Меню

Очевидное невероятное космос 1973

«Очевидное – невероятное» (1973)

«Очевидное – невероятное» (1973)

Передача появилась в 1973 году благодаря стараниям руководства редакции кинопрограмм во главе с Жанной Петровной Фоминой. В те годы там снимались такие передачи, как «Кинопанорама», «В мире животных», «Клуб кинопутешествий», однако не было ни одной строго научной программы. Этот пробел и должна была восполнить передача «Очевидное – невероятное». На роль ведущего был приглашен известный советский физик Сергей Капица. Этот выбор не был случайным. Дело в том, что незадолго до этого Капица сделал две передачи на Учебном канале ТВ (это были лекции по физике для школьников), которые произвели хорошее впечатление на телевизионное руководство. Когда ему предложили вести собственную передачу на ТВ, он практически сразу согласился.

По задумке создателей подавляющей частью аудитории новой передачи должна была быть интеллигенция и молодежь, главным образом студенчество. Однако, учитывая тогдашний острый интерес населения к научным открытиям и разного рода необычным явлениям (а именно в этой передаче рассказывалось о них), аудитория у «Очевидного – невероятного» оказалась значительно шире. Буквально с первых же выпусков передача стала одной из самых популярных на отечественном ТВ. К примеру, о степени популярности его ведущего говорил тот факт, что очень быстро на него стали показывать пародии ведущие юмористы страны, в частности Геннадий Хазанов.

Вспоминает С. Капица: «Однажды меня позвал к себе один из ответственных руководителей Гостелерадио и довольно долго вел беседу ни о чем. Я никак не мог понять, зачем он меня вызвал. И вдруг он спросил: «Сергей Петрович, мы хотим показать один сюжет, не хотите посмотреть?» Я сказал: «С удовольствием». Он нажал какую-то кнопку, на экран выскочило изображение Хазанова, как он меня передразнивает. Этот сюжет должен был войти в какую-то новогоднюю программу, происходило это все незадолго до Нового года. Я тогда рассмеялся и сказал, что, с моей точки зрения, это очень высокая форма признания того, что я делаю. »

За всю историю передачи было всего два случая, когда «верхи» накладывали табу на ее появление в эфире. Первый раз это произошло в декабре 1979 года накануне введения советских войск в Афганистан. Тот злополучный выпуск был посвящен системности внешней политики, и на эту тему Капица беседовал в студии с известным историком и биографом генерала де Голля Николаем Молчановым. Видимо, в тех аналогиях, которые проводил историк, «верхи» усмотрели что-то крамольное, поэтому передачу в эфир не выпустили.

Второй случай произошел спустя пять лет и был связан с появлением в передаче экономиста Абеля Аганбегяна, который очень откровенно рассказал о критическом состоянии советской экономики. Самое интересное, что текст его выступления был согласован в Госплане СССР, и никаких поправок там не внесли. Однако когда вышла первая передача, разразился страшный скандал, и следующий выпуск «Очевидного – невероятного», в котором Аганбегян рассказывал о путях выхода из кризиса, с эфира сняли.

Отметим, что уже спустя несколько лет Аганбегян получит возможность не только озвучить свои экономические идеи, но и претворить их в жизнь: именно он станет одним из главных «толкачей» горбачевской перестройки. К чему привели страну эти «толкачи», мы теперь знаем – она развалилась.

Менялись времена, менялось руководство ЦТ, но программа «Очевидное – невероятное», несмотря ни на какие катаклизмы, продолжала выходить в эфир. И все же в 1994 году и ей пришлось закрыться. Почему? Как объясняет сам ведущий: «Обстановка тогда сложилась совершенно невозможной для сколько-нибудь интеллектуальных передач. Наша программа не получала ни финансовой поддержки, ни места в эфире. И тогда я сказал «гуд бай». »

Однако перерыв длился два года, после чего передача вновь стала выходить в эфир. Правда, теперь она стала короче – ее продолжительность 28 минут.

