Этот космос не создал никто из богов
Для античных философов характерен поиск первокирпичика, первоосновы мира, которую они видели в различных видах вещества.
Одни считали, что такой материальной первоосновой является вода, другие полагали воздух, третьи — землю. Гераклит не был исключением. Он считал, что первоосновой всего может быть только огонь: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий». 1 Огонь, видоизменяясь, переходит в разные формы. Сгущаясь, он переходит во влагу, в более плотном виде переходит в воду. Вода же, уплотняясь, становится землей, которая, в свою очередь, рассыпаясь, может превратиться в воду, а из воды выделяется пар. Так, по Гераклиту, происходит постоянный круговорот природы — вниз, вверх. Огонь выступает как разумная живая сила, которая «судит» и «правит» миром. Или, как еще говорит Гераклит, «всем правит молния». Когда огня недостаточно, тогда появляется мир, при избытке огня все сгорает в мировом пожаре.
Гераклит понимает огонь как «источник жизни, ее горение и вместе с тем образ жизни. Сама жизнь — сама активность и динамика. Жизнь есть горение, а следовательно, и угасание». 2 Когда огонь разгорается, он совершает «путь вверх», при угасании — «путь вниз», то есть активность огня вызывает рождение и расцвет в различных процессах и явлениях, а угасание -их конец и переход в новые формы. Мир рождается и умирает.
Если под миром понимать отдельные планеты в космосе, то в таком случае Гераклит гениально увидел процессы развития в космосе — одни планеты появляются, развиваются, затем распадаются, чтобы своим распадом дать жизнь другим космическим планетам и телам. Гераклит считал, что мир от рождения до гибели проходит период в 10800 лет. Вначале устанавливается зима, или катаклизм, или потоп, а в конце наступает «экпироза», или мировой пожар.
Солнце, новое ежедневно, «правит космосом согласно естественному порядку». Оно имеет, по Гераклиту, чашеобразную форму, является «умным воспламенением из моря». Когда поворачивается Солнце, то происходит затмение; при скоплении ветров и вспучивании облаков появляется гром, а при
1 Фрагменты ранних греческих философов, ч. 3, М., 1989, с. 217.
2 История античной диалектики, М.: Мысль, 1972, с. 87.
вспышках испаряемых веществ — молния. Когда вспыхивают и угасают облака, люди наблюдают зарницы. Конечно, эти взгляды Гераклита на природу еще наивны, однако и в них виден внимательный наблюдатель, исследователь. Солнце в его философии — это судья, распределитель, регулятор смены времен года. И хотя Солнце по Гераклиту «шириной всего лишь в ступню человеческую», роль его в жизни космоса огромна, оно выполняет роль помощника Логоса.
«Борьба — отец всего и всему царь»
Гармония мира складывается из противоположностей, между которыми происходит борьба.
Как в музыкальной гармонии происходит смешение голосов, звуков, так и в природе единое состоит из противоположностей — целое связано с нецелым, сходящееся с расходящимся, согласие с разногласием, добро со злом. Борьба противоположностей абсолютна. Согласно Гераклиту, все происходит через борьбу, она всеобща.
Гераклит первым из античных философов придает стихийной диалектике рациональный характер. Общеизвестно его высказывание «все течет», хотя во фрагментах рукописей и не было обнаружено. Тем не менее вся логика гераклитовских рассуждений пронизана этой идеей. Гераклит, по словам Аэция, «приписал движение всем вещам». После Гераклита философы уже не могли рассматривать Вселенную как покоящуюся, как неподвижную. «Нельзя в одну и ту же реку войти дважды», — считал Гераклит. «Мы только входим в реку, а вода уже утекла. Так и у человека. Мы те и уже не те. Мы есть и нас нет». 1 Человек постоянно боится смерти, а зачем — ведь он умирает каждое мгновение. Состояние тела постоянно меняется. Из семени появляется зародыш, и вот зародыш стал младенцем, из младенца появляется ребенок, ребенок становится сначала подростком, потом юношей, затем превращается в зрелого мужчину; зрелый мужчина становится стариком: «вчерашний умер в сегодняшнего, а сегодняшний умирает в завтрашнего. Никто не остается [тем, кем был]» 2 , говорит Гераклит. Источником движения, изменения является борьба. «Все происходит через распрю» — постоянно подчеркивает философ. Он удивляется, почему Гомер призывал к прекращению вражды между людьми. Ведь это так противоестественно. Борьба —
1 Фрагменты ранних греческих философов. М., Наука, 1989, с. 211.
