Урок-презентация по математике в 1-м классе «Космическое путешествие»
Цели урока:
образовательная:
закрепить приемы сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
формировать вычислительные навыки и умение решать задачи.
развивающая:
развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память.
воспитательная:
воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.
Оборудование. Компьютер, диск с презентацией, видеофрагмент «Взлет ракеты», ММД «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», учебный ММД «Семейный наставник», учебник «Математика» 1 класс М.И.Моро.
Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа, разноуровневая работа, работа с компьютером.
Вид урока – нестандартный, урок-путешествие, урок — презентация
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Начнем урок с минуты настроения. Что вы ожидаете от урока?
( Ответы детей)
Учитель: Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность на уроке помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной.
Тем более, что мы отправляемся в «космическое путешествие».
Вступительное слово учителя.
Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась 12 апреля 1961 года.
Ю.А.Гагарин на ракете «Восток» первым в мире осуществил мечту многих поколений людей, полетел в космос.
Посмотрите как это происходило. (Показ видеофрагмента «Взлет ракеты». ММД Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»)
Мы должны знать людей с помощью которых осуществилась эта мечта.
Ю.А.Гагарин- первый космонавт.
К.Э.Циалковский – первый человек, который предположил возможность полетов в космос и даже изобрел ракету.
С.П.Королев – конструктор ракет-носителей и космических кораблей.
2.Устный счет. Повторение состава чисел от 11 до 20.
Учитель. Внимание! Объявляется предстартовая готовность. Вам пришло звуковое письмо.
1) Арифметический звуковой диктант. Приложение 1. Слайд 2.
— состоящее из 1 дес. и 2 ед.
— на единицу меньше, чем число 14
— стоящее между числом 10 и 12
— следующее за числом 18
— на единицу больше, чем число 18
12, 13, 11, 16, 17, 19.
— какое число самое маленькое? (11 – на слайде выделяется изменением цвета)
— какое число самое большое? (19 — на слайде выделяется изменением цвета)
Запишите числа в порядке возрастания. 11, 12, 13, 16, 17. 19.
Допишите пропущенные числа от 11 до 20.
— Какие числа записали? ( Двузначные)
2) Состав чисел от 11 до 20. Приложение 1. Слайд 4.
Учитель. Посмотрите на наше «звездное небо».
( На слайде изображения звезд с числами)
Справка из истории созвездий:.
Наблюдая за звездами, люди наиболее яркие и заметные группы звезд объединяли в созвездия.
Наши созвездия «числовые». ( Состав чисел 12, 13, 14, 15)
3. Актуализация знаний.
Найдите «лишний» пример.
5 + 4 = 7 + 1 = 5 + 3 =
8 – 2 = 14 – 4 = 7 – 4 =
6 + 5 = 8 + 3 = 9 + 5 =
9 + 6 = 7 + 5 = 6 + 8 =
(При проверке на слайде по щелчку появляются значения данных выражений)
Ответ. Лишний пример в каждом столбике на вычитание.
(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)
— Какой пример лишний из оставшихся?
Ответ. Пример с ответом на однозначное число.
(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)
— Какие примеры остались?
Ответ. Примеры на сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
4. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня мы закрепим знания сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
Вы успешно справились с заданиями, поэтому вам предлагается занять места в ракете. ( На доску вывешивается рисунок с изображением ракеты)
Много планет вокруг Cолнца летает?
Может быть люди на них обитают?
Давай — ка в ракету мы сядем скорей
Помчимся в Космос света быстрей.
5. Постановка проблемы и решение затруднения. Приложение 1. Слайд 6.
Учитель: Нужно вывести ракету на орбиту, найти правильный путь.
Коллективная работа.
( На слайде правильный путь указывается стрелками, которые изменяют цвет с зеленого на красный.)
— В чем видите затруднение?
(Примеры на вычитание с переходом через разряд)
— Какие знания пригодились для решения данных выражений ?
( Знание состава чисел)
— Как вычитали? (По частям: 12 – 2 – 2, 13 – 3 — 4)
Слайд со звуковым комментарием.
Раз, два,- стоит ракета (Руки вверх, ладони образуют «купол» ракеты)
Три, четыре- самолет. ( Руки в стороны)
Раз, два- хлопок в ладоши
И потом на каждый счет. (Руки на пояс)
Раз, два, три, четыре— (Наклоны туловища)
Руки выше, плечи шире-и на месте походили
7. Закрепление знаний
1. Работа по учебнику. С.69.№ 3( 1- 3)
Учитель. В космосе ставят опыты, ведут исследования.
Сейчас вам предстоит «исследовать» примеры.
Работа в парах.
Анализ. – Что общего в примерах каждого столбика?
