Глагол
Вариант 1
Задание 1. Восстанови высказывание.
Глаголы в форме настоящего времени обозначают действия, которые . .
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действия, которые . .
Глаголы в форме будущего времени обозначают действия, которые . .
Глаголы в форме настоящего времени обозначают действия, которые происходят на данный момент.
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действия, которые уже произошли в прошлом.
Глаголы в форме будущего времени обозначают действия, которые произойдут, будут происходить в будущем.
Задание 2. Образуй от глаголов неопределённой формы глаголы единственного и множественного числа будущего времени.
Неопределённая форма: построить, выходить, спеть.
ед. ч.: построю, построит; буду (будет) выходить; спою, споёт;
мн. ч.: построим, построят; будем (будут) выходить; споём, споют.
Задание 3. Прочитай. Подчеркни глаголы.
Плывёт кораблик в гости,
Гремит салют в порту,
И каждый вслух читает
Названье на борту.
Плывёт (гл.) кораблик в гости,
Гремит (гл.) салют в порту,
И каждый вслух читает (гл.)
Названье на борту.
Задание 4. Составь и запиши предложения с подходящими по смыслу глаголами из скобок. Глаголы употреби в прошедшем времени.
Всю ночь по окнам (стучать, барабанить) частый мелкий дождик.
После выступления клоуна дети громко (хлопать, бить в ладоши, аплодировать).
Всю ночь по окнам барабанил частый мелкий дождик.
После выступления клоуна дети громко аплодировали.
Задание 5. Выпиши из стихотворения глаголы, определи их число и время.
Он сбежал у меня на глазах,
Я его провожаю в слезах.
Мы с ежом замечательно жили,
Уважали друг друга, дружили.
Сбежал (ед. ч., прош. вр.), провожаю (ед. ч., наст. вр.), жили (мн. ч., прош. вр.), уважали (мн. ч., прош. вр.), дружили (мн. ч., прош. вр.)
Задание 6. Обозначь окончания глаголов.
Хлопчатник сеют там, где много солнца. В тени он погибает. Цветёт хлопчатник один день. Утром на кустах увидишь белые цветы. Днём цветок хлопчатника розовеет, а уже к вечеру — краснеет. Потом на хлопчатнике растут плоды, похожие на зелёные коробочки. В них созревает хлопок, похожий на вату.
Хлопчатник сеют там, где много солнца. В тени он погибает. Цветёт хлопчатник один день. Утром на кустах увидишь белые цветы. Днём цветок хлопчатника розовеет, а уже к вечеру — краснеет. Потом на хлопчатнике растут плоды, похожие на зелёные коробочки. В них созревает хлопок, похожий на вату.
Вариант 2
Задание 1. Восстанови высказывание.
Глагол — это часть речи, которая обозначает . и отвечает на вопросы . . Начальная форма глагола — это . .
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?. Начальная форма глагола — это неопределённая форма глагола, инфинитив.
Задание 2. Образуй от глаголов неопределённой формы глаголы единственного и множественного числа будущего времени.
Неопределённая форма: замолчать, созревать, бросить.
ед. ч.: замолчу, замолчит; буду (будет) созревать; брошу, бросит;
мн. ч.: замолчим, замолчат; будем (будут) созревать; бросим, бросят.
Задание 3. Прочитай. Подчеркни глаголы.
Пекла кошка пирожки
Из гороховой муки.
Лист из печки вынула —
На пол опрокинула.
(Русская народная песенка)
Пекла (гл.) кошка пирожки
Из гороховой муки.
Лист из печки вынула (гл.) —
На пол опрокинула (гл.).
Задание 4. Составь и запиши предложения с подходящими по смыслу глаголами из скобок. Глаголы употреби в прошедшем времени.
Снег (сверкать, блестеть, гореть) радужными искорками.
Птицы у кормушки весело (кричать, петь, щебетать).
Снег сверкал радужными искорками.
Птицы у кормушки весело щебетали.
Задание 5. Выпиши из стихотворения глаголы, определи их число и время.
Но открытой оставили дверь,
И, сердитый, бежит ёж теперь,
Как чужой, и шипит он, и колется,
Проводил я его до околицы.
Но открытой оставили (мн. ч., прош. вр.) дверь,
И, сердитый, бежит (ед. ч., наст. вр.) ёж теперь,
Как чужой, и шипит (ед. ч., наст. вр.) он, и колется (ед. ч., наст. вр.),
Проводил (ед. ч., прош. вр.) я его до околицы.
Задание 6. Обозначь окончания глаголов.
На поляне течёт шумный ручеёк. Трава кругом зелёная, растут цветы. На цветах пчёлы работают. Мохнатые шмели гудят. У стройной сосенки вьются комары. Стеной вокруг растёт дикая смородина. В смородине стоит кудрявая рябина. А под рябиной притаилась душистая малина. Часто на эту поляну приходят лесные жители.