2 Фрагменты ранних греческих философов, ч. 3, с. 212.
логос бытия. Человек постоянно борется за свое существование, чего-то хочет, к чему-то стремится, преодолевает препятствия. Представим себе, что человеку все дается легко, нигде он не встречает препятствий. Тогда все замирает, жизни нет. Поэтому людям лучше не станет, если все их желания исполнятся. Человеку важен процесс, а не результат. Согласно этой логике, где имеется борьба, преодоление трудностей — там жизнь.
Интересны представления Гераклита о человеке и его душе. Человеческая душа — «искорка», «звездочка», часть мировой Души, она есть не что иное, как испарение. Окружающий мир, природу древний философ наделяет разумом и сознанием. Человек втягивает в себя посредством дыхания Божественный Логос и становится разумным. Когда человек засыпает, он теряет разум, а, просыпаясь, становится «снова в уме». Чем ближе человек к Логосу, тем умнее. Когда человек умирает, душа остается жить. Она соединяется с Божественным Разумом — Логосом.
Если сердце мира — Солнце, то для человека таковым является душа. Солнце дает жизненное тепло всему живому. Душа, как паук, плетет паутину, давая жизнь каждой частичке тела, бросаясь на помощь, как только в какой-то части этой паутины случаются повреждения. Душа испытывает боль, когда рвется ниточка, она стремится туда, где больно. Душа через органы чувств, как из окошек, связывается с миром. Смерть, по Гераклиту, подобна сну. Разница в том, что обычно человек «умирает» только на ночь, а утром просыпается, «вспыхивает» вновь, а при конце жизни он умирает надолго, чтобы вспыхнуть затем в другой форме. «Человек — свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни [букв. «живым»], умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию, уснув». 1
У древних греков бытовало убеждение, что после смерти человека его душа некоторое время странствует между Землей и Луной. Добродетельные души отдыхают в лугах Аида, очищаются от скверны, а души неправедные и развратные должны понести наказание. Потом праведные души, которые подзарядились от окололунного эфира, взлетают вверх подобно лучу и становятся бессмертными. Обычный человек, по Гераклиту, вряд ли может рассчитывать на бессмертие, а мудрец становится бессмертным, хотя тела всех умерших погибают безвозвратно.
1 Фрагменты ранних греческих философов, с. 216.
Целью жизни человека, как считал Гераклит, является преодоление страданий, что приносит ему удовлетворенность, которая в свою очередь проявляется в счастье.
Источник
Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.
— Гераклит Эфесский, 29 цитат
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Ум всегда был, есть и будет в моде!
Так, на заметку всем модникам и модницам.
Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека — одно и то же.
Все ценное и прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек. Никогда еще в истории человеческой ни один паразит не сделал ничего стоящего.
Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог?
Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими.
Человек, в которого влюбляешься, и человек, которого любишь — это не один и тот же человек. Любовь — это не конец, это процесс, когда один человек пытается узнать другого.
Люди часто ищут то, что никогда не теряли и в чем нет никакой жизненной необходимости.
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Бог полюбил птиц и создал деревья. Человек полюбил птиц и создал клетки.
Политик — это тот, кто обещает построить мост там, где нет никакой реки.
Не принимай никакой негатив. Пока ты его не примешь, он принадлежит тому, кто его принес.
Источник
Космос и Жизнь.
Прекрасные мысли и фото,
Смотреть и читать охота.
Смотрим и смотрит Кто-то.
Спросить нам пора кого-то,
Что значило слова рота, *
Можно спросить пилота,
Но лучше всё ж Бога, Gotta. **
Примеч. * Рота как термин древнерусского язычества —
http://www.slavya.ru/trad/folk/gk/gk3_2.htm
«Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий». (Гераклит Эфесский)
«Старше всех вещей – Бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего – Космос, ибо он творение Бога.
Быстрее всего – Мысль, ибо она бежит без остановки.
Больше всего – Пространство, ибо оно вмещает все.
Мудрее всего – Время, ибо оно обнаруживает все.
Ищи одну Мудрость. Выбирай одно Благо». (Фалес Милетский)
«Как наши глаза устремлены к течению светил, так уши к движению стройных созвучий. Музыка и астрономия – словно родные сестры.
«Как наши глаза устремлены к течению светил, так уши к движению стройных созвучий. Музыка и астрономия – словно родные сестры.
Так утверждают пифагорейцы, и мы с тобой согласимся с ними».
(Платон. «Государство».)
«Сограждане, если вы перестали стыдиться друг друга, то отвернитесь от звездного неба, оно с укором смотрит на вас». (Платон)
«Знаю, что я смертен, знаю, что дни мои сочтены;
но, когда я в мыслях неустанно и жадно прослеживаю пути светил,
тогда я не касаюсь ногами Земли:
на пиру Зевса наслаждаюсь амброзией богов».
(Клавдий Птолемей. «Альмагест».)
«Мы для плоти Вселенной – душа ее, суть,
Мы, кому в её тайны дано заглянуть.
Присмотрись – лучше нас ничего нету в мире,
Мы связуем миры, между ними – наш путь!»
(Омар Хайям)
«Философы ввиду необычайного совершенства неба называли его видимым божеством. Поэтому, если оценивать достоинства наук в зависимости от того предмета, который они исследуют, наиболее выдающейся будет астрономия. Сама она, являющаяся бесспорно главой благородных наук и наиболее достойным занятием свободного человека, опирается почти на все математические науки. И так как цель благородных наук – отвлечение человека от пороков и направление его ума к лучшему, то больше всего здесь может сделать астрономия вследствие невероятно большого наслаждения, предоставляемого ею разуму». (Николай Коперник)
«Астрономия по величию своего объекта и по совершенству своих теорий является самым прекрасным памятником человеческого духа и проявлением самого высокого его интеллекта… Сохраним же тщательно и умножим сокровищницу этих возвышенных знаний, отраду мыслящих существ. (Пьер Симон Лаплас)
«В сравнении с окружающим его миром человек не более как слабый тростник; но он тростник, одаренный разумом, мыслящий.Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно какого-нибудь пустяка. Но пусть даже Вселенная его уничтожит, человек все равно возвышеннее, чем она, потому что он сознает, что умирает и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает. Итак, наше достоинство – не в овладении пространством, а в умении разумно мыслить. С помощью пространства и времени Вселенная охватывает и поглощает меня, а вот с помощью мысли я охватываю Вселенную. Постараемся же мыслить достойно: в этом основа нравственности».
(Блез Паскаль «Мысли»)
«Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна».
(М.В.Ломоносов)
«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне… Взгляд во Вселенную на бесчисленное множество миров как бы уничтожает мое значение как живого существа, которое должно будет вернуть планете (всего лишь точке во Вселенной) то вещество, ту материю, из которой оно возникло, после того как эта материя на короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой.Осмысление нравственного закона, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мылящего существа. Моральный закон, таящийся в моей личности, открывает жизнь, независимую от моей животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира». (Иммануил Кант)
«Посмотрим на небо немного по-другому, и оно предстанет перед нами в новом свете. Небо – оно как пышный сад, в котором растет великое множество разнообразных деревьев разного возраста, цветущих и плодоносящих в разные сроки. Осматривая сад, дерево за деревом, мы можем извлечь для себя знания о стадиях жизни растений, об их последовательности… На этом пути долгая неторопливая жизнь небесного сада откроется вдумчивому обзору». (Уильям Гершель)
«По ночам, наедине с природой, под сводом беспредельного звездного неба наша душа погружается в молчаливое созерцание. Тысячи звезд, рассеянных по необъятному пространству Вселенной, льют на нашу Землю мягкое сияние. Мысль о бесконечности всецело захватывает нас, заслоняет собой все земное и уносит к далеким мирам, недоступным для слабого человеческого взора… Из своей тьмы мы глядим в бесконечность величественной и таинственной Вселенной и чувствуем желание заселить все эти миры; нам страстно хочется, чтобы в этом пустынном и безмолвном пространстве наш вопрошающий взгляд встретился с другим взглядом, который принес бы ему ответ на его немой вопрос». (Камилл Фламмарион «Многочисленность обитаемых миров».)
«Астрономия полезна потому, что она возвышает нас над нами самими; Она полезна потому, что она величественна; она полезна потому, что она прекрасна. Именно она являет нам, как ничтожен человек телом и как он велик духом, ибо ум его в состоянии объять сияющие бездны, где его тело является лишь темной точкой, в состоянии насладиться безмолвной гармонией. Так мы приходим к сознанию своей мощи, и это сознание многого стоит, потому что оно делает нас сильнее».
(Анри Пуанкаре)
«Астрономия подобна пасторскому служению – нужен зов»
(Эдвин Хаббл)
«Мы окутаны еще слишком густым предрассветным туманом, чтобы могли даже смутно представить себе, каким является мир для тех, кому суждено увидеть его в полном сиянии дня. Но и в том свете, который мы видим теперь, мы различаем, что астрономия в ее основе несет с собой надежду для человеческого рода в целом и познание ответственности для каждой отдельной личности, – ответственности, так как мы создаем планы и строим основания для будущего, гораздо более продолжительного, чем нам было бы легко представить себе теперь».
(Джеймс Джинс «Вселенная вокруг нас»)
«Полночных солнц к себе нас манят светы…
В колодцах труб пытливый тонет взгляд.
Алмазный бег вселенные стремят:
Системы звезд, туманности, планеты,
О, пыль миров! О, рой священных пчел!
Я исследил, измерил, взвесил, счел,
Дал имена, составил карты, сметы…
Но ужас звезд от знанья не потух.
Мы помним все: наш древний, темный дух,
Ах, не крещен в глубоких водах Леты!»
(Максимилиан Волошин)
«Вмещение конечности Вселенной, при осознании беспредельного пространственного принципа, принадлежит к тем вопросам, которые ученик должен решить сам, ибо это называется «Сумма Суммарум». Формула соответствует степени «Пустынного Льва».
(Учение Живой Этики)
«Стремление к дальним мирам есть естественное направление человеческого духа, воплощающего свои междупланетные опыты».
(Учение Живой Этики)
«Наша Солнечная Система, как атом в теле видимого Космоса».
(«Беседы Е.И.Рерих с Учителем»)
«В строении Космоса уявлены три основы – жизнь, сознание и Мысль».
(Е.И.Рерих «У Порога Нового Мира»)
«Красота Вселенной уявлена в многообразии ее Единства».
(Е.И.Рерих «У Порога Нового Мира»)
«Надо стремиться к наиболее абсолютному. Наиболее абсолютное тяготение будет к дальним мирам. Красота земная теряется в сиянии лучей надзвездных».
(Учение Живой Этики, книга «Община»)
«Важна эволюция не человечества земного, но человечества Вселенной».
(Учение Живой Этики, книга «Община»)
«Когда зовем в дальние миры, то не для отвлечения от жизни, но для открытия новых путей».
(Учение Живой Этики, книга «Беспредельность»)
«Посмотрим с дальних миров на нашу планету – тесно, вопиет дух человеческий на коре! Взглянем с нашей планеты на дальние миры – простор Беспредельности, ликует дух!»
(Учение Живой Этики, книга «Беспредельность»)
«Новая ступень близится человечеству – сообщение с дальними мирами».
(Учение Живой Этики, книга «Беспредельность»)
«Люди не желают погружаться в мышление о дальних мирах. Между тем именно эти мысли будут хорошим очистителем сознания».
(Учение Живой Этики, книга «Надземное»)
«Никто или почти никто не желает понять, что реальность дальних миров откроется лишь тем, кто изживет земные условия».
(Учение Живой Этики, книга «Надземное»)
«Общение с Дальними Мирами, прежде всего, освобождает сознание от узости и ограниченности личного мира земных пережитков, от тех клетушек, по которым ютятся сознания многих людей». (Грани Агни Йоги, 1962 г.)
«Назначение человечества велико. Земной дом – временное его пребывание. Его путь по звездам, и конца этому пути нет». (Грани Агни Йоги, 1962 г.)
«Наивысшее устремление, доступное духу на вашей Земле, – к Мирам Дальним». (Грани Агни Йоги, 1962 г.)
«Мысль, устремленная к Дальним Мирам, никогда не возвращается оттуда бесплодной». (Грани Агни Йоги, 1962 г.) «
Дитя Космоса – человек. Эволюция непреложно ведет его в сферу космической жизни и приближает к Дальним Мирам».
(Грани Агни Йоги, 1962 г.)
«Будущая эволюция земного человечества будет осуществлена на Дальних Мирах». (Грани Агни Йоги, 1962 г.) «
Наша задача – поднять сознание от Земли к Звездам, от себя – в океан человечества, чтобы служение эволюции стало возможным».
(Грани Агни Йоги, 1964 г.)
Уважаемые друзья, если наша Вселенная, зримая человеческим глазом, так прекрасна и многообразна в своем физическом проявлении, то можно лишь смутно представлять себе, какие чудесные беспредельные красоты Высших Сфер Космоса могут открыться в будущем сознанию человека Земли!
Источник