Из интервью С. Капицы:

«На мой взгляд, сегодняшнее телевидение находится в крайнем раздрае. Мы вдруг поверили, что оно может строиться на чисто коммерческих вещах. Это не так. Я хорошо знаю, как делается телевидение во всех ведущих странах. Телекомпании там иногда находятся под прямым государственным контролем (дело не в контроле, хотя это слово тоже по-разному понимают, а в чувстве ответственности). Каждый человек, работающий на телевидении, должен понимать ту громадную ответственность, которая ложится на его плечи. Он говорит с миллионами людей, и они ему верят. Это доверие нужно оправдывать.

Сейчас на телевидении очень быстро меняется время, и отношение к передачам, подобным нашей, стало хуже. Но оно улучшается, люди понимают, что существует потребность и в серьезных программах. »

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:  Рассказы про космос для малышей

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Калина красная (1973)

Калина красная (1973) Режиссер и сценарист Василий ШукшинОператор Анатолий ЗаболоцкийКомпозитор Павел ЧекаловВ главных ролях:Василий Шукшин — Егор ПрокудинЛидия Федосеева-Шукшина — Люба БайкаловаАлексей Ванин — ПетрИван Рыжов — отец ЛюбыМария Скворцова — мать

Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Иван Васильевич меняет профессию (1973) Режиссер Леонид ГайдайСценаристы Владлен Бахнов, Леонид ГайдайОператоры Сергей Полуянов, Виталий АбрамовКомпозитор Александр ЗацепинТекст песен Леонида ДербеневаВ главных ролях:Александр Демьяненко — ТимофеевЮрий Яковлев —

Семнадцать мгновений весны (12 серий) (1973)

Семнадцать мгновений весны (12 серий) (1973) Режиссер Татьяна ЛиозноваСценарист Юлиан СеменовОператор Петр КатаевКомпозитор Микаэл ТаривердиевТекст песен Роберта РождественскогоЗакадровый текст читает Ефим КопелянВ главных ролях:Вячеслав Тихонов — Штирлиц/ИсаевЛеонид

Большая перемена (1973)

Большая перемена (1973) Режиссер Алексей КореневСценаристы Алексей Коренев, Георгий СадовниковОператор Анатолий МукасейКомпозитор Эдуард КолмановскийТексты песен Михаила ТаничаВ главных ролях:Михаил Кононов — Нестор СеверовНаталья Гвоздикова — ПолинаЕвгений Леонов

IV. Кризис (1973 — 1974 гг.)

IV. Кризис (1973 — 1974 гг.) 4 ноября дочери Петра Якира разрешили свидание с отцом в Лефортовской тюрьме. Свидание происходило в присутствии двух следователей. Якир сказал, что он изменил свое отношение к демократическому движению и к своей деятельности в нем. По его словам,

1973 Две вершины «Арарата»

1973 Две вершины «Арарата» 35-й чемпионат. 7 апреля — 2 ноября 1973 г. Участники: 16 команд, 336 футболистов. Проведено 240 матчей, забито 548 мячей (в среднем 2,28 гола за игру). Лучший бомбардир — О. Блохин («Динамо», Киев) — 18 мячей. Лучший футболист года — О. Блохин («Динамо», Киев). В

6 — Перекати-поле 1973 год

6 — Перекати-поле 1973 год «Эшби был самым американским режиссёром из ребят того поколения и обладал самым уникальным талантом. Но Голливуд погубил его. Это стало величайшей трагедией в истории Голливуда». Как Хал Эшби снял «Последний наряд», когда, казалось, дни

7 — К дьяволу с сочувствием 1973 год

7 — К дьяволу с сочувствием 1973 год «Душа моя во мраке. И с каждым мгновением пробуждения тёмная пучина уносит меня всё дальше и дальше». Вилли Фридкин Как «плохой мальчик» Уильям Фридкин поставил «Изгоняющего дьявола» и в стремлении завоевать мир примкнул к «Компании

8 — Евангелие от Мартина 1973 год

8 — Евангелие от Мартина 1973 год «Когда в журналах видишь строчки: «Процесс создания картины возглавит маститый ветеран режиссёрского цеха Мартин Скорсезе», кажется, что ещё вчера меня называли начинающим кинематографистом». Мартин Скорсезе Как Мартин Скорсезе

40. Невероятное

40. Невероятное Получается, что, вопреки устоявшемуся мнению, Мэрилин не была летом 1962 года конченой актрисой. Напротив, у нее было множество новых проектов.Возвращение Занука сопровождалось рядом хороших новостей относительно фильма «Что-то должно случиться». Джорджа

Н. А. Струве – О. В. Карлайл-Андреевой 23 января 1973 г.

Н. А. Струве – О. В. Карлайл-Андреевой 23 января 1973 г. Многоуважаемая Ольга Вадимовна!Пишу Вам по поручению Надежды Яковлевны. Вы, вероятно, уже в курсе о прибытии второго тома, который по-русски будет издан в YMCA-PRESS под моим руководством (но, разумеется, без моего

А. Шмеман[686] – О. В. Карлайл-Андреевой

А. Шмеман[686] – О. В. Карлайл-Андреевой Дорогая Ольга Вадимовна,Вчера ночью закончил – с огромным волнением – “машинопись” второго тома Н. Я. Мандельштам и спешу, согласно Вашему пожеланию, поделиться с Вами моими мыслями и впечатлениями.Спору нет: книга

1973 1. «Всадник без головы» (вестерн; «Ленфильм»; реж. Владимир Вайншток; в ролях: Олег Видов, Людмила Савельева, Александр Милокостый, Алехандро Луго, Эслинда Нуньес, Иван Петров, Арне Юкскюла и др.) – 69 миллионов зрителей;2. «Иван Васильевич меняет профессию» (комедия;

Маньяки Америки (70-е годы) — 1973-1977

Маньяки Америки (70-е годы) — 1973-1977 В 70 — 80-е годы США «подарили» мировой криминалистике сразу нескольких серийных убийц, имена которых до сих пор заставляют содрогаться американцев. Если бы в Америке было нечто похожее на лондонский музей восковых фигур мадам Тюссо, то в

Лондон. Оксфорд-стрит. Март 1973 года

Лондон. Оксфорд-стрит. Март 1973 года Ведущая и главный музыкальный редактор русской службы Би-би-си Барбара Стоун сидела на удобном диване в родительской квартире. Родители же с недавнего времени жили в собственном доме в Каире, в зеленом пригороде, построенном

10. Дальний Восток 1942 — 1973

10. Дальний Восток 1942 — 1973 Во время Второй Мировой войны танки оказали мало влияния на ход боевых действий на Дальнем Востоке. Американские армия и морская пехота использовали их в ограниченном количестве на островах Тихого океана. Танковые подразделения на

Источник

24 февраля 1973 года вышла телепрограмма «Очевидное – невероятное»

У жителей Советского Союза появилась научно-популярная передача, ставшая одной из самых любимых. А вместе с ней и новый кумир – бессменный ведущий телепрограммы советский и российский ученый-физик, профессор Сергей Капица.

Читайте также:  Космос традиции перед полетом

Фото: социальные сети

Первый телеэфир проекта «Очевидное – невероятное» состоялся 24 февраля 1973 года. Вопреки предсказаниям, не имевшим под собой научную основу, программа быстро стала востребованной. Поклонники боялись пропустить выпуски, а потому спешили к телеэкранам.

Аудитория Сергея Петровича Капицы была настолько неоднородной, что вызывала зависть коллег по телевидению. Работники культуры и ученые, домашние хозяйки и педагоги, врачи и рядовые рабочие… Возраст тоже был разный. Очередные выпуски обсуждали подростки на школьных переменках, студенты в аудиториях вузов. О них говорили в заводских столовых и кабинетах ЦК партии.

Приступая к работе, Сергей Капица понимал, что его программа должна быть ориентирована на широкую аудиторию. Поэтому говорил о научных открытиях простым и доступным языком. Рассказывая о телепроекте, подчеркнул: «Главной идеей программы стала наука как часть культуры».

Название «Очевидное – невероятное», вошедшее в историю, придумала старший редактор Ирина Железова. Идея выбрать необычный эпиграф, который станет лейтмотивом всех будущих выпусков, принадлежит Борису Левковичу. Помимо проекта с Сергеем Капицей известный режиссер ставил культовые программы «Клуб кинопутешественников», «Камера смотрит в мир», «Кинопанорама».