На поляне течёт шумный ручеёк. Трава кругом зелёная, растут цветы. На цветах пчёлы работают. Мохнатые шмели гудят. У стройной сосенки вьются комары. Стеной вокруг растёт дикая смородина. В смородине стоит кудрявая рябина. А под рябиной притаилась душистая малина. Часто на эту поляну приходят лесные жители.
«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2018-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
4 КЛАСС КОНТРОЛЬНО — ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Выбранный для просмотра документ 4 КЛАСС КИМЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОБЫВАНЕЦ ЛИЛИЯ НИКОЛАЕВНА.doc
Контрольно — измерительные материалы по русскому языку
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.
Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и эффективность применяемых методов и приёмов обучения.
Для учащихся проверка важна:
она служит своего рода подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей;
сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.
В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт знаний.
Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются: диктанты, проверочные списывания, грамматические задания, изложения, сочинения.
Целью проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса. Время проведения проверочных работ – 10-15 минут. Но учитель может регулировать это время, исходя из возможностей своего класса, чтобы избежать нервозной обстановки. А для итоговой работы следует отвести целый урок, так как учащемуся нужно сосредоточиться, чтобы вспомнить всё, что он узнал в течение учебного года по русскому языку.
Контрольный д иктант№1 по теме «Повторение»
Цель – контроль знаний по изученным темам в 3 классе.
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собира ют её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.
Слова для справок : растёт, бывает, превратилась.
Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым соглас ным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
Обозначить грамматическую основу: вариант 1 — в третьем предложении, вариант 2 — в шестом предложении.
Проверочная работа№1 по теме « Предложение» (тест ).
1. Подлежащее и сказуемое — это.
2) главные члены предложения
3) второстепенные члены предложения
2. Укажи нераспространённые предложения:
1) Подул холодный ветер. 4) На небе сияла луна.
2) Наступила зима. 5) Кругом глубокая тишь.
3) Сгущались сумерки. 6) Улетают птицы.
3. Укажи предложения с однородными членами:
1) Зимой от заморозков часто гибнут яблони, груши, вишни.
2) Каждую ночь в чаще раздаётся пение птиц.
3) В нашем саду растут вишни и яблони.
4) Встрепенулись и запорхали тучи резвых мотыльков.
5) Первые скворцы важно зашагали по грядкам.
6) Два брата друг на друга глядят, а вместе не сойдутся.
4. Укажи предложения, в которых надо поставить запятую между однородными членами:
1) У белки мягкая шерсть и проворные лапы.
2) Сначала думай а потом делай.
3) На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими.
4) В нашей реке водятся окуни и ерши.
5) В большом лесу во время бури деревья шумят стонут трещат.
6) На осине и липе лежали хлопья снега.
5. Найди предложения с дополнениями:
1) Бабушка напекла вкусные пироги.
2) Целый день идет проливной дождь.
3) Собака – верный друг человека.
4) Школьники собрали много лекарственных трав.
5) Стоит ясная погода.
6. Укажи предложения с однородными подлежащими:
1) Однажды лебедь, рак и щука везти с поклажей воз взялись.
2) Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами.
3) Лес окрасился в жёлтые, красные, золотистые краски.
4) За речкой тянутся огромные луга и поля.
5) Ребята вернулись из леса с грибами и ягодами.
6) Собака, кошка, корова — домашние животные.
7. Найди предложения к данной схеме:
Сказуемое – определение – подлежащее – дополнение.
1) Блестят пушистые шапки сосен.
2) От деревьев легли на землю длинные тени.
3) Пастбища весной покрываются зеленой травой.
4) Слышится звонкая песня жаворонка.
5) Раскрылись набухшие почки от тепла.
6) Ветер гонит волны по пшеничному полю.
8. Какие группы предложений можно назвать текстом:
1) Долго борется зима с осенью. Наконец зима побеждает. Деревья остаются без листьев.
2) Отправился Иван — царевич в дозор. Вот царь опять едет в гости к Марье Царевне. Крошечка – Хаврошечка работала на сестёр и мачеху с утра до вечера.
3) Хлопчатник сеют там, где много солнца. В тени он погибает. Цветёт хлопчатник один день.
9. Подчеркни в предложении главные члены:
Весной пернатые возвращаются на свои родные места и вьют гнезда.
10. Укажи предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания:
1) Дала она ему на дорогу гребёнку да два моложавых яблочка.
2) Ребята, подкормите птиц зимой?
3) Когда распускаются почки на деревьях.
4) Василиса пошла в чуланчик и поставила перед куколкой ужин.
5) Меня бьют, журят, хлеба не дают и плакать не велят.
6) Однажды девицы сидели под окном, и разговаривали.
1. Укажи верные высказывания:
1) Предложение не может состоять из одного слова.
2) Слова в предложении самостоятельны и не связаны друг с другом.
3) Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу.
2. Укажи распространённые предложения:
1) Бегут ручьи. 4) Олени живут на севере.
2) Весело поют птицы. 5) Вечереет.
3) На небе появились тучи. 6) Бушуют метели.
3. Укажи предложения с однородными членами:
1) Гуляй, но дело не забывай.
2) По широкой аллее мы подошли к дому.
3) Сосна, ель, пихта стоят всегда зелёные.
4) Молоко в кувшине было тёплое и вкусное.
5) Ранним утром я с товарищем собрался на рыбалку.
6) Кот схватил рыбу и съел.
4. Укажи предложения, в которых надо поставить запятые между однородными членами:
1) На осине и липе лежали хлопья снега.
2) Уж любит жить по берегам рек прудов и озёр.
3) Печальный крик журавлей звучал над рекой и полями.
4) В мае июне и июле птицы заняты выращиванием птенцов.
5) Мой дядя живёт в деревне но часто бывает у нас в гостях.
6) На солнце гадюка оживает и отправляется на охоту.
5. Найди предложения с определениями:
1) Аист бродил по болотам и искал лягушек.
2) Возле избы на старой берёзе пел дрозд.
3) Припекало ласковое солнышко.
4) Вокруг школы ребята разбили цветники.
5) Осень сорвала с деревьев зелёный наряд. .
6) Свежий ветерок бродил над уснувшей землёй.
6. Укажи предложения с однородными сказуемыми:
1) На смелого собака лает, а трусливого кусает.
2) Медведь питается плодами, почками, мясом.
3) В густой траве и в кустах заяц прячется от врагов.
4) Зубы у белки то стачиваются, то опять подрастают.
5) Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами.
6) Из-за толстых ракит выглядывал домик с тесовой крышей и крылечком.
7. Найди предложения к схеме:
Определение – подлежащее – сказуемое – дополнение.
1) Русская берёза распустила косы.
2) Кислая клюква зимует на болотах Сибири.
3) В глубине сада тянулась аллея.
4) Хитрая лиса заметает следы.
5) Узкими полосками колосья золотились.
6) Трудолюбивые бобры построили плотину.
8. Укажи предложения, в которых верно расставлены знаки препинания:
1) Вынул солдат из мешка зёрнышко, и бросил наземь.
2) По крыше хором голуби ходили, да с неба звёзды склёвывали.
3) Живёт Балда в поповом доме спит себе на соломе.
4) Какой сегодня замечательный день?
5) Да здравствует мир во всём мире.
6) Дом царевна обошла, всё порядком убрала.
9. Подчеркни главные члены предложения:
Прилетели с далекого севера стаи болотных и водяных птиц.
10. Какие группы предложений нельзя назвать текстом:
1) В Индии на слонах ездят по улицам. Они слушают даже маленьких детей. Слоны работают в саду. Это очень мудрое животное.
2) Мальчики взяли лыжи и поехали в лес. Люди ждут прихода весны. Соловьи показались – черёмуха зацвела. Большим и маленьким нужно делать зарядку.
3) Издали луг кажется чудным ковром. Село раскинулось на большом холме. На болотах нельзя выращивать культурные растения.
Контрольный диктант№2 по теме «Слово в языке и речи ».
Цель — провести контроль знаний учащихся по изученной теме .
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. ( 70 слов)
Слово для справки: краснеет.
Выписать предложение: вариант 1 — с однородными членами, вариант 2 — сложное.
Разобрать слова по составу: вариант 1 — ранняя, подберёзовики, вариант 2 — холодная, подосиновики. .
Проверочная работа №2 по теме «Части речи»
Дополни определения словами.
а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает и отвечает на вопросы .
б) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает и отвечает на вопросы .
в) Глагол – это часть речи, которая обозначает и отвечает на вопросы .
2. В каждом предложении подчеркни имя существительное , к которому относится прилагательное пышный .
а) Люблю я пышное природы увяданье.
б) Люблю я пышной природы увяданье.
3. Определи, какой частью речи является выделенное слово. Ответ запиши в скобках.
а) Ведро дало течь. ( )
б) Вода стала течь. ( )
Поставь правильно запятые между однородными членами предложения.
Хорошо, что есть на свете
Камень глина и песок!
Хорошо, что есть на свете
Клещи гвозди молоток!
Подчеркни подлежащее в каждом предложении.
а) Брат сварил кофе.
б) Кофе выпил брат.
Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.
а) лед, колоть — ________________
б) копать, земля — _______________
в) падать, листья — _______________
Обозначь знаком × главное слово в словосочетании.
а) съедобный гриб
б) съежился от холода
в) вкусный помидор
г) быстро бегает
Образуй от имени существительного прилагательное и глагол .
а) свет – __________________________, _________________________.
б) снег – _________________________, __________________________.
Подчеркни слова, которые неправильно перенесены .
Зме-я, гай-ка, ча-йка, суббо-та, груп-па, О-ля, ма-ши-на.
Запиши имена существительные в три столбика – по родам.
Радость, молоко, лагерь, тетрадь, повидло, багаж, морковь, мяч, молодежь, пальто, ключ, олово.
_____________________ _______________________ ______________________
_____________________ ________________________ ______________________
______________________ _________________________ _______________________
_______________________ _________________________ _______________________
Итоговая контрольная работа за 1 четверть.
1. Определи, в каком слове звуков больше, чем букв
1) веер 2) дятел 3) орёл
2. В каком слове есть согласный звук [ т] ?
1) несётся 2) известный 3) пароход
3. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) роща 2) пружина 3) каланча
4. Определи, какое слово перенесено верно:
1) ле-йка 2) до-ждь 3) ка-као
5. Какое слово переносить нельзя?
1) ужин 2) арена 3) кольцо
6. Выбери верное утверждение:
1) от ударения смысл слова зависит
2) от ударения смысл слова не зависит
7. В каком слове пропущен мягкий знак?
1) доч(?)ка 2) ноч(?)ной 3) пер(?)я
8. Укажи слово с разделительным мягким знаком
1) бор…ба 2) новосел…е 3) с…ёжился 4) реч…
9. В каком слове допущена ошибка?
1) песня 2) шоколад 3) польто
10. В каком слове пропущена буква ш ?
1) сне…ки 2) пиро…ки 3) лепё…ки
11. Укажи номер буквы, которую нужно вставить в слова:
тр…сти, св…зать, выт…нуть, взгл…нуть
12. Укажи номер слова, в корне которого пропущена буква а
1) к…ток 2) гол…д 3) к…роткий 4) м…лоток
13. Из перечисленных слов выбери лишнее:
1) носатый 2) носик 3) носишко 4) носильщик
14. Определи состав слова зимушка . Выбери слово с таким же составом
1) разведчик 2) соловьи 3) городской 4) листок
15. Укажи номер слова, в котором не нужно писать мягкий знак
1) ткач(?) 2) полноч(?) 3) вещ(?) 4) роскош(?)
16 . Сколько предложений в тексте?
Тёплые лучи солнца согрели землю заплакал сугроб по дорожкам побежали звонкие ручьи на реке Быструхе надулся лёд он стал совсем тонким опасно ходить по такому льду теперь детям в школу нужно идти дальней дорогой
1) 5 2) 6 3) 7 4) 8
17 . Выпиши из предыдущего текста третье предложение и укажи в нём главные члены
1. Определи, в каком слове звуков больше, чем букв
1) изюм 2) баня 3) лилия
2. В каком слове есть согласный звук [ т ]?
1) огород 2) лестница 3) моется
3. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) дачники 2) чайки 3) шишки
4. Определи, какое слово перенесено верно:
1) ко-ньки 2) уда-ча 3) о-бои
5. Какое слово переносить нельзя?
1) иней 2) радио 3) долька
6. Выбери верное утверждение:
1) от ударения смысл слова не зависит
2) от ударения смысл слова зависит
7. В каком слове пропущен мягкий знак?
1) солов(?)и 2) коч(?)ка 3) удач(?)ный
8. Укажи слово с разделительным мягким знаком
1) раз…ярённый 2) апел…син 3) вороб…и 4) печ…
9. В каком слове допущена ошибка?
1) шоколад 2) песьня 3) пальто
10. В каком слове пропущена буква ж ?
1) рома…ки 2) варе…ки 3) бара…ки
11. Укажи номер буквы, которую нужно вставить в слова:
гл…деть, спл…сать, м…сной, нат…нул
12. Укажи номер слова, в корне которого пропущена буква и
1) в…терок 2) отв…чает 3) прол…тает 4) отп…лить
13. Из перечисленных слов выбери лишнее:
1) печник 2) печка 3) печурка 4) печать
14. Определи состав слова избушка. Выбери слово с таким же составом
1) сельский 2) перья 3) прогулка 4) ледник
15. Укажи номер слова, в котором нужно писать мягкий знак
1) ковш(?) 2) мелоч(?) 3) плащ(?) 4) кирпич(?)
16. Сколько предложений в тексте?
Ночью разгулялась пурга дед Семён слушал вой тайги и вздыхал снег с силой бил в стекло около избушки появился сугроб пурга стихла утром старик отправился на пруд воздух был чист и свеж
1) 5 2) 6 3) 7 4) 8
17. Выпиши из предыдущего текста третье предложение и укажи в нём главные члены
Источник