2. Самостоятельная разноуровневая работа. Приложение 1. Слайд 8
(Задание на слайде: зеленая полоса- облегченный вариант; желтая полоса- средней сложности; красная полоса- усложненный вариант)
Зеленая полоса: 7 + 6 = 8 + 5 = 9 + 4 =
Желтая полоса: 4 + 8 – 2 = 10 – 7 + 8 = 8 + 8 – 16 =
Красная полоса: 12 – 10 + * = 11 10 – 4 + * = 13 9 + 7 — * = 10
8. Работа с геометрическим материалом. Приложение 1. Слайд 9
На слайде появляются изображения геометрических фигур.( Треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, овалы)
Учитель. НЛО преградили путь нашему кораблю.
— Что они собой представляют? (фигуры)
— Разделите фигуры на две группы. (многоугольники и круги)
(На слайде по щелчку происходит перестановка фигур).
— Каждую из полученных групп фигур, разделите еще на две группы.
( треугольники и прямоугольники; круги и овалы)
(На слайде по щелчку происходит перестановка фигур).
Учитель: Нам предстоит выход в открытый космос.
Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все необходимые ремонтные работы.
А вы на уроке математики должны учиться решать задачи.
Задачи появляются на слайде по гиперссылке.
2. Задача № 1 на слайде – под руководством учителя. Приложение 1. Слайд 14
«В галактике находились 19 космических кораблей. Вскоре 5 кораблей прилунились, 2 – отправились на планету Марс. Остальные должны вернуться на планету Земля. Сколько кораблей должны вернуться на планету Земля?
Составляется краткая запись, которая появляется на слайде.
Коллективное решение задачи.
- 5 + 2 = 7 (к.) – прилунились и отправились на Марс
- 19 – 7 = 12 (к.) – вернулись на Землю.
Ответ: 12 кораблей.
«Петя увидел в телескоп 9 созвездий, а Вася на 3 меньше, чем Петя. Сколько всего созвездий увидели дети?»
Коллективный анализ и составление краткой записи.
Самостоятельное решение задачи учащимися.
- 9 – 3 = 6 ( с.) – увидел Вася
- 9 + 6 = 15 ( с.) – всего
Ответ: 15 созвездий увидели дети всего.
Проверка решения на слайде
Индивидуальная работа.( со слабоуспевающим учеником)
« На планету Знаний высадились 9 космонавтов. Затем прилетели еще 8.
Сколько всего космонавтов высадилось на планету Знаний?»
9 + 8 = 17(к.)
Ответ: 17 космонавтов высадилось на планету Знаний.
Остальные – по учебнику: с.69 № 7 — самостоятельно.
Взаимопроверка.
10. Тестовая работа ( на компьютере) Приложение 1. Слайд 12
Чтобы вернуться на Землю необходимо каждому найти правильный ответ.
1.Выбери пример с ответом 14
10 + 3 9 + 4 9 + 8 7 + 7
2. Выбери пример с ответом 11.
9 + 3 6 + 5 7 + 6 8 + 7
3. К числу 7 надо прибавить 6. Как разложить число 6?
4. Выбери число, которое состоит из 1 десятка и 3 единиц.
3 4 13 15
5.Среди данных чисел найди наибольшее.
15 11 17 13
6. Выбери число, которое меньше 16.
19 17 13 20
При правильном ответе появляется с помощью гиперссылки «Молодец» Приложение 1. Слайд 16, а при неверном ответе — «Неверно» Приложение 1. Слайд 17
Мы благополучно завершили полет.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— чему учились?
— достигли ли цели?
— у кого были затруднения?
— удалось ли с ними справиться?
Учитель. Я благодарю вас за урок и награждаю.
Задания с поощрением.
МД диск «Семейный наставник», «Математика»- 2 класс. Раздел «Диагностика», тема- «Сложение и вычитание до 20».
(Дети выполняют задания по «цепочке»)
Заключительное слово учителя.
Может быть, после этого урока у кого- то из вас возникнет желание стать космонавтом или исследователем космоса. Но все мы должны помнить, что наша родная планета- Земля, которая всегда будет нас звать к себе, будет надеяться на вас и гордиться вами.
Источник
Математика 1 класс. Тема: «Космическое путешествие»
— закрепить приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 10;
— формировать вычислительные навыки и умение решать задачи.
— развивать логическое мышление;
— математические и аналитические способности, речь, внимание, память.
— воспитывать познавательную активность;
— умение работать в коллективе;
— дружеское отношение друг к другу.
3. индивидуальные карточки;
4. звёзды для награждения.
1. самостоятельная работа;
2. индивидуальная работа;
3. работа в группах.
Вид урока: нестандартный, урок — презентация,
— Начнём урок с минуты настроения.
— В одном городе люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто, когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались, и между ними вспыхивала искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, только согревало ладошки. Давайте передадим искорку добра: протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнёмся.
— Какое у вас стало настроение?
— Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
— Спасибо за ваши мысли и пожелания. У меня есть возможность на уроке помочь вам осуществить ваши мысли, быть вам полезной. Тем более, что мы отправляемся в путешествие. Какие у вас предположения, какое будет путешествие?
Вступительное слово учителя.
— Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась… 12 апреля 1961 года. Мы должны знать людей, с помощью которых осуществилась эта мечта.
1. Константин Эдуардович Циолковский – первый человек, который предположил возможность полётов в космос и изобрёл ракету.
2. Сергей Павлович Королёв – конструктор космических кораблей.
3. Юрий Алексеевич Гагарин — первый космонавт.
2.Устный счёт. Повторение состава чисел от 1 до 10.
— Прежде, чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на Земле. Начинаем тренировку?!
Главное правило у нас выполняй любой …( приказ).
— Первое секретное задание. Найти значение выражения, но результат сообщить только, мне.( Игра «Секретик»)
— Какое число самое маленькое?
— Какое число самое большое?
— Допишите пропущенные числа от 3 до 8.
3.Разноуровневая самостоятельная работа.
(зелёный ) 7+2= 3 + 5= 9 — 4=
(синий) 4 + 8 – 2= 10 – 7 + 4=
(коричневый) 10 – 10 + =9 10 – 4+ =9
Второе правило у нас.
Только дружных звездолёт
Может взять с собой …( в полёт).
— Посмотрите на наше «звёздное небо». наблюдая за звёздами, люди наиболее яркие и заметные группы звёзд объединили в созвездия. Наши созвездия «числовые».
Ждёт нас быстрая ракета,
Облетим вокруг планеты,
Звёзды, в гости ждите нас,
— Экипажи заняли места. Минутная готовность.
— Наша ракета помчалась вперёд.
— Главное в космосе – дисциплина и правильная посадка.
— Космически корабль вышел на заданную траекторию. Самочувствие юных космонавтов …(хорошее!)
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит …(труд)
— Внимание! Невесомость! (дети изображают своё поведение в космическом корабле).
— Давайте посмотрим в иллюминаторы. Вокруг нашего корабля большое количество НЛО.
— На что похожи эти объекты?
— На какие 2 большие группы их можно разделить?
Космонавтом хочешь стать – должен многое …(узнать).
— Ребята, у вас нет никакого вопроса ко мне?!
— Какие у вас предположения? (подсказка учителя – 6 букв в слове).
— Давайте исследуем поэтапно наш корабль, под названием «Задача».
1 этап – Подумай!
— Что такое задача? Какие мысли приходят вам в голову?
2 этап – Задайте вопрос?
— Задайте вопрос нашим гостям!
3 этап – Словарь.
— А где можно точно узнать, что такое задача?
— В толковом словаре русского языка — такое объяснение.
— Давайте сами исследуем, что такое задача?
1. Дима увидел в телескоп 5 звёзд,
а Владик 4 звезды.
Сколько всего звёзд увидели дети?
2. На небе появилась одна звезда,
а потом ещё несколько.
Сколько всего звёзд появилось
3. Собака Лайка — первый космонавт.
Белка и Стрелка —
первый космический экипаж.
— Как вы думаете, под каким номером задача?
— Докажите мне это!
— Поработаем с соседом! У вас есть карточка, на которой написано два текста, почитайте – порассуждайте вместе, в чём отличие.
— Какой сделаем вывод!
— Что может помочь при решении задачи? (схема, условие).
— Разобрав задачу, сделав схему или записав условие, мы можем решить задачу.
— Что для этого нужно что сделать? (записать выражение и найти его значение).
— Решив задачу, можем писать — ответ.
4 этап – наблюдение, эксперимент.
— Вернёмся к нашим текстам и проанализируем их, а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи?
— Каких частей не хватает?
5 этап – обобщение материала.
— Итак, какую информацию мы собрали о задаче?
— Посмотрите свои записи. ЗАДАЧА
6 этап – обобщение материала.
( ученик выходит к доске, надевает шапочку магистра и обобщает полученные знания о задаче)
— Я думаю, что мы с вами плодотворно поработали.
— И пока мы с вами возвращаемся на Землю, я предлагаю вам вспомнить ещё раз того человека, который открыл для всех дорогу в космос.
— В честь этого события 2011 год объявлен годом — космонавтики.
— И так «ТВ КОСМОС» представляет фильм о первом космонавте планеты.
— А кто мне скажет, когда наша страна будет отмечать 50- летие полёта человека в космос?
Подведём итоги нашего космического путешествия:
— Какие математические вопросы мы сегодня на уроке повторяли?
— Что нового узнали на уроке?
— Что было интересно?
— Ребята, а кому захотелось стать космонавтом?
— Кто знает, может через много лет, страна услышит ваше имя. И вы построите космический корабль, который отправится на другие планеты. И кто — нибудь из вас будет первым космонавтом, который полетит на Венеру или Юпитер. За вами будущее!
— Я хочу вам сказать спасибо за урок. А сейчас каждый из вас сам оценит работу на уроке с помощью звезды. Но помните, что космонавты очень требовательные к себе люди и умеют самокритично оценивать свои знания.
Источник