Каждый выпуск начинался хрестоматийными строками великого поэта Александра Сергеевича Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…

Последняя строчка «И случай, бог изобретатель» исчезла не случайно: в советские времена упоминать Бога не разрешалось. Но как только это стало возможным, слова русского классика зазвучали в полном объеме.

Любопытные факты. Десять лет, начиная с 1970 по 1980 годы, музыкальной заставкой программы «Очевидное – невероятное» была композиция Петера Томаса из документальной картины «Воспоминания о будущем», созданной западногерманскими кинематографистами. В 80-е выпуски начинались с современной электронной музыки. Звучали песни «Chasing the Dream» Петера Бауманна, «Сладолед» группы «ФСБ» (Болгария).

Основой программы стали предисловия Капицы, написанные к научным работам. Сергей Петрович рассказывал телезрителям о достижениях науки и техники, говорил о проблемах культуры, психологии, философии. Прежде чем попасть на экран, информация подвергалась тщательной проверке.

Первоначально программа выходила по ночам, но со временем ее включили в субботние выпуски, которые показывали в утренние часы, а позже – днем. За вклад в популяризацию советской науки телепроект «Очевидное – невероятное» в 1980 году был удостоен Государственной премии. Через год получил премию ЮНЕСКО, а в 1995-м стал обладателем премии Российской академии наук.

В 2008 году, когда телепроекту исполнилось 35 лет, бессменного ведущего Сергея Капицу наградили специальным призом «ТЭФИ» в номинации «Лучшая авторская программа». Как сказали организаторы церемонии – «за вклад в развитие телевидения».

Письма в адрес телепрограммы и ее ведущего приходили пачками. Зрители задавали вопросы, которые нередко становились темами будущих эфиров.

Любопытные факты. Один из выпусков, вышедших 13 ноября 1976 года и посвященных Бермудскому треугольнику, стал поводом для создания Владимиром Высоцким новой композиции, мгновенно ставший хитом. «Дорогая передача!», – пишет герой юмористической песни «Бермудский треугольник», обращаясь к создателям резонансной программы.

Три года (с 1994-го по 1997-й) проект был «заморожен». Причиной стало отсутствие финансирования. Но словно легендарная птица Феникс возродилась вновь. И еще полтора десятилетия радовала зрителей невероятными по содержанию циклами о техническом и культурном прогрессе, научных изобретениях и космических открытиях.

Выпуски программы завершились 26 мая 2012 года. 14 августа того же года ушел из жизни выдающийся ученый и телеведущий Сергей Петрович Капица.

Источник

Закрытие программы «Очевидное – невероятное» — Как Познер и Эрнст уничтожали Капицу

Оригинал взят у marafonec в Закрытие программы «Очевидное – невероятное» — Как Познер и Эрнст уничтожали Капицу
Пишет olegchagin в Закрытие программы «Очевидное – невероятное» — Как Познер и Эрнст уничтожали Капицу

— Молодёжь, которая пришла на телевидение?

— Да, новое руководство. Какие у них были политические установки, можно видеть по результатам их деятельности. Это интеллектуальный разгром России. Иначе я характеризовать их деятельность не могу.

— Ну да, ведь ваша передача не была политизирована.

— Я не служил ни тогда, ни сегодня никому, кроме интересов дела. Я же был беспартийным ко всему. Хотя это была высшая номенклатура нашей пропаганды и утверждалась на самом высоком уровне. […]

— Кто был генератором идей, как зарождались новые передачи?

— Генератором идей. оно само получается. Я никогда не знал отказа от своих учёных коллег- все были готовы помочь. Всегда было ощущение того, что надо рассказывать. Главная задача — найти нужного человека. Был бы человек хороший — будет хорошая передача. […]

Читайте также:  Космос планеты нло документальные

— Повлияла ли на вашу профессиональную судьбу работа над «Очевидным- невероятным»?

