле случая попавшему к Дарту Сидиусу. Росший в страхе и лишённый материнского любви антигерой так и не стал настоящим владыкой ситхов, он был лишь убийцей, орудием в руках манипулятора. Отсутствие должного внимания к личности персонажа в фильме и сериале не позволяло зрителям понять мотивы героя. И лишь четыре выпуска этого комикса впервые показали Дарт Мола не бесчувственным злодеем, а настоящей личностью.
- Star Wars: Rebels — Ring Race. Любопытный исключительно с сюжетной точки зрения комикс был эксклюзивно выпущен в Star Wars Rebels Magazine №1. К сожалению, именно сюжет оказался слабейшим элементом произведения: он слишком прост и предсказуем, хоть и проливает свет на одну важную деталь. Зато визуальный стиль комикса приятно удивил: в нём есть особый шарм. Но всё же покупать журнал ради этого маленького приключения определённо не стоит.
- Star Wars (2015) — новейшая серия комиксов, выпущенных издательством Marvel, уже успела стать хитом, а ведь вышли пока всего 2 номера. Качество исполнения на высоте, сюжет интригует, а главные герои уже стали частью интересной истории. Упустить такой хороший комикс не может ни один настоящий фанат франшизы.
- Star Wars: Darth Vader — Джордж Лукас посвятил всю сагу личной трагедии Анакина Скайуокера — личности с очень глубоким внутренним миром. Его переживания, мотивы и действия всегда обоснованы, за каждым поступком стоит определённая причина, а его история мало кого сможет оставить равнодушным. Каждая новая страница из его медийной биографии — будь то фильм, сериал или комикс — заставляет с упоением наблюдать за каждым шагом героя. Именно поэтому прочитать первый выпуск Darth Vader, который буквально соткан из боли и ненависти Скайуокера, должен каждый фанат.
В будущем:
25 февраля выйдет продолжение Star Wars: Darth Vader; 4 марта состоится дебют совершенно новой серии комиксов Star Wars: Princess Leia; 11 марта до полок цифровых магазинов доберётся третий номер Star Wars (2015); первый номер приквела к сериалу «Повстанцы» Star Wars: Kanan: The Last Padawan, который повествует о судьбе джедая, выжившего после приказа №66, можно будет купить уже 1 апреля. О том, как и где можно приобрести комиксы Marvel, читайте здесь.
Книги
Насыщенные мелкими деталями, наполненные чувствами и мыслями персонажей, с тщательно проработанной историей, книги позволяют внимательно изучать внутренний мир каждого героя. Вместо зрелищности и эффектных сцен — неспешное повествование и монологи, которые превосходно раскрывают любимые образы. Если вы готовы проводить тихие и уютные вечера за хорошей книгой, то эти литературные произведения о персонажах Звёздных Войн вас не разочаруют:
- Star Wars: Tarkin — роман, главным героем которого является Уилхафф Таркин — один из самых жестоких чиновников Галактической Империи. Сюжет произведения разворачивается спустя 5 лет после Войн Клонов и повествует о жизни губернатора Внешнего Кольца, ведомого лишь своей ненавистью к врагам Империи. Одним из важнейших достижений романа, как ни странно, оказалось то, что Палпатин наконец-то получил имя — Шив.
- Star Wars: A New Dawn — джедай по имени Кэнан Джаррус, переживший уничтожение ордена, выживал в жестоком мире, где правили ситхи. Пытаясь любыми методами скрыть своё прошлое и избежать участи своих соратников, герой вскоре осознаёт, что рано или поздно придётся сделать судьбоносный шаг и начать борьбу с Империей.
- Star Wars: Blade Squadron, Star Wars: One Thousand Levels Down и Star Wars: The End of History — несколько интересных рассказов, выпущенных в разных номерах журнала Star Wars Insider. Blade Squadron из Star Wars Insider №149 и №150 описывает одну из неиспользованных в шестом эпизоде сцен: элитный эскадрон звездолётов B-wing отправляется на опасную миссию во время битвы на Эндоре. One Thousand Levels Down из номера 151 повествует о судьбе двух альдераанцев, пытающихся спастись во время имперского геноцида. The End of History рассказывает о Миру Надринакаре — девушке, которая долгие годы хранила артефакты джедаев после уничтожения ордена. Эта история была выпущена в номере 154.
В будущем:
Совсем скоро в Star Wars Insider №156 появится короткий рассказ о пилотах Last Call at the Zero Angle, а в №157 — небольшая история Дарта Сидиуса и Дарта Вейдера под названием Orientation; этим двум ситхам также будет посвящён роман Lords of the Sith, выходящий 28 апреля; о судьбе другой служительницы тёмной стороны Силы Асаж Вентресс вы сможете прочитать уже 7 июля в книге Dark Disciple.
Место Звёздных Войн в Марвел
Вселенная Марвел имеет сложную многоуровневую структуру. Основу составляют так называемые «Земли-#», «хронологии» и «последовательности», каждая из которых существует в уникальном времени и пространстве. Все классические версии персонажей живут на Земле-616, которая, помимо самой планеты, включает в себя и все окружающие галактики. Альтернативные и параллельные вселенные (например, Земля-1610 «Ultimate» или Земля-199999, в которой происходит действие фильмов) содержат тех же героев, но дают новый взгляд на их истории и судьбы. Все реальности, связанные с классической, составляют Мультивселенную Марвел. Но если последовательность не имеет никакого отношения к основной хронологии, то она является частью Мегавселенной. Так, Звёздные Войны пока будут находится именно в Мегаверсе, поэтому в ближайшие годы ожидать полноценного кроссовера «Мстители против ситхов» не стоит.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник