На орбиту без визы: почему 2020 станет годом космического туризма
В середине января японский миллиардер Юсаку Маэдзава, которого в 2018 году глава SpaceX Илон Маск объявил первым космическим туристом, готовым облететь Луну на борту ракеты Starship, запустил кампанию по поиску «спутницы» для своего вояжа к спутнику Земли. До этого полета еще годы: вероятно, что мир станет уже другим, а словосочетание «космический туризм» будет звучать совсем иначе.
В далекой, далекой
Сейчас космический туризм — скорее как понятие из недавнего прошлого: первым таким туристом стал в 2001 году бизнесмен из США Дэнис Тито, заплативший $20 млн за право побывать на Международной космической станции (МКС).
Об этом слышал всякий, кто интересуется темой космоса. А вот о том, что по стопам Тито последовали только шесть человек, известно не так широко. Ровно как и то, что последний «туристический» полет был совершен 11 лет назад — в далеком 2009 году.
Проблема заключалась не только в деньгах: в конце-концов, несколько десятков миллионов долларов — относительно скромная сумма, учитывая миллиардеров только в одних США — более 600 человек. Главное затруднение — временные затраты: долгая подготовка, множество тестов и отнюдь не комфортный полет к МКС ассоциировались скорее с экстремальным туризмом, чем с комфортным туром с целью увидеть Землю.
С этой точки зрения период 2001-2009 годов можно назвать фальстартом космического туризма, расчистившим поле и давшим понимание того, как вести бизнес для новых игроков, которым, как отмечают эксперты, также будет непросто. Космический туризм в любом случае останется некой дополнительной коммерческой услугой, когда классический запуск космических аппаратов приносит гораздо более высокие прибыли компаниям, владеющим своими ракетами, рассказывает Алан Губиев, руководитель пусковых проектов Innovative Solutions In Space (Нидерланды): «Космический туризм будет приятным дополнением в доле выручки, но не заменит собой рынок по выведению спутников на орбиту»,
Ни для одной из компаний, которая занимается темой космического туризма, это направление не является основной бизнес-моделью, отмечает Губиев: проекты, которые фокусировались только на космическом туризме (Armadillo Aerospace, XCOR Aerospace, Golden Spike Company, Excalibur Almaz и другие), «закрылись, исчерпав финансирование».
Новая надежда?
При этом, по прогнозу UBS, к 2030 году объем рынка космического туризма достигнет отметки в $3 млрд — ниша, за которую можно вполне побороться. Особенно с учетом того, что у «взрослых» игроков (а не стартапов) есть проекты, в рамках которых они могут сделать ставку на космотуризм. Речь идет о компаниях Blue Origin и Virgin Galactic, которые начинают формировать новую туристическую индустрию.
Blue Origin Джеффа Безоса планирует начать с суборбитальных полетов, поскольку запускать туристов на орбиту безопасно и относительно дешево — это стоит порядка $250 000 — а полет на МКС обойдется в $30-40 млн. Подобные планы были у основателя Virgin Galactic и главного конкурента Безоса — миллиардера Ричарда Бренсона. Он планирует провести первый туристический космический полет до середины 2020 года.
И Безоса, и Бренсона отличает простота подхода к вопросу: вместо долгих тренировок, изнуряющего пути на МКС и периода адаптации после возвращения на Землю клиентам предлагаются туры «под ключ» на границе космоса — около 100 км над уровнем моря — с максимально быстрой подготовкой и недолгим (несколько минут) пребыванием в невесомости. Этого достаточно для того, чтобы почувствовать себя в космосе и сделать селфи. Не стоит обманывать себя: это именно то, что нужно большинству космических туристов.
Ближе всего к «делу» на данный момент подошли именно в Blue Origin. В компании заявляли о весьма возможном первом пуске их модуля (при помощи ракеты New Shepard) с людьми на борту еще год назад, но пока что дело не продвинулось дальше пробных полетов с манекенами.
У Vigrin Galactic похожий подход, но предполагает использование суборбитального корабля VSS Unity, который поднимают в небо на специальном самолете. После «отстыковки» от этого самолета VSS Unity продолжает свой путь к границе космоса.
Ответный удар
Возможность уже в ближайшем времени купить билет на орбиту за сумму «всего» с пятью нулями ($200 000-300 000) не пройдет ни мимо бизнеса, ни мимо общества: «После начала данных полетов станет понятен реальный интерес и спрос, начнут формироваться новые требования к полетам. В России это подстегнет интерес, но больше на уровне зрительского интереса», — отметил Павел Пушкин, генеральный директор компании «Космокурс», российского игрока в области космического туризма. Компания планирует начать свои суборбитальные полеты в 2025 году, но, судя по текущим тенденциям, столкнется с жесткой конкуренцией со стороны иностранных игроков.
Пробуждение силы
Вероятно, что именно 2020 год расставит многие точки над i в космосе. Новая сверхтяжелая ракета NASA под названием SLS должна совершить свой первый полет, появится ясность с пилотируемыми кораблями Orion, Crew Dragon и Starliner, в полную меру начнут расцветать проекты по массовому предоставлению спутникового интернета, начнется миссия Mars 2020 по отправке на четвертую планету Солнечной системы автономного аппарата. Похоже, что по итогам года мы сможем включить и по-прежнему странное словосочетание «космический туризм», которое будет все плотнее оседать в умах и все реже появляться в СМИ — вы же не читаете заметки о полетах на Бали? Так и с космосом: хотя бы эта его часть должна стать обыденностью.
Источник
Когда космический туризм станет доступным?
Правду говорят — деньги не купят вам счастье, но на билет на Международную космическую станцию точно хватит. Спросите мультимиллионера Денниса Тито, который стал первым космическим туристом в 2001 году, или владельца Цирк дю Солей Ги Лалиберте, который стал первым клоуном в космосе в 2009 году. Если у вас есть немного наличных, у «Роскосмоса» найдется и время.
Но как насчет тех из нас, кто не является международным цирковым магнатом или любителем приключений при деньгах? Станет ли космический туризм когда-нибудь реальностью для нас?
Такие компании, как Virgin Group, которой владеет Ричард Брэнсон, говорят «да». Даже если у вас уже есть 20 000 долларов наличными, вы можете забронировать 200 000-долларовый билет на SpaceShipTwo (который проходит успешные испытания). В ближайшие несколько лет он должен стать первым коммерческим космическим кораблем.
Каждый полет сможет вместить шестерых пассажиров и будет длиться два с половиной часа в суборбитальном пространстве (110 километров над Землей). Оказавшись там, пассажиры смогут свободно плавать в невесомости и наслаждаться тем, что CEO Virgin Galactic Джордж Уайтсайдс называет «преобразующим опытом». Континенты, океаны и облака будут проплывать снизу, а над головой будет бескрайний космос.
Если 200 000 долларов звучит все еще слишком много, то только потому что космос — весьма дорогой пункт назначения, даже если вы не собираетесь оставаться там на ночь. NASA тратит около 30 000 долларов, чтобы доставить один килограмм полезной нагрузки на орбиту.
Если вы думаете, что полет — это дорого, просто представьте дороговизну болтания на орбите. Международная космическая станция оценивается в диапазоне от 35 до 100 миллиардов долларов. Сюда включены системы поддержки, материального обеспечения, инжениринга, коммуникации и жизнеобеспечения. Таковы издержки преодоления гравитации планеты и удержания в невероятно агрессивной среде.
Тем не менее такие компании, как канадская Space Island Group и даже отели Hilton в долгосрочной перспективе рассматривают создание орбитального жилья для космических туристов завтрашнего дня. Чтобы это стало реальностью, технологиям космических полетов еще придется подрасти и стать более экономически целесообразными. Кроме того, есть определенная проблема в здравоохранении. Современные космонавты подвергаются кошмарным перегрузкам, рискуют получить радиационное облучение и гарантированно теряют костную массу. По мере того, как космический туризм становится все более реальным, у государственных учреждений повышается интерес к безопасности пассажиров.
Космический туризм уже стал реальностью в 2001 году. Но ваши возможности ограничены современными технологиями (или их отсутствием) и высокой стоимостью выхода на орбиту, хотя билет и можно купить.
Источник
Когда космический туризм станет доступным
Череда неудачных испытаний последних лет могла окончательно убедить в том, что путешествия на орбиту и дальше будут доступны не более чем 10 людям на земле. Но события 2016 года дают надежду на то, что первый космический лоукостер полетит совсем скоро.
В этом году можно отметить сразу две круглые даты знаковых событий в освоении космоса. Во-первых, конечно, 55-летие первого полета человека в космос, во-вторых, 15-летие космического туризма.
Россия намерена войти в тройку мировых лидеров по въездному туризму
C тех пор как в 1961 году Юрий Гагарин покорил космос, мысль о том, что когда-нибудь, в один прекрасный день, любой желающий сможет вот так легко отправиться на орбиту, не оставляла человечество. 40 лет спустя в космос отправили первого туриста, а еще через десятилетие уже все СМИ писали, что совсем скоро, буквально завтра в космос будут летать едва ли не маршрутки и такое путешествие будет по карману не только десятке жителей земного шара.
Но завтра и послезавтра никакого прорыва в области бюджетного туризма так и не случилось, зато как-то незаметно настал 2016 год. Успехи последних нескольких месяцев дают основания надеяться, что первого космического лоукостера ждать осталось недолго.
Семеро смелых
Космический туризм уже 15 лет как не фантастика. С 2001 года американская компания Space Adventures совместно с Роскосмосом успешно отправляет на орбиту и МКС всех желающих. Желающих, правда, за все это время оказалось не слишком много, а точнее семь. Еще бы, ведь такой полет обходится в $20-50 млн. Так что клиентами Space Adventures в основном становились очень уж небедные люди. Например, вторым космическим туристом стал разработчик операционной системы Ubuntu, а последним посетил орбиту на коммерческой основе директор и основатель Cirque du Soleil Ги Лалиберте.
В прошлом году список космических туристов должна была пополнить британская певица Сара Брайтман, она даже планировала исполнить на орбите песню. Но потом что-то пошло не так, и от полета она все-таки отказалась. Возможно, продюсеры певицы решили, что 35 млн фунтов (почти $50 млн) на запись одной песни — не слишком приемлемые траты.
Конкуренты на низком старте
Затраты на путешествия на орбиту в ближайшее время могут стать гораздо менее ощутимыми. Space Adventures долго оставалась монополистом в области туров в космос, но с середины 2000-х у компании начали появляться конкуренты. В 2007 году, когда программист и бизнесмен Чарльз Симони заплатил $ 25 млн за свое космическое путешествие, Ричард Брэнсон, глава недавно основанной Virgin Galactic, амбициозно анонсировал, что буквально через год сможет отправлять в космос всех желающих всего за $200 тыс. Но, конечно, в 2008 году ничего такого не случилось. А еще год спустя Чарльз Симони второй раз отправился в космос в качестве туриста, заплатив на этот раз уже $35 млн. Места же на постоянно откладывающийся первый рейс Virgin Galactic продолжали раскупать. В 2012 году коммерческий директор компании Стивен Аттенборо даже насчитал среди купивших билеты на первый космический рейс 20 россиян. К слову, в том году опять в космос так никто и не полетел. А 31 октября 2014 года космический корабль SpaceShip Two, на котором планировалось осуществлять полеты, разбился во время испытаний над пустыней Мохаве на юге штата Калифорния, один из пилотов погиб, второй получил ранения. Несколько несостоявшихся орбитальных путешественников тогда отказались от полета, но Брэнсон пообещал, что реализация программы будет продолжена.
Со дня полета легендарных Белки и Стрелки в космос прошло 55 лет
Появившийся почти одновременно с Virgin Galactic стартап Armadillo Aerospace, обещавший билеты в космос вдвое дешевле, чем конкурент (по $102 тыc.), за год до крушения Spaceship Two объявил о приостановке деятельности, тактично назвав ее «переходом в спящий режим».
А наиболее реальными конкурентами Space Adventures наряду с Virgin Galactic на тот момент оставались Blue Origin Джефа Безоса и Space X Илона Маска. Но опять же никто из них так и не запустил свой первый коммерческий рейс на орбиту. И после почти десятилетия отложенных обязательств и космических неудач уже можно было бы заключить, что массовый туризм на орбиту так и останется чем-то невоплотимым. Но события последнего года дали надежду на обратное.
Год космических успехов
Буквально полтора месяца назад Virgin Galactic представила обновленный Spaceship Two. Впереди, конечно, еще множество тестов и испытаний, и в этот раз Ричард Брэнсон предусмотрительно не оглашает точную дату первого полета. Но к 700 будущим туристам, уже купившим билеты, выразил желание присоединиться даже известный физик Стивен Хокинг. Но, конечно, презентация космического корабля, который еще, вполне вероятно, и не сможет летать, хоть и яркое, но не слишком обнадеживающее событие. А вот конкуренты могут похвастаться более серьезными успехами. Всего пару дней назад после неоднократных попыток Space X наконец удалось осуществить спуск нижней ступени ракеты Falcon 9 на морскую платформу. А чуть ранее, в самом начале апреля Blue Origin, возглавляемая Джефом Безосом, провела очередное успешное испытание по вертикальной посадке вернувшегося после запуска в космос корабля New Shepard. Ранее корабль уже дважды удавалось приземлить в намеченном месте. Ряд успешных испытаний увеличивает вероятность того, что космические туристы уже в 2018 году смогут отправиться на New Shepard в суборбитальный полет.
Правда, Илон Маск после удачной посадки корабля, принадлежащего Blue Origin, напомнил, что суборбитальные полеты — это, конечно, здорово, но лучше все-таки летать в космос, как Falcon. Но, надо полагать, он просто решил не упускать возможность позлословить над успехами конкурента. Стоит отметить, что подобные испытания крайне важны, так как многоразовое использование ракет поможет существенно снизить стоимость космических полетов, в том числе и для туристов. Сам Маск уже признавался, что отправку туристов в космос он не ставит своей основной целью. Но место для туриста на космическом корабле Dragon X все же планируется выделить. Президент и генеральный директор Space X Гуинн Шотуэлл упоминал о важности налаживания регулярного запуска ракет, сравнимого с работой авиакомпаний.
Дешево или никогда
Надо признать, что о заметных успехах на российском рынке космического туризма пока говорить не приходится. Да и существование самого этого рынка в России под большим вопросом. Хотя несколько месяцев назад Роскосмос все же сделал шаг в сторону развития космического туризма, правда, пока только наземного. Ведомство официально разрешило более чем 40 туроператорам устраивать экскурсии на космодромы Восточный и Байконур. Это, конечно, не такой громкий, как у Space X и Blue Origin, но все же успех. А еще о намерении отправлять туристов в космос заявила частная российская компания «КосмоКурс». Причем цены обещают такие же, как у Virgin Galactic. Но в отличие от последней, российская компания пока только разрабатывает то, на чем туристов будут доставлять в космос. Так что с импортозамещением в этой сфере пока, видимо, придется повременить.
Источник