— Когда я начинал эти передачи в 1973 году, один очень приятный академик — Лев Арцимович- сказал мне: «Знаешь, Сергей, если ты займёшься этим делом, то положишь крест на академической карьере. Что бы ты ни сделал, этого тебе не простят». Так оно и оказалось. […]

— У телевизионщиков должна быть ответственность перед обществом?

— Тему ответственности я считаю очень существенной, одной из главных. Свобода должна ограничиваться ответственностью. Но наша интеллигенция этого не понимает, это её погубит. Да и вообще тема ответственности является одной из ключевых в современном мире.

— У вас необычная для нашего телевидения речь, так говорили в конце XIX века.

— Мне говорили как раз знатоки тонкие, что мой русский и английский несовершенны, они друг другу мешают.

— Вы на фоне остальных наверняка выделялись. Телевизионных начальников это, наверное, раздражало.

— Наверное, выделялся. Но как-то это принималось. Главное, что это принималось. Были иногда мелкие поправки к произношению каких-то слов и т.п. Вообще речь моя идёт от предков: отец был очень крупный ученый мирового класса, мать тоже была очень образованной женщиной, дед — Алексей Николаевич Крылов, известный математик и кораблестроитель.

— Как вы относитесь к английскому научпопу? Би-би-си ведь очень много делает фильмов.

— Я считаю, что это положительная вещь, очень положительная. Прежде всего — это доходно. И политически, как говорится, они очень корректно это делают.

— А с точки зрения научного качества?

— Фильмы Би-би-си неглубокие — они довольно поверхностные и упрощают дело.

— Ваши передачи были глубже?

— Би-би-си редко использует в передачах крупных учёных. А в наших передачах, я думаю, в целом были более крупные люди. И они больше говорили именно по существу проблем науки и общества.

— У Вас в основном дискуссия, а у них визуальность?

— Да, у нас дискуссия, а у них визуальность и просветительская деятельность. Это тоже очень важно и нужно, но несколько другие методы, другой адрес и другие персонажи.

— А канал «Discovery» Вы смотрите?

— Иногда смотрю. Добротно очень. Профессиональные вещи, сделанные в ином ключе, иная цель преследуется, и это тоже нужно. Я был в Бостонской студии в Америке. Это клон традиции Би-би-си. Не знаю даже, существует студия сейчас или нет. Я как-то не видел её в последнее время. Карл Саган (американский астроном, астрофизик, популяризатор науки) — вот крупная была личность на телевидении, работал над созданием научно-популярных телесериалов, в частности — серий «Космос». У искусствоведа Кеннета Кларка шла другая серия — «Нагота в искусстве», такая всемирная история искусства. Приглашались крупные личности, которые говорили о своем взгляде на историю искусства. Начиная от Древнего Египта по наши дни. Импрессионисты для него уже были неприемлемы.

— Какие-то ваши традиции по-своему развивал, кажется, Александр Гордон в «Ночном разговоре».

— Он талантливый человек. Но он не понимал, о чем говорил. Поэтому приглашал всегда двоих, которых умел стравить. И тогда он мог над ними возвыситься, это такой приём. К тому же, личности у него были второстепенные.

— Как понять, что зрителям нравится передача?

— Вы прислушиваетесь к тому, что вам говорят друзья и недруги. А потом возникает какое-то мнение. Самокритичность должна быть. Но это зависит именно от того творческого коллектива, который существует. Раньше была переписка по передачам, это очень внимательно отслеживалось, вместо рейтинга было, кстати. К сожалению, Академия Российского телевидения не стала таким органом, который мог бы как-то обсуждать всё, вне партийных интересов. А это очень важно. Например, раньше «ТЭФИ» не превратилась бы в такое. по существу, в правление одного класса. Я же не получил ни одной премии «ТЭФИ». Только в прошлом году в 2008-м, когда ушёл Владимир Познер, мне дали премию «За личный вклад в развитие российского телевидения».

Капица Сергей, Невероятное и неочевидное, в Сборнике интервью: Эфир Отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения и своей работе, Книга 1 / Сост.: В.Т. Третьяков, М., «Алгоритм», 2010 г., с. 113-117 и 120-121

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку «Новая запись». И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку «Отправить в . «.

Источник

Adblock
detector